Научная статья на тему 'Формирование профессиональных качеств учетного характера у бакалавров и магистров'

Формирование профессиональных качеств учетного характера у бакалавров и магистров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFILE EDUCATION / A TWO-TIER EDUCATION SYSTEM / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS / PROFESSIONAL CERTIFICATION / PROFESSIONAL / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акатьева М. Д.

В статье рассматриваются современные подходы к формированию профессиональных навыков и компетенций у бакалавров и магистров экономического и менеджерского направлений подготовки с учетом требований российских образовательных технологий, норм международного характера, приоритетов рынка труда. Обозначены ключевые тренды и перспективные ориентиры современной подготовки бакалавров и магистров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акатьева М. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of professional qualities of accounting at the bachelor''s and master''s

The article deals with modern approaches to the development of professional skills and competences of bachelors and masters of economic and managerial training areas subject to the requirements of the Russian educational technology, international norms, priorities of the labour market. Identifies key trends and promising landmarks of modern bachelor's and master's degrees.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных качеств учетного характера у бакалавров и магистров»

УДК 378.14.015.62

Формирование профессиональных качеств учетного характера у бакалавров и магистров

М.Д. Акатьева

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова,2А e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются современные подходы к формированию профессиональных навыков и компетенций у бакалавров и магистров экономического и менеджерского направлений подготовки с учетом требований российских образовательных технологий, норм международного характера, приоритетов рынка труда. Обозначены ключевые тренды и перспективные ориентиры современной подготовки бакалавров и магистров.

Ключевые слова: профильное образование, двухуровневая система образования, совершенствование профессиональных качеств, профессиональная сертификация, профессионализм, профессионал, профессиональная компетенция

Как известно, при подготовке обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» в образовательном процессе изучаются дисциплины, непосредственно касающиеся вопросов бухгалтерского учета, его организации и ведения, либо в определенной мере базирующиеся на основных организационно-методологических положениях по бухгалтерскому учету в экономических субъектах в соответствии с действующим законодательством.

Образовательный интерес к данной сфере обусловлен высокой востребованностью на рынке труда профессиональных компе-

8

тенции выпускников, владеющих навыками, знаниями и умениями в учетной сфере современных российских организаций.

Бухгалтерский учет в России на современном этапе активно реорганизуется и адаптируется к международным стандартам учета и отчетности. Существенно возрастает роль учета в управлении производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью организаций разных форм собственности во всех сферах бизнеса. Используя возможности бухгалтерского финансового, управленческого, налогового учета, можно в значительной мере воздействовать на характер протекающих хозяйственных процессов, принимаемых управленческих решений, результаты деятельности, активность инвестирования средств в организацию.

В этих условиях роль профессиональных навыков бухгалтерского характера постоянно растет. Профессиональная деятельность учетного работника усложняется и становится все более разнообразной, не ограничиваясь ведением бухгалтерского учета.

В России профессиональная деятельность бухгалтерского профиля осуществляется во всех сферах народного хозяйства и направлена на профессиональное обслуживание функционирования экономических субъектов всех правовых форм собственности, сферы госбюджета и внебюджетных институциональных структур.

Учетный работник должен на основе профессиональных знаний обеспечить формирование, анализ и использование для целей управления информации об активах, обязательствах, капитале, движении денежных потоков, доходах и расходах, а также финансовых результатах деятельности организаций, учреждений и т.д., и тем самым способствовать улучшению использования экономического потенциала экономических субъектов, рациональной организации их финансово-экономических отношений, содействовать защите экономических интересов и собственности физических и юридических лиц.

Основными видами профессиональной деятельности выпускников высшей школы с учетным профилем подготовки являются: учетно-аналитическая, финансовая, контрольно-ревизионная, аудиторская, консалтинговая, организационно-управленческая, нормативно-методическая.

Современная бухгалтерская информация представляет собой данные, как правило, раскрывающие только определенный информационный срез фактов хозяйственной жизни, а значит, и финансового положения организаций в целом, т.е. бухгалтер, финансист, менеджер должны стремиться на практике и к достоверности (правдивости) информации, и к добросовестности (реальности) ее представления [2].

Главной задачей образовательной политики в настоящее время является повышение качества образования на основе сохранения

9

его фундаментальности, адекватного удовлетворения текущих и перспективных потребностей личности, общества и государства, соответствие критериям интеграции отечественной высшей школы в общеевропейское образовательное пространство.

Развитие бухгалтерской составляющей в профильном образовании заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров, финансистов, менеджеров, аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки финансовой отчетности.

Типовая учебная программа предназначена для формального обучения профессиональных учетных работников на самом высоком уровне в любой стране мира.

Поэтому в области развития учетной профессии, подготовки и повышения квалификации специалистов данной сферы в России на среднесрочную перспективу предусматривается [1]:

• осуществлять постоянный мониторинг качества программ обучения руководителей и специалистов заинтересованных организаций согласно международным стандартам финансовой отчетности, предусматривающий регулярное внесение изменений в соответствующие курсы высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку в области экономики, финансов, бухгалтерского учета и аудита;

• устанавливать квалификационные требования к специалистам организаций, применяющих международные стандарты финансовой отчетности при подготовке и представлении консолидированной финансовой отчетности, а также к аудиторам и аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги в данных организациях;

• обеспечивать необходимые условия для проведения дополнительного (послевузовского) профессионального образования и переподготовки специалистов в области бухгалтерского учета и аудита, связанного с внедрением МСФО;

• проводить аттестацию главных бухгалтеров организаций, подпадающих под обязательный аудит бухгалтерской отчетности, и иных бухгалтерских работников, осуществляющих бухгалтерские услуги на профессиональной основе.

Еще в 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу, что вызвало необходимость разработки нового государственного образовательного стандарта для двух ступеней образования - бакалавров и магистров, дало дополнительный импульс к модернизации отечественного образования и повышению его качества.

10

При этом бакалавриат должен обеспечить подготовку высококвалифицированных бухгалтеров, а магистратура - высококомпетентных специалистов, не только хорошо выполняющих учетные функции, глубоко знающих как свое дело, так и смежные проблемы юриспруденции, микро- и макроэкономики.

С переходом на двухуровневую систему образования перераспределяется учебная нагрузка между курсами, изменяется режим работы студентов. Основой обучения стали лекции и семинарские (практические) занятия, но наряду с ними все большее и большее значение приобретает самостоятельная работа студента. В связи с этим возрастает роль интерактивных методов обучения.

Внутренние различия между разновидностями учетных профессий постепенно теряют свое первоначальное значение, профессия становится все более универсальной. Современный учетный работник должен не только обладать навыками учетной работы, но и при необходимости или по желанию быть ревизором, финансовым аналитиком, аудитором.

Профессия бухгалтера - первоисточник большинства экономических специальностей. Из бухгалтеров вышли первые финансисты и экономисты предприятий, ревизоры и аудиторы. И в настоящее время для мастерского владения этими профессиями необходимо в совершенстве знать бухгалтерский учет, его методологию, правила составления финансовой отчетности и ее анализа.

Международная федерация бухгалтеров (IFAC) определила свою роль как развитие и повышение значимости бухгалтерской профессии в международном контексте в соответствии с гармонизированными стандартами, обеспечивающие предоставление профессиональных услуг высокого качества и отвечающие интересам пользователей. Одним из условий, обеспечивающих достижение поставленной цели, является разработка и реализация единых требований к образовательной и профессиональной подготовке бухгалтеров, которые, с одной стороны, разделялись бы всем профессиональным сообществом, а с другой, - не противоречили бы соответствующим национальным регулятивам стран-членов IFAC. Необходимость унификации требований к профессиональной подготовке бухгалтеров особенно стала актуальной после финансовых скандалов, связанных с достоверностью публичной отчетности ряда крупных фирм, и все более набирающего темпы процесса взаимопроникновения национальных экономик, проявляющегося в глобализации и интернационализации рынков товаров и капитала, в расширении масштабов деятельности транснациональных корпораций [2].

Подготовка бухгалтеров в различных странах осуществляется по-разному: в этом процессе могут быть задействованы как институ-

11

ты системы общего образования (прежде всего университеты, институты, колледжи), так и профессиональные (т.е. общественные, негосударственные) институты.

Поскольку англо-американская идея профессиональной сертификации (т.е. признания соискателя бухгалтером профессиональным сообществом в лице соответствующего института, объединяющего носителей этого титула) получает все более широкое распространение, в отдельных странах пытаются совмещать оба варианта подготовки бухгалтеров - как через систему высшего и среднего специального образования, так и через систему профессиональной подготовки бухгалтера [3].

Очевидно, что национальные особенности подготовки бухгалтеров в той или иной степени сохранятся еще долго и добиться абсолютной унификации в этом вопросе вряд ли когда-нибудь удастся, специалисты IFAC пошли на компромисс и в своих стандартах подготовки бухгалтеров изложили лишь наиболее общие требования, предъявляемые к образовательному и профессиональному уровню специалиста, и рекомендации по набору знаний, которыми должен владеть профессиональный бухгалтер. Эти требования и рекомендации изложены в семи международных образовательных стандартах (International Education Standards, IES) [3].

Общая идея стандартов заключается в идентификации определенного минимума квалификационных требований в трех областях: образовательные и профессиональные знания; практический опыт; система постоянного и непрерывного обновления знаний и навыков. В стандартах определяются области знаний, которые должны быть отражены в конкретной программе подготовки профессионального бухгалтера, но не дается содержательного наполнения предметов. Подразумевается, что это наполнение будет сделано специалистами национальных институтов с учетом особенностей национальной культуры, традиций в области общего и профессионального образования, приоритетов в отношении тех или иных предметов.

Согласно трактовке IFAC под профессиональным бухгалтером понимается член национального института, входящего в состав IFAC. То обстоятельство, что все национальные институты, определяющие политику в области аудита в данной стране, входят в состав IFAC, как раз и говорит о том, что предложенный Федерацией подход к сертификации специалиста распространяется как на бухгалтеров, так и на аудиторов.

В отечественном учете остается множество этических вопросов, требующих своего закрепления на бумаге и апробирования на практике. Такие вопросы подробно рассмотрены в американском кодексе, к примеру, необходимость предварительного изучения бухгалтером состояния учета на будущем месте работы; отношения с работодателем. В

12

качестве примера одной из самых неоднозначных этических проблем можно привести необходимость выбора между действиями, могущими принести пользу предприятию, и действиями, способными понравиться непосредственному начальнику, поскольку эти два момента часто между собой не совпадают.

Одной из ключевых проблем современного рынка труда является недостаток высококвалифицированных учетных работников. С этой точки зрения особый интерес вызывают профессионально важных качеств у будущих работников.

Очевидна необходимость корректировки образовательного и воспитательного процесса в высшей школе в целом.

В числе первоочередных можно выделить следующие задачи совершенствования профессиональных качеств у бакалавров и магистров [2]:

• повышение личной заинтересованности (мотивации) обучающихся в формировании профессиональных качеств для квалифицированной предстоящей деятельности;

• создание максимально возможных условий для самовыражения и проявления инициативы;

• привлечение обучающихся к научно-исследовательской деятельности;

• дальнейшее внедрение в учебный процесс инновационных технологий обучения и привлечение к учебному процессу опытных практикующих специалистов;

• разработка индивидуальных программ развития профессиональных качеств и технологии повышения конкурентоспособности будущих учетных работников.

Профессионализм - это высокое мастерство, приобретенное и сохраняемое в какой-либо области знаний или умений. Для достижения профессиональной компетенции первоначально необходимо получение высшего образования, после которого следует практическая работа.

Для поддержания профессиональной компетенции на должном уровне нужно постоянно следить за событиями в соответствующих сферах деятельности, включая национальную и международную информацию, включая соответствующие законодательные и нормативные требования.

Отличительными качествами профессионала учетной сферы является обеспечение на основе профессиональных знаний формирования, анализа и использования для целей управления информации об активах, обязательствах, капитале, движении денежных потоков, доходах и расходах, а также финансовых результатах деятельности предприятий, организации, учреждений и т.д. Что в целом способствует улуч-

13

шению использования экономического потенциала экономических субъектов, рациональной организации их финансово-экономических отношений, содействует защите экономических интересов и собственности физических и юридических лиц. Объектами современной профессиональной учетной деятельности являются: оборотные и внеоборотные активы, обязательства, капитал, доходы, расходы и финансовые результаты в области основной, операционной инвестиционной и финансовой деятельности экономических субъектов.

Профессиональная деятельность в любой сфере требует от специалиста эрудиции и глубоких знаний, поэтому для развивающихся личностей нет предела самосовершенствованию в избранной профессии.

Процесс освоения новых знаний, а впоследствии и генерация идей распределяются на весь период профессиональной деятельности. Необходима специализация профессионала на каком-либо одном процессе, виде деятельности, операции, так как другие физически невозможно охватить. В смежных областях знаний бухгалтеру нужно разбираться настолько, чтобы его не могли ввести в заблуждение ни свои сотрудники, ни сторонние партнеры. Основной гарантией успеха учетного работника в бизнесе является уверенность в своих возможностях и развитие их.

На каждой из ступеней деловой карьеры учетного работника все более усложняется объект управления, расширяется диапазон внешних связей, возрастает степень ответственности, меняется характер стимулов для продвижения вверх или сохранения своего положения, формируются навыки и стиль работы.

Каждый профессионал в своей деловой практике стремится к совершенствованию своего опыта, выбору наилучшего сочетания приемов и методов работы. По прошествии времени проясняются вершина профессиональной карьеры, мера ее общественного признания, степень удовлетворенности специалиста результатами своей деятельности. Умение воспроизводить и пополнять знания - одно из неотъемлемых качеств профессионала.

Библиографический список

1. Стандарт образования профессиональных бухгалтеров России. Утвержден Советом по профессиональному образованию Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России от 22 сентября 2005 г., протокол № 02/05.

2. Акатьева М.Д. Бухгалтерское дело: юридический анализ фактов хозяйственной жизни: монография. - М.: МГУП, 2010.

3. Андреев ВД, Лисихина И.В. Введение в профессию бухгалтера: учеб. пособие. - М.: Магистр, 2009.

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.