О.В. Дружиловская
кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
Н.А. Анохина музыкальный руководитель, ГБОУ СОШ 1394 дошкольное отделение 2162 (компенсирующего вида)
Формирование профессиональных инициатив участников образовательного процесса в коррекционно-педагогической деятельности
Новые тенденции развития современного и специального образования - включение в образовательный процесс лиц с ограниченными возможностями здоровья, внедрение новых подходов, форм и технологий коррекционно-педагогической помощи, оказание специальных образовательных услуг широкому кругу нуждающихся в них, - предъявляют высокие требования к профессионализму педагогов. В этом контексте возрастает научный интерес к профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющий особые образовательные потребности, поиску путей управления этим процессом.
Формирование профессиональной компетентности педагога коррекционного учреждения осуществляется при овладении им научнообоснованными образовательными технологиями, что нацеливает на развитие его ценностных и смысловых ориентиров, нравственных качеств. Необходимо учитывать и значимость предварительной педагогической подготовки педагога как условия повышения профессиональной мотивации и готовности к инновационной деятельности в сфере специального образования. Профессионализм - это результат активности самого человека. В.А. Сластенин указывает на существование своего рода противоречия: «профессиональную подготовку осуществляют внешние (по отношению к человеку) структуры (институты, университеты), а профессиональное становление человека является в основном результатом его собственного, внутреннего движения, когда профессионализм становится ценностью личности».
Понятие «инициатива» в различных контекстах функционально используется как указание на источник и механизм развития сферы образования. По определению Л.В. Яблоковой, профессиональная инициатива педагога в образовании проявляется не только во внедрении новых идей, новых технологий и форм, но и в постоянной, гибкой, оперативной подстройке имеющихся организационных и содержательных структур системы под внешние влияния, под изменения в расстановке общественных сил и ценностей, интересы потребителя, ситуацию на рынке труда и ресурсов.
Таким образом, профессиональная инициатива педагога направлена на изменение образовательной практики в составе широкой образовательной среды и образовательного процесса в совокупности его компонентов: целей, результатов, содержания, технологий, организации,
87
условий, принципов. Педагог, творчески осваивая образовательное пространство, предопределенное конкретной педагогической деятельностью, расширяет свои возможности и перспективы, соединяя образовательную и научную активность.
Таким образом, согласно выводам исследователей (В.И. Кондрух, П.Н. Прозументова, Л.Н. Горбунова и др.), инициатива - это побуждение к реализации субъективно или объективно новых видов и форм деятельности, имеющее внутреннюю и внешнюю детерминацию и выражающееся в самостоятельном, ответственно принятом решении и в его исполнении в каком-либо действии, поступке, конкретном деле. Развивающий потенциал инициативы очевиден. Профессиональная инициатива выступает в качестве показателя и в то же время способа самоутверждения, самовыражения, самоактуализации педагога.
Таким образом, профессиональная инициатива - качественная характеристика личности педагога, способ реализации его актуальных профессиональных потребностей, творческой самореализации и профессионально значимый результат активности, направленной на изменение какого-либо из компонентов педагогической системы: целей, установок, содержания, методов обучения, образовательных технологий, системы отношений, оценочных процедур и пр.
Профессиональная инициатива отражает уровень профессионализма и особенности личного опыта педагога.
Профессиональная деятельность музыкального руководителя в коррекционном дошкольном учреждении связана с решением не только задач музыкального воспитания детей различных возрастов с учетом их психофизиологических особенностей, но и с включением в коррекционный педагогический процесс, требующий профессиональной компетентности музыкального воспитания и обучения детей с проблемами развития. Без профессиональной инициативы педагога невозможно интегрировать задачи музыкального воспитания и основные методы и формы деятельности музыкального педагога с коррекционными технологиями, обеспечивающими комплексное компенсаторное воздействие особенностей психического развития данной категории детей. Решение основных задач психолого-педагогического процесса, как развитие эмоциональноволевой сферы, произвольного внимания, памяти, подвижности нервных процессов, творческого воображения и фантазии, речи и движения, осуществляется в увлекательных для ребёнка видах деятельности: музыкальной, театральной, игровой.
Научные исследования в области музыкальной педагогики показывают, что вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетическое развитие личности ребенка, но и на его умственной потенциал. Воспитание слуха и голоса отражается на формировании речи. Воспитание музыкального ладового чувства связано с формированием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, а также способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения.
88
У детей с ЗПР в патологический процесс вовлекаются: глубинные структуры мозга, оказывающие тормозное восходящее влияние на кору головного мозга и в результате замедляющие ее развитие; области коры мозга, в которых формируются гностические и праксические функции, что препятствует становлению речевого слухового гнозиса и артикуляционного праксиса; образование необходимых ассоциативных связей.
Особенность данных повреждений - их парциальность. Наличие «здоровых» участков мозга у детей с «задержками» и обеспечивает компенсаторные механизмы, что позволяет им усваивать объем знаний, необходимый для включения в работу и третичных корковых полей головного мозга.
Решающую роль играет признание того, что детский мозг обладает высокой степенью пластичности. Это и позволяет заместить поврежденный участок мозга «здоровым», еще не получившим определенной функциональной специализации. Детям с ЗПР доступны определенные мыслительные операции символического характера.
При построении коррекционно-педагогических условий педагог специального образования должен учитывать особенности раннего речевого онтогенеза, когда большую роль играют процессы левополушарной лате-рализации речевой функции. Вначале ребенок усваивает неречевые шумы (природные - шум ветра, шуршание листьев, звук льющейся воды, раскаты грома, а также «голоса» животных; предметные шумы, издаваемые различными предметами - орудиями труда, музыкальными инструментами и пр.). Данные приобретения правого полушария служат базисными для первичных операций речевого развития. Они состоят в отборе из них левополушарным механизмом полезных для речи признаков. Все удары, смычки, шипения, свисты, рычания и мычания в левом полушарии должны видоизмениться и превратиться в звуки речи, которые сохраняют в самих названиях связь с исходными звучаниями. Это и есть процесс формирования речевого слухового гнозиса.
Для понимания речи с опорой на речевой слуховой гнозис и фонематический слух необходимо, чтобы полезные для речи признаки, отобранные из неречевых сигналов, из правого полушария «перешли» в левое, т. е. чтобы осуществился процесс их левополушарной латерализации.
Музыкальное воспитание в коррекционных группах детского сада обеспечивается с учётом «симптомов», характерных признаков детей с ЗПР и направлено на решение как музыкальных задач, так и коррекционных:
1) в процессе обучения восприятию музыки происходит нормализация психических процессов, развивается слуховое внимание и память;
2) формируются координаторные функции организма: развивается равновесие, ориентация в пространстве, нормализация мышечного тонуса, дыхательный механизм движений, физические качества;
3) развиваются гармоничные качества личности.
Опыт музыкальных руководителей в коррекционных учреждениях показывает, что все дети, поступающие в группы ЗПР, не владеют своим голосом и воспроизводят только низкие звуки. Эти немногие звуки находятся ниже обычных центральных звуков детского голоса примерно на
89
два-три тона, т. е. на границе малой и первой октавы. Голосовые складки у них более инертные, менее податливые к физиологическим изменениям. Диапазон голоса по звуковысотной шкале находится в прямой зависимости от мобильности изменений длины и податливости голосовых складок. В грудном режиме фонации голосовые складки фактически инертны. Анализируя опыт музыкальных руководителей коррекционнодошкольных учреждений для построения коррекционно-музыкальнопедагогической деятельности, необходимо учитывать дизонтогенез анатомо-физиологических особенностей глотки и гортани у детей с ЗПР.
Вследствие неравномерности роста различных частей голосового аппарата голос ребёнка меняется на протяжении его жизни по силе, высоте, тембру, диапазону, регистрам. В первые 7 лет жизни преобладает фальцетный механизм фонации с доминирующим участием перстнещитовидной мышцы, в то время как другие мышцы гортани принимают косвенное участие. Перстнещитовидная мышца не только суживает голосовую щель, но одновременно натягивает голосовые складки. Именно эта мышца выполняет основную роль в регуляции натяжения, так как вокальные мышцы ещё не сформированы. Вокальные мышцы формируются в возрасте 7-12 лет. Постепенно механизм фальцета заменяется колебанием голосовых складок, так как в мышцах, суставах, надхрящнице разветвляются чувствительные нервные окончания.
Голос появляется в момент рождения как врождённый, защитный безусловный рефлекс. В дальнейшем на базе этого рефлекса путём образования цепных, условно рефлекторных реакций возникает разговорный и певческий голос.
Исследования детского голоса, особенно на первом году жизни, имеет прогностическое значение. Процесс овладения интонацией начинается у ребёнка уже на стадии гуления, и к концу первого года жизни на основе интонационной системы языка взрослых начинается овладение системой фона. На втором году жизни у ребёнка развивается умение моделирования голосом различных эмоций, происходит резкий количественный рост разнообразных звукосочетаний лепетной речи и в последующем появление первых слов. И.И. Панченко рассматривает расстройство просодики у детей по силе голоса, тембру, голосовым модуляциям. Она отмечает, что у детей с дизартрией при спастическом порезе голос тихий, назализированный, монотонный, истощающийся; при атаксии - вибрирующий, скандирующий, неустойчивый по высоте и тембру; при тонических напряжениях - сдавленный, напряжённый, более экспираторный в начале высказывания, чем в конце. При гиперкинетических нарушениях - непостоянный по силе, продолжительности, прерывистый, дрожащий. Вследствие неправильной техники голосообразования в голосовых складках появляются «узелки крикунов». Чаще наблюдаются у мальчиков, чем у девочек в старшем дошкольном возрасте. Узелки голосовых складок представляют микроскопические изменения слизистой оболочки, возникающие в передней трети голосовых складок, при этом фонаторные колебания сохранены. Однако может наблюдаться напряжённое состояние голосовых складок, соприкосновение в области узел-
90
ков, в то время как между другими отделами остаётся узкая линейная щель. Данное состояние приводит к более замедленным, ослабленным фонаторным колебаниям голосовых складок. В практике работы с такими детьми музыкальный руководитель при составлении коррекционнопедагогической программы использует методы и техники с учетом возраста ребенка, его речевых, интеллектуальных и физических возможностей. Один из них - фонопедический, изложенный В.В. Емельяновым в ряде работ по развитию голоса. В.В. Емельянов сформулировал основные принципы фонопедического метода развития голоса (ФМРГ):
• принцип «генетически исходного»;
• принцип развития режимов работы гортани.
Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому случаю, индивидуально к каждому ребенку с учетом его природных особенностей. В основе этого метода - настройка голоса на другой регистр, фальцетный. Данный звук воспроизводится только при краевом колебании голосовых складок. Сотрудниками Института художественного воспитания АПН Е.И. Алмазовым и Н.Д. Орловой в фонетической лаборатории сектора музыки и пения было проведено исследование, которое показало, что громкие низкие звуки воспринимаются детьми гораздо труднее, чем тихие и высокие. Для слухового восприятия легче звуки умеренной громкости и на высоких звуках первой октавы, по сравнению с громкими звуками, которые возбуждают нервную систему, утомляют слух, внимание. Результаты исследования оказались положительными, дети не просто научились петь, но компенсировались функции слухового и голосового аппарата. Методика В.В. Емельянова действительно оказалась результативной в работе с детьми с ЗПР.
Формирование функции мышц, участвующих в звукообразовании с использованием упражнений ФМРГ, позволяет разрешать проблемы нарушений голосового аппарата у детей с функциональным и органическим поражением нервной системы. «Фонопедический метод развития голоса» направлен на оздоровление голосового аппарата и его физиологических функций, способствует улучшению психоэмоционального фона человека. Важной особенностью метода является развитие способности к самоанализу и самоконтролю, анализу ощущения собственного тела.
Профессиональная исследовательская инициатива педагога нашла выражение в осуществлении коррекционно-педагогического процесса с использованием фонопедических техник системы В.В. Емельянова. Для музыкального руководителя в научно-педагогической деятельности это определяется как инновационный процесс, выражающийся в выдвижении идей, осуществлении деятельности, направленной на получение принципиально нового знания.
Значение термина «фонопедия» В.В. Емельянов определяет как «комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекцию дыхания, а также коррекцию самой личности обучающегося». В основе системы лежит координацион-
91
но-тренировочный метод, основанный на технологическом, отстраненном от музыкально-исполнительских задач подходе. Он основан на объективно существующих факторах голосообразования: биологической целесообразности, энергетической экономичности, акустической эффективности, обеспечиваемых саморегуляцией, самонастройкой, самообучением человека на базе его мозговой активности.
При психическом дизонтогенезе задержанного развития и патологии речи требуется системный подход к использованию психокоррекционных технологий. И.И. Мамайчук определяет понятие «психокоррекционные технологии» как совокупность знаний о способах и средствах проведения психокоррекционного процесса.
Центральным звеном в разработке психокоррекционных технологий является составление психокоррекционной программы, которая представляет собой системное воздействие, состоящие из нескольких взаимосвязанных блоков, реализующих задачи конкретной направленности. Рассматриваемая система ФМРГ, связанная с обучением, управлением голосом, воспитанием навыков правильного голосоведения, постепенной активизацией мышечного аппарата гортани при минимальной нагрузке, может быть рассмотрена как психокоррекционная технология, необходимая в работе с детьми в коррекционных дошкольных учреждениях. Способы и приемы использования данного метода в коррекционной практике основываются на природных системах голосообразующего аппарата и направлены на развитие целесообразного использования режимов работы гортани (регистров), активного голосообразующего выдоха, осуществляемого преимущественно внутренней дыхательной мускулатурой (трахеей, бронхами, легкими), певческого вибрато и управления его частотой и амплитудой (размахом по высоте и скоростью пульсации) с учетом особой формы рта, глотки, положения языка, принятых в академическом пении, особой артикуляции гласных и произношения согласных. С фонопедической методикой целесообразно использовать развивающие голосовые игры. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы своего организма.
Игры с использованием детского русского народного фольклора имеют особое значение в музыкальном воспитании детей, они развивают устойчивость интонации в пении, а также умение согласовывать пение с движением. Игры могут проводиться без музыкального сопровождения вне музыкальных занятий под руководством воспитателя. Все эти методические приемы помогают лучше узнать индивидуальные возможности детей.
На занятиях с детьми используют народные попевки и небольшие песенки, имеющие подражательный характер (голоса птиц, животных, звуки окружающей действительности, повторяющиеся интонации). С их помощью у детей развивается слух, формируются дикция и артикуляция. Такие попевки в младшей группе, как «Ладушки», «Зайчик, ты зайчик»,
92
«Петушок», просты и очень нравятся детям. Протяжность в пении зависит от преобладания в словах текста гласных. Народные песни - отличный материал для обучения детей напевному пению. В средней группе используются народные песни: «Дождик, дождик, пуще», «Две тетери»; игры-хороводы: «Ходит Ваня», «Гуси вы, гуси». Пение песни «Дождик» помогает вырабатывать у детей чёткое произношение. Пропевание слов с частым повторением согласных д, п требует от детей активной артикуляции, а небольшой диапазон (ля - соль) не отвлекает их внимания на запоминание мелодических оборотов. Этой песней рекомендуется начинать работу с детьми над динамическими оттенками.
Пение песни «Две тетери» позволяет продолжать работу над напевностью исполнения. В песне первая фраза начинается и заканчивается тоникой, что помогает развивать у детей ощущение лада, а на примере второй половины мелодии закрепляется умение детей слышать и воспроизводить голосом постепенное движение мелодии вверх к тонике. В старшей группе используются такие народные попевки и песни, рекомендованные программой, как «Чики-чики, чикалочки», «Бай-качи», игры с пением «Ворон», «Васька-кот» ... Пропевание пятой и третьей ступени в песне «Чики-чики, чикалочки» позволяет добиться высокого звучания, а занимательный текст с использованием имён детей побуждает активно включаться в пение. Интонационной особенностью песни «Бай-качи, ка-чи» является повторение мелодии в определённой последовательности. Пение этой песни позволяет детям усвоить гибкие мелодические обороты, а также устойчивое интонирование тоники.
Русская народная песня «Дудочка» - одно из упражнений, которое побуждает ребёнка чисто интонировать звуки, различные по высоте, расширяет диапазон голоса. А песня «Сорока, сорока, где была? Далеко» помогает детям уверенно различать чередование долгих и коротких звуков, точно воспроизводить ритмический рисунок попевки. Для более успешного развития песенного творчества рекомендуется использовать такой метод: начинать песню, а дети должны заканчивать её в той же тональности.
Таким образом, фонопедический метод является системообразующим в сотрудничестве всех участников образовательного процесса, что необходимо для успешного воспитания, образования, развития, социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ, обеспечения эффективности коррекционно-педагогической помощи. Интегративным критерием качества образовательного процесса здесь является инициатива как новое авторское действие профессиональной деятельности. Направленность инициативы обусловлена профессиональными затруднениями педагога, разрешение которых связано с продвижением и личностнопрофессиональным развитием.
93