УДК 371
Своротова Юлия Владимировна
аспирант
svorotovaj ul ia@mail .ru Yulia V. Svorotova
graduate student svorotovaj ul ia@mail .ru
Формирование профессиональной успешности у будущих педагогов:
теоретические аспекты проблемы
Formation of professional success in the future teachers: theoretical aspects
Аннотация. Формирование профессиональной успешности личности - актуальная проблема современной педагогики. В статье обосновывается необходимость формирования профессиональной успешности у будущих педагогов, рассматриваются варианты характеристик данного понятия. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что формирование профессиональной успешности у будущих педагогов во многом зависит от содержания и качества подготовки студента в образовательном учреждении. Задача колледжа состоит не только в выполнении требований стандарта, но и в том, чтобы заложить основы профессиональной успешности, что ведет к поиску дополнительных инструментов.
Ключевые слова: профессиональная успешность, среднее профессиональное образование, педагог, студент, образовательное учреждение, колледж, дополнительные инструменты.
Annotation. Formation of the professional success of personality - a topical problem of modern pedagogy. The article substantiates the necessity of development of professional success in the future teachers as well as variants of the characteristics of this notion. According to the results of the study concluded that the formation of the professional success in the future teachers is largely dependent on the content and quality of training of a student at an educational institution. The aim of the College is not only in the implementation of the requirements of the standard, but also to lay the foundations for the professional success, leading to search tools.
Keywords: professional success, secondary vocational education, teacher, student, educational institution, College, additional tools.
Об успешности человека говорят, когда признают его успех, удачу в достижении желаемого результата. Успех осознается в процессе приобретения социального опыта и достигается благодаря приложенным усилиям и стараниям.
Осмысление этого понятия становится все более актуальным в современном мире, где значительно возросли требования к качеству и содержанию подготовки специалистов. А.М. Новиков отмечает, что «...молодёжи крайне трудно преодолеть психологический барьер перехода ... к позиции активного субъекта. » [6].
Важную роль в решении данной проблемы должна сыграть система среднего профессионального образования, в том числе педагогического, которая дает возможность личности развивать и приумножать свои качества, формировать особую систему
отношений к окружающей действительности и самой себе, расширять возможности саморазвития. Функции педагогического среднего профессионального образования как социального института связаны с обеспечением значительного уровня стабильности социокультурного развития российского общества, становлением личности нового типа — активной, целеустремленной, способной действовать в ситуациях неопределенности. Такую личность может воспитать только успешный педагог, обладающий конкурентноспособностью и навыками самосовершенствования, умеющий творчески работать.
Конец XX века - начало XXI века характеризуется интересом ученых и исследователей к сущности понятия профессиональная успешность. Рассмотрим разнообразные варианты характеристик данного понятия.
Успешность - это комплексное категориальное понятие, которое выявляет определенную системность в достижении намеченных целей под влиянием взаимодействия объективных и субъективных факторов. Успешность в профессиональной деятельности характеризует степень реализации возможностей специалиста, которые обусловлены качеством его подготовки, компетенциями и мотивацией [4].
Захаренко М.Г. отмечает, что в общем смысле профессиональная успешность специалиста - это обобщенная характеристика его способности эффективно реализо-вывать свой творческий потенциал в сфере профессиональной деятельности. На уровень профессиональной успешности основное влияние оказывают 3 фактора: профессиональная мотивация, профессиональная квалификация, профессиональные способности.
Н.С. Стародубцева для раскрытия понятия «профессиональная успешность» в своем исследовании использует близкие к нему понятия «профессионализм» и «профессиональная компетентность». По ее мнению, профессиональная успешность как качественная личностная характеристика специалиста выступает основным условием достижения профессиональной компетентности, а затем и профессионализма. Компетентность она характеризует как «интегральную профессиональную способность человека, означающую его подготовленность к решению на высоком уровне определенного класса профессиональных задач». Профессионализм она характеризует как «интегральную психологическую характеристику труда человека, характеризующую высший уровень выполнения деятельности, нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности. Профессионализм складывается из многих видов профессиональной компетентности и характеризуется способностью к самоорганизации, ответственностью и профессиональной надежностью [8].
Значимым качеством для достижения успешности личности в современном обществе является профессиональная мобильность (Крылова Н., Александрова Е., Стародубцева Н.С., Василенко Н.В., Галанина М.А.).
Галанина М.А. отмечает, что с понятием «профессиональная успешность» тесно связаны понятия «профессиональная устойчивость» и «адаптивность» [1].
Таким образом, понятие профессиональной успешности является общим понятием, определяющим качество деятельности специалиста. Поэтому ее формирование должно быть целью профессиональной подготовки специалиста.
Жемухова Л.З. сформулировала понятие «профессиональная успешность учителя» как субъектно-личностное состояние учителя, отражающее динамику развития мотивационно-ценностного отношения, личностно-профессиональных качеств, эмо-
ционально-оценочного отношения к результатам педагогической деятельности и обеспечивающего достижение успеха в педагогической деятельности в новых социально меняющихся условиях [2].
В стенах образовательного учреждения СПО у студентов нельзя в полной мере сформировать профессиональную успешность, но использовать возможности образовательного процесса вполне уместно и приемлемо. Поэтому задача, стоящая перед педагогическим колледжем, помочь студентам овладеть основами профессиональной успешности как начальным уровнем их профессиональной подготовки.
В исследованиях Зеера Э.Ф., Климова Е.А., Пряжникова Н.С. формирование профессиональной успешности специалиста определяется как непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление; как рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей; как активное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к творческой самореализации в профессии.
Выявление закономерностей, обеспечивающих достижение студентами профессиональной успешности, требует ориентации на определенную систему критериев, регулирующих качество становления будущего педагога. Критерии профессиональной успешности студентов могут иметь как объективную, так и субъективную природу. Объективность критериев состоит в том, что многие параметры возможно измерить и оценить непосредственно. Субъективность часто связана с самооценкой уровня готовности и качества деятельности.
По мнению Н.С. Стародубцевой, успешность профессионального обучения и развития достигается при условии осуществления профессиональных проб в процессе взаимодействия и трансформации таких компонентов как профессиональные знания, умения и навыки, профессиональная гибкость и мобильность [8].
Космодемьянская С.С. определила компоненты, оказывающие непосредственное влияние на формирование успешности студента педагогического вуза: аффективно-мотивационный компонент (мотивация достижений, ориентация на успех, саморазвитие), поведенческий (активность, достижение целей, успешная профессиональная идентичность), когнитивный (знания, умения, навыки, креативность (творчество), ключевые компетенции). Проведенное исследование показало, что объективные показатели успешности студента влияют на его успехи в будущей профессиональной деятельности. Более успешные учителя характеризуются большей успешностью как студенты во время обучения в вузе [4].
Особую роль в обеспечении профессиональной успешности субъекта, занятого в сфере профессий «человек-человек», играет коммуникативная компетентность. В целом ряде профессий (в том числе педагогической) она является неотъемлемым атрибутом профессионализма. Наличие хорошо развитой коммуникативной компетентности делает человека более успешным и востребованным в качества партнера социального взаимодействия. В связи с этим выделяют общую и профессиональную коммуникативную компетентность, но последняя не возникает стихийно, а формируется в системе обучающих и развивающих мероприятий с акцентом на развитие этических характеристик профессионала и ценностных ориентаций, адекватных гуманистическим принципам общения [3].
В своем диссертационном исследовании Галанина М.А. разработала критерии для определения уровня сформированности профессиональной успешности студентов на образовательно-профессиональном и постобразовательном этапах ее формирования. Система критериев включает критерии когнитивного, ценностно-мотивационного, поведенческо-деятельностного, результирующего, субъектно-психологического и регулятивного блоков [1].
Мельникова Е.П. определила внутренние (интеллект, мотивация, личностные особенности) и внешние (управление учебной деятельностью, практикоориентирван-ная образовательная среда колледжа) факторы формирования учебно-профессиональной успешности студентов [5].
Не менее важным для формирования профессиональной успешности студентов является построение педагогического имиджа. Учителю необходимо не столько развить умение предъявлять себя, сколько умение видеть и оценивать себя и других, важно осознать то, что целью развития и формирования имиджа учителя является не воспитание актера или педагога в маске, а учителя с качествами актера, творца, которые должны проявляться в зависимости от решаемых педагогических задач [7].
Таким образом, формирование профессиональной успешности у будущих педагогов во многом зависит от содержания и качества подготовки студента в образовательном учреждении. Задача колледжа состоит не только в выполнении требований стандарта, но и в том, чтобы заложить основы профессиональной успешности, что ведет к поиску дополнительных инструментов.
Литература:
1. Галанина М.А. Воспитание профессиональной успешности студентов в педагогическом процессе колледжа: Дисс... канд.пед.наук. СПб, Государственное научное учреждение «Институт образования взрослых российской академии образования». 2006. -152 с.
2. Жемухова Л.З. Формирование профессиональной успешности учителя в системе повышения квалификации: дисс. ... канд.пед.наук. Владикавказ, 2013. -190 с.
3. Кипиани А.И. Развитие коммуникативной компетентности врача-стоматолога как условие профессиональной успешности: дисс. ... канд.психол.наук. Ставрополь, 2006. - 205 с.
4. Космодемьяская С.С. Формирование успешности будущих учителей в условиях педагогического вуза: дисс. ... канд.пед.наук. Казань, 2007. -189 с.
5. Мельникова Е.П. Формирование учебно-профессиональной успешности студентов педагогического колледжав процессе преподавания гуманитарных дисциплин: автореферат дисс. ... канд.пед.наук. Москва, 2012. - 24 с.
6. Новиков А.М. Профессиональное образование России. Перспективы развития. Москва: ИЦП НПО РАО, 1997. - 254 с.
7. Панова Н. В. Развитие профессиональной успешности педагога: учеб.-метод. Пособие. Гос. образоват. учреждение Ин-т повышения квалификации специалистов проф. образования, Каф. педагогики и психологии. СПб.: ИПК СПО, 2008. - 267 с.
8. Стародубцева Н.С. Формирование основ профессиональной успешности у студентов вузов в условиях учебных практик: дисс. ... канд.пед.наук. Биробиджан, 2006. - 230 с.
Literature:
1. Galanina M.A. Education of the professional success of students in pedagogical process of the College: Diss... Candia. St. Petersburg, State scientific institution «Institute of adult education of the Russian Academy of education». 2006. -152 р.
2. Kh.zhemukhov IS the Formation of the professional success of teachers in the system of professional development: Diss. ... Candia. Vladikavkaz, 2013. -190р.
3. Kipiani A. I. Development of communicative competence of a dentist as a condition of professional success: Diss. ... candesartan. Stavropol, 2006. - 205p.
4. Kosmodamianskaya S. The formation of the success of future teachers in the conditions ofpedagogical of the University: Diss. ... Candia. Kazan, 2007. -189 р.
5. Melnikova H.E. Formation of educational and professional success of students of pedagogical collegial the process of teaching humanitarian disciplines: abstract of Diss. ... Candia. Moscow, 2012. - 24р.
6. Novikov A. M. Professional education of Russia. Development prospects. Moscow: PPI NGOs RAO, 1997. - 254 р.
7. Panov, N. C. the Development of the professional success of the teacher: textbook.-method. The allowance. GOS. both educational. the establishment of the Institute of qualification improvement of specialists of professional education Department. pedagogy and psychology. SPb.: IPK str, 2008. - 267р.
8. Starodubtseva NS Formation of the foundations of the professional success of students of higher education institutions in the conditions of educational practices: Diss. ... Candia. Birobidzhan, 2006. - 230 р.