УДК 378:001.891
П.А. РЯБОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
В своей статье автор приводит список актуальных проблем, с которыми сталкиваются индивиды во время обучения лидерству. Целью статьи является анализ изучения ряда социальных, психологических, поведенческих препятствий в процессе формирования лидерских качеств, а также существующих способов их преодоления. Обобщен новый материал по исследуемой теме, вводится в научный оборот ряд предложений к внесению в учебный процесс. Рассматривается проблематика на каждом этапе обучения. Ключевые слова: педагогика, лидерство, воспитание, проблема.
The article about social, psychological, behavioral obstacles for leaders qualities formation, as well as ways of their overcoming and problems for each stage of education.
Key words: leadership, pedagogics, education, problem.
Развитие туризма актуализирует проблему подготовки специалистов в системе профессионального туристского образования. Современное состояние туристской сферы в мире в целом и в России в частности обусловливает необходимость определения секторов производственной деятельности и соответствующей структуры рабочих мест в российской системе туризма; дальнейшей разработки и изменения профессионально-квалификационной структуры кадровых ресурсов и перечня направлений, специальностей и специализаций в системе высшего профессионального образования в сфере туризма.
Формирование профессиональной мотивации у студентов, пожалуй, сложнейшая и чрезвычайно актуальная проблема для высшего профессионального образования. Составной частью профессиональной мотивации являет-
© Рябов П.А., 2014
ся подготовка и прохождение зарубежных стажировок как важнейший компонент приобретения профессиональных компетенций студентов туристского вуза. На основании проведенного анализа по проблеме мотивации студентов актуальность исследования обуславливается противоречием между необходимостью развития профессиональной мотивации у студентов туристского вуза к прохождению зарубежных стажировок, с одной стороны, и отсутствием моделей по формированию этой мотивации у студентов, а также механизмов повышения ее эффективности, с другой стороны.
В структуре профессиональной мотивации студентов туристского вуза (рис. 1) мы выделяем два больших блока мотивов: профессионально значимые мотивы и личностно значимые мотивы.
Первый блок включает в себя следующие группы мотивов:
1) собственно профессиональные (стать высококвалифицированным спе-
циалистом, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, добиться высоких результатов деятельности в сфере туризма, стать топ-менеджером в туроператорской компании и др.) - это группа смыслообразу-ющих мотивов профессиональной деятельности, значимость которой основана на закономерностях связи интереса к деятельности с развитием профессиональной компетентности, стремлением к творчеству в профессии, достижением успеха в реализации поставленных целей;
2) мотивы профессионального развития и карьерного роста (утвердить себя в профессии, занять в будущем высокое положение в обществе, занять положение в определенном ближайшем окружении; занять высокую
руководящую должность, приобрести полезные связи и знакомства, возможность начать свое дело и др.) - группа мотивов профессионального развития и карьерного роста имеет витальную направленность и связана с наличием у человека потребности в профессиональной стабильности и развитии карьеры, данная группа включается в смыслообразующую деятельность системы мотивов, несмотря на тот или иной уровень осознанности таких мотивов субъектом деятельности;
3) прагматические мотивы (обеспечить высокий доход благодаря полученным знаниям, получить высокооплачиваемую работу и др.) - группа прагматических мотивов связана с наличием у молодого человека потребности в материальном благополучии.
Рис. 1. Структура профессиональной мотивации
Второй блок включает следующие группы мотивов:
1) познавательные мотивы (приобретение глубоких и прочных знаний, актуализация познавательного интереса, интеллектуальное удовлетворение, расширение кругозора, получение
удовлетворения от процесса познания, стремление к творческой исследовательской деятельности и др.) - данная группа мотивов связана с содержанием и процессом обучения, именно она побуждает студентов успешно учиться, от степени выраженности этой группы
мотивов зависит академическая успеваемость и другие показатели учебной деятельности и профессионализации обучающихся;
2) социальные мотивы (осознание потребности в высшем образовании, желание стать полноценным членом общества, потребность в общественном признании, социальной идентификации, стремление принести пользу обществу и др.) - группа социальных мотивов связана с осознанием человеком своего предназначения, а именно способствовать общественному благополучию, трудиться на благо общества и реализовывать себя как гражданина;
3) мотивы самореализации личности (качественно подготовиться к профессиональной деятельности; потребность в постоянном интеллектуальном и духовном росте; стремление повысить свой общекультурный уровень; стремление совершенствовать эрудицию и др.) - группа мотивов самореализации личности связана со стремлением человека к постоянному личностно-профессиональному росту и связанной с этим осознанием необходимости соответствовать определенному профессиональному эталону; наличие такой группы мотивов является социально значимым, некомпенсируе-мым свойством, влияющим на результат профессиональной деятельности.
Развитие профессиональной мотивации в ходе практического обучения исследовалось во многих работах. Так, в работе З.В. Киримовой [3] детально исследовано модульное построение практического обучения, однако не показано, каким образом развивается профессиональная мотивация в процессе практического обучения. В своей работе М.В. Воробьева [1] исследовала развитие профессиональной мо-
тивации у студентов туристского вуза в процессе обучения, но не уделила должного внимания практическому обучению как инструменту развития профессиональной мотивации. Также И.Б. Попов [4] исследовал проведение практик и стажировок, что однозначно является ведущими составляющими практического обучения в туристском вузе, но вопрос развития профессиональной мотивации в процессе проведения практик и стажировок не был затронут в его работах.
Можно сделать вывод, что в работах, не только указанных выше, но и других авторов не уделяется должного внимания вопросам влияния практического обучения на развитие профессиональной мотивации у студентов туристского вуза.
На основе анализа видов профессиональной мотивации и факторов, воздействующих на формирование мотивации [2], предлагается модель формирования профессиональной мотивации (рис. 2), включающая три этапа: довузовской профориентации, освоения профессиональных компетенций и закрепления профессиональных компетенций.
На этапе довузовской профориентации мотивация будущих студентов формируется во время путешествий, посещения экскурсий. Располагаясь в различных отелях, обучаемые получают первые эмоционально окрашенные знания о работе в сфере гостеприимства, происходит диверсификация представлений о туристских специальностях, в том числе в сфере гостеприимства (хотельер, аниматор, официант, бармен и др.). Профессиональная мотивация формируется посредством наблюдений за работой персонала предприятий гостеприимства и
Структурная модель формирования профессиональной мотивации студентов туристского вуза в процессе практического обучения
Этапы формирования мотивации 1 | 1
Довузовская Освоение профессиональных профориентация компетенций Закрепление профессиональных компетенций
Содержание мотивации 1
Первые эмоционально окрашенные знания о работе в туризме; диверсификация представлений о туристских специальностях (гид, экскурсовод, хотельер, аниматор, официант, бармен и др.) Освоение профессиональных знаний; приобретение специальных знаний; изучение функциональных обязанностей Отработка навыков профессионального взаимодействия; формирование, отработка и накопление умений и навыков по профессии
Формы формирования мотивации
Личные наблюдения и анализ, путешествия, посещение экскурсий, проживание в гостиницах; подготовительные курсы для поступления в вуз Семинары; тренинги; практические занятия (в том числе выездные); лабораторные занятия; учебно-ознакомительная практика Мастер-классы; деловые и ролевые игры; производственная практика; преддипломная практика; стажировка
Рис. 2. Структурная модель формирования профессиональной мотивации студентов туристского вуза в процессе практического обучения
личных выводов о желании работать в сфере гостеприимства. Желание попробовать работать в гостиницах после окончания средней школы осуществляется путем окончания средних специальных курсов в рамках дополнительного образования. Для поступления в туристские вузы будущие студенты оканчивают подготовительные курсы.
Этапы освоения и закрепления профессиональных компетенций приходятся на время обучения студентов в туристском вузе. Предлагаемая модель построена таким образом, что на этапе освоения профессиональных компетенций предусматривается как теоретическая, так и практическая подготовка студентов, направленная на освоение профессиональных знаний, приобретение специальных знаний, изучение функциональных обязанностей менеджера в сфере туризма. Так,
путем проведения лабораторных работ, тренингов, практических занятий (в том числе выездных), организации учебно-ознакомительной практики студенты осваивают профессиональные компетенции.
Этап закрепления профессиональных компетенций посвящен занятиям практической направленности, проведению мастер-классов, деловых и ролевых игр, прохождению производственной и преддипломной практики, а также прохождению стажировок, в том числе и за рубежом.
Таким образом, предлагаемая модель формирования профессиональной мотивации студентов туристского вуза в процессе практического обучения обеспечивает их развитие, что способствует приобретению необходимых профессиональных компетенций студентами в области туризма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воробьева М.В. Развитие профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в туристском вузе: дис. ... канд. пед. наук. М, 2010.
2. Емелин Н.М., Рябов П.А. Развитие и оценка уровня профессиональной мотивации студентов// Известия ИИФ. 2013. № 2.
3. Киримова З.В. Модульное построение практического обучения студентов туристского вуза: дис.... канд. пед. наук. М, 2010.
4. Попов И.Б. Дидактические основания проведения практик и стажировок в системе профессионального туристского образования: дис.... канд. пед. наук. М, 2003.
УДК 37.048.4
A.B. КРИВОВЯЗЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
Рассматривается актуальность проблемы профессионального самоопределения старшеклассников в сфере экономики. Проанализированы различные трактовки сущности процесса профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного образования. Охарактеризованы особенности профессионального самоопределения старшеклассников, в том числе и мотивационные основы профессионального самоопределения учащихся на экономические специальности. Рассмотрены содержание, формы и методы профильной экономической подготовки старшеклассников. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профильное образование, содержание, формы и методы изучения экономики в старшей школе на профильном уровне.
The article about the difference of professional self-determination process concepts for pupils in conditions of profile education. There are given characteristics of professional self-determination motivation base for economical speciality pupils.
Key words: professional self-determination, profile education, forms and methods of economics study at school profile level.
СУЩНОСТЬ
И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»
Выбор профессии - актуальная проблема процесса личностного развития каждого человека. Проблема профессионального самоопределения является актуальной не только в социально-возрастном аспекте, но и в личностном. Правильно сделанный выбор обеспечивает внутреннюю гармонию, душевный комфорт, ощущение своего места в жизни. Выбор профессии и профессиональное становление - это, как правило, длительный процесс, т.к. существует множество внешних и внутренних факторов, определяющих принятие решения. Выбор подразумевает изучение различных, часто противостоящих друг другу альтернатив,
© Кривовязь А.В., 2014
которые юноша или девушка вынуждены анализировать и самостоятельно, и с помощью родителей, друзей, наставников, специалистов. К внешним факторам можно отнести, прежде всего, неопределенность социальных требований, которые предъявляет современное общество к молодежи, а также неясные установки и противоречивые стереотипы, транслируемые в сферу профессионального самоопределения старшеклассников и последующих карьерных достижений.
Одна из возможностей решить сегодня эту проблему - оказать учащимся своевременную педагогическую поддержку, грамотно организуя процесс профессионального самоопределения в старших классах школы.
Самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. Его структурными элементами являются разные виды самоо-