- рефлексивного компонента профессиональной культуры доминирует средний уровень.
В группе педагогов со стажем 10 лет и более по сфор-мированности:
- когнитивного компонента профессиональной культуры отмечается высокий уровень;
- эмоционального компонента профессиональной культуры преобладающими терминальными ценностями выявлены здоровье, счастливая семейная жизнь и материально обеспеченная жизнь, любовь и наличие верных друзей. В части инструментальных ценностей обнаружены преобладающими широта взглядов, ответственность и аккуратность, воспитанность и жизнерадостность;
- коммуникативного компонента профессиональной культуры отмечается средний уровень;
- рефлексивного компонента профессиональной культуры выявлен доминирующим низкий уровень.
Для определения достоверности результатов проведенного исследования мы использовали непараметрический метод математической статистики для независимых выборок и-крите-
Библиографический список
рий Манна-Уитни, предназначенный в нашем случае для определения значимости различий в компонентах профессиональной культуры педагогов с разным стажем работы. Обработка эмпирических данных производилась с помощью компьютерной программы SPSS 15.0 for Windows. Различия можно считать достоверными в случае, если иэмп. d” икр.. икр. (0,05) для групп из 20 чел. равно значению 138. Анализ результатов показал: а) существуют значимые различия когнитивного компонента профессиональной культуры у педагогов с разным стажем работы: 0-5 лет
стажа (иэмп Д 6-10 лет стажа (иэмп 2) и более 1 0 лет стажа (иэмп 3):
U 1119 < U0051 38, U 2123 < U0051 38, U 3115 < U0051 38; б) су-
эмп.1 0,05 ’ эмп.2 0,05 ’ эмп.3 0,05 ’ > 1
ществуют значимые различия коммуникативного компонента профессиональной культуры у педагогов с разным стажем работы: 0-5 лет (U .), 6-10 лет стажа (U .) и более 10 лет стажа
' эмп.4'’ ' эмп.5'
(U 6): U .112 < U0051 38, U 5134 < U0051 38, U 6117 < U0051 38;
' эмп.6' эмп.4 0,05 ’ эмп.5 0,05 ’ эмп.6 0,05 ’
в) существуют значимые различия рефлексивного компонента профессиональной культуры у педагогов с разным стажем работы: 0-5 лет (U ,), 6-10 лет стажа (U .) и более 10 лет стажа
' эмп.7'’ ' эмп.8'
(иэ„,): ^мп,109 < U0,051 38, иэ„п,112 < U0,051 38, ^мп,98 < U0,051 38.
1. Купчигина, И.М. Изучение и анализ сформированности профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования / И.М. Купчигина, И.Е. Балыкова // Мир науки, культуры и образования. - 2013. - № 3(40).
2. Новицкая, Е.Н. Системный подход к формированию профессиональной культуры студентов педвуза (на материале подготовки учите-
ля музыки): дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2002.
3. Крутецкий, В.А. Психология. - М., 2006.
4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 2001.
5. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24.
Bibliography
1. Kupchigina, I.M. Izuchenie i analiz sformirovannosti professionaljnoyj kuljturih u buduthikh uchiteleyj v sisteme srednego professionaljnogo
obrazovaniya / I.M. Kupchigina, I.E. Balihkova // Mir nauki, kuljturih i obrazovaniya. - 2013. - № 3(40).
2. Novickaya, E.N. Sistemnihyj podkhod k formirovaniyu professionaljnoyj kuljturih studentov pedvuza (na materiale podgotovki uchitelya muzihki): dis. ... kand. ped. nauk. - Saratov, 2002.
3. Kruteckiyj, V.A. Psikhologiya. - M., 2006.
4. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih / pod red. D.Ya. Rayjgorodskogo. - Samara, 2001.
5. Karpov, A.V. Refleksivnostj kak psikhicheskoe svoyjstvo i metodika ee diagnostiki // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2003. - T. 24.
Статья поступила в редакцию 25.04.14
УДК 377
Kupchigina I.M. FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION. The article reveals the problems of formation of professional culture of future teachers in the system of secondary professional education. The research presents a theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of studying the professional culture of a specialist. The author presents the description of the experimental work of forming professional culture of future teachers in the system of secondary professional education.
Key words: professional culture, professional culture of future teachers, cognitive component, emotional component, communicative component, reflexive component, system of secondary professional education.
И.М. Купчигина, канд. пед. наук, доц. каф. психолого-педагогического образования Института непрерывного педагогического образования Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме формирования профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования, автор представляет вниманию теоретический анализ психологопедагогической литературы по проблеме изучения профессиональной культуры специалиста. В статье представлено описание опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования в совокупности ее компонентов.
Ключевые слова: профессиональная культура, профессиональная культура будущих учителей, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, коммуникативный компонент, рефлексивный компонент, опытно-экспериментальная работа, система среднего профессионального образования.
Интеграция российской образовательной системы в мировую систему образования и вступления ее в Европейское образовательное сообщество (переход на двухуровневую систему образования), социально-экономические изменения, происходящие
в российском обществе, диктуют необходимость новых подходов к подготовке конкурентоспособных выпускников педагогических заведений, способных к самостоятельной профессиональной деятельности, адаптации к изменяющимся условиям,
обладающих сформированным профессиональным мышлением и профессиональной культурой, что требует пересмотра содержания образования в русле аксиологического, культурологического и компетентностного подходов.
Анализ теоретических источников показал, что профессиональная культура специалиста и проблема ее формирования изучаются философией, психологией, педагогикой. В философии вопросы становления профессиональной культуры специалиста рассматриваются во взаимосвязи с формированием его мировоззренческого, социально-аксиологического, логико-гносеологического потенциала (Р. Бернс, М.С. Каган, В. Франкл). В педагогике профессиональная культура специалиста рассматривается как предпосылка формирования его профессионализма (В.В. Краевский); показатель профессиональной готовности (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов); способы восприятия и достижения общечеловеческих целей и ценностей, обусловливающих становление личности специалиста и характеризующих его мировоззрение, уровень интеллекта, отношение к окружающему миру (М.В. Богуславский, В.В. Игнатова, Г.И. Чижакова). В настоящее время активно исследуются различные аспекты формирования профессиональной культуры специалистов различных профессиональных областей (С.В. Верети, Я.И. Войтальянова, И.М. Купчигина, В.Г. Игнатов и др.). Проблема формирования профессиональной культуры учителя разрабатывалась в трудах А.В. Барабанщикова, Е.В. Бондаревской, И.Ф. Исаева, Н.В. Седова, В.А. Сластенина, А.М. Столяренко, Е.Н. Шиянова и др. В последние годы проблема формирования профессиональной культуры учителя все больше становится объектом и предметом научных исследований. Особое внимание данному вопросу уделено в работах А.В. Блаженко, Е.Н. Васильевой, Л.П. Гузовой, Л.Н. Капустиной, Е.Н. Новицкой, Л.Б. Спасской, Т.Г. Юсуповой и др.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по педагогическим направлениям предполагает развитие культурного потенциала будущего учителя, в частности, в качестве требований указывается владение культурой мышления, культурой речи, культурой поведения как составляющих его профессиональной культуры.
Научно-практическое значение проблемы формирования профессиональной культуры у будущих учителей обусловлено необходимостью понимания того, что эффективность этого процесса может быть достигнута только при установлении оптимальных педагогических условий целенаправленной подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в процессе обучения в учебном заведении.
В настоящее время становится очевидным, что формирование профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования является одной из глобальных задач организации учебно-воспитательного процесса в системе непрерывного педагогического образования. Однако процесс формирования профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования мало исследовался. Как правило, внимание уделяется проблеме формирования профессиональной культуры будущих учителей в высшем учебном заведении. При этом в учебной программе по подготовке будущих учителей в системе среднего профессионального образования не предусмотрено отдельной учебной дисциплины или спецкурса, основной целью которых являлось бы раскрытие сущности профессиональной культуры, ее содержания, а также проблемы формирования профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования.
Анализ научных исследований по изучаемой проблеме позволил выявить противоречия:
- между необходимостью формирования профессиональной культуры у будущих учителей и недостаточно выраженной ориентацией образовательного учреждения на обогащение знаний студента о ценностях профессиональной культуры, формирование позитивного отношения к ним и готовности действовать в соответствии с данными ценностями;
- наличием объективного потенциала системы среднего профессионального образования для формирования профессиональной культуры у будущих учителей и его недостаточной востребованностью при организации учебно-воспитательного процесса;
- сложностью процесса формирования профессиональной культуры у будущих учителей как профессиональной ценности
и недостаточной разработанностью условий ее формирования в сложившейся образовательной среде.
Названные противоречия актуализируют проблему исследования - как формировать профессиональную культуру у будущих учителей в системе среднего профессионального образования.
Проведенный анализ теоретических подходов к исследованию понятий «культура», «профессиональная культура», «профессиональная культура учителя», а также обобщение рассмотренных научных подходов, позволили нам определить профессиональную культуру учителей как совокупность специальных теоретических знаний и практических умений; профессиональная культура учителей характеризуется устойчивой потребностью в профессиональной деятельности, профессионально-педагогической компетентности; культурой мышления и интеллектуальной активностью, высокой профессиональной работоспособностью, высокой мотивацией к постоянному педагогическому самообразованию, высоким уровнем развития личностных качеств. Уточненная нами структура профессиональной культуры учителей включает когнитивный, эмоциональный, коммуникативный, рефлексивный компоненты [1, с. 327-329]. В рамках исследовательской работы нами определены их ценностные характеристики (культура мышления, культура проявления эмоций, культура общения, культура рефлексии и саморефлексии). Выявленные критерии и уровни позволяют определить уровни сформированности профессиональной культуры у будущих педагогов в системе среднего профессионального образования -студентов педагогических направлений [2, с. 62-66].
С целью формирования профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования на начало опытно-экспериментальной работы были сформированы экспериментальная и контрольная группы студентов 2 курсов педагогических направлений. Для изучения сформированности когнитивного компонента нами использовалась анкета по выявлению знаний студентов о профессиональной культуре, автор Е.Н. Новицкая [3, с. 210-211]; коммуникативного - методика диагностики уровня эмпатийных способностей, автор В.В. Бойко [4, с. 486-490]; эмоционального - методика «Ценностные ориентации», автор М. Рокич [5, с. 34]; рефлексивного компонента - методика определения уровня развития рефлексивности, автор А.В. Карпов [6, с. 45-57].
На начало опытно-экспериментальной работы были выявлены средний и низкий уровни сформированности всех четырех компонентов в экспериментальной и контрольной группах. Эти данные определили приоритетную задачу для дальнейшего исследования - выявление и реализацию в условиях учебно-воспитательного процесса организационно-педагогических условий формирования профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования.
Полученные результаты сформированности профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования на начало опытно-экспериментальной работы позволили выявить и обосновать, что необходимыми организационно-педагогическими условиями формирования профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования являются:
1. Актуализация знаний студентов о профессиональной культуре учителей и ее ценностях посредством изучения модульной программы спецкурса «Профессиональная культура учителя», которая позволяет студентам осознать необходимость владения профессиональной культурой для дальнейшей профессиональной деятельности, становления их как специалистов; способствует отрефлексированию своей профессиональной культуры и откорректированию ее на первых этапах формирования в системе среднего профессионального образования.
2. Организация диалогового пространства, обеспечивающая формирование ценностного отношения студентов к профессиональной культуре учителей. Попытки принятия иной и представление своей точки зрения помогает студентам разносторонне осмыслить значимость ценностей профессиональной культуры для осуществления профессиональной деятельности, а также пересмотреть и обогатить свою личностную позицию с учетом ценностей профессиональной культуры.
3. Включение студентов в имитационное моделирование, обеспечивающее освоение ценностей профессиональной культуры; осознание противоречия между сложившимися нормами поведения и требованиями, предъявляемыми к профессиональ-
Таблица 1
Данные сформированности когнитивного компонента профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования
Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
Начало ОЭР Окончание ОЭР Начало ОЭР Окончание ОЭР
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Высокий 4 11 12 34 5 14 8 23
Средний 13 37 18 52 13 37 19 54
Низкий 18 52 5 14 17 49 8 23
Таблица 2
Данные сформированности коммуникативного компонента профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования
Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
Начало ОЭР Окончание ОЭР Начало ОЭР Окончание ОЭР
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Очень высокий 0 0 11 31 0 0 7 20
Средний 12 34 15 43 11 31 14 40
Занижен-ный 17 49 7 20 20 57 11 31
Очень Низкий 6 17 2 6 4 12 3 9
Таблица 3
Данные сформированности рефлексивного компонента профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования
Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
Начало ОЭР Окончание ОЭР Начало ОЭР Окончание ОЭР
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Высокий 4 12 10 29 4 12 6 17
Средний 16 45 18 51 18 51 19 54
Низкий 15 43 7 20 13 37 10 29
ной деятельности; в дальнейшем позволяет стремиться к реализации ценностей профессиональной культуры в процессе ее осуществления.
По окончанию опытно-экспериментальной работы (ОЭР) был осуществлен контрольный срез, основная цель которого было определение показателей сформированности профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования по четырем компонентам в экспериментальной и контрольной группах.
Полученные результаты, представленные в таблице 1, демонстрируют, что в результате опытно-экспериментальной работы количество человек, которым присущ высокий и средний уровень сформированности когнитивного компонента вырос, наиболее положительная динамика отмечена в экспериментальной группе. Это позволяет сделать вывод, что у студентов данной группы вырос уровень знаний о профессиональной культуре учителей и ее ценностях, умения по переработке информации, появилось осознание изучаемого материала.
Полученные данные в результате опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о преобладании среднего уровня сформированности коммуникативного компонента профессиональной культуры у будущих учителей. Интерпретация результатов методики выявила доминирующие каналы эмпатии у студентов экспериментальной группы - равномерное распределение рационального, эмоционального и интуитивного каналов, в отличие на начало опытно-экспериментальной работы, когда преобладал интуитивный канал.
По эмоциональному компоненту профессиональной культуры у будущих учителей в экспериментальной группе в результате опытно-экспериментальной работы зафиксирована положительная динамика. В экспериментальной группе такие ценности, как развитие, жизненная мудрость, активная деятельная
жизнь, познание, воспитанность, образованность, терпимость, чуткость, честность, ответственность, широта взглядов заняли верхние и средние позиции. Это демонстрирует приоритетность позитивного отношения будущих учителей к профессиональной культуре и ее ценностям. В контрольной группе произошли изменения эмоционального отношения студентов в позитивную сторону, но они незначительные.
По рефлексивному компоненту в результате опытно-экспериментальной работы также наблюдается положительная динамика в экспериментальной группе. Несмотря на то, что по-прежнему преобладает средний уровень сформированности данного компонента, количество человек с высоким уровнем увеличилось, а с низким - почти в два раза стало меньше (положительная тенденция студентов к осуществлению анализа собственной профессиональной деятельности на основе освоенных ценностей профессиональной культуры и организации дальнейших действий, руководствуясь ценностными ориентирами).
По окончанию опытно-экспериментальной работы было проведено вычисление и-критерия Манна-Уитни. Результаты эмпирических значений по когнитивному, коммуникативному, рефлексивному компонентам находятся в зоне значимости, что свидетельствует о наличии различий между показаниями в контрольной и экспериментальной группах.
Таким образом, результаты проведенной диагностики по окончанию опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о наличии позитивной динамики сформированности каждого из компонентов профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования, что свидетельствует об эффективности выявленных и реализованных организационно-педагогических условий, способствующих формированию профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования.
Библиографический список
1. Купчигина, И.М. Теоретические основы формирования профессиональной культуры будущих учителей / И. М. Купчигина, И.Е. Балы-кова // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования: материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов. - Барнаул, 2012.
2. Купчигина, И.М. Изучение и анализ сформированности профессиональной культуры у будущих учителей в системе среднего профессионального образования / И.М. Купчигина, И.Е. Балыкова // Мир науки, культуры и образования. - 2013. - № 3(40).
3. Новицкая, Е.Н. Системный подход к формированию профессиональной культуры студентов педвуза (на материале подготовки учителя музыки): дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2002.
4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 2001.
5. Крутецкий, В.А. Психология. - М., 2006.
6. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24.
Bibliography
1. Kupchigina, I.M. Teoreticheskie osnovih formirovaniya professionaljnoyj kuljturih buduthikh uchiteleyj / I. M. Kupchigina, I.E. Balihkova // Aktualjnihe voprosih pedagogiki i psikhologii obrazovaniya: materialih mezhdunarodnoyj nauchno-prakticheskoyj konferencii molodihkh uchenihkh, magistrantov, studentov. - Barnaul, 2012.
2. Kupchigina, I.M. Izuchenie i analiz sformirovannosti professionaljnoyj kuljturih u buduthikh uchiteleyj v sisteme srednego professionaljnogo obrazovaniya / I.M. Kupchigina, I.E. Balihkova // Mir nauki, kuljturih i obrazovaniya. - 2013. - № 3(40).
3. Novickaya, E.N. Sistemnihyj podkhod k formirovaniyu professionaljnoyj kuljturih studentov pedvuza (na materiale podgotovki uchitelya muzihki): dis. ... kand. ped. nauk. - Saratov, 2002.
4. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih / pod red. D.Ya. Rayjgorodskogo. - Samara, 2001.
5. Kruteckiyj, V.A. Psikhologiya. - M., 2006.
6. Karpov, A.V. Refleksivnostj kak psikhicheskoe svoyjstvo i metodika ee diagnostiki // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2003. - T. 24.
Статья поступила в редакцию 25.04.14
УДК 510 (075.5)
Rudometova N.V. FEATURES OF THE MATHEMATICAL ACTIVITY OF STUDENTS MAJORING IN CLASSES IN HUMANITIES. This article describes the basic psychological traits of students, who are good at literature, social sciences and fine arts, Some particular groups of the most characteristic features of the mathematical activity for these students are presented.
Key words: students majoring in humanities, psychological and pedagogical features, mathematical activity.
Н.В. Рудометова, аспирант Арзамасского филиала Нижегородского гос. университета им.
Н.И. Лобачевского, г. Арзамас, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ГУМАНИТАРНЫХ КЛАССОВ И ШКОЛ
В статье описаны общие психологические черты учащихся, склонных к изучению литературных, общественных дисциплин и изобразительному искусству а также выделены и охарактеризованы группы наиболее характерных для этих школьников особенностей математической деятельности.
Ключевые слова: учащиеся гуманитарных классов и школ, психолого-педагогические особенности, математическая деятельность.
Одним из приоритетных направлений современного образования является профилизация школьного обучения, в основе которой лежит учет мотивов, целей, интересов, потребностей школьников и их индивидуально-психологических различий. Реализация ФГОС в профильной школе подразумевает внедрение системно-деятельностного подхода, позволяющего учитывать различия учебно-познавательной деятельности школьников, обучающихся в профильных классах. В частности этот подход позволяет принимать во внимание специфику и особенности формирования учебно-познавательной математической деятельности. В рамках выделенных на современном этапе развития школьного образования основных направлений профильного обучения математике наиболее сложным и менее изученным в методической науке представляется процесс обучения математике школьников-«гуманитариев». Ученые-методисты (А.В. Гладкий, Ю.М. Колягин, Г.Е. Крейдлин, Н.Х. Розов, И.М. Смирнова, Л.Г. Шестакова и др.), описывают, чаще всего, лишь содержательный аспект данной проблемы, в то время как деятельностный аспект ими либо затрагивается в контексте содержания, либо не рассматривается вовсе. Поэтому актуальной на сегодняшний день остается проблема выявления видов математической деятельности, наиболее характерных для учащихся гуманитарных классов и школ. Решение поставленной проблемы, в первую очередь, основывается на рассмотрении психолого-педагогических особенностей таких школьников.
Изучению индивидуально-психологических особенностей школьников посвящены работы С.А. Богомаза, С.М. Бондарен-
ко, К.М. Гуревича, С.А. Изюмовой, В.И. Киреенко, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, Н.А. Менчинской, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, В.С. Ротенберга, А.Л. Сиротюк, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской и др. Обобщая результаты их исследований, можно сделать вывод о том, что школьники, склонные как к изучению литературных и общественных дисциплин, так и изобразительному искусству, имеют определенное количество общих психологических черт, к которым, прежде всего, относятся: преобладание первой сигнальной системы - «художественный тип»; художественная интуиция; впечатлительность и эмоциональность; наглядно-образное мышление; единство образной и эмоциональной памяти; эмоциональное восприятие; богатое творческое воображение; легкость образования словесных, образных или художественных ассоциаций; художественная наблюдательность; эстетическая позиция личности. Указанные психологические особенности учащихся гуманитарных классов и школ оказывают влияние на отличительные черты учебно-познавательной деятельности школьников в целом, и математического вида в частности [1; 2; 3].
Изучению особенностей восприятия математики учащимися-«гуманитариями» посвящены работы В.А. Крутецкого, Г.Г. Леви-таса, Н.Х. Розова, И.М. Смирновой, Л.Г. Шестаковой, Н.И. Юда-шиной и др. В исследованиях В.А. Крутецкого, С.И. Шапиро и А.В. Юрьевой, выделены следующие особенности учебно-познавательной математической деятельности учащихся гуманитарных классов и школ: развернутость рассуждений; строгое соблюдение алгоритма; трудности при формулировании главной