Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетенции школьников в области IT-технологий'

Формирование профессиональной компетенции школьников в области IT-технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
649
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ПРОЕКТНОЙ / НАУЧНООРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ К НАУЧНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИИ / MOTIVATION OF STUDENTS TO PROJECT AND RESEARCH-ORIENTED ACTIVITY / FORMATION OF STEADINESS TO THE SCIENTIFIC AND RESEARCH ACTIVITY / SYSTEM OF PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цибизова Татьяна Юрьевна

В статье представлено авторское видение задач интеграции образовательного процесса «школа-вуз». Показаны пути создания системы подготовки кадров в области информационно-телекоммуникационных технологий, обеспечивающие предпрофессиональную и профессиональную подготовку высококвалифицированных специалистов. Представлены результаты исследований по профориентации учащихся в области информационных технологий в учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цибизова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Professional Competence of Schoolchildren in Information Technologies Sphere

The author's vision of tasks of integration of the “School-High School” educational process is presented in the article. The ways of creating of the system of personnel preparation in the field of information and telecommunications technologies providing pre-professional and professional training of highly qualified specialists are revealed. The results of studies on student professional orientation in the field of information technology in educational institutions are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетенции школьников в области IT-технологий»

ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ ИТИП РАО: МГТУ им. Н.Э. БАУМАНА, МГИУ, САФУ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ^-ТЕХНОЛОГИЙ

В статье представлено авторское видение задач интеграции образовательного процесса «школа-вуз». Показаны пути создания системы подготовки кадров в области информационно-телекоммуникационных технологий, обеспечивающие предпрофессиональную и профессиональную подготовку высококвалифицированных специалистов. Представлены результаты исследований по профориентации учащихся в области информационных технологий в учебных заведениях.

Стратегическая цель российского образования ориентирована на развитие творческих способностей ребёнка, его самостоятельности, инициативы, стремления к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации. Дополнительное довузовское образование школьников сохраняет лучшие педагогические традиции - организацию разнообразных видов деятельности по интересам в их свободное время, развитие творческого потенциала детей, подростков и юношества.

Довузовское образование есть синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации; рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре,

Т.Ю. Цибизова

Ключевые слова:

мотивация учащихся к проектной, научно-ориентированной деятельности, формирование устойчивости к научной и исследовательской деятельности, система профориентации.

содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учащимися собственной индивидуальной образовательной траектории.

В этих обстоятельствах главными задачами интеграции образовательного процесса «школа-вуз» становятся выявление мотивации учащихся к проектной, научно-ориентированной деятельности, а также формирование устойчивости к научной и исследовательской деятельности. Анализ практики показывает, что имеющаяся на данном этапе низкая мотивация молодежи к науке и образованию, а также к определенным сферам производства создаётся многими факторами, в том числе, что немаловажно, социальными и личностными.

Учащийся, проявляющий интерес к тому или иному предмету, должен иметь возможность удовлетворить интерес к творческой и исследовательской деятельности, касающейся предмета своего интереса, освоить различные образовательные области. Для этого необходимо создать условия, позволяющие ученику развивать свои разнообразные способности.

Связь между потребностно-мотивационной сферой и способностями существует как в проявлении, так и в формировании этих способностей. В.Г.Асеев указывает на то, что «качественный состав и уровень формирующихся функциональных возможностей человека (физических, интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных и пр.) обусловливает обычно и формирование соответствующих потребностей, интересов к данным видам деятельности. Существует тенденция к переключению всех мотива-ционных установок на более успешные виды деятельности, соответствующие формирующимся или сформировавшимся функциональным возможностям человека. Однако, сформировавшееся по тем или иным причинам положительное мотивационно-ценностное отношение к той или иной области действительности и соответствующей деятельности (потребность, интерес, идеал) приводит к переключению функционально-энергетических ресурсов человека на эти виды деятельности (относительно независимо от начальной степени функциональной готовности), что способствует постепенному формированию и соответствующих способностей» [1].

В.С.Юркевич выделяет 3 уровня познавательной потребности [5].

Первый - потребность во впечатлениях, которые проявляются в стремлении индивида к новым стимулам, в его реакции на новизну, поступаю-

щую извне. На этом этапе это потребность исключительно в новых стимулах, еще отсутствует стремление к получению нового знания.

Второй - любознательность, характеризуется личностным отбором той информации, которая поступает к субъекту и которую он сам способен получить. На этой ступени развития познавательная потребность уже более целенаправлен на, у человека появляются интересы, различные формы личностного отношения к знанию. Именно на этом этапе появляется потребность в знании.

Третий - потребность в научной деятельности, субъект движим необходимостью в целенаправленной деятельности, которая отражает его устойчивые жизненные приоритеты. Познавательная потребность проявляется здесь как склонность к определенному роду занятий, профессии.

В настоящее время, когда основной задачей высшей школы стала задача повышения качества образования, уже недостаточно только хорошей успеваемости у учащегося, желательно наличие у него стремления, потребности, интереса к освоению конкретной профессии, специальности, что позволит ему после окончания вуза развивать свое умение, работать в соответствии с полученным образованием, это в свою очередь повышает уровень подготовки квалифицированных специалистов, преподавателей, ученых.

Ведущей тенденцией современного мирового цивилизационного процесса является формирование глобального информационного общества, характеризующегося высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти, ростом роли информации и знаний в жизни общества, увеличением доли объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте, формированием глобального информационно-коммуникационного пространства, повышением эффективности информационного взаимодействия людей, расширением возможностей для наиболее полного удовлетворения их социальных и личных потребностей в информационных продуктах и услугах. Основным условием благополучия каждого человека, каждой организации и каждого государства в информационном обществе становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней. Происходит переход от «информатизации управления» к «информатизации жизни» [3].

Успешное развитие информационно-телекоммуникационных систем невозможно без наличия соответствующих высококвалифицированных спе-

циалистов, владеющих современными технологиями и фундаментальными знаниями в области проектирования и использования программной и аппаратной составляющих информационно-телекоммуникационных систем, предназначенных для сбора, передачи, обработки информации и сигналов в различных областях применения.

В связи с изложенным актуальной задачей является создание такой системы подготовки кадров в области информационно-телекоммуникационных технологий, которая обеспечивала бы предпрофессиональную и профессиональную подготовку высококвалифицированных специалистов, способных выполнять функции разработчиков, исследователей и руководителей широкого круга научно-технических, научно-исследовательских и инновационных информационно-телекоммуникационных проектов.

И первым шагом к подготовке высококвалифицированного специалиста в области информационных технологий является выявление у школьников склонности к информатике, программированию, компьютерной технике на этапе уровневого перехода «средняя школа - вуз». Это позволит еще до приема в вуз оценить личностные творческие способности школьников, их профессиональную ориентацию и склонность к профессиональной деятельности в области информационно-коммуникационных технологий. В дальнейшем при обучении в вузе необходимо создавать возможность развития этих способностей, обеспечивая тем самым преемственность поколений, подготовку высококвалифицированных специалистов для науки, техники, производства и пополнение педагогических кадров.

Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов повышения качества предпрофессиональной подготовки учащихся:

• система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умением объективно оценивать свои индивидуальные особенности;

• диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии;

• теоретические и методические основы профессиональной консультации молодежи;

• системный подход к профориентации школьников;

• общественно значимые мотивы выбора профессии;

• формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

Развитие системы «школа-вуз» - веление времени. Содержание образования, особенно в старших классах, должно строиться на основе максимального удовлетворения индивидуальных запросов, интересов обучающихся. Образовательные учреждения должны помочь осознанному профессиональному выбору. Профориентированное обучение здесь может рассматриваться как подготовка старшеклассников к дальнейшей жизни в обществе.

Если у школьника сформирована мотивация к получению знаний, то, выбрав соответствующую область деятельности, он может значительно улучшить качество подготовки в средней школе, используя возможности и перспективы освоения профессии. Углубление знаний по профильным дисциплинам, погружение учащегося в новое информационное поле стимулируют его интерес к дальнейшему образованию и получению профессиональных навыков [4].

Под влиянием научно-исследовательской деятельности учащихся формируются и педагогические кадры. Педагоги вооружаются методиками исследования и эксперимента, знакомятся с новейшими теоретическими и практическими разработками в различных областях науки и техники, а также в области психологии мышления и креативности. У педагогов возникает необходимость повышения уровня профессионального мастерства. Все это повышает эффективность образовательной работы, качество среднего и высшего образования, позволяет решать следующие задачи:

• повышение профессиональной компетентности учителей и педагогов;

• совершенствование методик и технологий организации научно-исследовательской деятельности учащихся;

• создание и осуществление действия системы мониторинга качества образовательного процесса;

• обеспечение психологического сопровождения индивидуального развития детей.

Таким образом, объектом нашего исследования являются вопросы формирования системы отбора учащихся, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ высшего профессионального образования и конкретно - к получению образования и профессии, связанной с информационными, компьютерными, телекоммуникационными технологиями.

Исследования по профориентации в области информационных технологий целенаправленно проводились в учебных заведениях, профилированных для технических, инженерных и естественнонаучных вузов, в т.ч.

и для МГТУ им. Н.Э.Баумана, т.е. для школьников уже потенциально ориентированных на профессиональную деятельность в области техники и технологий. Таким образом, полученные результаты дают возможность общеобразовательным учебным заведениям оценить уровень своей работы, а высшим учебным заведениям - уровень потенциальных абитуриентов.

Задача проведения профориентационного тестирования направлена на помощь школьникам в выборе будущего профессионального пути развития, повышение рефлексии школьников в области их будущего профессионального роста и поиск талантливой молодежи, имеющей интерес к дальнейшей научной карьере. Для решения этой задачи разработана анкета-опросник «Мое будущее - 1Т-технологии», состоящая из 40 вопросов, сформулированных таким образом, что предполагается три варианта ответов: «да», «нет» и «не знаю», это позволяет проводить тестирование сразу в больших группах учащихся и требует немного времени на обработку [2].

Основная цель анкеты-опросника - определить уровень профориентации испытуемых на сферу 1Т-технологий. Второстепенной целью анкеты-опросника является определение склонностей и способностей у испытуемых в двух направлениях: компьютерном программировании и занятии научной деятельностью. Кроме перечисленного, анкета-опросник содержит ряд вопросов, определенные ответы на которые указывают на отсутствие, наличие либо формирование компьютерной зависимости, что является огромной проблемой современных подростков.

Определены четыре уровня профориентации на сферу 1Т-технологий:

• нулевой - отсутствие профориентации на данную сферу деятельности (не определился);

• низкий (слабый);

• средний (неплохой);

• высокий (хороший).

• Три уровня склонностей и способностей к программированию, к занятию научной деятельностью:

• низкий - «отсутствует»;

• средний - «отмечается»;

• высокий - «есть».

• Три уровня компьютерной зависимости:

• низкий - «отсутствует»;

• средний - «отмечается»;

• высокий - «есть».

Сравнение результатов проводилось обобщенно по классам: между лицеями; отдельно по каждому лицею: между классами и по половому признаку.

Анализ результатов анкетирования учащихся профильных школ показал, что школьников с нулевым уровнем профориентации на сферу 1Т-технологий крайне мало - 6,3%. Такой показатель говорит, о том, что сегодня 1Т-технологии вошли в нашу жизнь и очень сложно оставаться отчужденным от данной области деятельности.

Низкий уровень профориентации на сферу 1Т-технологий отмечен у 34,1% испытуемых и свидетельствует о том, что эти учащиеся слабо разбираются в области 1Т-технологий, склонности и способности к данной сфере научного знания отсутствуют или очень слабо выражены. Необходимо отметить, что данный показатель вовсе не означает невозможность обучаться по данному направлению и добиться со временем успехов в этой профессии, особенно при наличии такого желания у индивида.

Средний уровень профориентации на сферу 1Т-технологий отмечен у почти 50% испытуемых и говорит о том, что эти учащиеся неплохо разбираются в области 1Т-технологий, имеющиеся у них склонности и способности заниматься данной сферой деятельности имеют хороший шанс развиться при приложении необходимых усилий в процессе дальнейшего обучения и наличии желания посвятить себя этой профессии.

Высокий уровень профориентации на сферу 1Т-технологий отмечен у 19,6% испытуемых и означает, что эти учащиеся хорошо разбираются в области 1Т-технологий, их склонности и способности к данной сфере деятельности. При условии, что желание заниматься 1Т-технологиями дальше, развиваться личностно и профессионально у таких школьников не угаснет, у них есть большая вероятность добиться больших успехов в этой профессии [2].

Вышеприведенные результаты можно расценивать как очень высокий уровень интереса современных подростков к данной сфере деятельности, но в большей степени как потребителей продукта, а не как будущих специалистов, желающих реализоваться в профессии, связанной 1Т-технологиями.

Итоги профориентационного тестирования подводились по четырем критериям:

• склонность к программированию;

• склонность к научной деятельности;

• компьютерная зависимость;

• уровень профориентации на сферу 1Т-технологий.

В результате обобщения и анализа анкеты выявлено широкое разнообразие оценок, связанных с уровнем профориентации на сферу 1Т-технологий и соответствие этого уровня склонности к программированию, научно-исследовательской деятельности и компьютерной зависимости. Нет прямой и четкой зависимости между склонностью к программированию, например, и профориентацией на информационные технологии, а хуже всего то, что получены результаты с наличием сформированной четкой компьютерной зависимости и слабым уровнем профориентации на сферу 1Т-технологий.

На основе профориентационного тестирования, можно сделать некоторые выводы:

• высокий процент учащихся со сформированной компьютерной зависимостью говорит о некой так называемой замене объекта: большое количество времени, проведенное за компьютером расценивается как желание выбрать своей профессией сферы деятельности, связанные с информатикой; родители, наблюдая своих детей преимущественно за компьютером, но, не интересуясь, чем именно они заняты, подкрепляют эти ложные подростковые представления об их возможностях;

• сфера 1Т-технологий является крайне привлекательной для подростков, но в большей степени как сфера потребления продуктов, производимых в этой области, а не как учебная, научная и профессиональная деятельность, в которой можно реализоваться;

• немалое количество учащихся показывают интерес к занятию исследовательской деятельностью, такие стремления необходимо всесторонне поддерживать, развивать и поощрять как внутри самих учебных заведений, организуя школьные конференции и форумы и создавая электронные журналы, так и в вузах в рамках системы довузовской подготовки.

В МГТУ им. Н.Э.Баумана накоплен значительный многолетний опыт создания и внедрения новых организационно-методических механизмов, обеспечивающих более эффективное использование имеющихся ресурсов в области приема наиболее талантливой и ориентированной на учебу молодежи, о разработке методической документации по созданию и обеспечению координированного развития модели инновационно-образовательной системы «школа-вуз», в разработке оптимальных схем проведения профо-риентированной работы на базе высшего учебного заведения.

Такая работа дает возможность учащимся сформировать понимание многообразия современных направлений техники и технологии; существенно расширить знания, выходя за пределы школьной программы; получить дополнительную мотивацию к более глубокому изучению школьной

программы; сделать осознанный выбор в пользу той или иной профессиональной области; получить личный опыт исследовательской и творческой деятельности.

Литература

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976. - 156 с.

2. Зеленцова Е. В., Масич Е. В., Никитина В. В. Исследование способностей и мотивации молодежи к деятельности в области IT-технологий как одна из задач управления в сфере образования // technomag.edu.ru: Наука и Образование: электронный научно-технический журнал. - 2013. - Вып. 4. - URL http://technomag.edu.ru/doc/565163.html. (дата обращения 30.07.2013)

3. Матвеев В.А. и др. Инновационный комплекс персонифицированной профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов в области информационно-телекоммуникационных технологий. - М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2009. - 129 с.

4. Орешкина А.К., Цибизова Т.Ю. Развитие преемственности образовательных процессов в системе непрерывного образования. - М.: Издательство МГОУ, 2010. - 228 с.

5. Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - С. 83-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.