ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ ИТИП РАО: МГТУ им. Н.Э. БАУМАНА, МГИУ, САФУ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ^-ТЕХНОЛОГИЙ
В статье представлено авторское видение задач интеграции образовательного процесса «школа-вуз». Показаны пути создания системы подготовки кадров в области информационно-телекоммуникационных технологий, обеспечивающие предпрофессиональную и профессиональную подготовку высококвалифицированных специалистов. Представлены результаты исследований по профориентации учащихся в области информационных технологий в учебных заведениях.
Стратегическая цель российского образования ориентирована на развитие творческих способностей ребёнка, его самостоятельности, инициативы, стремления к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации. Дополнительное довузовское образование школьников сохраняет лучшие педагогические традиции - организацию разнообразных видов деятельности по интересам в их свободное время, развитие творческого потенциала детей, подростков и юношества.
Довузовское образование есть синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации; рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре,
Т.Ю. Цибизова
Ключевые слова:
мотивация учащихся к проектной, научно-ориентированной деятельности, формирование устойчивости к научной и исследовательской деятельности, система профориентации.
содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учащимися собственной индивидуальной образовательной траектории.
В этих обстоятельствах главными задачами интеграции образовательного процесса «школа-вуз» становятся выявление мотивации учащихся к проектной, научно-ориентированной деятельности, а также формирование устойчивости к научной и исследовательской деятельности. Анализ практики показывает, что имеющаяся на данном этапе низкая мотивация молодежи к науке и образованию, а также к определенным сферам производства создаётся многими факторами, в том числе, что немаловажно, социальными и личностными.
Учащийся, проявляющий интерес к тому или иному предмету, должен иметь возможность удовлетворить интерес к творческой и исследовательской деятельности, касающейся предмета своего интереса, освоить различные образовательные области. Для этого необходимо создать условия, позволяющие ученику развивать свои разнообразные способности.
Связь между потребностно-мотивационной сферой и способностями существует как в проявлении, так и в формировании этих способностей. В.Г.Асеев указывает на то, что «качественный состав и уровень формирующихся функциональных возможностей человека (физических, интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных и пр.) обусловливает обычно и формирование соответствующих потребностей, интересов к данным видам деятельности. Существует тенденция к переключению всех мотива-ционных установок на более успешные виды деятельности, соответствующие формирующимся или сформировавшимся функциональным возможностям человека. Однако, сформировавшееся по тем или иным причинам положительное мотивационно-ценностное отношение к той или иной области действительности и соответствующей деятельности (потребность, интерес, идеал) приводит к переключению функционально-энергетических ресурсов человека на эти виды деятельности (относительно независимо от начальной степени функциональной готовности), что способствует постепенному формированию и соответствующих способностей» [1].
В.С.Юркевич выделяет 3 уровня познавательной потребности [5].
Первый - потребность во впечатлениях, которые проявляются в стремлении индивида к новым стимулам, в его реакции на новизну, поступаю-
щую извне. На этом этапе это потребность исключительно в новых стимулах, еще отсутствует стремление к получению нового знания.
Второй - любознательность, характеризуется личностным отбором той информации, которая поступает к субъекту и которую он сам способен получить. На этой ступени развития познавательная потребность уже более целенаправлен на, у человека появляются интересы, различные формы личностного отношения к знанию. Именно на этом этапе появляется потребность в знании.
Третий - потребность в научной деятельности, субъект движим необходимостью в целенаправленной деятельности, которая отражает его устойчивые жизненные приоритеты. Познавательная потребность проявляется здесь как склонность к определенному роду занятий, профессии.
В настоящее время, когда основной задачей высшей школы стала задача повышения качества образования, уже недостаточно только хорошей успеваемости у учащегося, желательно наличие у него стремления, потребности, интереса к освоению конкретной профессии, специальности, что позволит ему после окончания вуза развивать свое умение, работать в соответствии с полученным образованием, это в свою очередь повышает уровень подготовки квалифицированных специалистов, преподавателей, ученых.
Ведущей тенденцией современного мирового цивилизационного процесса является формирование глобального информационного общества, характеризующегося высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти, ростом роли информации и знаний в жизни общества, увеличением доли объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте, формированием глобального информационно-коммуникационного пространства, повышением эффективности информационного взаимодействия людей, расширением возможностей для наиболее полного удовлетворения их социальных и личных потребностей в информационных продуктах и услугах. Основным условием благополучия каждого человека, каждой организации и каждого государства в информационном обществе становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней. Происходит переход от «информатизации управления» к «информатизации жизни» [3].
Успешное развитие информационно-телекоммуникационных систем невозможно без наличия соответствующих высококвалифицированных спе-
циалистов, владеющих современными технологиями и фундаментальными знаниями в области проектирования и использования программной и аппаратной составляющих информационно-телекоммуникационных систем, предназначенных для сбора, передачи, обработки информации и сигналов в различных областях применения.
В связи с изложенным актуальной задачей является создание такой системы подготовки кадров в области информационно-телекоммуникационных технологий, которая обеспечивала бы предпрофессиональную и профессиональную подготовку высококвалифицированных специалистов, способных выполнять функции разработчиков, исследователей и руководителей широкого круга научно-технических, научно-исследовательских и инновационных информационно-телекоммуникационных проектов.
И первым шагом к подготовке высококвалифицированного специалиста в области информационных технологий является выявление у школьников склонности к информатике, программированию, компьютерной технике на этапе уровневого перехода «средняя школа - вуз». Это позволит еще до приема в вуз оценить личностные творческие способности школьников, их профессиональную ориентацию и склонность к профессиональной деятельности в области информационно-коммуникационных технологий. В дальнейшем при обучении в вузе необходимо создавать возможность развития этих способностей, обеспечивая тем самым преемственность поколений, подготовку высококвалифицированных специалистов для науки, техники, производства и пополнение педагогических кадров.
Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов повышения качества предпрофессиональной подготовки учащихся:
• система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умением объективно оценивать свои индивидуальные особенности;
• диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии;
• теоретические и методические основы профессиональной консультации молодежи;
• системный подход к профориентации школьников;
• общественно значимые мотивы выбора профессии;
• формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.
Развитие системы «школа-вуз» - веление времени. Содержание образования, особенно в старших классах, должно строиться на основе максимального удовлетворения индивидуальных запросов, интересов обучающихся. Образовательные учреждения должны помочь осознанному профессиональному выбору. Профориентированное обучение здесь может рассматриваться как подготовка старшеклассников к дальнейшей жизни в обществе.
Если у школьника сформирована мотивация к получению знаний, то, выбрав соответствующую область деятельности, он может значительно улучшить качество подготовки в средней школе, используя возможности и перспективы освоения профессии. Углубление знаний по профильным дисциплинам, погружение учащегося в новое информационное поле стимулируют его интерес к дальнейшему образованию и получению профессиональных навыков [4].
Под влиянием научно-исследовательской деятельности учащихся формируются и педагогические кадры. Педагоги вооружаются методиками исследования и эксперимента, знакомятся с новейшими теоретическими и практическими разработками в различных областях науки и техники, а также в области психологии мышления и креативности. У педагогов возникает необходимость повышения уровня профессионального мастерства. Все это повышает эффективность образовательной работы, качество среднего и высшего образования, позволяет решать следующие задачи:
• повышение профессиональной компетентности учителей и педагогов;
• совершенствование методик и технологий организации научно-исследовательской деятельности учащихся;
• создание и осуществление действия системы мониторинга качества образовательного процесса;
• обеспечение психологического сопровождения индивидуального развития детей.
Таким образом, объектом нашего исследования являются вопросы формирования системы отбора учащихся, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ высшего профессионального образования и конкретно - к получению образования и профессии, связанной с информационными, компьютерными, телекоммуникационными технологиями.
Исследования по профориентации в области информационных технологий целенаправленно проводились в учебных заведениях, профилированных для технических, инженерных и естественнонаучных вузов, в т.ч.
и для МГТУ им. Н.Э.Баумана, т.е. для школьников уже потенциально ориентированных на профессиональную деятельность в области техники и технологий. Таким образом, полученные результаты дают возможность общеобразовательным учебным заведениям оценить уровень своей работы, а высшим учебным заведениям - уровень потенциальных абитуриентов.
Задача проведения профориентационного тестирования направлена на помощь школьникам в выборе будущего профессионального пути развития, повышение рефлексии школьников в области их будущего профессионального роста и поиск талантливой молодежи, имеющей интерес к дальнейшей научной карьере. Для решения этой задачи разработана анкета-опросник «Мое будущее - 1Т-технологии», состоящая из 40 вопросов, сформулированных таким образом, что предполагается три варианта ответов: «да», «нет» и «не знаю», это позволяет проводить тестирование сразу в больших группах учащихся и требует немного времени на обработку [2].
Основная цель анкеты-опросника - определить уровень профориентации испытуемых на сферу 1Т-технологий. Второстепенной целью анкеты-опросника является определение склонностей и способностей у испытуемых в двух направлениях: компьютерном программировании и занятии научной деятельностью. Кроме перечисленного, анкета-опросник содержит ряд вопросов, определенные ответы на которые указывают на отсутствие, наличие либо формирование компьютерной зависимости, что является огромной проблемой современных подростков.
Определены четыре уровня профориентации на сферу 1Т-технологий:
• нулевой - отсутствие профориентации на данную сферу деятельности (не определился);
• низкий (слабый);
• средний (неплохой);
• высокий (хороший).
• Три уровня склонностей и способностей к программированию, к занятию научной деятельностью:
• низкий - «отсутствует»;
• средний - «отмечается»;
• высокий - «есть».
• Три уровня компьютерной зависимости:
• низкий - «отсутствует»;
• средний - «отмечается»;
• высокий - «есть».
Сравнение результатов проводилось обобщенно по классам: между лицеями; отдельно по каждому лицею: между классами и по половому признаку.
Анализ результатов анкетирования учащихся профильных школ показал, что школьников с нулевым уровнем профориентации на сферу 1Т-технологий крайне мало - 6,3%. Такой показатель говорит, о том, что сегодня 1Т-технологии вошли в нашу жизнь и очень сложно оставаться отчужденным от данной области деятельности.
Низкий уровень профориентации на сферу 1Т-технологий отмечен у 34,1% испытуемых и свидетельствует о том, что эти учащиеся слабо разбираются в области 1Т-технологий, склонности и способности к данной сфере научного знания отсутствуют или очень слабо выражены. Необходимо отметить, что данный показатель вовсе не означает невозможность обучаться по данному направлению и добиться со временем успехов в этой профессии, особенно при наличии такого желания у индивида.
Средний уровень профориентации на сферу 1Т-технологий отмечен у почти 50% испытуемых и говорит о том, что эти учащиеся неплохо разбираются в области 1Т-технологий, имеющиеся у них склонности и способности заниматься данной сферой деятельности имеют хороший шанс развиться при приложении необходимых усилий в процессе дальнейшего обучения и наличии желания посвятить себя этой профессии.
Высокий уровень профориентации на сферу 1Т-технологий отмечен у 19,6% испытуемых и означает, что эти учащиеся хорошо разбираются в области 1Т-технологий, их склонности и способности к данной сфере деятельности. При условии, что желание заниматься 1Т-технологиями дальше, развиваться личностно и профессионально у таких школьников не угаснет, у них есть большая вероятность добиться больших успехов в этой профессии [2].
Вышеприведенные результаты можно расценивать как очень высокий уровень интереса современных подростков к данной сфере деятельности, но в большей степени как потребителей продукта, а не как будущих специалистов, желающих реализоваться в профессии, связанной 1Т-технологиями.
Итоги профориентационного тестирования подводились по четырем критериям:
• склонность к программированию;
• склонность к научной деятельности;
• компьютерная зависимость;
• уровень профориентации на сферу 1Т-технологий.
В результате обобщения и анализа анкеты выявлено широкое разнообразие оценок, связанных с уровнем профориентации на сферу 1Т-технологий и соответствие этого уровня склонности к программированию, научно-исследовательской деятельности и компьютерной зависимости. Нет прямой и четкой зависимости между склонностью к программированию, например, и профориентацией на информационные технологии, а хуже всего то, что получены результаты с наличием сформированной четкой компьютерной зависимости и слабым уровнем профориентации на сферу 1Т-технологий.
На основе профориентационного тестирования, можно сделать некоторые выводы:
• высокий процент учащихся со сформированной компьютерной зависимостью говорит о некой так называемой замене объекта: большое количество времени, проведенное за компьютером расценивается как желание выбрать своей профессией сферы деятельности, связанные с информатикой; родители, наблюдая своих детей преимущественно за компьютером, но, не интересуясь, чем именно они заняты, подкрепляют эти ложные подростковые представления об их возможностях;
• сфера 1Т-технологий является крайне привлекательной для подростков, но в большей степени как сфера потребления продуктов, производимых в этой области, а не как учебная, научная и профессиональная деятельность, в которой можно реализоваться;
• немалое количество учащихся показывают интерес к занятию исследовательской деятельностью, такие стремления необходимо всесторонне поддерживать, развивать и поощрять как внутри самих учебных заведений, организуя школьные конференции и форумы и создавая электронные журналы, так и в вузах в рамках системы довузовской подготовки.
В МГТУ им. Н.Э.Баумана накоплен значительный многолетний опыт создания и внедрения новых организационно-методических механизмов, обеспечивающих более эффективное использование имеющихся ресурсов в области приема наиболее талантливой и ориентированной на учебу молодежи, о разработке методической документации по созданию и обеспечению координированного развития модели инновационно-образовательной системы «школа-вуз», в разработке оптимальных схем проведения профо-риентированной работы на базе высшего учебного заведения.
Такая работа дает возможность учащимся сформировать понимание многообразия современных направлений техники и технологии; существенно расширить знания, выходя за пределы школьной программы; получить дополнительную мотивацию к более глубокому изучению школьной
программы; сделать осознанный выбор в пользу той или иной профессиональной области; получить личный опыт исследовательской и творческой деятельности.
Литература
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976. - 156 с.
2. Зеленцова Е. В., Масич Е. В., Никитина В. В. Исследование способностей и мотивации молодежи к деятельности в области IT-технологий как одна из задач управления в сфере образования // technomag.edu.ru: Наука и Образование: электронный научно-технический журнал. - 2013. - Вып. 4. - URL http://technomag.edu.ru/doc/565163.html. (дата обращения 30.07.2013)
3. Матвеев В.А. и др. Инновационный комплекс персонифицированной профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов в области информационно-телекоммуникационных технологий. - М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2009. - 129 с.
4. Орешкина А.К., Цибизова Т.Ю. Развитие преемственности образовательных процессов в системе непрерывного образования. - М.: Издательство МГОУ, 2010. - 228 с.
5. Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - С. 83-92.