УДК 002:378
В.Н. Подковырова, ст. преп. АлтГПА, г. Барнаул
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР)
В статье раскрываются особенности педагогического проектирования ЦОР в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды. На основе постановки профессиональных задач на ключевом, базовом и специальном уровнях раскрыта структура профессиональной компетентности педагога в области проектирования ЦОР Предложены критерии сформи-рованности профессиональной компетентности в области проектирования ЦОР
Ключевые слова: ИКТ-насыщенная образовательная среда, профессиональная компетентность, педагогическое проектирование, цифровые образовательные ресурсы.
Информатизация образования, происходящая на современном этапе развития общества, открывает новые возможности и перспективы развития системы образования в целом, но при этом повышаются требования к профессиональной компетентности педагога. На сегодняшний день одной из составляющих профессиональной компетентности педагога является уровень использования им информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, разработка и внедрение в педагогический процесс ЦОР.
Это требует совершенствования профессиональной подготовки учителей в области ИКТ, формирования внутренних мотивов на основе раскрытия целесообразности и преимуществ использования ЦОР, обучения поиску и методам работы с современными коллекциями ЦОР, использования технологии педагогического проектирования учебных материалов в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды, их апробации и методики применения в рамках конкретных учебных занятий.
Использование информационных и коммуникационных технологий в системе образования изменяет дидактические средства, методы и формы обучения, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую - ИКТ-насыщенную образовательную среду.
Развивая понятие «информационно-коммуникационная среда», под которым И.В. Роберт понимает совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом (в том числе распределенным информационным ресурсом) с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью [1], предложим трактовку понятия «ИКТ-насыщенная образовательная среда».
Под ИКТ-насыщенной образовательной средой будем понимать совокупность условий, реализуемых на базе информационных и коммуникационных технологий, направленных на осуществление образовательной деятельности, способствующей формированию профессионально значимых и социально важных качеств личности в условиях информатизации общества.
Характерными особенностями ИКТ-насыщенной среды, на наш взгляд, являются: интеграция различных информационных и коммуникационных технологий; всестороннее использование локальных, региональных и глобальных сетевых ресурсов; поддержка и развитие качественно новых технологий обработки информации, адаптированных для субъекта информационной среды; активное использование современных средств, методов и форм обучения в образовательном процессе.
Организация педагогической деятельности в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды предполагает соответствующие изменения во взаимодействии между субъектами образовательного процесса: учащимися, педагогами, администрацией образовательного учреждения, родителями. Изменяются цели, методы, средства, связанные с распространением новых способов работы с информацией, современными средствами коммуникации, совершенствуются традиционные дидактические средства и появляются новые, в частности цифровые образовательные ресурсы.
Тенденцией современного этапа информатизации образования является разработка технологии проектирования и целесообразное использование в образовательном процессе цифровых образовательных ресурсов.
Цифровой образовательный ресурс будем рассматривать как сложный объект и более того - как информационно-педагогическую систему, состоящую из простых и сложных элементов (подсистем).
Простыми объектами считаются объекты, обладающие содержательной и функциональной целостностью и осмысленностью. Простые объекты выражены в определенной форме (текст, изображение, звук) и часто имеют иллюстративный характер.
Сложными объектами считаются объекты, которые состоят из простых, обладают содержательной и функциональной целостностью более высокого уровня. Необходимо отметить, что эти объекты могут быть интерактивными [2].
Вследствие того, что цифровой образовательный ресурс мы понимаем как информационно-педагогическую систему, то, на наш взгляд, основной методологией построения подобных систем является педагогическое проектирование. Действительно, как отмечает Е.И. Машбиц, «в сфере образования функции проектирования не сводятся к разработке обучающих систем или отдельных компонентов этих систем, в этой сфере проектирование выполняет методологическую функцию, выступая как средство исследования закономерностей психического развития ребенка, особенностей формирования учебной деятельности и управления и т.д.» [3, с. 137].
При этом, в соответствии с определением Е.С. Заир-Бек, педагогическое проектирование мы будем понимать как «специальным образом организованное осмысление педагогических проектов и систем, когда на основе имеющегося состояния и прогноза желаемых результатов создается новый облик системы и одновременно процесс реализации в действительности задуманного» [4, с. 45].
При описании структуры профессиональной компетентности выделяют ключевые компетентности, необходимые для любой профессиональной деятельности, базовые компетентности, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности, и специальные компетентности, отражаю-
щие специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности [5, с. 9].
Выделив составляющие ключевых, базовых и специальных компетентностей, представим структуру профессиональной компетентности педагога в интересующей нас области -в области проектирования ЦОР:
— ключевые компетентности: информационная компетентность; аналитическая компетентность; проектировочная компетентность; компетентность в области психолого-педагоги-ческих технологий;
— базовые компетентности: компетентность в области разработки элементов ЦОР с использованием различного программного обеспечения; компетентность в области педагогического проектирования; компетентность в области педагогического дизайна;
— специальные компетентности: компетентность в области апробации разработанного ЦОР и оценки его учебной эффективности; компетентность в области методики использования ЦОР в учебном процессе.
Отметим, что профессиональная компетентность педагога в области проектирования ЦОР формируется посредством решения профессиональных задач в указанной области на соответствующих уровнях (ключевом, базовом и специальном).
Ключевой уровень:
• определение цели обучения в соответствии с требуемым уровнем подготовки учащихся, отбор средств, методов и организационных форм учебного процесса;
• изучение состояния психических функций учащихся, учёт учебных возможностей школьников, предвидение типичных затруднений учащихся;
• владение навыками планирования и организации педагогической деятельности;
• анализ целевой аудитории учащихся и ожидаемых результатов обучения;
• умение производить поиск, анализ и систематизацию необходимой информации;
Критерии компетентности педаг
• использование различных информационных источников и умение проводить анализ источника представленной информации;
• умение предвидеть, анализировать и разрешать возникающую педагогическую проблему;
• разработка учебных материалов в традиционной форме и их использование в учебном процессе;
• анализ и структурирование учебного материала, выделение основных тем и разделов;
• умение работать над проектом.
Базовый уровень:
• умение осуществлять решения педагогических задач с опорой на современные ИКТ;
• умение проектировать ЦОР по конкретной учебной теме;
• использование процедур педагогического дизайна при проектировании и разработке ЦОР;
• умение использовать необходимое программное обеспечение при разработке элементов ЦОР.
Специальный уровень:
• умение самостоятельно и творчески организовывать процесс обучения на уроках с использованием ИКТ.
• умение реализовывать ЦОР по собственным проектам и проектам других в рамках учебно-воспитательного процесса;
• формирование педагогического опыта применения в профессиональной деятельности комплекса современных ЦОР.
С учетом декомпозиции представленных выше уровней профессиональной компетентности педагога в области проектирования ЦОР определены структура и компоненты содержания обучения и выделены основные содержательные линии:
• Цифровые образовательные ресурсы в системе современного образования.
• Технология педагогического проектирования ЦОР.
• Инструментальные средства разработки ЦОР.
• Педагогическое оценивание с использованием ЦОР.
Таблица 1
I в области проектирования ЦОР
Уровень Показатели
Высокий Сформированность научно-методических основ педагогического проектирования. Четкое и осознанное выполнение всех этапов проектирования ЦОР, включая их цикличность. Целесообразность отражается в методически грамотном использовании ЦОР или в четком представлении использования ЦОР в учебно-воспитательном процессе. Направленность действий определяется общественно значимой мотивацией, общечеловеческими ценностями, пониманием общественных запросов к современной системе образования. Выбор тематики ЦОР, его разработка и дальнейшее использование в учебном процессе подкреплено внутренними мотивами. Проявление творческого подхода, оригинальность в выборе форм представления учебной информации в ЦОР. Использование разнообразные мультимедийные формы подачи информации (текст, графика, анимации, аудио, видео).
Достаточный Научно-профессиональная осознанность деятельности. Умение целесообразно выделять тематику будущего ЦОР. Знание, четкое представление особенностей и выполнение этапов педагогического проектирования ЦОР. Умение проводить поиск необходимых элементов ЦОР, используя специализированные сайты, образовательные порталы, электронные библиотеки, электронные энциклопедии, словари, справочники. Использование оптимальных форм представления учебной информации в ЦОР.
Ограниченный Слабая сформированность проектной культуры, проявляющаяся в недостаточности и непоследовательности выполнения этапов педагогического проектирования. Целесообразность выполнения некоторых этапов далеко не всегда реализуется успешно, имеют место ошибки в выборе цели, форм представления и содержания информации. Осознанность педагогической деятельности в педагогического проектирования ЦОР носит локальный характер на уровнях как обыденного, так и теоретического сознания. Отсутствие оригинальности в представлении учебной информации в ЦОР, происходит напрямую копирование информации из учебников и учебных пособий без попыток изменить форму подачи учебной информации.
Низкий Ограниченное владение ключевыми понятиями. Использование ЦОР мотивируется лишь только внешними мотивами, педагог не видит целесообразности применения их в учебном процессе ЦОР или же применяются уже готовые ЦОР с существенными недостатками и методически неграмотно. Решения, принимаемые в процессе педагогической деятельности, противоречивы, часто нецелесообразны, несвоевременны, неточны, неоригинальны.
• Система оценки качества ЦОР.
• Методическое обеспечение использования ЦОР вучеб-ном процессе.
Для построения логической структуры содержания обучения и выбора наиболее оптимального варианта учебного курса была использована топологическая сортировка учебных элементов.
Экспериментальная апробация проходила на базе Барнаульского государственного педагогического университета в рамках изучения спецкурса «Основы проектирования ЦОР» при очной и дистанционной формах обучения. Цель эксперимента заключалась в исследовании эффективности разработанной методической системы обучения, направленной на формирование профессиональной компетентности педагога в области проектирования ЦОР.
В рамках формирующего эксперимента было проведено тестирование испытуемых, использовались методы самооценки, оценки знаний и умений независимыми экспертами, статистические методы обработки данных.
Наличие педагогических эталонов, норм, правил, которым должна удовлетворять профессиональная компетентность педагога в области проектирования ЦОР, делает возможным ее измерение. Оно может осуществляться как измерение качества деятельности, с помощью экспертных оценок, тестирования или других методов. При этом проблема измерения профессиональной компетентности связана с проблемой выбора критериев, показателей и уровней ее сформированности.
Выбор критериев и показателей, наиболее полно характе-
ризующих профессиональную компетентность педагога, позволил обосновать возможность использования четырех уровней ее сформированности: низкого, ограниченного, достаточного, высокого.
Использование обоснованных критериев и уровней сфор-мированности профессиональной компетентности в области проектирования ЦОР позволило оценить способности студентов разрабатывать качественные ЦОР.
Оценка результатов достижений обучаемых осуществлялась экспертами по разработанным критериям профессиональной компетентности педагога в области проектирования ЦОР на основе достижения показателей профессиональной компетентности в рассматриваемой области (табл. 1).
В рамках опытно-экспериментальной апробации была установлена динамика уровней сформированности компонентов профессиональной компетентности в области проектирования ЦОР.
Научно-теоретический компонент оценивался по результатам входного и итогового тестирования, а операционно-технологический компонент - по результатам создания будущими учителями цифровых образовательных ресурсов до изучения спецкурса (на педагогической практике, в рамках дисциплин «Компьютерные сети и Интернет», «Теория и методика обучения информатики» и др.) и по окончании обучения, по результатам выполнения итоговых проектных работ.
Библиографический список
1. Роберт, И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования [Текст] / И. В. Роберт // Информатика и образование. - 2004. - №5; №6.
2. Муранов, А.А. Состав цифровых ресурсов, необходимых для активного использования в ИКТ образовании [Электронный ресурс] / А.А. Муранов, Т.А. Шумихина // Информационные технологии в образовании (ИТ0-2004): XIV Международная конференция-выставка - Москва: 2004. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2004/Moscow/VII/VII-0-4761 .№т!.
3. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения [Текст] / Е.И. Машбиц. - М.: Педагогика, 1988.
4. Заир-Бек, Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 1995.
5. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В. А. Козырева и Н. Ф. Радионовой.
- СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2004.
Статья поступила в редакцию 12.0309
УДК 002:378
О.Н. Козел, ас. АлтГПА, г. Барнаул
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ: СТРУКТУРА, СОСТАВЛЯЮЩИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ
Статья посвящена актуальным вопросам формирования вычислительной компетентности будущих учителей информатики (студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности «Информатика», «Информатика с дополнительной специальностью») как составляющей профессионально-педагогической компетентности учителя информатики.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, вычислительная компетентность, вычислительный эксперимент, структура профессиональной вычислительной компетентности учителя информатики, формирование профессиональной вычислительной компетентности учителя информатики.
Изменения современного общества требуют пересмотра века мобилизовать в конкретной ситуации полученные зна-основной парадигмы высшего профессионального образова- ния и опыт» [7, с. 6].
ния, в том числе педагогического. С позиций компетентнос- Динамизм развития современного общества предполага-
тного подхода, рассматриваемого как одно из важных кон- ет необходимость непрерывного образования специалиста, го-
цептуальных положений обновления содержания образова- товность к постоянному повышению своей профессиональ-
ния, результатом обучения студента в вузе должна стать его ной компетентности. Способность адаптироваться к часто ме-
профессиональная компетентность, которая «определяется не няющимся условиям и технологиям особенно актуальна для
через сумму знаний и умений, а характеризует умение чело- будущего специалиста, в том числе учителя информатики.