Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности инженера-строителя в процессе учебно-производственных практик'

Формирование профессиональной компетентности инженера-строителя в процессе учебно-производственных практик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1524
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / PRACTICAL TRAINING FOR UNDERGRADUATE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костыгина Виолетта Викторовна

В статье представлены анализ и результаты педагогического эксперимента по формированию профессиональной компетентности инженера-строителя в процессе прохождения студентами учебно-производственных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming Professional Skills of a Civil Engineer in the Process of Practical Training

The article presents the analysis and results of a pedagogical experiment on forming professional skills of a civil engineer in the process of practical training.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности инженера-строителя в процессе учебно-производственных практик»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

вания льда в аудитории» (А. Анастази); как «система реализации неограниченных возможностей всех имеющихся в наличии вербальных и невербальных средств» (Г. Мюррей).

Проведенное исследование формирования коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей может применяться при организации предметноспецифичного обучения в вузе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодалев, А. А. Психология общения. Обзорная информация / А. А. Бодалев. — М. : ВАСХНИЛ, 1978. — Вып. 3. — 53 с.

2. Головко, Е. А. Технология формирования коммуникативной компетентности студентов пед-

вузов на пороге адаптации к педагогической деятельности: дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Головко. — Ставрополь, 2004.

3. Куницина, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Поголь-ша. — СПб. : Питер, 2002. — 514 с.

4. Малинковская, А. В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования / А. В. Малинковская. — М. : ВЛАДОС, 2005. — 381 с.

5. Немов, Р. С. Общая психология : учеб. пособие / Р. С. Немов. — СПб. : Питер, 2008. — 304 с.

6. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика / Р. С. Немов. — 4-е изд. — М. : ВЛАДОС, 2008. — 631 с.

7. Evans, D. Emotion: A very short introduction / D. Evans — N. Y. : Oxford university press, 2003. — 96 p.

8. Gardner, H. Creating minds / H. Gardner. — N. Y. : Basic Books, 1993. — 464 p.

Поступила 20.05.09.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНЖЕНЕРА-СТРОИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК

В. В. Костыгина (Пензенский государственный университет архитектуры и строительства)

В статье представлены анализ и результаты педагогического эксперимента по формированию профессиональной компетентности инженера-строителя в процессе прохождения студентами учебно-производственных практик.

Ключевые слова: компетенция; профессиональная компетентность; формирование профессиональной компетентности; учебно-производственная практика.

Проведенный теоретический анализ проблемы формирования профессиональной компетентности инженера-строите-ля в процессе учебно-производственных практик показал, что в профессиональной педагогике она мало изучена и подтвердил необходимость проведения педагогического эксперимента.

В соответствии с целью и особенностями предмета исследования были выбраны методы опытно-поисковой работы: беседа, контент-анализ документов, изучение результатов деятельности студентов, математические и статистические методы, методы теоретического исследования, наблюдение, эксперимент. В частности, с помощью метода изуче-

ния результатов деятельности были опосредованно выявлены сформированность знаний, умений и навыков, интересов и способностей человека, развитие различных психических качеств и свойств личности на основе анализа продуктов его деятельности. В ходе проведения контент-анализа документов изучались отчеты по практике, тексты по учебной дисциплине «Техника безопасности на строительной площадке», что позволило получить необходимые сведения о сфор-мированности профессиональных умений студентов на различных этапах.

Цель педагогического эксперимента состояла в изучении формирования профессиональной компетентности будущих

© Костыгина В. В., 2009

111!111Й1И1!Ш № 4,

инженеров-строителей при прохождении учебно-производственных практик.

Задачи эксперимента:

1) сформировать у студентов технического (строительного) вуза профессионально важные качества, характеризующие основные уровни профессиональной компетентности инженера-строите-ля;

2) убедить студентов в необходимости овладения профессиональными умениями для будущей успешной профессиональной деятельности;

3) помочь студентам овладеть современными методами производства, чтобы на основе приобретенных знаний, умений, навыков они стремились к саморазвитию и самосовершенствованию своей профессиональной компетентности;

4) выявить проблемы во взаимосвязи «студент — преподаватель — производственник».

В эксперименте приняли участие студенты и выпускники Пензенского государственного университета архитектуры и строительства специальности «Промышленное и гражданское строительство», преподаватели и руководители-производственники.

В качестве диагностического инструментария использовались тесты, опросники и анкеты.

Для определения общего уровня сформированности профессиональной компетентности инженера-строителя, роли учебно-производственной практики в этом процессе и влияния на него руководителя практики от вуза и предприятия был предложен опросник, с помощью которого выявлялись представления студентов разных курсов (всего более 800 чел.) по заданной тематике.

Анализируя ответы на вопрос о значимости практик, можно отметить, что студенты всех курсов высоко оценивают производственную практику, которая дает наиболее полное представление о получаемой профессии и дополняет имеющиеся теоретические знания. Самой предпочтительной формой прохождения практик для старшекурсников являются

студенческие строительные отряды. Такой выбор аргументируется ими возможностью работать в команде со своими товарищами, лично отвечать за проделанную работу, самоорганизовываться, проверить себя в новой социальной среде.

Вопрос о профессиональных качествах руководителя практик вызывал, как правило, небольшое затруднение у студентов младших курсов, однако представленность ответов присутствовала в абсолютном большинстве случаев (более 98 % ответов). Выделяемые студентами качества, характеризующие профессионализм, составляют достаточно ограниченный круг вариантов ответов: «хорошо знает производство», «всегда может дать ответ на любой вопрос», «понимает то, о чем говорит» и т. п., а также «стремится развиваться дальше», «творчески подходит к своему делу», «справедливый», «порядочный», «коммуникабельный» и т. п. Нельзя не отметить, что на вопрос о возможности овладеть дополнительной рабочей строительной профессией во время прохождения практики почти все опрашиваемые (99 %) ответили положительно.

В результате анализа данных, полученных в процессе уточняющих интервью и бесед, можно сделать вывод об имеющемся у студентов представлении

0 проведении практик и их роли в процессе формирования профессиональной компетентности инженера-строителя. Однако, как правило, названные представления отражают лишь интуитивную, бытовую, житейскую позицию, что особенно характерно для студентов младших курсов.

Для выявления мнения студентов о влиянии практики на профессиональные навыки была предложена соответствующая анкета. В анкетировании участвовали студенты специальности «Промышленное и гражданское строительство»:

1 курс — 48 чел., II — 52, III — 60, IV — 56, V курс — 33 чел. В их ответах отразились направленность на свою будущую профессию, желание за время практики найти место работы, произвести впечат-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ление на руководителя-производственни-ка своей профессиональной подготовленностью. Большое значение придается возможности заработать.

Анализируя результаты анкетирования, следует отметить, что прохождение практики для студентов — это в первую очередь возможность заработать и найти будущее место работы, и только для 15 % опрошенных — возможность пополнить профессиональные знания и навыки. Полученные показатели кардинально не меняются на протяжении всего периода обучения респондента.

По мнению студентов, практика дает возможность попробовать свои силы в профессиональной сфере и понять правильность выбора профессии: 42 % опрошенных именно так представляли себе свою будущую специальность, а 6 % осознали ошибочность выбора профессии. Настораживает, что 18 % студентов не представляют, чем будут заниматься, работая по специальности, даже после прохождения производственной практики.

В качестве положительного показателя отметим, что на отношение к процессу прохождения практики в первую очередь влияет интерес к выполняемой работе (30 %). Немаловажной также является помощь со стороны руководителя практики от организации (учреждения) или других работников. 17 % респондентов на первое место поставили соответствие деятельности во время практики получаемой специальности.

Наибольшие сложности возникают у студентов в результате невнимания к ним сотрудников базовой организации и ограничений в доступе информации. Кроме того, опрашиваемые отмечают недостаточный уровень знаний и умений для выполнения заданий.

Результатом прохождения практики для 56 % студентов стало получение знаний и навыков, необходимых для будущей работы по специальности.

Последовательность формирования профессиональных компетенций в процессе прохождения практик подавля-

ющее большинство студентов определили таким образом: 1) производственнотехнологическая; 2) организационноуправленческая; 3) проектно-конструкторская; 4) научно-исследовательская.

Студенты убеждены, что увидеть «изнутри» технологический процесс изготовления строительных изделий и конструкций, организацию рабочего времени на стройплощадке возможно только на практике.

Анализ полученных результатов анкетирования студентов дает основание сформулировать ряд следующих важных положений:

— студенты строительного вуза имеют представление о будущей профессии и профессиональной компетентности ин-женера-строителя, однако их представления отражают, как правило, бытовой, житейский уровень знаний;

— профессиональная направленность личности студентов неоднозначна, наиболее явно прослеживается направленность на получение большой заработной платы, а не на профессиональную компетентность;

— тенденция профессионально-личностного развития в процессе прохождения практики выявлена не более чем в 38 % случаев;

— основными мотивами прохождения практики зафиксированы такие, как желание получить зачет и профессиональные умения;

— большинство старшекурсников причисляют себя к среднему уровню по показателям сформированности профессиональной компетентности;

— большая часть студентов в вузе — представители строительных династий.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что учебно-производственная практика занимает ведущее место в процессе формирования молодого специалиста. Она дает возможность укрепить и развить профессиональную компетентность как базу для подготовки высококвалифицированного выпускника вуза — инженера-строителя.

56

Поступила 18.09.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.