прочные знания (25%, 5 человек). Следовательно, ведущее место у опрошенных студентов, по результатам этой методики, занимают также внешние мотивы учения. Обобщая данные по результатам двух методик, стоит отметить что, для студента наличие доминирующего уровня внешних мотивов является препятствием на пути становления его как будущего компетентного профессионала своей профессии. Неразвитие значимости внутренних мотивов может оказаться главным образом причиной трудной адаптации к вузовской системе обучения, плохой успеваемости и, как следствие, затруднит дальнейшее профессиональное становление личности.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости реализации целенаправленной развивающей работы по мотивированию студентов на получение выбранной профессии. С этой целью в дальнейшем необходима разработка и реализация программ ориентирующих студентов на профессию, формирующих потребность в образовательной коммуникации, учитывающих психолого-педагогические особенности студентов в процессе работы с ними по развитию профессиональной мотивации. Для эффективного развития профессиональной культуры личности будущих специалистов, необходимо чтобы уже на этапе профессиональной подготовки в вузе у студента была сформирована личность профессионала, убежденность в собственной профессиональной пригодности, в обладании творческим педагогическим потенциалом, в способности найти подход к различным категориям обучающихся. Все это является необходимым для успешной деятельности студента как будущего специалиста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов : учеб. пособие / Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий. -М. : Логос, 2006. - 368 с.
2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. - 512 с.
3. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 352 с.
4. Рудик, П.А. Мотивы поведения деятельности / П.А. Рудик. - М. : Наука, 2003. - 136 с.
5. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - М. : Педагогика. 2005. - 392 с.
6. Чирков, В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека / В.И. Чирков // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 117-118.
УДК 378
Е.П. Турбина, г. Шадринск
Формирование профессиональной компетентности будущих
учителей
Профессиональная подготовка учителя занимает значимое место в педагогике и психологии высшей школы. В поисках путей повышения качества подготовки педагогических кадров определилось несколько направлений. В статье анализируются опубликованные материалы по проблеме модернизации высшего профессионального образования. Автор подчеркивает, что в качестве основных единиц обновления содержания образования необходимо рассмотреть компетентность и компетенцию
Педагогика, профессиональная квалификация, педагогическое мастерство, педагогическая ситуация
E.P. Turbina Shadrinsk
Forming of professional competence of future teachers
The professional training of a teacher occupies a considerable place in the pedagogics and psychology of higher school. Several trends have been chrystallized in the quest of the ways concerned with elevation of quality in reference to the preparation of pedagogical human resources. The author analyzes the published materials dealing with the problem of modernization in regard to higher professional education. He stresses that it is necessary to differentiate between competency and competence as principal units of innovation in reference to the contents of education.
Keywords: pedagogics, professional qualification, pedagogical skill, pedagogical situation.
В Концепции модернизации российского образования определено, что "значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала".
Мы считаем, что развитие ключевых компетентностей будущих педагогов профессионального обучения способствует повышению их уровня образованности; необходимо для успешной жизни (уверенность в себе, личные достижения, самореализация, саморазвитие), способности и готовности осуществлять продуктивную деятельность на благо социума.
Компетентностный подход обновления содержания образования направлен на развитие компетентностей учащихся на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, практической направленности.
В процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные понятия: "компетенция", "компетентность".
Английский психолог Дж. Равен определяет компетентность, как специфическую способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия. Он выделяет "высшие компетентности", которые предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовывать людей для выполнения поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий.
Зимняя И. А. трактует "компетентность" как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. В противопоставление, "компетенция" рассматривается как не пришедший в "употребление" резерв "скрытого", потенциального".
A. В. Хуторской рассматривает понятие "компетенция" как совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности. Компетентность - "уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере", т. е. владение "учеником соответствующей компетенцией".
По мнению Э.Ф. Зеера, компетентность предполагает не столько наличие у специалиста значительного объема знаний и опыта, сколько умение актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций.
B. В. Сериков определяет компетентность как "способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире".
Анализируя исследовательский опыт, получаем, что для компетентного специалиста, необходимы знания как "ключевые сущности, отражающие единство мира и концентрирующие в себе реальность познаваемого бытия", развитие обобщенных умений, навыков и личностного опыта в различных областях деятельности человека, способности и готовности их применять.
В. Н. Введенский характеризует проявление ключевой компетентности "не только в решении узко-профессиональных задач, но и в том, как человек воспринимает, оценивает, понимает мир за пределами своей профессии".
Разработчики проекта "Модернизация образования: перспективные разработки" выделили в качестве ключевых компетентностей следующие: коммуникативную компетентность и компетентность в решении проблем (выявление причин проблемы, предложение идеи её решения с подбором адекватных средств) А. Каспржак.
Авторы международного проекта "Определение и отбор ключевых компетентностей" отнесли к ключевым компетентностям: автономное рефлексивное действие, интерактивное использование средств, участие в работе неоднородных групп, критическое мышление, решение задач.
Ключевые компетентности характеризуются тем, что они позволяют решать сложные нестандартные задачи - разные задачи одного поля (полифункциональность), задачи из предметных областей человеческой деятельности (междисциплинарность и надпредметность), что требует от специалиста высокого уровня развития умственных и познавательных способностей (многомерность) - интеллектуальная компетентность.
При переходе к информационному обществу, характеризующемуся постоянным ростом объема знаний (информации), все более важным для педагога становится ориентироваться в информационных потоках - обладать информационной компетентностью. Для эффективной обработки информации, решения профессиональных задач используют компьютерные технологии, которые стали неотъемлемой частью современного общества и оказывают существенное влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Будущий педагог как полноценный член общества, активно участвующий в социальной жизни - социальная компетентность.
Для будущего педагога профессионально значимы педагогическое общение, способности эмоционально-волевой сферы, включаемые в коммуникативную и эмоциональную компетентности. Владение и применение навыков целеполагания, планирования, прогнозирования, привлечение адекватных методов, способов определяют педагогическую компетентность.
И. Д. Фрумин считает адекватными для развития ключевых компетентностей проектную работу и различные индивидуализированные формы обучения.
Реализация педагогической деятельности требует развития ключевых компетентностей - интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, социальной, педагогической, что стимулирует профессиональное само-развитие,
самосовершенствование, реализацию творческого потенциала.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек — человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда.
С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности.
С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.
Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. В психолого-педагогической литературе при рассмотрении процесса формирования и развития профессионализма используются два понятия: компетентность и компетенция. В словаре С.И. Ожегова «компетенция» определяется как: 1 Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. 2.Круг чьих-нибудь полномочий, прав [2,8]. А по словарю Д.Н. Ушакова ... «компетенция» это: 1.Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. 2.Круг полномочий, область подлежащих чьему- нибудь ведению вопросов, явлений (право) [4, 284].
А.И.Турчинов понимает под компетентностью степень выраженности, проявленности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности. [3, 268].
А.В.Хуторской пишет: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по
отношению к определен ному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность -владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности»[5,86].
Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией -значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.
С.Е. Шишов, В.А. Кальней отмечают, что понятие компетенции относится к области умений, а не знаний. Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, быть компетентным - не означает быть ученым или образованным. Предполагается, что настройка человеческого поведения на бесконечное разнообразие жизненных ситуаций связана с общей способностью «мобилизовать в определенной ситуации приобретенные знания и опыт» в личной биографии, вписывающийся в общую историю [6, 254].
Кроме того, по их мнению, нужно различать компетенцию и умение. Умение - это действие специфической ситуации. Это проявление компетентности или способности, более общей подготовленности к действию или возможность совершать действие в специфической ситуации. Однако только умения поддаются наблюдению; компетенция -это характеристики, которые можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями.
Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция это то, что порождает умение, действие. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы. Рассмотрим понятие «компетенция» во взаимосвязи с понятием «квалификация». Быстрые изменения многих профессиональных задач, связанных, в частности, с введением новых технологий, требуют новых квалификаций. Умения, обычно характеризующие выполнение какой-либо профессии, уже недоступны. Нужно еще уметь предвидеть трудности, принимать решения, сотрудничать и координировать свою деятельность. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.
При обсуждении компетенции внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они проявляются. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются в какой-нибудь ситуации; непроявленная компетенция, остающаяся в ряду потенциальностей, не является компетенцией, а, самое большее, скрытой возможностью. Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их соответствующим образом в нужный момент, когда представляется возможность. Быть компетентным не означает быть ученым или образованным.
А.В.Хуторской поясняет, что под компетенцией следует понимать нормативные требования к профессиональной подготовке учителя, а под компетентностью - уже сложившиеся, состоявшиеся его качества. Структура компетентности определяется видами его профессиональной деятельности [5].
Компетентность человека связана с его деятельностью, а, следовательно, и с профессией. Для успешного выполнения профессиональной деятельности ее субъекту необходимо обладать совокупностью психофизиологических, психологических и личностных характеристик, которые определяются как профессионализм.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм. Профессиональной деятельностью педагога как разновидностью его трудовой деятельности является педагогическая деятельность.
Термин «педагогический» раскрывает принадлежность индивида к педагогической профессии, которая обслуживает педагогическую деятельность. Таким образом, термины «профессиональная деятельность педагога» и «педагогическая деятельность» несут на себе одну и ту же смысловую нагрузку. Исходя из этого, термины «профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность» могут употребляться в качестве синонимов. Профессиональная компетентность - ключевое понятие для характеристики педагогической деятельности.
В.Г.Суходольский отмечает, что профессиональная компетентность педагога это -«способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим и знаниями, профессиональными умениями и навыками» [1,74].
Значит, компетентность - это сплав теоретической и практической готовности человека к педагогической деятельности. А профессиональная компетентность - это есть профессионализм и педагогическое мастерство учителя. Таким образом, изучение различных мнений, представленных исследователями природы компетентности, таких как A.B. Хуторской, С.Е. Шишов, В.А. Кальней, В.Г. Суходольский, по определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя. Профессия учителя -творческая. Учитель работает над развитием личности учащегося, но каждый раз он имеет дело с (единственным экземпляром) уникальным по своим индивидуальным свойствам и качествам ребёнком. К каждому ученику необходим свой подход, каждый раз приходится в новом варианте использовать имеющиеся знания и умения. Неповторимы педагогические ситуации - меняются участники, их количество, условия. Поэтому так важно иметь информацию об уровне развития учащихся, их интересах, способностях, желаниях, чтобы искать новые средства деятельности, методики, приемы с целью повышения эффективности педагогической деятельности. Но для этого, чтобы «творить»,
нужен достаточно высокий уровень знаний - ведь известно, что пустая голова не рассуждает.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кухарев, И.В. На пути к профессиональному совершенству : нн. для учителя / И.В. Кухарев. - М. : Просвещение, 1990. - (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения).
2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова ; Рос. акад. наук, Рос. фонд культуры. - 3-е изд., стереотип., испр. и доп. - М. : АЗЪ, 1995.
3. Турчинов, А.И. Профессионализация и кадровая политика теории и практики / А.И. Турчинов. - М. : Московский психо лого-социальный институт, Флинта, 1998.
4. Ушаков, Д.И. Толковый словарь русского языка. В 4 т. Т. 1 / под ред. Д.И. Ушакова. - М., 1985.
5. Хуторской, A.B. Общепредметное содержание образовательных стандартов / A.B. Хуторской. - М., 2002.
6. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М. : Педагогическое общество России, 1999.