Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности будущих учителей'

Формирование профессиональной компетентности будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
622
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / ЗНАНИЕ / УМЕНИЕ / НАВЫК / СПОСОБНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / КОМПЕТЕНТНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННЫЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Бусалийма Маннаповна, Эгемназарова Айчурок Жакыповна

В данной статье авторы анализируют особенности формирования профессиональной компетентности учителя, а также условия их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева Бусалийма Маннаповна, Эгемназарова Айчурок Жакыповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности будущих учителей»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Алиева Б.М.1, Эгемназарова А.Ж.2

1Алиева Бусалийма Маннаповна - кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель, кафедра общественных дисциплин;

2Эгемназарова Айчурок Жакыповна - заместитель декана по учебной части, преподаватель, кафедра общей физики и методики преподавания физики, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье авторы анализируют особенности формирования профессиональной компетентности учителя, а также условия их развития. Ключевые слова: компетенция, компетентность, подготовка учителя, знание, умение, навык, способность, деятельность, профессиональная, компетентный подход, инновационные, интерактивные методы.

УДК: 342.813 (575.2)

Согласно реформам, проводимым в суверенном Кыргызстане, задачи, поставленные перед системой образования, в том числе высшими учебными заведениями страны, требуют повышения качества профессиональной подготовки специалистов и достижения их до уровня мировых стандартов. В этой связи на первый план выходит подготовка специалистов нового поколения, формирование у них профессиональной компетентности и высокой квалификации.

Профессиональная компетентность, способная обеспечить эффективность воспитания, может служить ключевым, интегральным показателем подготовки учителя, соответствующего современным требованиям. Современному обществу нужны всесторонне грамотные люди, свободно владеющие навыками.

Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационным мышлением и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Поэтому у педагогов учебных заведений должны быть уже сформированы основные компетенции для их успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.

В Кыргызстане необходимость освоения компетентностного подхода была осознана в связи с подготовкой государственных образовательных стандартов нового поколения. Добаев К.Д. поставил вопрос о коррекции и модернизации ГОС с позиции компетентностного подхода: «понимая компетентностный подход как новую парадигму образования, предполагающую, что студент ориентирован на характер высшего образования и оказывающее принципиальное взаимодействие на определение образовательных целей и содержание образования» [1, с. 15-17].

Хуторской А.В. отличает «синонимически используемые» понятия «компетенция» и «компетентность»: Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и необходимых процессов, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность -владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [2, с. 58-64].

В настоящее время в науке нет единого подхода к определению понятия -«педагогическая профессиональная компетентность». Педагогическая компетентность - системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.

Доминирующим блоком профессиональной компетентности педагога является личность педагога, в структуре которой выделяют: мотивацию личности (направленность личности и ее виды), а также такие свойства как педагогические способности, характер и его черты, психологические процессы и состояния личности, интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность - как творческий потенциал).

Уточнены основные значения и содержание понятий «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетентность».

На основе анализа взглядов ученых на понятия «компетентность» и «компетенция», можно заметить, что в качестве личностной компетенции считается использование в непрерывном процессе саморазвития получаемых личностью знаний, умений, новых мыслей, информации, способности создавать объекты реальности, а в качестве компетентности рассматривается самостоятельная деятельность на основе универсальных знаний. Здесь значение имеет не наличие определенных внутренних возможностей и способностей, а умение применить эту внутреннюю способность.

Введенский В.Н. отмечает, что профессиональная компетенция будущего учителя определяется по следующим направлениям: 1) знания по своей учебной дисциплине; 2) умение управлять обучением; 3) образованность в нормативно-правовой базе и различных областях системы образования.

Связь понятия «компетентность» с понятиями «знания, умения и навыки» можно представить следующим образом, как показано на рисунке [3, с. 42].

Рис. 1. Связь между понятиями «Компетентность» и «Знания, умения, навыки (ЗУН),

способность» 14

Системная реализация компетентностного подхода в масштабах всей страны будет означать смену результативно-целевой основы образования, а вместе с ней - смену ЗУНовской образовательной парадигмы на компетентностную. Переход к компетентностному образованию потребует сущностных изменений во всех звеньях педагогической системы, а значит, в ней- смену ЗУНовской образовательной парадигмы на компетентную.

В настоящее время большинство исследователей сходится во мнении, что в отличие от ЗУНов компетенциям нельзя учить, их можно только сформировать на основе знаний, умений, навыков и развития личностных качеств обучающихся.

К. Ангеловски выделяет структуру профессиональной компетентности учителя через педагогические умения. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:

1. Умения «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирования на этой основе развитие коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделить и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психических, организационных, и др.); активизации личности учащихся, развитие его деятельности; и др.

4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиняющих задач [4, с. 63].

Закон Кыргызской Республики «Об образовании» направлен на повышение качества образования и интеграцию в мировое образовательное пространство. Главное целью образования утверждается формирование способностей к саморазвитию, самовыражению, непрерывному и гибкому самообразованию, творческой самостоятельности на протяжении всей жизни.

В последние десятилетия в теории и практике высшего профессионального образования все больше внимание уделяется активными и интерактивным формам, методам и технологиям обучения, которые могут стать эффективным средством будущего учителя.

Задачей инновационных технологий как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных действий, требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения намеченных результатов.

Инновация (анг. 1ппоуайоп-нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки.

Основной целью инновационной деятельности является качественное изменение личности обучающегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных дидактических и воспитательных программ.

Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни.

Инновационные образовательные технологии в процессе обучения ориентируют на развитие понимания будущих учителей значений и значимости своих поступков, деятельности. Следовательно, такая технология обучения стимулируют личностный рост будущих учителей, интенсивно формирует у будущих учителей профессиональные компетенции.

Интерактивная методика совмещает виды работ, формирующих коммуникативные компетенции, делают занятия интереснее, ярче. Самостоятельный поиск решения, активная мыслительная деятельность способствует повышению эффективности учебного процесса.

Таким образом, интерактивные методы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Интерактивные методы позволяют сделать эффективным контроль над усвоением знаний и умений. Применять полученные знания, умения и навыки в различных видах выполнения заданий более гибким способом.

Компетентность - это мера соответствия знаний, умений и опыта, лиц определенного социально - профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.

Список литературы

1. Добаев К.Д., Сакимбаев Э.Р. Государственные образовательные стандарты высшего образования нового поколения на компетентностной основе по педагогическим направлениям // Высш. обр. КР 3/13. Б., 2011. С. 15-17.

2. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Нар. Обр-е. М., 2003. № 2. С. 58-64.

3. Алиева Б.М. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя физики на практических занятиях. Дисс... к.п.н. 13.00.02. Бишкек, 2012. 188 с.

4. Ангеловски К. Учителя и инновации книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 63 с.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕДРАБОТНИКА В УСЛОВИЯХ

МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА 12 Алиева Б.М.1, Эгемназарова А.Ж.2

1Алиева Бусалийма Маннаповна - кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель, кафедра общественных дисциплин; 2Эгемназарова Айчурок Жакыповна - заместитель декана по учебной части, физико-технический факультет, старший преподаватель, кафедра общей физики и методики преподавания физики, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье авторы выявили сущность коммуникативной компетентности будущего среднего медицинского работника. Эффективность формирования коммуникативной компетентности будущих медработников среднего звена обеспечивается качеством комплексных педагогических компетенций преподавателей.

Ключевые слова: коммуникативная, компетенция медицинской сестры, знание, умение, способность, компетентностный подход, коммуникативная компетенция, формирование, профессиональная компетенция, компетентность медработника.

УДК:366.63 (575.2)

Одним из направлений модернизации системы образования в Кыргызской Республике является улучшение качества подготовки средних медицинских кадров. Наряду с глубокими знаниями в области медицины, психологии и преподаваемого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.