Совершенствование знаний родителей в области медиакомптенций несовершеннолетних в вопросах защиты персональных данных несовершеннолетних, в том числе от информации, наносящей вред, - может стать наиболее эффективной профилактикой в борьбе с кибермоббингом и кибербуллингом.
Выводы. Для предупреждения насилия, а также агрессивного и жертвенного поведения у несовершеннолетних и возникновения групповой преступности среди подростков, важным моментом становится формирование позитивной социализации подрастающего поколения, снижение отчужденности несовершеннолетних от общества. Поэтому необходимо проведение мероприятий, требующих подготовки. Необходимо информирование населения через СМИ о группах и программах работы с несовершеннолетними положительной направленности. Совершенствование знаний педагогов и других специалистов, работающих с детьми в области медиакомптенций несовершеннолетних, - может стать наиболее эффективной профилактикой насилия в отношении несовершеннолетних с использованием Интернет-пространства.
К психологическим причинам проявления насилия в среде интернет-технологий можно отнести: страх, т.к. боязнь не стать жертвой буллинга, заставляет примкнуть к активной группе, которая и оказывается мобберами; авторитет, т.к. потребность быть на виду у всех, завоевать внимание; конфликты, чаще межкультурные, т.к. различия культурные сразу могут вызвать вражду, данные конфликты делятся на подвиды по различному признаку, например, языку, внешности, традициям; скука, т.к. зачастую лишь от безделья и скуки подростки, не зная, чем себя занять, начинают разрушать свою виртуальную репутация, к примеру, негативным комментированием чьей-либо фотографии; сила, потому что демонстрация своей силы наряду с другими факторами выступает причиной, так как у каждого человека есть потребность показать, похвастаться своим превосходством, но у каждого человека это проявляется в разной мере; комплекс неполноценности, потому что есть вероятность стать объектом насмешек из-за чувства своей ущербности [3].
Серьезным маркером опасности является личностный кризис, т.к. причиной кибербуллинга могут послужить как разрыв дружбы, так и разрыв любовных отношений, чувство зависти и ненависти, нередки случаи с причиной, к примеру, ошибкой или провалом, выставленной на показ.
Определенный интерес представляет также анонимность, т.к. ученики имеют возможность со своего почтового адреса писать оскорбительные письма другим людям анонимно и бесплатно. Стоит учитывать тот факт, что анонимные почтовые ящики зачастую используются для травли других учеников. Можно наблюдать такой феномен, как ухудшение психологического климата. При этом отношения между учащимися в классе накаляются, количество конфликтов увеличивается, часто именно это является почвой для зарождения кибербуллинга. При этом разрываются дружеские связи. Чувствительнее всего к разрыву дружбы относятся девочки, когда подруга становится жертвой кибер-террора, так как они знают друг о друге достаточно личной информации, чтобы ее использовать против друг друга. В течение различных экскурсионных поездок, праздников, конкурсов и прочего становится видно насколько сплочен классный коллектив и где проходит «линия надлома» межличностных отношений в детском коллективе.
Симптомы, проявляющиеся у жертв кибербуллинга, могут иллюстрироваться в том, что показатели здоровья неуклонно падают в позициях. К ним относятся: головные боли, боли в животе, проблемы со сном, проблемы с настроением, в том числе перепады настроения. Тревожным сигналом может послужить изменение в поведении несовершеннолетнего.
Жертвы кибер-травли чаще всего при общении с взрослыми скрывают случаи оскорбления в интернете. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, необходимость в развитии навыков рефлексии, эмпатии, понимание своих чувств эффективной является именно групповая работа. Участие в групповой работе в большей степени способствует развитию способности к распознаванию своих эмоций и эмоций других людей, развитию навыков адекватного выражения собственных чувств, формированию и развитию основ саморегуляции, рефлексивности и эмпатии, а также получения адекватной обратной связи как от участников, так и от ведущих.
Литература:
1. Иванова А.К. Буллинг и кибербуллинг как явление образовательной среды: примеры современных исследований проблемы // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 22.03.2020).
2. Осадчая А.В., Макарова Е.А. Кибер-буллинг как разновидность школьных издевательств и копинг-стратегии для его преодоления // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. №8. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 25.04.2020).
3. Дозорцева Е.Г., Кирюхина Д.В. Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков // Прикладная юридическая психология. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru / (дата обращения: 20.05.2020).
Педагогика
УДК 376.1, 378.2
старший преподаватель кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Булавкина Елена Борисовна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государтвенный гуманитарно-технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево); доктор педагогических наук, доцент Тимохина Татьяна Васильевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государтвенный гуманитарно-технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье раскрыты основы формирования профессиональной компетентности будущих педагогов инклюзивного образования. Раскрыта специфика профессиональной компетентности с учетом работы с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях дошкольной образовательной организации, школы, учреждений среднего профессионального образования и вузов. Представлены результаты исследования, которое включало: применение методов
анкетирования, интервьюирования, анализа и синтеза. Сделан вывод о необходимости целенаправленной работы по развитию профессиональных и личных качеств современного педагога.
Ключевые слова: педагог, компетентность, дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалид, инклюзивное образование.
Annоtation. The article reveals the basics of the formation of professional competence of future teachers of inclusive education. The specifics of professional competence is disclosed, taking into account work with various categories of children with disabilities and disabilities in the context of a preschool educational organization, school, secondary vocational education institutions and universities. The results of a study are presented, which included: the use of questionnaire, interviewing, analysis and synthesis methods. The conclusion is drawn on the need for focused work on the development of professional and personal qualities of a modern teacher.
Keywords: teacher, competence, children with disabilities, disabled person, inclusive education.
Введение. Развитие различных направлений, способствующих активному включению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательное пространство, весьма актуальны в настоящее время. Многие видные деятели науки, практикующие педагоги, психологи, медицинские работники разрабатывают аспекты, способствующие эффективному решению данной проблемы.
Рассмотрением вопросов, связанных с изучением профессиональной компетентности педагогов в рамках своих научных исследований в разные годы занимались российские и зарубежные ученые. Исследование данной проблемы активно продолжается в настоящее время.
Преобразовавшиеся в современных условиях требования к профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования позволили обозначитьрасхождения между:
• требованиями современного законодательства, социальным заданием по внедрению и исполнению инклюзивного образования и недостаточной подготовкойпедагогов различных направлений и ступеней образования к осуществлению этого обучения;
• потребностью в вузах, учреждениях среднего профессионального образования, массовых школах и детских садах квалифицированных специалистов и их недостаточной подготовкой;
• необходимость высокой квалификациии уровня подготовки профессиональной инклюзивной компетенции и традиционным содержанием подготовки педагогов.
Данные расхождения поставили перед современной педагогической наукой и практикой ряд задач, необходимых к скорейшему решению. Одной из таких задач стала необходимость формирования профессиональной компетентности будущих педагогов инклюзивного образования.
Изложение основного материала статьи. Поступление в детский сад, школу, учреждение среднего профессионального образования или вуз ребенка с особыми адаптивными возможностями нацеливают современного педагога на освоение новых компетенций, изменяет кардинально как его деятельность, так и всей инклюзивной образовательной организации в целом [3].
Микросоциум, в который попадает ребенок, будь то группа дошкольной образовательной организации, класс начальной или средней школы, превращается в инклюзивный. В данном образовательном микросоциумеразвивается определенный процесс, в который включается ребенок с особенностями развития.
Немаловажным условием успешной социализации ребенка является наличие компетентного педагога, эффективно взаимодействующего с детьми, родителями, различными специалистами.
Инклюзивная компетентность педагогов включает набор личностных и профессиональных качеств, имеющихопределенную структуру. В данной связи целесообразно охарактеризоватьнеобходимые педагогические условия для формирование инклюзивной компетентности у педагогов в условиях инклюзивной школы при работе с детьми с различными отклонениями [1, 4].
Система образования в настоящее время претерпевает фундаментальные изменения. Мир, а вместе с ним и человек, быстро меняется, благодаря этому постепенно устаревшая система традиционного образования не может удовлетворить новые потребности общества. Новые стандарты непременно включают обновление всего процесса обучения. Это, равным образом, требует формирования новых, разнообразных методов и приемов, новейших подходов к обучению детей, а также, новых требований к педагогам.
Системно-деятельностный подход становится важнейшим при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), инициирующего организацию учебного процесса, в которой главное место отводится разносторонней активной, независимой познавательной деятельности учащегося. Основным элементом данного подхода в рамках ФГОС является становится такая организация деятельности детей, которая способствует эффективному развитию каждого ребенка в процесс активной совместной деятельности в инклюзивной группе.
Соответствуя охарактеризованным выше требованиям, педагог должен уметь устраивать познавательную деятельность учащегося, фронтальную, групповую работу, в парах на уроке и во внеурочной деятельности. Обучающийся из учебного процесса становится субъектом, который способен поставить цель собственной деятельности, отыскать пути решения образовательной проблемы, скорректировать ход своего решения, отражать результат, полученный в ходе решения [2].
Какими же профессиональными компетенциями должен обладать современный педагог, чтобы сформировать у обучающегося универсальные учебные действия? Прежде всего, он должен содействовать развитию детской рефлексии, и для этого он должен уметь: оценивать настоящее состояние сформированности универсальных учебных действий у ребенка для того, чтобы поставить точные цели последующего достижения предметных и метапредметных результатов; верно оценивать причины недостаточной сформированности тех или иных учебных действий; рассматривать и сравнивать имеющиеся программы и использовать в собственной деятельности современные образовательные технологии.
И в то же время, педагог должен обладать способностью к саморефлексии, то есть уметь оценивать собственную деятельность с точки зрения эффективности и соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Современный педагог знает, как создать условия для развития у учащихся творческих способностей. Педагог должен научить ребенка самостоятельно мыслить путем формулирования проблем и их решения. Любой педагог, без сомнения, должен обладать профессионализмом, который выражается в четком понимании целей современного обучения, задач и средств, с помощью которых можно достичь поставленных целей. Чтобы всегда быть в курсе инноваций в области образования, педагог должен постоянно
совершенствоваться и профессионально развиваться, чтобы воспитать в себе качества, способствующие обеспечению его профессиональной деятельности. Личное развитие происходит постоянно и отражается в повышении квалификации на специальных курсах, открытых курсах, участии в семинарах, мастер-классах, профессиональных конкурсах, изучении специальной методической литературы. Кроме того, основным условием является готовность и умение применять полученные знания в образовательной деятельности.
Итак, профессиональная компетентность современного педагога не ограничивается знаниями и умениями - это теоретическая и практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности, проявляющаяся в реализации знаний, умений, навыков, профессионально-личностных качеств на практике. Кроме того, важнейшим разъяснением является то, что педагог должен свободно овладевать как содержанием предмета, так и методикой преподавания.
Педагог, целью которого, на сегодняшний день, является реализация ФГОС, должен иметь возможность структурировать свою деятельность таким образом, чтобы реализовать системно-деятельностный подход в обучении, выстраивать индивидуальные педагогические линии для учащиеся, используя современные методы и инструменты обучения, а также средства для оценки индивидуальных трудностей и успеваемости учащихся, то есть эффективно используя имеющиеся в школе ресурсы и их методологические возможности насколько это возможно.
Использование здоровьесберегающих технологий в реализации инклюзии, в свою очередь, становится важным, поскольку сегодня большое внимание уделяется не только образованию подрастающего поколений, но и сохранению его здоровья. К примеру, для реализации здоровьесберегающих технологий педагогу важно знать возрастные и психологические особенности ученика, а также проявлять вовремя психологическую помощь и поддержку.
Толерантность включает в себя терпимость, стрессоустойчивость. В осуществлении своей профессиональной деятельности педагоги часто должны проявлять терпимое, нежное доброжелательное отношение к необычному внешнему виду учащихся, их неподобающему поведению, размытой речи, а иногда и отсутствию такового. Поэтому для такого воспитателя, учителя, преподавателя высокий уровень толерантности является одним из факторов, обеспечивающих эффективность его действий.
Педагог, который работает с детьми с ограниченными возможностями, должен иметь высокую степень регулирования своей деятельности, справляться с трудностями в стрессовых ситуациях, быстро и безопасно реагировать на меняющиеся обстоятельства и принимать решения. Он должен обладать навыками в своем арсенале, чтобы справляться с негативными эмоциями, навыками расслабления, способностью контролировать себя, способностью адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях. Одним из главных требований к педагогу, который ведет образовательную деятельность с детьми ОВЗ и инвалидностью, является деликатность и тактичность.
Воспитательная работа в сфере инклюзивного образования позволяет учить детей проявлять терпимость и доброту, сострадание и милосердие, обучать их взаимной поддержке, разрушать границы между людьми, это означает, что так мы сможем вырастить сильное, уверенное в себя поколение детей.
По заявленной теме в 2019-2020 году было проведено исследование, которое включало в себя: применение методов, анкет и анкет, обработку результатов каждого метода и определение уровня подготовки педагогов начальных классов к работе в инклюзивном образовании, а также определение уровня инклюзивного обучения компетенции [6].
Процедура сбора информации предполагала такие формы оценивания, как: самооценка педагогами личностной готовности к инклюзивному образованию и оценка экспертом уровня сформированности инклюзивной компетентности у каждого педагога.
Данные методики направлены на изучение мотивации и личностной заинтересованности педагогов, установление педагогической толерантности. Способствуют рассмотреть отношение каждого педагога начальных классов к ученикам с ограниченными возможностями здоровья, а именно: положительное ли это отношение или нет, принимает ли учитель ребенка с каждой нозологией или только некоторыми.
Для выявления когнитивной и операционально-деятельностной подготовки преподавателя к деятельности в условиях инклюзивного образования использовали оценку продуктов деятельности работы учителя, разработанную Митиной Л.М. и анкету на определение готовности к работе в инклюзивной среде. Данные методики позволяют определить степень подготовленности педагогов, об особенностях детей с ОВЗ, о знаниях в области коррекционной педагогики и психологии, инклюзивного образования. А также способность педагогов совмещать обучение детей с нормальным и нарушенным развитием. Методика оценки готовности образовательного учреждения к инклюзивному образованию говорит о психологической готовности администрации и работников к включенному образованию и различного рода обеспечения (учебно-методического, информационного, финансового, материально-технического и кадрового).
Обобщение полученных показателей позволило говорить о степени сформированности инклюзивной компетентности и готовности преподавателей начальной школы к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
В процессе исследования планирую получить информацию:
• об отношении педагогов различный ступеней к детям с ограниченными возможностями и к процессу включения инклюзии в образование; степень подготовленности о принципах и задачах инклюзивного образования;
• о том, как преподаватели организуют инклюзивное образование в своей педагогической практике;
• о том, какие улучшения и изменения в деятельности преподавателей возникают в положении совместного обучения учеников с нормальным развитием и учащихся с ОВЗ;
• о том, какие взаимоотношения возникают у всех участников инклюзивного образования, на каких важных принципах они складываются.
Установлено, что педагоги с низким уровнем сформированности педагогической толерантности к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья отличаются негативным отношением, небольшим объемом знаний об индивидуальных особенностях этой категории учащихся, а также необходимостью проявления толерантности и ее сущности, незнанием того, как эффективно взаимодействовать с учениками с, заметной социальной дистанцией. Педагоги, которые продемонстрировали средний уровень профессиональной толерантности, характеризуются позитивным отношением и неактивным отношением во взаимодействии учителя с учениками с ограниченными возможностями здоровья, выражающимся в плохо
сформированной подготовке работать в инклюзивном образовании, недостаточных знаниях о толерантности и особых образовательных потребностях детей с ОВЗ, отсутствием негативного отношения и социальной дистанции. Педагоги с высокой степенью профессиональной педагогической толерантности отличаются стабильным положительным настроем, активной позицией, которая выражается в высокой готовности к работе с детьми всей инклюзивной группы.
В ходе проведенного исследования были определены рекомендации, помогающие включению «особых» детей в инклюзивного образование:
1). Относиться и воспринимать учащихся с нарушением развития, как и других учеников в классе;
2) Подключать учащихся с ОВЗ в те же активности, что и «обычных» детей, но ставить различные задачи;
3) Побуждать принимать участие учеников в групповые и мини -групповые формы обучения;
4) Использовать разнообразные активные формы - проекты, игры манипуляции.
Выводы. Подготовка к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования не может быть ограничена владением педагога только с процессуальной стороной деятельности. Для успешной работы в группе, включающей детей с ОВЗ и инвалидностью, необходима специальная подготовка и целенаправленная работа по развитию профессиональных и личных качеств.
Литература:
1. Булавкина, Е.Б. Непрерывная профессиональная подготовка педагогов в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов / Т.В. Тимохина, И.А. Телина, Е.Б. Булавкина, Ю.В. Елисеев // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (InternationalConference "Education Environment Forthe Information Age") (EEIA-2018) / Под ред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» - С. 863-873.
2. Тимохина, Т.В. Инклюзивное образование в национальной системе учительского роста / Т.В. Тимохина // Инновации в образовании. - 2018. - №5. - С. 131-138.
3. Тимохина, Т.В. Инклюзивно ориентированное образование [Электронный ресурс] / Т.В. Тимохина // Интернет - журнал Науковедение. - 2014. - № 3. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/153PVN314.pdf.
4. Тимохина, Т.В. Профессиональная подготовка специалистов к работе с детьми с особыми адаптивными возможностями: монография / Т.В. Тимохина. Орел: ОГУ, 2016. - 268 с.
5. Тимохина, Т.В. Современные тенденции в профессиональной подготовке специалистов инклюзивной сферы / Т.В. Тимохина // Инновации в образовании. - 2016. - №2. - С. 100-110.
6. Тимохина, Т.В. Теоретические основы профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в вузе: монография / Т.В. Тимохина. Орел: ООО «Модуль-К», 2015. - 226 с.
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Меркульев Евгений Иванович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье анализируется формирование правовой культуры у обучающихся, как фактор развития социальной активности студентов вуза. Цель исследования заключается в осмыслении содержания и форм организации волонтерской деятельности студентов - будущих бакалавров профессионально-педагогической сферы как фактора их личностно-профессионального формирования. Авторы считают, что правовая культура детерминирована правовым воспитанием индивида. Оно складывается благодаря приобретенным правовым знаниям и конструирования условий, которые позволяют этим знаниям воплотиться в жизнь. В результате формируются правовые убеждения, умения, навыки, привычки, трансформируемые в мотивы правомерного поведения. Целью воспитания правовой культуры, по мнению авторов выступает формирование у студентов уважительного отношения к правам и свободам человека, установок, которые помогают молодым людям действенно включиться в работу по конструированию правового государства, несовместимого с нарушением прав человека, осознание его социальной ценности, преобразование и построение демократического общества.
Ключевые слова: правовая культура, общество, образовательная среда, правовое мышление, правосознание.
Annotation. The article analyzes the formation of legal culture among students as a factor in the development of social activity of university students. The purpose of the study is to comprehend the content and forms of organization of volunteer activities of students - future bachelors of the professional pedagogical sphere as a factor in their personal and professional formation. The authors believe that the legal culture is determined by the legal education of the individual. It develops thanks to the acquired legal knowledge and the construction of conditions that allow this knowledge to become a reality. As a result, legal beliefs, abilities, skills, and habits are formed that are transformed into motives of lawful behavior. According to the authors, the goal of upbringing the legal culture is the formation of students' respectful attitude to human rights and freedoms, attitudes that help young people to effectively