Современные проблемы профессионального образования
УДК 378
Ы.А. Наби, Ж.Е. Кенжебаева, А.А. Сариева
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ
Финансовая академия
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы применения метода проектов для формирования профессиональной компетентности студентов вузов на примере будущих IT-специалистов Финансовой академии. Показано, что в ходе и результате выполнения междисциплинарного проекта формируются важные составляющие профессиональной компетентности. Сделан вывод о том, что полученные данные могут быть использованы при планировании объема самостоятельной работы студентов.
Ключевые слова: метод проектов, профессиональная компетентность, IT-специалисты.
UDC 378
Y.A. Naby, Zh.E. Kenzhebayeva, A.M. Sariyeva
FORMATION of PROFESSIONAL COMPETENCE of FUTURE IT SPECIALISTS by PROJECTS METHOD
Financial Academy
Abstract: this article discusses the use of projects method for a formation of professional competence of higher education institutions students on an example of future IT-specialists of the Financial Academy. It is shown that in the progress and execution result of the interdisciplinary project formed important components of professional competence. It is concluded that the obtained data can be used for planning of the students independent work volume.
Key Words: projects method, professional competence, IT-specialists.
Инновационные методы обучения, противопоставляемые «традиционным», зародились в силу наличия в современной жизни постоянно растущих требований к специа-
листам. Одной главных целей применения этих методов является формирование у будущих специалистов не только знаний и умений в конкретной области будущей деятельности, но и готовности к решению разнообразных ситуаций (как профессиональных, так и житейских), к смене сферы деятельности и т.д. Для реализации цели в учреждениях образования меняются подходы к проблеме качества обучения.
Профессор А.К. Кусаинов, анализируя результаты участия учащихся Казахстане в исследованиях TIMSS и PISA, отмечает, что они «продемонстрировали относительную умелость в извлечении нужной информации и интерпретации авторских сообщений», но «слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению. Они не совсем научились с помощью печатного текста ориентироваться в жизненных ситуациях. Число учащихся, которые научились использовать тексты для того, чтобы учиться - осваивать новое, в Казахстане намного меньше, чем в странах ОЭСР» [1, 91].
Естественно, неумение учиться учащиеся школ переносят в вузы, где важны специфические, надпредметные умения, необходимые для будущей деятельности и решения жизненных ситуаций. Таким образом, при подготовке специалистов с высшим образованием наделение их фактическими знаниями становится неактуальным. На первый план выступает необходимость изучения обучаемыми не только методов самостоятельного нахождения, преобразования знаний для решения новых учебных и практических задач, т.е. применения знаний, но и методов создания информации на базе полученных знаний. Эта необходимость вынуждает ППС вузов изменить направленность учебного процесса и способы деятельности, результат осуществления которой - это умения. При этом необходимо понимать эти умения широко: обучаемый должен иметь коммуникативные умения, пользоваться исследовательскими методами, уметь анализировать информацию с разных точек зрения, делать выводы из полученной информации и т.д.
Последовательность движения от цели до результата наглядно показана на рис. 1.
Как видим из схемы, каждый этап соответствует какому-нибудь из требований к использованию метода проектов, которые приводятся в трудах многих ученых. Это, например, следующие:
1. наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
2. практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
3. самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность обучающихся;
4. структурирование содержательной части проекта;
5. использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов: анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, формулирование выводов.
Применение метода проектов в обучении магистрантов Финансовой академии по курсу «Менеджмент в образовании» показало, что определенная их часть справляется с предъявляемыми к учебным проектам требованиями [2]. Магистранты выполняли такие проекты, как «Проект профессионального стандарта «Бухгалтер», «Оценка персонала (ни примере сотрудников Департамента анализа расходов государственного бюджета)», «Оценка осознанности выбора профессии» и др. В ходе выполнения проекта они самостоятельно ставили задачи, разрабатывали методику исследования, использовали исследовательские методы (анкетирование, интервьюирование и др.), делали выводы и формулировали рекомендации.
Не умаляя значения использования метода проектов для подготовки будущих экономистов, мы считаем, что метод дает наибольший эффект при обучении специальностям группы «Техника и технологии». Это основано на изучении мнения работодателей.
Например, специалисты АО «Новые информационные технологии» (г. Астана) выделили в качестве первостепенных наличие у 1Т-специалистов таких качеств, как инженерное мышление, самостоятельность, умение ставить и решать задачи инженерного характера, анализировать и делать соответствующие выводы. Как было показано нами на рисунке 1, формированию компетентности, включающей указанные качества, способствует реализация метода проектов. В связи с этим мы в модульную образовательную программу специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение» включили дисциплину «ЗБ-моделирование» и поставили перед группой студентов, обучающимся по этой специальности, проблему определения эффективности выполнения чертежей в системе КОМПАС-3Б по сравнению с выполнением чертежей с применением традиционных чертежных инструментов. Таким образом, проект носил междисциплинарный характер, т.к. состоял из выполнения чертежей с помощью компьютера (инженерная задача) и поведения исследования бюджета времени студента (педагогическая задача).
Рисунок 1 - Схема движения от цели до результата
В качестве исходных материалов студенты использовали результаты исследований, проведенных в Казахском национальном аграрном университете на протяжении нескольких лет. В научном издании [3] под названием «Самостоятельная работа студентов по графическим дисциплинам» Ы.А. Наби и У.Ш. Ибишев использовали разработанную ими методику, основанную на изучении нескольких способов определения бюджета времени студента (анкетирование, вспоминание прежнего, хронометраж и др.). Было доказано, что наиболее приемлемым для исследований такого рода является применение хронометража с фиксацией самим исследователем затрат времени. Для
реализации методики на специально разработанных листах учета студенты университета фиксировали затраты времени на выполнение заданий по дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика». Процесс выполнения был разбит на 6 этапов, а объем чертежных работ состоял из работ по определенным темам (разделам) дисциплины (на рис. 2 дан фрагмент этого листа).
этапы выполнения затраты времени ( в минутах) на выполнение
задач задания №1 задач задания №2 всех задач доля (в%) от затрат на выполнение задания
1- задачи 2- задачи 3- задачи 4- задачи 1- задачи 2- задачи
ознакомление с условием задачи, чтение литературы по теме
выполнение задачи в черновике
Рисунок 2 - Фрагмент листа учета времени
Результаты обработки полученных данных подтвердили первоначальную гипотезу о значительном снижении затраты времени на выполнение чертежей в системе КОМПАС-ЗБ по сравнению с выполнением чертежей с применением традиционных чертежных инструментов. Мы предполагали снижение в 7-8 раз, в основном так и вышло, но оказалось, что на выполнение задачи по теме «Аксонометрия» требуется времени в 15,8 раза меньше. Кроме того, по всем задачам получилась экономия времени на оформление (заполнение основной надписи, устранение лишних линий и т.д.) чертежа.
Кроме основного результата, исследование выявило некоторые факты. Так, например, студенты каждую задачу раздела «Проекционное черчение» выполняли в 3Б-формате и 2Б-формате. Выявилось, что большой разницы в затратах нет, есть только колебание по задачам (Рисунок 3).
Интересные данные получились по затратам по видам работ, которые выполняет студент в ходе решения каждой задачи: если затраты времени на вычерчивание задачи в черновике, непосредственное вычерчивание на формате и доработку после замечаний преподавателя при «традиционном» черчении составляют 73%, то при выполнении чертежей с помощью компьютера нет необходимости в черновике, т.к. все исправления производятся непосредственно на чертеже без ущерба для его качества, поэтому в последнем случае вместо 6 этапов потребовалось только 4 (Рисунок 4).
Рисунок 3 - Сравнение затрат времени на выполнение чертежей в ЗБ-формате и 2Б-формате
Несомненным важным результатом проведенного исследования является то, что полученные данные будут использованы при планировании объема самостоятельной работы по курсам «Начертательная геометрия и инженерная графика» и «ЗБ-моделирование».
Оформление чертежа Рисунок 4 - Соотношение затрат времени на выполнение этапов решения задач
Таким образом, студенты в ходе и результате выполнения проекта сформировали такие составляющие профессиональной компетентности, как умение выполнять чертежи, проводить исследования, анализировать полученные данные, делать выводы и т.д., и это несмотря на то, что при обучении в школе им не прививались умения самостоятельно проводить исследования, навыки аналитической работы.
Список литературы
1. Кусаинов А.К. Качество образования в мире и Казахстане. - Алматы, 2013. -
196 с.
2. Портфолио магистрантов по курсу «Менеджмент в образовании»/ Научный руководитель - д.п.н., профессор Нэби Ы.А.- Астана, АО «Финансовая Академия», 2015. - 76 с.
3. Нэби Ы.А., Шшев 0.Ш. Графикальщ пэндер бойынша студенттердщ ез бетшше ютейтш жумысы // Еылыми басылым. - Алматы, Агроуниверситет, 2010. - 45 б.
4. Богуславский М.В., Неборский Е.В. Перспективы развития системы высшего образования в России // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 3 (28). С. 139.
5. Жабо Н.И., Малахова Н.Н. Эволюция проектной методики обучения // Искусство и образование. 2008. № 5. С. 132.
6. Зайцев В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования. - Челябинск, 2013. - 198 с.
7. Каткова Е.Н. Коммуникативные компетенции преподавателя высшей школы. -Комсомольск-на-Амуре, 2010. - 20 с.
8. Кротовская М.А. Использование информационных ресурсов интернета в работе со студентами // Педагогические науки. 2016. № 6 (81). С. 34-36.
9. Кротовская М.А. Методика и практика применения в вузе инновационной системы обучения иностранным языкам «Rosetta stone® advantage», по электронным рабочим тетрадям и написание блога // Педагогические науки. 2016. № 6 (81). С. 37-38.
10. Меерсон А.Ю., Смирнова Е.И. Применение методов теории игр для принятия решений в сфере управления (на примере ЖКХ) // В сборнике: Информационные технологии и математические методы в экономике и управлении (ИТиММ-2016) 2016. С. 138-143.
11. Меерсон А.Ю., Смирнова Е.И., Черняев А.П. Современные тенденции преподавания математического моделирования студентам экономических специальностей // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 41. С. 90-94.
12. Можаев Э.Л. Интеграция компетентностного и профессиографического подходов в личностно-профессиональном развитии педагога по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. 2008. № 8. С. 83-86.
13. Неборский Е.В. От классической к постклассической парадигме высшего образования // Педагогика. 2015. № 5. С. 35-41.
14. Паршутина Л.А., Самойленко П.И. Дидактические средства обеспечения учебно-исследовательской деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе по естественнонаучным предметам. - М.: АПК и ППРО, 2013. -154 с.
15. Паршутина Л.А., Самойленко П.И. Исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения естественнонаучных предметов // Научные исследования в образовании. 2012. № 1. С. 21-25.
16. Полянская Н.А., Шамин А.Е. Актуальные проблемы подготовки кадров для IT-сектора Нижегородской области // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 107-118.
17. Селеменева Т.А. Концептуальные основы проектной деятельности в условиях современного вуза // В сборнике: Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени
познания Сборник материалов ХXXIX Молодежной международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. 2017. С. 81-86.
18. Селеменева Т.А. Формирование компетенций в процессе обучения математике в вузах МЧС // Kant. 2017. № 2 (23). С. 64-67.
19. Тимошевский А.А., Кушнир Л.А., Путило В.М., Герасимов Д.В. Оценка качества преподавания токсикологии в учебном военном центре при первом московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова // В сборнике: IV Съезд токсикологов России Сборник трудов. Под редакцией Г.Г.Онищенко и Б.А.Курляндский. 2013. С. 466-467.
20. Якупов З.Я., Галимова Р.К. Об Адамаровых матрицах // В книге: Математика в современном мире Материалы Международной конференции, посвященной 150-летию Д А. Граве. 2013. С. 40-41.
Информация об авторе:
Information about author:
Наби Ыскак Айткулулы, Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «СГД и ИТ», Финансовая академия, г. Астана, Казахстан
Nabi Iskak Aitkululy,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of "SGD and IT", Financial Academy, Astana, Kazakhstan
Кенжебаева Жанат Елубаевна,
Кандидат технических наук, доцент кафедры «СГД и ИТ», Финансовая академия, г. Астана, Казахстан
Kenzhenbaeva Zhanat Yelubayevna,
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department "SGD and IT" Financial Academy, Astana, Kazakhstan
Сариева Айгуль Манасбековна,
преподаватель кафедры «СГД и ИТ», Финансовая академия, г. Астана, Казахстан
Sarieva Aygul Manasbekovna, lecturer of the department "SGD and IT", Financial Academy, Astana, Kazakhstan