Таким образом, на основании анализа сущности ИОСПО можно выделить основные организационно-педагогические условия, необходимые для его успешной реализации:
• встроенность ИОСПО в региональную и национальную инновационные системы и активное взаимодействие структурных подразделений вуза со стратегическими партнерами;
• соответствие содержания образовательных программ и тематики квалификационных работ различных категорий обучающихся приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации, концепции социально-экономического развития Российской Федерации и стратегии социальноэкономического развития региона;
• реализация инновационной составляющей образовательных программ на базе инновационно активных интегрированных научно-образовательно-производственных структур;
• высокий уровень инновационной компетентности преподавателей системы высшего профессионального образования, их активное участие в разработке, распространении и внедрении инноваций технического, технологического, организационного и педагогического характера;
• обеспечение практического участия студентов, магистрантов, аспирантов, специалистов, научных сотрудников и преподавателей во всех этапах разработки инновационной продукции;
• применение инновационных образова-
тельных технологий, позволяющих повысить эффективность процесса формирования компетенций обучающихся в области инновационной деятельности;
• системный подход к организации инновационно ориентированной подготовки обучающихся по программам высшего профессионального образования с целью формирования инновационно компетентного специалиста.
1. Боровская М. А., Масыч М. А. Стратегия инновационно ориентированного управления развитием технического университета. - Таганрог, 2006. - 155 с.
2. Дворецкий С. И., Муратова Е. И. Проектирование системы инновационно-ориентированной подготовки специалистов области техники и технологий // Математические методы в технике и технологиях: материалы XXI Между-нар. науч. конф. - Ростов н/Д : Издательский центр ДГТУ, 2008. - С. 23 - 29.
3. Зарипов Р. Н., Кочнев А. М., Шагеева Ф. Т. Инновационные образовательные технологии. - Казань: КГТУ, 2005. - 63 с.
4. Инновации и предпринимательство. - ЫПЬ: http://innovbusiness.ru/.
5. Морозов Ю. П. Методологические основы организации управления технологическими инновациями в условиях рыночных отношений: Автореф. дис. докт. экон. наук - Н. Новгород, 1997.
6. Мищенко С. В., Дворецкий С. И. Инновационно-ориентированное профессиональное образование в регионе // Образование в регионе. - 2004.
- Вып. 13. - С. 63 - 74.
7. Основы организационно-технологического менеджмента. - ЫПЬ: http://nrc. edu.ru/index.html.
8. Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» № 4685-111 от 01.12.1999.
9. Печерская Э. П. Методология формирования инновационного компонента профессиональной деятельности специалиста в условиях высшей школы: дис. ... д-ра пед. наук. - Тамбов, 2003. - 388 с.
10. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. И. П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 318 с.
11. Словарь инновационных терминов. - ЫПЬ: http://www.pfo-perm.ru/ □^^агу^р#^^.
12. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издат-Магистр», 1997. - 224 с.
13. Шушкевич С.Н. Анализ инновационных процессов в педагогической теории и практике // Вестник развития науки и образования. - 2009. - № 2
- С. 88 - 95.
В. Н. Бобриков, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета экономики и сервиса Кузбасского государственного технического университета, г. Кемерово, Россия, [email protected]
А. В. Шаров, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Кузбасского государственного технического университета, г. Кемерово, Россия, [email protected]
Valeriy Bobrikov, Doctor of Pedagogics, professor, dean of the Department of Economy and Service, Kuzbass State Technical University, Kemerovo, Russia, [email protected] Alexey Sharov, PhD in Pedagogics, senior lecturer of the Chair of Accounting and Audit, Kuzbass State Technical University, Kemerovo, Russia, Kuzbass State Technical University, Kemerovo, Russia
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
formation of professional ethics of the specialist in the process
of his professional training
В статье рассмотрено понятие этики как эле- формирования профессиональной этики спе-
мента нравственной культуры и морали челове- циалистов.
ка, раскрыта проблема и определена структура The paper concerns the concept of ethics as an
УДК / UDC 378.6
element of moral culture and the person’s morals. The problem of formation of professional ethics of the specialists is analyzed and its structure is determined.
Ключевые слова, формирование, этика, профессиональная этика, культура, нравственность.
Key words: forming, ethics, professional ethics, culture, morality.
В качестве духовной составляющей всякой профессиональной деятельности выступает этика как элемент нравственной культуры, который оказывает воздействие на содержание и форму взаимоотношений между людьми, на отношение людей к духовным и материальным ценностям прошлого и настоящего, на экономические, экологические, политические, правовые, управленческие, образовательные и другие процессы общества.
В настоящее время проблема формирования профессиональной этики специалистов, работающих в системе «человек - человек» приобретает особую актуальность. Постиндустриальное общество характеризуется обеднением духовности человека, обесцениванием многих духовно-нравственных идеалов, утратой истинных целей жизни и нравственного облика человека, кризисом общественного сознания, ростом криминогенности и др.
В число приоритетных задач высшей школы не входили вопросы становления нравственной, духовно-этической и творческой личности специалиста; они в большей степени провозглашались, но не обеспечивались. Кроме того, в связи с размытостью нравственных ценностей в современных условиях развития общества проблемы формирования профессиональной этики специалиста значительно обострились.
В науке этика рассматривается как специальное знание о морали. Оно употребляется:
- для обозначения рефлективной и рационализированной стороны самой морали - осознания и устроения морали, моральных норм, существующих внутри самой морали обоснований норм, оценок, санкций, решений, мотивов;
- обоснований и представлений, адаптированных к морали, но референтных более широкому культурному содержанию;
- отношения к тем или иным частным поведенческим или мыслительным конфигурациям для удостоверения соответствия чьего-то поведения или какого-то характера высоким моральным требованиям [1, 2].
Этику как элемент нравственной культуры
рассматривали Аристотель, О. Конт, Э. Дюрк-гейм, К. Маркс, Ф. Энгельс и др. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определeнных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщeнной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писанных, так и в неписаных кодексах поведения, а также и в форме теоретических выводов.
В психолого-педагогических работах исследуется профессиональная культура специалистов различного профиля: учителя, инженера, государственного служащего, социального педагога и др. (Н. Г. Багдасарьян, В. К. Белолипецкий В. Г. Игнатов, В. А. Сластенин, В. Н. Шиянов и др.]. Исследования раскрывают общие содержательные характеристики профессиональной культуры специалистов различных профессиональных сфер; личностные особенности специалистов, наиболее значимые для определенной профессиональной деятельности; специфику профессии [3-6].
Проблемы профессионально-этической культуры специалистов существуют не только в России, о чем свидетельствуют многочисленные судебные разбирательства и факты мошеннических действий, ставшие достоянием гласности. Но именно гласность и общественное осуждение таких фактов способствуют интериоризации, т. е. переводу общепринятых профессиональных этических принципов во внутренние установки, личные убеждения отдельного специалиста.
При отсутствии полноценного общественного интереса и общественного порицания неэтичного профессионального поведения процесс интериоризации представляется проблематичным. Дисциплинарные меры взыскания, такие как замечание, предупреждение, приостановление членства в общественной профессиональной организации, исключение из членов общественной профессиональной организации, остаются недейственными.
Однако в отечественных условиях без отступления от фундаментальных принципов, выработанных на международном уровне, требуется, во-первых, расширение кодификации профессиональных этических требований для
специалистов, деятельность которых сориентирована в основном на внутреннего пользователя информации, и рассмотрение в дополнение ко всему национальных коллизий; во-вторых, со стороны саморегулируемых профессиональных организаций - обеспечение процесса рефлексии профессиональных ценностей. В данном случае процесс рефлексии профессиональных ценностей можно представить в виде экстерио-ризации (перехода изнутри вовне, то есть переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия] и последующей интериоризации (действия противоположного экстериоризации] системы рефлексивных связей субъекта с другими людьми профессионального сообщества. Первоначально данный процесс можно представить себе в виде широкого обсуждения профессиональных коллизий, неэтичного поведения членов профессионального сообщества, разбора последствий неэтичного поведения специалистов. Воспитательная компонента образовательного процесса имеет не меньшее значение, чем обучение современным учетным и информационным технологиям, поскольку профессиональные навыки наиболее успешно могут применяться только в сочетании с профессиональными этическими нормами.
Итогом анализа публикаций по исследуемой проблеме, относящихся к профессии экономиста (бухгалтера], явилось определение структуры профессиональной этики специалиста, включающей в себя когнитивный, эмоциональный, коммуникативный, рефлексивный компоненты [7-9].
Когнитивный компонент содержательно отражает требования владения культурой мышления специалиста; эмоциональный - включает умения проявлять эмпатию, распознавать свои эмоции и эмоции других людей, регулировать свое эмоциональное состояние; коммуникативный - обусловлен необходимостью соблюдения правил речевого этикета и предполагает наличие умений устанавливать дружескую атмосферу, поддерживать взаимодействие; рефлексивный - предполагает умение осуществлять рефлексию профессиональной деятельности, адекватно оценивать свои профессиональные возможности и способности. Вышеназванные компоненты профессиональной этики специалиста находятся в тесной взаимосвязи и содержательно раскрывают культуру мышления, общения, проявления эмоций, рефлексии специалиста. Они находят отражение в системе ценностных ориентаций специалиста и проявляются в виде направленности его поведения и деятельности на ценности профессионально, т.
е. в виде этической культуры.
Кроме того, результатом проведенного нами теоретического анализа как литературных источников, так и учебных планов ряда вузов явилось выделение специального, социально-профессионального, инвариантного блоков формирования профессионально-этической культуры у будущего специалиста в вузе. Специальный блок обеспечивает формирование у специалистов знаний профессиональной культуры и профессиональной этики, понимание их значимости для профессионального и личностного роста, для формирования профессионально-этической культуры, соответствующих умений; социально-профессиональный блок, представляющий совокупность ценностей и норм поведения, позволяет будущему специалисту понимать значимость своей социальной миссии и руководствоваться нормами профессиональной этики в социальной практике; инвариантный блок содержательно раскрывается культурологическим обоснованием будущей профессиональной деятельности и направлен на формирование эмоционально-ценностного отношения будущего специалиста.
Формирование профессиональной этики будущего специалиста в процессе его профессиональной подготовки может включать в себя формирование его общекультурной (понимание профессиональной деятельности как культуросообразной и осознание себя как носителя культурных образцов] и функциональной (применение знаний и умений при решении профессиональных задач с учетом норм профессионально-этической культуры] грамотности; профессионально-культурной образованности (гибкость мышления, применение знаний и умений в практической деятельности]; профессиональной этики как проявления высшего уровня развития профессионально-этической культуры.
С учетом тенденций развития профессии экономиста можно выделить несколько комплексов, составляющих профессиональное сознание.
Во-первых, комплекс, отражающий место и функции профессии в обществе, ее роль и связи с общественными институтами. Этот комплекс определяет самоощущение профессионалов, их самосознание, диктует им соответствующие роли и подходы к деятельности.
Во-вторых, это накопленный опыт решения профессиональных задач. Здесь можно перечислить особенности осуществления работ, методы, инструментарий в виде определенных алгоритмов и прецедентов, которым целесообразно или нецелесообразно следовать.
В-третьих, комплекс, отражающий желаемые или нежелательные для профессионального сообщества варианты поведения в обычных и конфликтных ситуациях профессиональной деятельности. Этот комплекс представлений в профессиональном сознании создается сменяющими друг друга поколениями специалистов на основе их профессионально-нравственного выбора вариантов поведения, поэтому он может рассматриваться как стихийное обобщение профессионально-нравственного опыта, которое образует основу профессиональной морали специалиста. Основной элемент данного комплекса - это профессионально-нравственные ценности и образцы поведения, в которых они воплощаются.
Профессиональные ценности будущего специалиста начинают формироваться задолго до того, как они были в той или иной степени зафиксированы в каких-либо документах. Сегодня профессиональное сознание специалиста получает материальное символически-знако-вое воплощение в документах международного уровня и тем самым усиливает свою роль как средоточие профессиональных ценностей и норм, способных регулировать профессиональную деятельность и взаимоотношения с обществом. Кодификация моральных норм и есть один из моментов этого процесса.
Например, для профессии экономиста кодификация этических норм - это не просто их символически-знаковое закрепление, но и реальная необходимость. Кроме того, деятельность экономиста может сопровождаться конфликтом интересов (в более широком смысле
- моральным конфликтом]. Конфликт интересов ставит специалиста экономического профиля перед решением нравственной проблемы, вызванной обстоятельствами жизни и профессиональной деятельности, которые вынуждают человека и специалиста предпочесть одну моральную ценность другой. Моральный конфликт возникает в случае противоречия между различными уровнями развития нравственного сознания и в данном случае может проявиться в виде противоречия между практической и духовной моралью, между профессиональными обязанностями и гражданским долгом.
Проведенный нами анализ научной литературы по проблеме исследования, терминологический анализ основных понятий по теме исследования позволяет нам сделать вывод, что профессиональная этика специалиста -это профессионально-этическая деятельность аксиологического характера, то есть деятельность, обусловленная ценностями культуры, отражающая степень владения специальными знаниями, умениями, компетенциями в области этики профессии; это интегративное личностное образование, демонстрирующее готовность и способность специалиста к осуществлению профессиональной деятельности на основе гуманного, профессионально-толерантного отношения к субъектам экономической деятельности. Она отражает системную целостность знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетенций, позволяющих успешно решать задачи в ситуации личностно-деловых контактов в профессиональной деятельности; это система профессионально-нравственных ценностей, ставших внутренними убеждениями личности.
1. Громова Л. А. Профессиональная этика в РП // Профессиональная этика в РП и рекламе: материалы Всероссийской конференции (СПб, 28-29 июня 2001 г.]. - СПб., 2001.
2. Гусейнов А. А. Вид на профессиональную этику // Ведомости научноисследовательского института прикладной этики. - Тюмень: НИИПЭ, 2004. -Вып. 25: Профессиональная этика. - С. 148-159.
3. Багдасарьян Н. Г. Культурология: учебник для студентов технических вузов. - М. : Высш. школа, 2001. - 511 с.
4. Игнатов В. Г., Белолипецкий В. К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность.
- Ростов-н/Д: МарТ, 2000. - 252 с.
5. Сластенин В. А. Гуманитарная культура специалиста // Магистр, 1991. - №45.
6. Шиянов, Е. Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. - М. - Ставрополь, 1991. - 205 с.
7. Гетьман В. Г. Подготовка в вузах бухгалтеров и аудиторов в условиях реформирования системы высшего образования в России // Все для бухгалтера . - 2007. - № 9.
8. Санникова И. Н. Кодекс этики и профессиональные ценности бухгалтера // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. -2006. -№ 1.
9. Суворов А. В. Профессиональная квалификация и Кодекс этики бухгалтера // Бухгалтерский учет. - 2001. - № 21. - С. 73-75.