УДК 613.4+613.98:378.13 ББК 51.204.0+74.480.43 Э 53
Л.П. Эльгайтарова
Старший преподаватель кафедры физического воспитания Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: [email protected]
А.А. Эльгайтаров
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры и туризма Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ
СТУДЕНТА ВУЗА
(Рецензирована)
Аннотация. Одним из направлений гуманизации российского высшего образования является формирование у студентов профессионального здоровья. Оно выступает как показатель и результат деятельности вуза, определяя уровень и качество профессиональной подготовки специалиста. В статье раскрыты основные положения организации процесса формирования профессионального здоровья у студентов, включающие разработку концепции, построение модели, конструирование содержания и способы диагностики. Показаны механизмы их логической трансформации в процессы профессиональной самоорганизации и саморазвития студента. Об эффективности разработанного подхода к формированию профессионального здоровья студента свидетельствует позитивная динамика изменения в профессиональном здоровье студентов.
Ключевые слова: гуманизация образования, профессиональное здоровье студента, компетентность в сфере здорового образа жизни, качество профессиональной подготовки.
L.P. Elgaitarova
Senior teacher of Physical Training Department, the Karachay-Cherkess State University; E-mail: [email protected]
A.A. Elgaitarov
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Theoretical Bases of Physical Culture and Tourism, the Karachay-Cherkess State University; E-mail: [email protected]
FORMATION OF PROFESSIONAL HEALTH OF THE STUDENT AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Abstract. One of the directions of a humanization of the Russian higher education is formation of professional health at students. It acts as an indicator and result of activity of higher education institution, determining the level and quality of specialist's vocational training. This paper discloses the basic aspects of the organization of formation of professional health at students including the concept development, the model creation, and designing the contents and ways of diagnostics. Also it shows the mechanisms of their logical transformation into processes of professional self-organization and self-development of the student. Positive dynamics of change in professional health of students testifies to high
efficiency of the developed approach to formation of professional health of the student.
Keywords: an education humanization, professional health of the student, competence of the healthy lifestyle sphere, quality of professional training.
Происходящие в России социальные и экономические изменения, интеграция отечественного образования в Болонский процесс, формирование федерального и регионального рынков труда актуализируют проблему подготовки здоровых, квалифицированных и конкурентоспособных специалистов, что является одной из стратегических задач модернизации высшего образования [10; 3].
Исследование проблемы здоровья студенческой молодёжи является приоритетным направлением в отечественной педагогике высшей школы и теории и методике физического воспитания. Здоровье студента выступает как инте-гративный показатель и результат эффективности образовательной, воспитательной и рекреационной деятельности современного вуза. Оно определяет уровень и качество жизни молодёжи [4].
Поиск эффективных подходов к формированию здоровья студенческой молодёжи предполагает рациональное использование имеющихся ресурсов и совершенствование образовательной системы вуза с целью подготовки конкурентоспособных специалистов, обладающих высоким уровнем профессионального здоровья [6]. Отсутствие научно разработанной концепции, включающей в себя целостное представление о сущности, содержании, формах и методах организации развития профессионального здоровья студента и критериях его оценки, позволяет считать исследования в этой области актуальными.
Выполненный анализ литературы позволяет сделать вывод, что проблема формирования профессионального здоровья личности студента относится к классу акмео-логических проблем. Её постановка
обусловлена двумя основными факторами:
- необходимостью рассмотрения процесса формирования профессионального здоровья студента в контексте особенностей будущей его профессиональной деятельности;
- обеспечения должного уровня, качества и продуктивности его жизнедеятельности.
Установлено, что наиболее эффек-тивнымпрактико-ориентированным направлением деятельности вуза по формированию профессионального здоровья студента является совершенствование физического воспитания будущих специалистов, ориентированное не только на развитие физкультурно-спортивных знаний и двигательных качеств, но и на широкое использование средств профессионально-прикладной физической подготовки [6; 9].
Эти идеи были заложены в разработку авторской концепции формирования профессионального здоровья специалиста средствами физической культуры, методологические основы которой определяются совокупностью следующих подходов:
- аксиологического - принятие субъектами образовательного процесса профессионального здоровья как наивысшей ценности, формирование ценностного отношения к формированию профессионального здоровья;
- акмеологического, рассматривающего формирование профессионального здоровья студента как процесс, способствующий достижению высокого уровня «акме»;
- антропологического - деятельность по формированию профессионального здоровья основана на комплексе интегративных научных знаний о человеке и его профессиональной деятельности;
- средового, предполагающего организацию в вузе различных видов образовательной среды: рекреационной, оздоровительной, физ-культурно-спортивной и др.;
- субъектного - студент и преподаватель являются субъектами деятельности по формированию профессионального здоровья;
- культурологического - использование общекультурных и национальных традиций в сфере сохранения и укрепления здоровья личности студента;
- личностно-ориентированного, учитывающего индивидуальные способности студента, уровень его психофизического потенциала и возможности усвоения знаний;
- системного - все структурные элементы образовательной среды вуза рассматриваются как единая система со всем многообразием связей в ней.
Анализ имеющегося практического опыта позволил сделать вывод о том, что достижение высокого уровня развития профессионального здоровья студента как специалиста возможно, если:
- студент посредством самопознания и саморегуляции осознает свои психофизиологические возможности, собственный физический потенциал [5];
- адекватно оценивает уровень собственного физического, психического и профессионального здоровья [2];
- имеет высокий уровень компетентности в сфере организации и проектирования здорового образа жизни [7].
- обладает положительной мотивацией на формирование индивидуального и профессионального здоровья на всех этапах ее жизненного и профессионального пути [2].
Это позволило определить алгоритмы педагогической технологии формирования профессионального здоровья специалистов и разработать модель этого процесса.
Модель формирования профессионального здоровья специалиста в условиях образовательного процесса вуза, определяющего профессиональное здоровье как цель, объект и результат деятельности, создающая благоприятные условия для физического, психического и профессионального развития студентов.
Процессуальная составляющая модели обеспечивает нивелирование основных факторов риска здоровью и включает в себя направления деятельности вуза, охватывающие различные аспекты управления педагогическим процессом на следующих уровнях:
- организация экологически комфортной образовательной среды;
- разработка и внедрение рекреационной деятельности, направленной на восстановление после умственных и физических нагрузок посредством активного отдыха;
- формирование культуры здоровья и здорового образа жизни субъектов педагогическою процесса;
- разработка и реализация вну-тривузовской системы мониторинга качества процесса формирования профессионального здоровья;
- создания технологии валеоло-гического сопровождения студентов в образовательном процессе.
Работа по формированию профессионального здоровья студентов предполагала создание преподавателями вуза программы «Здоровье студента».
В программе отражены следующие основные направления деятельности вуза по формированию профессионального здоровья студентов и механизмы их реализации:
1. Уменьшение влияния факторов внешней среды, оказывающих негативное воздействие на здоровья студентов (экологические, экономические, социальные и т.п.).
2. Нормализация факторов окружающей среды - состояния зданий, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и
оснащения, организации системы питания с учетом требований санитарных правил и норм.
3. Разработка содержания профессионально-прикладной физической подготовки, реализуемой в процессе физического воспитания.
4. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к формированию профессионального здоровья студентов.
5. Мотивационная поддержка преподавателей к работе по укреплению здоровья студентов и студентов к организации здорового образа жизни и физической рекреации.
6. Улучшение социальной защищенности студентов.
В ходе констатирующего эксперимента, проведённого в 2010-2015 годах на базе Крачаево-Черкесского университета и Армавирского института социального образования, выявлено отношение студентов к своему здоровью и понимание необходимости развития профессионального здоровья, изучены закономерные изменения синхронизма, умственной, физической и профессиональной работоспособности, и доказано неблагоприятное влияние учебных занятий в течение учебного года на объективные составляющие комфортного самочувствия студентов. Выявлены нормативные критерии оценки адаптивных возможностей студентов. На основании анкетных опросов и тестирования проведена дифференциация участников эксперимента по отношению к образовательной деятельности и по отношению к профессиональному здоровью; выявлены ранги ценностных ориентации, рейтинг представлений и составляющие здорового образа жизни студентов и преподавателей вуза, данные о рациональном использовании времени и структуре общих и профессиональных интересов, самооценка уровня здоровья студентов.
В формирующем эксперименте апробировался авторский подход к
развитию профессионального здоровья студентов. Он представляет собой личностно ориентированный поэтапный процесс, направленный на формирование у каждого студента индивидуального образовательного маршрута на развитие профессионального здоровья в рамках процесса физического и профессионального самосовершенствования. Этот маршрут выстраивается в контексте проекта профессионального пути и представляет собой осознанный мысленный образ будущего, который включает ценностные ориентации личности и представления о собственном физическом потенциале, о ближних и дальних целях, о способах их достижения и о внешних и внутренних препятствиях на профессиональном и жизненном пути. Всё это способствовало формированию готовности к продуктивной профессиональной жизнедеятельности.
Разработанное нами содержание обучающего семинара было ориентировано на развитие готовности преподавателей вуза и студентов (2 группы преподавателей (.N=25); 5 групп студентов (.=125); к использованию знаний, средств, методов и технологий развития профессионального здоровья.
В соответствии с выделенными критериями в ходе эксперимента нами были получены следующие результаты:
- мотивационно-ценностный критерий: 72,5% студентов продемонстрировали одинаково высокие показатели ценностного отношения к профессиональному здоровью;
- когнитивный критерий: 27,2% студентов освоили знания на уровне синтеза; 35,8% - на уровне анализа; 26,7% - на уровне применения; 6,7% - на уровне узнавания; владеют умениями на уровне системного включения 12,4% студентов, на уровне моделирования - 31,8%, на уровне локального воспроизведения - 34,9%, на уровне освоения - 18,9%;
- операциональный критерий: 53,4% студентов овладели здоровьес-берегающей деятельностью на уровне системного включения, 25,6% -на уровне моделирования; 22,8% - на уровне воспроизведения.
Анализ абсолютных и процентных результатов до и после проведенного эксперимента позволил сделать вывод, что имеют место достоверно значимые различия в сравниваемых выборках. Для доказательства эффективности использовались непараметрические критерии различия: критерий знаков в и критерий однородности х2-
Пирсона, кореляционный и факторный анализ.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности предложенного подхода к организации деятельности вуза в сфере формирования профессионального здоровья. Вместе с тем полученные в ходе исследования выводы обозначают направления дальнейшей научной разработки проблемы развития профессионального здоровья, определяют перспективы их практического использования в системе высшего образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов.
Примечания:
1. Комплекс ГТО как основа мониторинга физического воспитания студентов / В.А. Бальба, Г.А. Лундина, В.А. Петьков [и др.] // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 5 (123). С. 27-31.
2. Бессарабова Ю.В., Крутько Г.А. Социальная интеграция и адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в спортивно-рекреационной деятельности вуза. Краснодар, 2015.
3. Демкина Е.В. Социокультурная воспитывающая среда вуза как условие профессионального становления личности будущего специалиста // Вестник Адыгейского университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2008. Вып. 7. С. 45-51.
4. Технология проектирования рекреационно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении / Ю.А. Джаубаев, Р.В. Бальба, Г.А. Лундина [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 4(169). С. 94-99.
5. Петьков В.А. Организация саморазвития физического потенциала у студентов вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2012. Вып. 2(129). С. 67-71.
6. Проблема цели в физическом воспитании студентов: методологический аспект / В.А. Петьков, Ю.А. Джаубаев, А.А. Эльгайтаров [и др.] // Теория и практика общественного развития. 2015. №7. С. 183-187.
7. Петьков В.А., Кобцева О.Н. Проектирование здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения // Культура физическая и здоровье. 2009. № 6. С. 67-70.
8. Петьков В.А., Филоненко В.А. Самоорганизация как условие профессионального роста конкурентноспособного специалиста // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. Научный ежегодник по материалам конференции, проходившей в Армавирском институте социального образования (филиале) РГСУ. 2014. С. 104-107.
9. Петьков В.А., Чувилова Н.А. Педагогическое сопровождение самоопределения студентов в физкультурно-спортивной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2012. № 9. С. 31-36.
10. Чермит К.Д. Университетская среда и здоровье участников образовательного процесса // Высшее образование России. 2011. № 2. С. 60-65.
References:
1. GTO complex as a basis for monitoring of students' physical education / V.A. Balba, G.A. Lundina, V.A. Petkov [etc.] // Scientific notes of the University of P.F. Lesgaft. 2015. No. 5 (123). P. 27-31.
2. Bessarabova Yu.V., Krutko G.A. Social integration and adaptation of students with disabilities and disabled people in sports and recreational activities of the higher school. Krasnodar, 2015.
3. Dyomkina E.V. Sociocultural educational environment of the higher school as a condition of professional formation of the future expert // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2008. Iss. 7. P. 45-51.
4. Technology of desighn of recreational and health-improving activities in educational institution / Yu.A. Dzhaubaev, R.V. Balba, G.A. Lundina [etc.] // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 4 (169). P. 94-99.
5. Petkov V.A. Organization of self-development of physical potential of students of higher education institution // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2012. Iss. 2 (129). P. 67-71.
6. Problem of goal in physical training of students: a methodological aspect / V.A. Petkov, Yu. Dzhaubaev, A.A. Elgaytarov [etc.] // Theory and practice of social development. 2015. No. 7. P. 183-187.
7. Petkov V.A., Kobtseva O.N. Projecting of health-saving activity of the educational institution // Physical Culture and Health. 2009. No. 6. P. 67-70.
8. Petkov V.A., Filonenko V.A. Self-organization as a condition for professional development of a competitive specialist // Bulletin of Armavir Institute of Social Education (a branch) of RSSU. Scientific Yearbook on the conference, held in Armavir Institute of Social Education (a branch) of RSSU. 2014. P. 104-107.
9. Petkov V.A., Chuvilova N.A. Pedagogical support of self-determination of students in sports activities // Pedagogical Education and Science. 2012. No. 9. P. 31-36.
10. Chermit K.D. The university environment and health of the educational process participants // Higher education in Russia. 2011. No. 2. P. 60-65.