Научная статья на тему 'Формирование профессионального самоопределения будущего учителя: современная интерпретация'

Формирование профессионального самоопределения будущего учителя: современная интерпретация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОТВОРЧЕСКИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕФЛЕКСИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / A NEED IN PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROBLEM SITUATION / PROFESSIONAL-CREATIVE AND PROFESSIONAL-REFLEXIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макунина Татьяна Александровна, Очиров М. Н.

В статье изложен современный подход к развитию профессионального самоопределения будущего учителя. Основным методом избран проблемный метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макунина Татьяна Александровна, Очиров М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional self-determination of the future teacher: modern interpretation

The article states a modern approach to the development of professional self-determination of the future teacher. The problem solving method has been chosen as the principal one.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионального самоопределения будущего учителя: современная интерпретация»

приниматься как попытка некоторого осмысления и обобщения опыта педагогической деятельности сотрудников коллектива кафедры физики одного из крупнейших вузов политехниче-

ского профиля в части применения современных технологий физического образования одного из интереснейших разделов - квантовой оптики.

Литература

1. Савельев И.В. Курс общей физики / И.В. Савельев. - СПб.: Лань, 2007. - Т.5. - 327 с.

2. Иродов И.Е. Квантовая физика / И.Е. Иродов. - М.: Физматлит, 2002. - 271 с.

3. Лабораторный практикум по физике: учеб. пособие для студентов вузов / К.А. Барсукова, Ю.И. Уханов. - М.: Высшая школа, 1988. - 350 с.

Коваленко Виктор Викторович, кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра физики, Сибирский государственный индустриальный университет. 654000, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 42, e-mail: [email protected]

Филипьев Роман Анатольевич, кандидат технических наук, доцент, кафедра физики, Сибирский государственный индустриальный университет, 654000, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 42.

Kovalenko Victor Victorovich, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, department of physics, Siberian State Industrial University. 654000, Novokuznetsk, Kirov st., 42, department of physics, e-mail: [email protected]

Filipyev Roman Anatolevich, candidate of engineering sciences, associate professor, department of physics, Siberian State Industrial University. 654000, Novokuznetsk, Kirov st., 42.

УДК 378.1

© Т.А. Макунина, М.Н. Очиров

Формирование профессионального самоопределения будущего учителя:

современная интерпретация

В статье изложен современный подход к развитию профессионального самоопределения будущего учителя. Основным методом избран проблемный метод.

Ключевые слова: потребность в профессиональном самоопределении, проблемная ситуация, профессиональнотворческие и профессионально-рефлексивные способности.

Т.А. Маkuninа, М.N. Ochirov

Formation of professional self-determination of the future teacher: modern interpretation

The article states a modern approach to the development of professional self-determination of the future teacher. The problem solving method has been chosen as the principal one.

Keywords: a need in professional self-determination, problem situation, professional-creative and professional-reflexive abilities.

Педагогическая деятельность по профессиональному самоопределению будущего учителя должна обеспечить, с одной стороны, его теоретическую готовность на уровне, соответствующем современным научно-педагогическим достижениям, с другой - его практическую готовность выполнения своих профессиональных обязанностей на уровне, отвечающем нормам и требованиям Госстандарта, а также ожиданиям учащихся и родителей.

В современной педагогической науке наблюдаются значительные инновационные процессы. Личностно-ориентированный подход в образовании, являясь естественной, логически оправ-

данной альтернативой авторитарно-поучительному и поэтому неэффективному подходу, рассчитан на внутреннее воздействие, на создание актуальных личностных структур. Воздействие достигается за счет создания необходимых педагогических условий и последующей их интерио-ризации. Для этого разработан метод поэтапного формирования умственных действий.

Трудность этого подхода для учителей состояла в разработке текста для перевода во внутренний план. Наиболее подходящим он был для начальных классов, когда учебный материал в силу элементарного уровня позволял планомерную интериоризацию. Еще одно ограниче-

ние личностного подхода заключалось в его оторванности от конкретного, жизненного содержания, в его рафинированности. В настоящее время он остается востребованным, поскольку способен объять всю внутреннюю сферу, всю психику и обеспечить формирование глубинных характеристик личности, например, творческих способностей, что невозможно без личностноориентированного подхода.

В отличие от личностно-ориентированного компетентностный подход является практикоориентированным, деятельностным. Он рассчитан на освоение компетенций, готовность выполнять тот или иной вид деятельности. В этом смысле противопоставлен обучению, направленному на освоение знаний, знаниецентриче-скому подходу. В компетентностном подходе знания отбираются по принципу актуальности для освоения конкретной компетентности. Этим он отличается от так называемого ЗУНовского (знания, умения, навыки) подхода, в котором знания не привязаны к умениям и навыкам. Это малоупорядоченный подход, в котором допустимы всевозможные варианты обучения: зна-ниецентрический, политехнический, компетент-ностный, профильный и т.д.

Контекстный подход, разработанный А.А. Вербицким, О.Г. Ларионовой и др. [1], рассчитан на усвоение информации в контексте будущей профессиональной деятельности не в буквальном смысле, а в псевдопрофессиональном, когда информация выступает в качестве носителя системы внутренних и внешних условий поведения и деятельности студента. Внутренним контекстом будут индивидуальные психологические особенности личности студента, его знания и опыт, а внешним - предметные, социокультурные, пространственно-временные характеристики ситуации, в которой студент действует. Информация, вырванная из контекста, недейственна, может даже быть неверно воспринята и принести отрицательный эффект. Контекст делает информацию полной, а для педагогической деятельности контекстный подход является необходимым условием. Как сказали А.А. Вербицкий и О.Г. Ларионова контекстный подход делает возможной интеграцию личностноориентированного и компетентностного обучения.

Контекстный подход совместим также с проблемным обучением. Очень часто обучение сводится к трансляции знаний учащимся и не приносит развивающего эффекта. Оно тогда эффективно, когда связано с мыслительной деятельностью учащихся и студентов, а для этого должно быть проблемным. Разрешение проблемных си-

туаций требует мышления, но и само мышление получает развитие в процессе разрешения проблемных ситуаций.

Если ставится некоторая педагогическая задача развития профессионального мышления или задача формирования какой-то компетенции, то дело сводится к подготовке продуманной совокупности проблемных ситуаций нужного (актуального) содержания.

Проблема профессиональной идентификации связана с личностной. Разработка проблемных ситуаций требует всестороннего изучения проблемы идентификации.

Экономическая и культурная глоболизация, переход к рыночным отношениям, появление новых профессий, глобализация системы образования, развитие массовой коммуникации, экологический кризис и другие процессы обусловили кризис профессиональной идентичности. Радикальные изменения претерпели образы многих специальностей. Появилось несоответствие современных требований к проессионалам и существующих способов их подготовки.

Самоидентифицированный человек свободен, он не испытывает колебаний между различными системами ценностей, а непосредственными мотивами его поведения служит вполне определенная система ценностей, сложившаяся в результате его самоидентификации.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь человеку самоопределиться, обрести себя. Сверхзадача состоит в том, чтобы, во-первых, помочь человеку создать положительный образ, который отвечая структуре его характера, отвечал бы также инновационным ценностям экоцентрического мировоззрения, а во-вторых, помочь человеку стать тождественным сложившемуся образу себя и полностью самоак-туализироваться в соответствии с освоенной системой ценностей, чтобы стать, говоря словами А. Маслоу, тем, кем он может стать. Самоактуализация не означает, что человеку что-то добавлено, а отмечает, что у человека ничего не отнято [1].

Самоактуализированный человек, по нашему мнению, тот, который самоидентифицировался и потому стремится к реализации и творчеству в той или иной деятельности, отвечающей его идентичности. Он принял себя, других, мир природы и в этом мире ему комфортно.

Стратегия образования должна, на наш взгляд, состоять в том, чтобы обеспечить самоидентификацию человека в соответствии со структурой его характера и некоторой универсальной системой ценностей, которая включала

бы как ценности, вобравшие в себя гуманистический потенциал мировой культуры, так и ценности, которые еще не стали достоянием культуры, но ориентированы на будущее, на сохранение и развитие человечества в целом, а следовательно, на коэволюцию общества и природы. Эти ценности должны быть не просто общечеловеческими, им необходимо характеризовать взаимодействие человека с природой, наделенной самоценностью.

Общество, в котором его члены будут тождественны себе, не будут испытывать расхождения между осознанными и неосознанными ценностями, между «я» и образом себя, будет таким, в котором возможны любовь и творчество.

Рассмотрим современную ситуацию с профессиональной самоидентификацией. Следует сказать, что экономическая деятельность является одной из центральных особенностей экологического контекста. Неоиндустриальные культурные группы исследуются в зависимости от степени их опоры на охоту, собирательство, рыбную ловлю, скотоводство и земледелие, которые представляют собой процесс и результат биологической и культурной адаптации популяций. Этот контекст - опыт выживания популяции за счет опоры на тот или иной вид экономической деятельности, который остался в подсознательном каждого как некоторый архетип, проявляющийся в определенный момент и оказывающий идентификационное влияние. Каждая форма экономической деятельности связана с различными взаимоотношениями между популяцией и ее природным окружением, что приводит к различным культурным, биологическим и психологическим результатам.

Особенность современного периода состоит в необходимости освоения нового социальноэкономического и профессионального опыта. В связи с переходом к рыночной экономике появились новые профессии, не имеющие корней в профессиональной культуре нашего общества. Одновременно происходит болезненный процесс ломки традиционных форм профессионализации. Образ профессии в определенной степени меняет систему общих ориентиров в сознании людей. Если раньше профессия была существенной частью образа жизни, то теперь она часто выступает как средство достижения определенного образа жизни. Ситуация с профессиональной самоидентификацией изменилась в связи с переходом к компетентностному образованию в школе и вузе, означающему радикальные изменения всей системы. Целью образования являются уже не знания, а компетенции. Содер-

жание образования должно включать способы деятельности для формирования конкретных умений на основе необходимых знаний.

Как известно, «профессиональное самоопределение осуществляется в течении всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии» [2]. Эта точка зрения становится особенно актуальной в связи с проблемой непрерывного образования на протяжении всей жизни (lifelong education).

Очень важным фактором на всех этапах профессионального самоопределения является потребность личности в самоактуализации. На формирование этой потребности влияет целый ряд условий, среди которых мы выделяем развитие профессионально обусловленных творческих и профессионально-рефлексивных способностей.

Развитие профессионально обусловленных творческих способностей осуществляется в разрешении псевдопрофессиональных проблемных ситуаций, которые возникают в процессе выполнения проблемных заданий, имеющих профессиональное содержание и требующих открытия студентом нового знания или нового действия. Для достижения той или иной цели разрабатывается последовательность проблемных заданий.

Развитие творческих способностей непосредственно связано с развитием профессиональнорефлексивных способностей.

В.Д. Шадриков показал, что мышление всегда связано с рефлексией. Она неотделима от процесса мышления. Субъект, считает ученый, «организуя свою мыслительную деятельность, осознает (рефлектирует) ход решения задачи, руководствуясь представлением о результате,..., он осознает ход мысли, связанный с решением задач» [2, с. 218].

Большое значение в развитии потребности личности в профессиональном самоопределении имеет формирование у будущего учителя мотивационно-ценностного отношения к своей профессии, обусловленного пониманием и принятием в свой внутренний мир ценностей профессиональной деятельности.

Итак, профессиональное самоопределение личности как самостоятельное и осознанное нахождение смыслов деятельности осуществляется в течении всей профессиональной жизни, включая профессиональное обучение.

Необходимым условием развития профессионального самоопределения является форми-

рование теоретической и практической готовности будущего педагога. Развитие потребностей зависит от уровня профессионально обусловленных творческих и профессионально-

рефлексивных способностей.

В развитии профессионального самоопреде-

ления большое значение имеет разрешение проблемных ситуаций, возникающих при выполнении специальных проблемных заданий и требующих личностно-ориентированного, компе-тентностного, контекстного подходов в образовании.

Литература

1. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. -М.: Аспект Пресс, 2007.

2. Шадроков В.Д. Ментальное развитие человека. - М.: Аспект Пресс, 2007.

Макунина Татьяна Александровна, старший преподаватель, Бурятский государственный университет. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: [email protected]

Очиров Михаил Надмитович, доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. (3012)219757, e-mail: [email protected]

Makunina Tatyana Aleksandrovna, senior teacher, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin st., 24a, e-mail: [email protected]

OchirovMikhail Nadmitovich, doctor of pedagogical sciences, professor, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin st., 24a, tel. (3012)219757, e-mail: [email protected]

УДК 37.026.8 (571/54) Р 34

© Г.С. Малунова, ВИ Ваганова, Н.А. Гармаева, Б.Д. Жалсанова, Г. Ф. Цыбикова

Результаты контроля качества подготовки обучающихся в системе общего и профессионального образования Республики Бурятия

В статье раскрываются научно-обоснованные и практико-ориентированные подходы организации контроля качества подготовки обучающихся в образовательных учреждениях Республики Бурятия в рамках государственной аккредитации.

Ключевые слова: результаты контроля качества, подготовка выпускников, проблемы и перспективы модернизации образования, реализация концепции внешней оценки качества образования.

G.S. Malunova, B.I. Vaganova, N.A. Garmaeva, B.D. Zhalsanova, G.F. Tsybikova

The results of learners’training quality monitoring in the system of secondary and professional education in the Republic of Buryatia

In the article the research-based and practice oriented approaches to organization of monitoring of learners’ training quality in educational institutions of the Republic of Buryatia within the state accreditation are revealed.

Keywords: results of quality control; training of graduates; problems and prospects of education modernization; implementation of conception of outward quality assessment of education.

Успех в области образования связан, прежде всего, с социально-экономическими процессами, происходящим в обществе. Открытость образования, разделение ответственности, право на разнообразие, ориентация на потребности и конечные результаты деятельности являются основными принципами современной системы образования.

В связи с этим одной из целей проведения внешней оценки качества российского образования является создание условий повышения качества образования через усиление потоков

различной информации о результатах образования и соответствующих факторах.

Контроль и оценка позволяет активизировать возможности образовательных учреждений в самоконтроле и самооценке. При таком подходе ответственность образовательного учреждения должна возникать не из подконтрольности, а из открытости и прозрачности. На данном этапе модернизации образования основой системы оценки качества становится работа специальных институтов по обеспечению образовательных учреждений (детский сад, школа, техникум,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.