№ 4 - 2007 г.
19.00.00 психологические науки
УДК 37.047-057.875
Формирование профессионального интеллекта студентов
М. Г. Дубынина
Сибирская автомобильно-дорожная академия (г. Омск)
Важнейшим в профессиональном образовании является формирование личности будущего профессионала, поэтому студенческий возраст - это пора сложнейшего структурирования интеллекта, которое очень индивидуально и вариативно. Развивающее обучение в вузе предполагает формирование у студентов потребности, интереса и умений совершенствовать свои знания и способности, сознательно готовиться к будущей профессиональной деятельности. Были проведены экспериментальные исследования, в которых приняли участие 504 студента различных специальностей. Для оценки интеллектуального развития использовался тест структуры интеллекта Амтхауэра. В результате исследования выявлен рост интегрального показателя по этому тесту с 1 по 4 курс, больших различий между 3 - 5, 4 - 5 курсом нет. Отсюда сделан вывод, что процесс профессионального развития студентов происходит очень неравномерно, и отсюда возникает потребность в целостной психологической теории становления профессионала.
Ключевые слова: теоретическое мышление, высшее профессиональное образование, психометрический интеллект
Понятие "профессиональное образование отождествляется со специальным образованием и может быть получено в профессионально-технических, средних и высших образовательных учреждениях. Профессиональное образование связано с получением определенных знаний, умений и навыков по конкретной профессии и специальности.
Само профессиональное образование предполагает:
• процесс и результат овладения студентами системой научных знаний и познавательных умений, навыков, формирование на их основе мировоззрения и других качеств личности;
• целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и студента (образование и осуществляется в ходе такого взаимодействия; важную роль играет пример труда самого преподавателя);
• активную деятельность самого студента по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний [1].
Таким образом, важнейшим в профессиональном образовании является формирование личности будущего профессионала.
Обучение студентов - это воздействие на психику и деятельность с целью вооружения знаниями, умениями, навыками. Однако последние не исчерпывают результатов обучения. В ходе обучения на основе его содержания развиваются различные стороны психики студентов, формируется личность будущего специалиста в целом. Обучение имеет непосредственное значение для совершенствования научного мировоззрения, развития, интеллектуальных и профессиональных качеств.
Вузовское обучение по сравнению со школьным имеет более прагматическую направленность, больше приближенную к предстоящей практической, производственной деятельности. Замечено, что далеко не все выпускники школ, ставшие студентами, по-настоящему сориентировались в окружающем мире, поэтому процесс построения своего видения "смысловой картины мира" продолжается и в вузе. Особенность вузовского обучения предполагает существенное переструктурирование всей мыслительной деятельности студента. В частности, специалисты, изучающие учебную деятельность студентов, отмечают, что <студенческий возраст - это пора сложнейшего структурирования интеллекта, которое очень индивидуально и вариативно. Мнемологическое "ядро" интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным чередованием "пиков" или "оптимумов" то одной, то другой из входящих в это ядро функций. Это означает, что учебные задания всегда одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию" [2]. Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у студента теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний. Формирование теоретического мышления требует специальных педагогических приемов и способов построения учебной деятельности, в противном случае оно может оказаться несформированным даже у студентов, что влечет за собой тяжелые последствия для вузовского обучения. Поэтому существует особая проблема диагностики уровня мышления. Важным элементом современного образования является методологическая подготовка. Развитие науки и практики достигло такого уровня, что студент не в силах усвоить и запомнить все необходимое для своей будущей работы. Поэтому ему лучше усвоить такой учебный материал, который при своем минимальном количестве вооружит его максимальным количеством информации и, с другой стороны, позволит в дальнейшем успешно работать в ряде областей. Здесь встает задача наиболее экономного отбора научных знаний по всем предметам обучения в вузе. Но и этого недостаточно. Важно вместе с тем всесторонне развивать общий интеллект у студентов, способности решать различные задачи. В вузовском обучении действуют особые принципы (в отличие от школьных), такие, например, как:
учить тому, что необходимо в практической работе после вуза; учитывать возрастные, социальные и индивидуальные особенности студентов; профессиональная направленность обучения и воспитания;
органическое соединение обучения с научной, общественной и производственной деятельностью.
Развивающее обучение в вузе предполагает формирование у студентов потребности, интереса и умений совершенствовать свои знания и способности. Сознательно готовиться к будущей профессиональной деятельности - значит развивать необходимые способности, совершенствовать свои умственные качества.
Ведущим результатом профессионального становления личности является формирование профессионального интеллекта.
Категория интеллекта, как известно, относится к фундаментальным понятиям психологии. Однако до сих пор нет его однозначного, общепринятого определения. Также нет в литературе и определения понятия "профессиональный интеллект".
По мнению Ю. Г. Айзенка, можно говорить о различных типах концепций интеллекта: биологической, психометрической и социальной, соответствующих разным структурным уровням. По мнению Ю. Г. Айзенка, психометрический интеллект определяется на 70 % влиянием генотипа, а на 30 % - средовыми факторами (культура, воспитание в семье, образование, социоэкономический статус) и измеряется стандартными известными тестами (Амтхауэр, Векслер, Равен, Кеттелл и др.). Согласно Айзенку, социальный интеллект определяется как способность индивида использовать психометрический интеллект в целях адаптации к требованиям общества [3]. С предлагаемой позиции профессиональный интеллект можно рассматривать как одну из форм интеллекта социального, поскольку задачи, решаемые на основе профессионального интеллекта (поиск и выбор профессии, планирование и реализация карьеры), по сути своей являются социальными, так как связаны с одной из форм социализации личности (профессионализацией) [4].
Профессиональный интеллект формируется на основе общего интеллекта в ходе решения учебно-профессиональных задач, которые ставятся перед человеком в процессе профессионального обучения. От уровня его развития будет существенно зависеть и эффективность их решения, и результативность профессионального становления личности в целом.
В феврале-апреле 2005 года в Сибирской автомобильно-дорожной академии было проведено экспериментальное исследование, в котором приняло участи 504 студента трех разных специальностей. Для оценки интеллектуального развития студентов использовался тест структуры интеллекта Амтхауэра, который придерживается многофакторной структуры интеллекта и рассматривает его как одну из подструктур в рамках целостной структуры личности. Данная методика позволяет фиксировать четыре ведущих, по мнению автора, фактора интеллекта: вербальный, счетно-арифметический, пространственный, мнемический. Методика включает 9 субтестов, которые дают возможность оценивать 9 частных и один общий (^) показатель развития интеллекта. Каждый субтест имеет свое название в соответствии с содержанием методики:1 -осведомленность, 2 - исключение лишнего, 3 - поиск аналогии, 4 - определение общего, 5 -арифметический, 6 - определение закономерности, 7 - геометрическое сложение, 8 -пространственное воображение, 9 - запоминание. Амтхауэр предполагал, что в том случае, когда наивысшие результаты получены по первым четырем субтестам, у испытуемого развиты "теоретические способности". В том случае, когда результаты лучше по последним пяти субтестам, более развиты "практические способности".
Итак, что мы получили в результате нашего исследования: итоговый показатель ^ по тесту Амтхауэра претерпевает изменения с 1 по 5 курс. На 1 курсе ^ равен 102, 81, на 2 курсе - 104,98, на 3 курсе - 111, 89, на 4 курсе - 113,74, на 5 курсе - 111,77. Использовав критерий Колмогорова-Смирнова на достоверность отличий, мы выяснили, что существуют достоверные отличия средних значений по итоговому показателю теста Амтхауэра между 1 и 2 курсом на уровне значимости 0,05; между 1 - 3, 1 - 4, 1 - 5, 2 - 3, 2 -
4, 2 - 5 курсами - на уровне значимости 0,05. Наблюдается рост интегрального показателя по тесту Амтхауэра с 1 по 4 курс. Существенных различий между 3 - 5, 4 - 5 курсом нет.
Как видим из данных приведенных в табл. 1, с 1 по 5 курс происходит не только динамика интегрального показателя IQ, но также и показателей IQ отдельно по субтестам.
По академической успеваемости средние данные (табл. 2) студентов 1 курса составляют 7,07; 2 - 7,46; З - 8,08; 4 - 8,З7, 5 - 7,9З. Самый высокий результат по академической успеваемости принадлежит студентам 4 курса. Достоверность отличий средних значений существует между 1 и 2 , З и 4 курсами на уровне значимости 0,05 и между 1 - З, І - 4, І -
5, 2 - З, 2 - 4, 2 - 5, 4 - 5 курсами, между З и 5 курсом достоверных отличий нет. Если посмотреть данные корреляции между интегральным показателем IQ по тесту Амтхауэра и академической успеваемостью, то увидим следующее: с 1 по З курс присутствует умеренная корреляционная связь между этими компонентами (0,З1-0,З5), а на 4 и 5 курсах корреляционная связь снижается до очень слабой - 0,07 и 0,19 соответственно. Как видим, процесс профессионального развития студентов происходит очень неравномерно, и отсюда возникает потребность в целостной психологической теории становления профессионала.
Список литературы
1. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М., 1996.
2. Зимняя. И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - Ростов на/Д, 1997.
3. Айзенк, Ю. Природа интеллекта - битва за разум / Ю. Айзенк, Л. Кэмин. - М., 2002.
4. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. - М., 2002.