НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»
№2/2015
ISSN 2411-717Х
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Едышев Денис Викторович
аспирант,
ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова», г. Ульяновск, РФ E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Педагогическая деятельность является сложной, многопараметрической сферой, направленной на решение разнообразных задач обучения, воспитание и развитие личности. Важный аспект педагогической науки - культурно-досуговый, по мнению многих специалистов - один из значимых разделов педагогики, располагающих значительными возможностями для самопознания, саморазвития, самосовершенствования; выявления латентных возможностей, способностей, задатков, интересов, потребностей, что имеет большое значение для повышения уровня духовного и нравственного формирования личности.
Целью данной работы является теоретическое и методическое обоснование значимости повышения эффективности культурно-досуговой деятельности как способа формирования профессионально-значимых свойств личности будущего педагога.
Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных.
Результаты: выявлены основные условия формирования профессионально-значимых свойств личности в процессе культурно-досуговой деятельности будущих педагогов.
Заключение: результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о перспективности предложенного автором подхода к изучению культурно-досуговой деятельности, эффективности применения разработанной методики и возможности организации проведения культурно-досуговой деятельности студентов педагогического вуза - будущих педагогов.
Ключевые слова
культурно-досуговая деятельность, условия, профессиональная компетентность, методика, педагогический
эксперимент.
Актуальность. Особенностью культурно-досуговой деятельности является ее направленность на развитие различных свойств личности, разнообразных умений и навыков, необходимых во всех сферах профессиональной деятельности человека. Это связано с созданием культурно-образовательного пространства, способствующего выявлению и раскрытию творческого потенциала, обогащающего своими идеями не только личность обучающегося, но и окружающих людей.
Сущность культурно-образовательного пространства заключается в создании педагогических ситуаций, располагающих к проявлению творческой фантазии, выдвижении оригинальных идей по организации интеллектуальной и двигательной деятельности, связанной с необходимостью оценки интеллектуальных, морально-волевых и нравственных качеств, свидетельствующих о возможностях субъекта для дальнейшего развития и саморазвития [ 4,5].
В зависимости от направленности культурно-образовательного пространства могут решаться различные задачи, связанные с развитием и совершенствованием профессионально-значимых качеств личности будущего педагога:
30
НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»
№2/2015
ISSN 2411-717Х
- осознание личной ответственности за качество обучения и воспитания детей, подростков, учащейся молодежи;
- способность к объективной оценке поступков, действий и поведения обучающихся;
- умение управлять психо-эмоциональным состоянием, что позволяет устанавливать рациональные отношения с субъектом воспитательного воздействия;
- умение опираться на положительные свойства личности индивида при коррекции его поведения в соответствии с этическими нормами и требованиями, принятыми в обществе и др.
Задачи: 1. Выявить условия повышения эффективности культурно-досуговой деятельности студентов педагогических вузов.
2. Разработать методику формирования профессионально-значимых свойств личности и проверить ее эффективность в ходе культурно-досуговой деятельности.
Материалы. Одним из важных требований к культурно-образовательному пространству является его направленность на повышение общей культуры, включающей в свое содержание: культуру речи, коммуникативные способности, толерантность, стремление к постоянному развитию и
самосовершенствованию. Дети и подростки воспринимают личность педагога как модель поведения и взаимодействия с внешним миром, по которой они выстраивают свои взаимоотношения с окружающими людьми. Это особенность подрастающих поколений обязывает учителя контролировать не только действия и конкретные поступки, но и образ мыслей, формулировку обращений к каждому субъекту в соответствии с его возрастом, уровнем общей культуры, навыками взаимодействия с окружающими людьми.
Склонность к педагогической деятельности основана на комплексе врожденных личностных свойств: любовь к детям, терпение, умение распределять внимание на всех членов коллектива и т.д. В то же время, такие профессионально-значимые качества будущего педагога как: умение выделить главное в изучаемом тексте; контроль собственного психо-эмоционального состояния; творческое отношение к
профессиональной деятельности; способность к импровизации в зависимости от задач обучения и воспитания и др., требуют дополнительных усилий и специально поставленных задач для их развития и совершенствования в течение всей профессиональной деятельности [ 1-3].
Культурно-досуговая деятельность с ее разнообразными видами и формами располагает значительными возможностями для формирования свойств личности будущего учителя; становления его мировоззрения; готовности к проявлению собственной позиции при решении социально важных задач. Каждая из форм культурно-досуговой деятельности имеет свое специфическое содержание, отражающее в той или иной мере ценностные компоненты духовной или материальной деятельности человека, усвоение которых связано с его саморазвитием и самосовершенствованием.
При выборе конкретной формы культурно-досуговой деятельности необходимо хорошо ориентироваться в ее возможностях для духовно-нравственного развития личности. Так, например, организация экскурсии в музей для ознакомления с конкретной композицией будущему педагогу необходимо предварительно ознакомиться с ее содержанием, определить наиболее интересные экспонаты для обучающихся с учетом их возрастных особенностей, уровня общей культуры, сформированности навыков посещения музеев и т.д. Будущему педагогу необходимо заблаговременно подобрать наиболее эффективные методы управления познавательной активностью обучающихся, дать необходимые инструкции по поведению в залах музея; сконцентрировать внимание учащихся на основных особенностях художественных произведений, составляющих содержание экспозиции; раскрыть их культурную и историческую ценность, а также способность к проявлению определенных личностных свойств для осознания значимости данной композиции как общечеловеческой ценности. Такая предварительная педагогическая деятельность, а также рациональная организация обучающихся позволяет им осознать свою личную причастность к великой культуре и ощутить ее воздействие на свое внутреннее состояние.
Результаты и их обсуждение. Комплекс проявлений личностных свойств характерен для каждой из форм культурно-досуговой деятельности, что необходимо учитывать при ее выборе для будущего учителя.
31
НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»
№2/2015
ISSN 2411-717Х
Одним из основополагающих педагогических условий повышения уровня профессионального мастерства будущего учителя является формирование навыков организации свободного времени. Многообразие форм культурно-досуговой деятельности позволяет создать культурно-досуговое пространство с характерными для него свойствами многофункциональности, многопрофильности, адаптивности и динамичности, что обусловлено их взаимодополняемостью, наличием разнообразных взаимосвязей и универсальностью воздействия на занимающихся с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей.
Каждая из форм культурно-досуговой деятельности характеризуется специфической
эмоциональностью, воздействием на интеллектуальные, психические и двигательные сферы, что делает их привлекательными для детей, подростков и студенческой молодежи. Однако,при всем интересе к разнообразным формам культурно-досуговой деятельности невозможно одновременно уделить внимание двум и более ее вилам. Это связано с тем, что на досуг отводится сравнительно небольшой отрезок времени, что выдвигает объективную необходимость в его рациональном распределении. Это предъявляет высокие требования к предварительной подготовке при использовании каждой из форм культурно-досуговой деятельности.
Рациональная организация свободного времени предусматривает:
- точное определение длительности ее проведения;
- установление времени начала и окончания конкретного мероприятия;
- проведение специальных мероприятий, направленных на воспитание дисциплины, исключающей необязательность индивида;
- использование средств активизации познавательной и двигательной активности, способствующих их быстрому вовлечению занимающихся в содержание организационного мероприятия;
- поддержание устойчивого интереса к предложенному виду деятельности, определение роли и функции каждого субъекта, дополняющего содержание данного мероприятия;
- краткий анализ и положительная оценка деятельности каждого индивида в проводимом мероприятии;
- высокий уровень положительного эмоционального воздействия на обучающихся в завершающей фазе проведения мероприятия;
- окончание мероприятия в точно установленное время.
Одним из значимых педагогических условий выступает выявление динамики показателей уровня профессиональной подготовки. Деятельность педагога связанная с организацией процесса обучения и воспитания личности, характеризуется большим разнообразием, обусловленным рядом факторов:
- несхожестью характеров обучающихся, их представлениями о ценности и значимости приобретаемых знаний для их становления и развития;
- различным уровнем сформированности познавательной сферы, потребности в усвоении новой информации;
- разным уровнем общей культуры, воспитанности, навыков поведения в образовательном учреждении;
- сформированностью навыков общения с членами педагогического коллектива;
- необходимость использования личностно-деятельностного и индивидуального подхода при решении задач обучения и воспитания и т.д. Это обусловливает необходимость совершенствования педагогического мастерства в течение всей профессиональной деятельности. Учителя, характеризующиеся творческим подходом к педагогическому труду, в зависимости от педагогической ситуации, используют различные средства, методы и формы обучения и воспитания, эффективность которых определяется разнообразными педагогическими ситуациями; уровнем профессиональной подготовленности педагога; целями и задачами образовательного процесса, материально-техническим оснащением образовательного учреждения и другими факторами [6]. В связи особую значимость приобретает выявление исходного уровня профессиональной подготовленности и их динамики.
32
НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»
№2/2015
ISSN 2411-717Х
Для проверки и реализации данных условий был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 168 студентов I - III курсов разных факультетов педагогического университета. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 84 студента. В КГ культурно-досуговая деятельность проводилась с учетом выбора студентами конкретных ее форм; в ЭГ реализовались условия, направленные на повышение эффективности культурно-досуговой деятельности. Перед началом педагогического эксперимента учитывались следующие показатели, характеризующие отношение будущих педагогов к культурно-досуговой деятельности:
- активность посещения используемых форм культурно-досуговой деятельности;
- выполнение специальных заданий, связанных с проявлением творческого отношения;
- востребованность заданий, требующих проявления особых способностей; личностных качеств: находчивости, смекалки, настойчивости, целеустремленности;
- положительная динамика сформированности морально-волевых и нравственных качеств.
Уровень сформированности данных показателей определялся с помощью разнообразных критериев
оценки, позволяющих с высокой степенью объективности выявить отношение будущих педагогов к культурно-досуговой деятельности. Использовалась 5-ти бальная система оценок. Оценка выставлялась экспертной комиссией в количестве 5 человек -высококвалифицированных преподавателей разных факультетов.
Анализ материалов педагогического эксперимента показал, что уровень понимания значимости культурно-досуговой деятельности для формирования профессионально-значимых свойств личности будущих педагогов КГ и ЭГ не имеет существенных различий (р>0,05). В КГ культурно-досуговая деятельность осуществлялась в связи с планом работы вуза; в ЭГ использовались педагогические условия, призванные повысить эффективность культурно-досуговой деятельности в значительной степени обусловливающие формирование профессионально-значимых свойств личности студентов педагогического вуза.
Объективность данных показателей обеспечивается разработкой объективных критериев оценок по всем аспектам педагогического труда, основными компонентами которого являются: обучение, воспитание и организация досуга учащихся разного возраста. Положительная динамика данных показателей обусловливает уверенность педагога в своих силах, правильном выборе эффективных средств, методов и форм педагогических воздействий, направленных на формирование познавательной сферы; повышение уровня воспитанности, общей культуры, что стимулирует поиск неординарных способов совершенствования педагогического труда. При реализации условий у студентов возникала потребность в глубоком осознании значимости культурно-досуговой деятельности как дополнительного фактора образования и воспитания, а также подготовки к предстоящей профессиональной деятельности и повышении компетентности. В процессе культурно-досуговой деятельности у будущих педагогов формировались разнообразные навыки ее организации и проведения в различных учебных учреждениях.
После окончания педагогического эксперимента повторно оценивалось отношение КГ и ЭГ к культурно-досуговой деятельности. Анализ полученных результатов показал, что у будущих педагогов как в КГ, так и в ЭГ сложилось более осознанное отношение к данному виду деятельности. Однако в ЭГ, полученные результаты оказались более существенные. Так, перед проведением педагогического эксперимента экспертная группа оценила отношение студентов КГ к культурно-досуговой деятельности в 3,18±0,19 балла; в ЭГ, соответственно, 3,11±0,15 балла, то после окончания педагогического эксперимента у студентов КГ оценка повысилась до 3,37±0,24 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, 4,12±0,21 балла (р<0.05).
Заключение. Таким образом, основными условиями формирования профессионально-значимых свойств личности в процессе культурно-досуговой деятельности будущих педагогов являются: повышение уровня профессиональной подготовки будущего учителя; выявление видов и форм культурно-досуговой деятельности, их развивающего и воспитательного потенциала; развитие профессионально-значимых
33
НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»
№2/2015
ISSN 2411-717Х
свойств личности в процессе культурно-досуговой деятельности; формирование навыков рациональной организации свободного времени; выявление динамики показателей уровня профессиональной подготовки учителя. Результативность культурно-досуговой деятельности существенно повышается при осуществлении компетентного педагогического руководства с последующим анализом и оценкой деятельности обучающихся. Разработанная нами методика организации проведения культурно-досуговой деятельности будущих педагогов показала свою эффективность в ходе осуществления педагогического эксперимента.
Список использованной литературы:
1. Воронин, А.А. Методологические основы организации культурно-образовательной среды досуга молодежи / А.А. Воронин // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - Ростов-на-Дону, 2011. - №7. - С. 84-90.
2. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А.Д. Жарков/ учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский Дом МГУКИ. 2007. - 480 с.
3. Махмутова З.М. Формирование профессиональной компетентности социального педагога. Монография /З.М.Махмутова. Уфа: изд-во БГПУ, 2008. -136с.
4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн, СПб., Питер, 2007. - 584 с.
5. Салаева, А.Л. Культурно-образовательное пространство города как педагогический феномен / А.Л. Салаева // Историческая и социальная образовательная мысль. - 2014. - №6. - ч.2. - С. 350-353.
6. Тинькова, З.С. Теория и методика культурно-досуговой деятельности / З.С. Тинькова. - Орел. ОГПУ, 2012. - 150 с.
©Едышев Д.В., 2015
Куценко Юлия Евгеньевна
Аспирант, ФНЦ ВНИИФК Г. Москва, Российская Федерация E-mail:[email protected] Тарасова Любовь Викторовна Докт.пед.наук, доцент, ФНЦ ВНИИФК Г. Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПЛЕЧЕВОГО СУСТАВА У ГИМНАСТОК ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация
Проведен аналитический обзор программы спортивной подготовки по художественной гимнастике в группах начальной подготовки. Дан обзор специальных упражнений, выполняемых в художественной гимнастике юными спортсменками в группах начальной подготовки. Приведен комплекс упражнений, рекомендуемый для выполнения юными спортсменками, специализирующимися в художественной гимнастике для улучшения показателей подвижности плечевого сустава.
Ключевые слова
художественная гимнастика, группа начальной подготовки, юные спортсменки, тренировочный процесс,
специальные упражнения, сколиоз.
34