инновации и технологии современного образования
INNOVATIONS AND TECHNOLOGIES OF MODERN EDuCATION
УДК/uDC 377.5
Е. В. Котова E.Kotova
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ
специалиста посредством проектного обучения
FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QuALITIES
of experts by means of project-based learning
В статье рассматривается процесс формирования профессионально значимых качеств с помощью проектного обучения. Автором разработаны основные этапы проектирования, способствующие развитию навыков творческого мышления и самоанализу проектной деятельности, предлагаются алгоритмы формулирования проблемы и поиска ее решения.
The process of formation of professionally important qualities using project-based learning is defined in the article. The author develops the basic design stages, developing the skills of creative thinking, formulating problems, searching for solutions to problems, professional competence analysis and reporting of project activities.
Ключевые слова: профессионально значимые качества, проектное обучение, проектная деятельность.
Keywords: professionally important qualities, project-based learning, project-related activities.
Профессиональное образование существенно отстает от современных требований. Позиция педагогов, как показывают исследования А. А. Реан, зачастую основывается на представлении об обучающемся как неспособном к проявлению самостоятельности в де-
ятельности [9; 10]. Чтобы выпускник учреждения СПО обладал способностью действовать в системе динамично изменяющихся социально-экономических условий и общественных отношений, необходимы существенные изменения в организации образовательного процесса.
Проблема формирования профессионально значимых качеств специалиста привлекает внимание как участников образовательного процесса, так и работодателей. Необходимо применить такой вид обучения, который позволил бы усилить практическую подготовку специалистов в учебном заведении и сократить период его предметной и социальной адаптации [3, с. 43].
Успех формирования специалиста в решающей степени зависит от того, как и насколько овладеет студент знаниями, навыками, компетенциями, необходимыми для функционирования в образовательной среде, на какие ценности в области будущей профессиональной и социальной деятельности будет ориентировать себя личность уже на начальном периоде обучения. Человек в любом возрасте, приступая к новой для него деятельности, привыкает, приспосабливается к многообразным условиям этой деятельности, адаптируется к ней и в ней.
Важнейшими показателями профессионального образования являются:
— успешность учебной деятельности (успешность обучения), включающая частные показатели: успеваемость, удовлетворенность профессиональной подготовкой, отношение к избранной профессии, сформированность умения работать без контроля, организация и проведение лекций, семинаров и практических занятий с применением информационных коммуникационных технологий (ИКТ) как преподавателями, так и самими студентами, применение информационных коммуникационных технологий для организации исследования в процессе выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР);
— развитие учебно-материальной базы образовательного учреждения (увеличение времени свободного доступа к Интернету, организация телеконференций с другими учебными заведениями и т. д.);
— использование образовательных сайтов и порталов для дистанционного обучения и самообразования;
— профессиональная направленность;
— общественная активность, которая оценивается по участию в общественной работе, наличию активной жизненной позиции, умению организовывать и руководить;
— научная (исследовательская) активность, измеряемая по участию в студенческом научном обществе, по научной продуктивности и творчеству [5; 12].
Формирование профессионально значимых качеств специалиста возможно посредством использования новых подходов и технологий обучения. Мы предлагаем для этого использовать технологию проектного обучения.
Для рассмотрения проектного обучения как успешного вида обучения для формирования профессионально значимых качеств обратимся к определениям «педагогическая технология», «проектное обучение» и «метод проектов».
— Педагогическая технология (от греч. — искусство, мастерство, умение; а также др.-греч. — методика, способ производства) — специальный набор форм, методов и способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого результата с допустимой нормой отклонения [2].
— Проектное обучение — это особая организация учебного процесса, направленная на решение студентами учебных и производственных задач на основе самостоятельного анализа информации, которая необходима для корректировки и обоснования поэтапной, успешной, учебной деятельности; представление результата.
— Метод проектов — это специальный способ организации познавательной деятельности учеников, предусматривающий установку потребностей людей, формирование продукта труда в соответствии с данными потребностями, а также результат проведенного исследования [2].
Проектное обучение некоторые авторы (А. П. Чернявская, Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников, И. Г Харисова, В. В. Белкина, В. Е. Гаибова) предлагают рассматривать как дидактическую систему, а метод проектов — как компонент этой системы, как педагогическую технологию, предусматривающую не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Если метод проектов является основной технологией в процессе обучения, а остальные технологии — дополнительными, то тогда считают, что обучение является проектным. Процесс создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной, связанный с удовлетворением потребностей обучающегося, называется проектной учебной деятельностью [8].
Мы считаем, что проектное обучение является одним из эффективных видов обучения, т. к. представляет собой целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности студентов по овладению общими и профессиональными компетенциями, а реализуется за счет применения технологии «метод проектов» при изучении профессиональных модулей и профессиональных дисциплин. Таким образом, метод проектов является частью проектного обучения и основывается на взаимодействии преподавателя и студента, организованном особым способом [7].
Наше исследование было направлено на изучение процесса формирования профессионально значимых качеств. Цель исследования — создать комплекс мероприятий по организации и овладению студентами методами проектного обучения, направленный на формирование профессионально значимых качеств.
Основные задачи были сформулированы следующим образом: 1) создать организационно-педагогические условия для проектирования; 2) подробно разработать этапы проектирования с рекомендациями; 3) выявить отрицательные и положительные стороны реализации проектного обучения при формировании профессионально значимых качеств. В процессе работы мы применяли следующие методы исследования: анализ, наблюдение, изучение литературы и т. д.
Формирование профессионально значимых качеств посредством проектного обучения дает возможность применять разнообразные формы организации деятельности студентов, основанные на активности обучающихся как субъектов образовательного процесса: исследовательские, поисковые,дискус-сии, эвристические беседы, мозговые атаки, ролевые игры, рефлексивные методы и др.
Успешность этого процесса обусловлена следующими условиями:
• обеспечивается связь проектной деятельности с решением профессиональных задач разного типа сложности;
• осуществляется личностно-ориентиро-ванный подход к процессу реализации проектного обучения студентов;
• реализуется принцип систематичности и последовательности в применении проектного обучения.
Предварительная работа преподавателя по использованию проектного обучения включает: теоретическое освоение сущности, значения проектного обучения; изучение опыта образовательных учреждений СПО, проектирование ожидаемых результатов:
• для преподавателя: освоение таких организационных форм обучения, когда акцент переносится с преподавательской активности педагога на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих студентов; изменение позиции преподавателя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности студентов;
• для студента: активное участие в процессе обучения, самостоятельная формулировка целей и задач проекта, формирование личностных качеств, наиболее востребованных в производственных и жизненных ситуациях; исследовательских и конструкторских умений; формирование устойчивых интеллектуальных качеств, таких как способность видеть решение проблемы, самостоятельность, гибкость,
критичность мышления, перенос усвоенных образцов деятельности в новую ситуацию.
Работу над проектом мы разбили на три этапа: подготовительный, технологический и заключительный.
Подготовительный этап имеет следующую цель — подготовить и организовать проектирование студентов. Основные задачи данного этапа:
1) развитие навыков творческого и критического мышления;
2)развитие навыков формулирования темы и проблемы исследования;
3) развитие навыков сбора информации и формирование исследовательских навыков (поиск и анализ теоретических источников).
Для достижения планируемых результатов мы определили дидактические единицы, имеющие особую значимость для выпускника специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», освоение которых посредством проектного обучения осуществляется примерно в такой последовательности, как при изучении темы «Организация монтажной площадки» профессионального модуля «Организация и проведение монтажа и ремонта промышленного оборудования». Проект по этой теме базируется на знании таких дисциплин, как «монтажные грузоподъемные и транспортные машины», «изготовление и монтаж технологических трубопроводов»», «охрана труда», «основы геодезии». Для решения первой задачи были разработаны следующие задания и формы организации обучения:
1) проблемные вопросы: почему при монтаже любого оборудования необходим план организации монтажной площадки? Почему план организации монтажной площадки изменяется в зависимости от типа монтируемого оборудования и условий монтажа? и т. д.
2) «мозговой штурм»: проводится генерация идей по формированию возможных решений проблемного вопроса, а также отбор, группировка и оценка идей;
3)эвристическая беседа: преподаватель с помощью умело поставленных вопросов приводит студентов к новым идеям по решению проблемы. Например, какие сооружения должны быть на монтажной площадке? Как должно быть расположено подъемно-транспортное оборудование? Где должны располагаться подъездные пути? и т. д.
Вторую задачу — развитие навыков формулирования темы и проблемы исследова-
ния — мы предлагаем решать в следующей последовательности:
1. Определить объект, который необходимо создать или улучшить. В данном проекте необходимо оборудовать монтажную площадку.
2. Выяснить, почему данный объект необходимо создать или улучшить, то есть определить актуальность проекта. На этом этапе студенты разрабатывают и записывают идеи, вопросы и т. д.
3. Разработать критерии (перечень качеств), по которым будет проводиться оценка. Перечень критериев должен быть обоснованным с точки зрения необходимости и достаточности. Студенты задают качества объекта при организации монтажной площадки с учетом безопасности выполнения работ, рационального ведения работ на данной площадке и т. д.
4. Операциональное определение установленных качеств объекта. На этом этапе разрабатываются критерии, по которым можно оценить разработанный план организации монтажной площадки по характеристикам, установленным в пункте 3.
5. Определены исходные характеристики объекта и установлено соответствие (несоответствие) с предъявляемыми требованиями к ним [6, с. 17].
6. При выборе формулировки темы проекта исходят из поставленной проблемы, при этом название темы и проблема не должны совпадать полностью.
Третью задачу мы решаем путем определения:
1) источников необходимой информации (справочная, техническая литература, ГОСТы, СНИПы и т. д.);
2) способов сбора и анализа информации (поиск, отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача, работа с компьютерными программами).
Технологический этап: цель — разработать оптимальное решение проблемы с учетом заданных условий. Для нашего проекта — это создать чертеж «План организации монтажной площадки». Задачи этапа:
1) подобрать оборудование, необходимое для ведения монтажных работ, выбрать места размещения его на плане, временные и постоянные здания, подъездные пути, показать места для укрупнительной сборки, места для складирования и т. д.;
2) выполнить чертеж формата А1 в программе САПР (Autocad, Компас или др.) На чертеже должны быть: план расположения оборудования монтажной площадки, подъездные пути, места складирования материалов и узлов монтируемого оборудования, места установки грузоподъемных машин и механизмов, бытовые помещения и т. д.;
3)провести анализ проекта, выявить недочеты и провести корректировку проекта на основе указаний преподавателя и самопроверки;
4) защитить проект.
Заключительный этап: цель — провести анализ проектирования и сделать выводы. Задачи данного этапа:
а) провести анализ поставленной проблемы и определить ее недостатки. Если они обнаружились в процессе работы, выявить причины недостатков;
б) провести анализ хода выполнения проекта, выявить причины неправильно спланированной работы, если такие выявляются в процессе проектирования;
в) провести анализ полноты проекта, выявить причины при недостаточно раскрытой теме;
г) проанализировать, насколько эффективно работала команда, выявить недостатки и определить их причины;
д) определить, в чем испытывали трудности при проектировании, чему научились[6, с. 71].
Уровень сформированности профессионально значимых качеств, на который, на наш взгляд, определенное влияние оказывает применение проектного обучения, выясняли посредством анкетирования. В анкете для студентов предлагалось оценить по пятибалльной шкале свои личностные и профессиональные качества.
Профессионально значимые качества личности Оценка результатов
2 3 4 5
Волевая подготовленность: • стремление выполнить поставленные задачи; • желание выполнить работу на высоком уровне
Далее в таблице студенты дают оценку перечисленным в графе профессионально значимым качествам личности: технологической умелости (способность владеть средствами труда, способность достижения заданного уровня качества, умение перестраивать свою деятельность в соответствии с ситуацией); аналитическим умениям (восприятие установок и объяснений должностными лицами, умение видеть проблему, сложности в выполняемой работе, умение анализировать результаты, соотносить их с заданной целью); коммуникативным умениям (умение работать в команде, результативно взаимодействовать с коллегами); умению организовать собственную деятельность (самоменеджмент).
С подобной анкетой обратились к работодателям за предложением дать оценку с формулировкой «умеет»/«не умеет».
Результаты анкетирования показали, что 85% студентов оценили свои профессиональные качества на «4» и «5». В анкетах для работодателей, в частности руководством ООО ОК «Сибшахтострой», где проходили практику 12 выпускников, около 70 % ответов дано с формулировкой «умеет».
Таким образом, мы выявили, что при использовании проектного обучения в процессе формирования профессиональных компетенций присутствуют следующие положительные стороны:
— студент находится в центре внимания, ему оказывается помощь по развитию творческих способностей;
— каждый студент может обучаться в соответствии со своим уровнем развития,поскольку применяется индивидуальный темп работы над проектом;
— развитие профессионально значимых качеств;
— высокий уровень мотивации, активизация обучения;
— достаточно глубокое усвоение знаний, поскольку изучение дисциплины или модуля строится на основе логики.
Также мы выявили некоторые недостатки использования проектного обучения:
— недостаточность формирования теоретического мышления студентов;
— сведение роли преподавателя только к консультационной;
— невозможность выработать общие подходы к решению проблем проектирования.
По результатам исследовательской работы с применением проектного обучения можно сделать следующий вывод: при применении такого вида обучения достигаются высокие результаты обучения студентов по формированию профессиональных компетенций и профессионально значимых качеств. Значительно повышается интерес студентов к изучению профессиональных дисциплин и модулей, хорошо просматриваются междисциплинарные связи. Студенты с удовольствием выполняют проекты разного типа, участвуют в конкурсах, конференциях, выставках.
1. Банайтис Н. Г. К вопросу о формировании личностных и профессионально значимых качеств специалистов экономического профиля в системе СПО // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 12 -С. 41-42.
2. Гильманова Р. М. Технология проектного обучения [Электронный ресурс]. - URL: http://si-sv.com/ publ/14-1-0-88.
3. Захаров В. Ю., Таймасова М. Р. Формирование профессионально важных качеств специалиста с помощью компетентностных технологий // Среднее профессиональное образование. - 2008 - № 10 - С. 43-46.
4. Егоренко Т. А. Формирование профессионально важных личностных качеств как средство повышения конкурентоспособности выпускника // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2007. -№ 4. - С. 106.
5. Колесник Н. Е. Формирование профессионально важных качеств у учащихся СПО // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). - Уфа: Лето, 2011. -С. 93-96.
6. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе: учеб. пособие. - М. 2014. - 119 с.
7. Мкртчян М. А. Перспективы развития дидактики // Инновации в образовании. - 2011. - № 5. - С. 42-50.
8. Образовательные технологии / А. П. Чернявская, Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников и др. [Электронный ресурс]. - URL: http://cito-web.yspu.org/link1/ metod/met49/met49.html.
9. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.
10. Реан А. А. Психология личности: Социализация, поведение, общение. - М.; СПб., 2004. - 416 с.
11. Старцева О. Г. Формирование профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения средствами информационных технологий: монография. - Уфа: Издательство БГПУ, 2011. -124 с.
12. Шукшанова И. Н., Александрова Н. В. Профессиональная компетентность специалиста как показатель качества образования [Электронный ресурс]. - URL: http:// ntfmfkonf.ucoz.ru/publ/innovacionnye_processy_v_ upravlenii_kachestvom_ obrazovanija/professionalnaja_ kompetentnost_specialista_kak_pokazatel_kachestva_ obrazovanija/13-1-0-136.