Т Е О Р И Я И М Е Т О Д И К А ОБУЧЕНИЯ
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ КРЕАТИВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
© 2012 Айбатыров К.С., Айбатырова М.А.
Дагестанская государственная сельскохозяйственная академия
На примере математической подготовки студентов в аграрном вузе раскрывается сущность психолого-педагогического механизма формирования профессиональноориентированной креативности специалистов технического профиля.
The essence of psychological-pedagogical mechanism of forming the technical students’ professionally-oriented creativity is revealed on the basis of students ’ mathematical training at the agrarian universities.
Ключевые слова: психолого-педагогический механизм, механизм формирования креативности, профессионально-ориентированная креативность, креативность специалистов технического профиля.
Keywords: psychological-pedagogical mechanism, mechanism of forming the creativity, professionally-oriented creativity, technical students’ creativity.
Специалисты с высшим
профессиональным, особенно
техническим, образованием должны быть подготовлены к постоянному решению новых профессиональных задач, требующих нестандартных креативных решений. Решению данной проблемы может способствовать ориентированная на формирование креативности образовательная среда современного аграрного вуза, в которой целенаправленно реализуется
психолого-педагогический (затрагивающий профессиональные и личностные аспекты деятельности) механизм данного процесса.
Механизм (греч. шееЬапе - машина, орудие), как правило, - это система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности; последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-нибудь действие, явление [5. С. 346]; совокупность процессов, из которых состоит какое-либо явление [1. С. 430]. В контексте нашего исследования психолого-педагогический механизм формирования профессионально-
ориентированной креативности студентов
- будущих специалистов технического профиля - представляет собой, с одной стороны, используемую в практике управления образовательным
учреждением и качеством подготовки
специалистов совокупность психологопедагогических действий и методов
воздействия на деятельность студентов с целью побуждения их к достижению поставленных целей; с другой -совокупность профессионально-
личностных изменений, происходящих со студентами в процессе этого воздействия.
Как отмечено выше, принципом, положенным в основу механизма формирования профессионально
ориентированной креативности
студентов технического факультета аграрного вуза, являлся принцип интеграции, который позволил
интегрировать психологические,
педагогические, дидактические и
собственно-предметные знания по
техническим и математическим
дисциплинам в процессе формирования названной креативности.
Следует отметить, что именно этот принцип используется при разработке, так называемых наукоемких технологий образования (НТО). НТО - это
интегральные технологии обучения, воспитания, научных исследований и управления, которые предусматривают широкое применение современного передового отечественного и
зарубежного педагогического опыта; систему психологического,
общепедагогического взаимодействия работодателей, преподавателей, ученых, студентов с учетом их
интеллектуального развития,
способностей и склонностей. Такая система направлена на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, содержанию настоящей и будущей деятельности и основана на индивидуализированных формах
организации учебного процесса,
ориентированных на развитие
креативного мышления обучающихся.
В нашем представлении обобщенно психолого-педагогический механизм формирования креативности студентов автомобильного факультета выглядит следующим образом: ориентация
(устойчивая мотивация) студентов и учебного процесса в рамках технических, математических дисциплин
и личностно развивающих тренингов на креативизацию в сфере
профессиональной деятельности ^ развитие у студентов представлений о сущности профессионально-
ориентированной креативности и профессионально-ориентированной деятельности, способах их
формирования; оценка студентами своих индивидуальных профессионально-
ориенти-рованных креативных
возможностей (способностей) ^ достижение уровня предметных технических и математических знаний, личностных качеств, позволяющего оперировать ими на профессиональноориентированном креативном уровне ^ трансформация когнитивного содержания в эмоциональное (развитие устойчивого интереса к процессу профессионально-ориентированной креативизации, техническим и математическим дисциплинам,
эмоциональная вовлеченность в творческую деятельность) ^
трансформация когнитивного содержания и эмоционального фона в учебную предметную деятельность (в умение изменять и преобразовывать технические и математические задания; умение осуществлять перенос технических и математических знаний и умений в незнакомые ситуации, в другие предметные области) ^ установка на проявление креативности в
профессиональной деятельности и в решении личных проблем.
В практической плоскости успешность функционирования
психолого-педагогического механизма формирования профессионально
ориентированной креативности
специалистов технического профиля обеспечивалась:
- созданием в учебном процессе при изучении технических, математических дисциплин и развивающих тренингов фона центробежного, открытого метазнания (включающие другие, кроме узкой специальности, знания, «выход за пределы собственно технического знания») взаимодействия субъектов образовательной деятельности. Решение
задач личностной и профессиональной направленности и коммуникативно-сотворческая деятельность
преподавателя и студентов с целью формирования профессионально
ориентированной креативности у последних;
- созданием в учебном процессе
надкритического (допускающего только доброжелательную, развивающую, мотивирующую критику)
взаимодействия, способствующего
раскрытию и развитию креативных способностей обучаемых. Предполагает создание субъективно нового (на проявление профессионально-
ориентированной креативности) опыта учебной и учебно-профессиональной деятельности;
- реорганизацией учебного процесса по изучению технических, математических и других дисциплин таким образом, чтобы обучающийся стал созидателем, а
Сравнение подходов показало, что креативный подход к математической подготовке студентов в вузе подразумевает:
- проблемно-целевую постановку задачи, а не объектную;
- выбор или разработку методологии решения, а не его заданность;
- необходимость поиска аналога решения, а не его наличие;
- осознание того, что существует лишь вероятность успешного решения,
основной учебный материал - средством достижения созидательной цели. Предполагает создание обучаемым субъективно нового продукта учебной деятельности в виде решения задач творческого или близкого к нему уровня;
- введением в процесс и содержание технической, математической и иной подготовки дополнительного учебного материала, включающего эвристические методы и приемы (методы активного и интерактивного обучения, тренинги креативности), позволяющие студенту резко повысить эффективность творческой (креативной) деятельности. То есть актуализация профессиональноориентированной креативности на основе профессионально и креативно направленного учебного процесса.
Основные отличия креативного подхода, например, к математической подготовке от традиционного подхода отражены в таблице.
причем результат не предопределен и неизвестен.
В процессе осмысления механизма формирования профессионально
ориентированной креативности
студентов технического профиля мы опирались на взгляды Д. Н. Узнадзе о коинциденции - одновременном протекании каких-либо событий; стечении обстоятельств, внутреннем и внешнем [приводится по: 7]. Ученый, опираясь на взгляды С. Л. Рубинштейна
Таблица
Основные отличия креативного подхода к математической подготовке специалистов технического профиля в вузе от репродуктивного (традиционного)
Элементы математической подготовки Подходы к математической подготовке
Репродуктивный Креативный
Постановка математической задачи преподавателем объектная функциональная
Метод или способ решения математической задачи как правило, однозначен и указан преподавателем студент сам выбирает методы и способы решения, а также использует эвристические стратегии, тактики, методы, приемы
Обучающий пример преподаватель указывает прототип решения задачи студент сам выявляет и использует аналогии свойств и отношений в математической (алгебраической, геометрической и т.п.) предметной области
Результат решения математической задачи для преподавателя и студента как правило, однозначен и известен как правило, многозначен и неизвестен (формируются новые знания)
о «действии внешнего через внутреннее» [6] и А. Н. Леонтьева о «действии внутреннего через внешнее» [2], выдвинул идею о взаимодействии субъекта с миром, вернее, о модусе такого взаимодействия - установке, которая является тем детерминантом, в котором внешняя и внутренняя детерминации диалектически едины [7]. Модусом такого взаимодействия является установка в том ее понимании, в каком она представлена в большинстве работ Д. Н. Узнадзе и его последователей.
В нашем исследовании такая установка представляет собой направленность технической и
математической предметной (и других форм) подготовки на формирование профессионально ориентированной креативности будущих специалистов технического профиля как важнейшего профессионально-личностного качества, что достигается посредством
коинциденции организационно-
педагогических условий (внешнего), создаваемых в процессе подготовки студентов с креативным потенциалом личности студента (внутреннего), так называемой биологической
креативностью, имеющей один из потенциальных пиков в возрасте 15-22 лет [4], давая возможность тем самым максимально проявиться последней.
Примечания
1. Булыко А. Н. Современный словарь иностранных слов. Более 25 тысяч слов и словосочетаний. М. : Мартин, 2004. С. 430. 2. Леонтьев А. Н. Избранные произведения. В 2-х т. Т. 2 / под ред. В. В. Давыдова и др. М. : Педагогика, 1983. 3. Межвузовская комплексная программа «Наукоемкие технологии образования» / Приказ Минобразования РФ от 13.02.2001 г. № 465. М., 2001. 4. Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб. : Союз, 2000. 576 с. 5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; 2-е изд., испр. и доп. М. : АЗЪ, 1994. С. 346. 6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 1999. 720 с. (Серия «Мастера психологии»). 7. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Избранные труды. В 2-х т. М. : Педагогика, 1985. Т. 2. 8. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологической установки. Тбилиси : АНГВУЗ, 1961. 210 с.
Статья поступила в редакцию 18.08.2012 г.