Педагогика
УДК 377
старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКА ПРОФИЛЯ «ФИНАНСЫ И СТРАХОВАНИЕ» ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ
Аннотация. Финансово-страховой сектор, характеризующийся динамичностью и относительной непредсказуемостью развития процессов в финансовой и страховых отраслях, предъявляет особые требования к будущим специалистам, которые в свою очередь должны обладать высоким уровнем математической подготовки в профессиональной деятельности. Профессионально-математическая компетентность будущего бакалавра профиля «Финансы и страхования» является ключевой и формирование ее должно проходить на всех этапах подготовки будущего специалиста и с применением всех форм деятельности. Учебно-исследовательская деятельность, реализуемая в процессе обучения в виде подготовки курсовых проектов по профильным дисциплинам и написания выпускной квалификационной работы, способствует как формированию компонент профессионально-математической компетентности, так и оценки уровня ее сформированности на отдельных этапах обучения.
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, будущий финансист-страховщик, курсовой проект, выпускная квалификационная работа, профессионально-математическая компетентность.
Annotation. The financial and insurance sector, characterized by the dynamism and relative unpredictability of the development of processes in the financial and insurance industries, makes special demands on future specialists, who, in turn, must have a high level of mathematical training in their professional activities. The professional and mathematical competence of the future bachelor of the "Finance and Insurance" profile is key and its formation should take place at all stages of the preparation of the future specialist and using all forms of activity. Educational and research activities, implemented during the learning process in the form of preparing course projects in specialized disciplines and writing a final qualifying thesis, contribute to both the formation of components of professional mathematical competence and the assessment of the level of its formation at individual stages of training.
Key words:, educational and research activities, future financier-insurer, course project, final qualifying work, professional and mathematical competence.
Введение. Организация подготовки специалистов финансово-страхового сектора в вузе и вопросы, связанные с ней, в последние годы становятся наиболее актуальными в связи с перспективными направлениями развития экономики России. Данное утверждение находит подтверждение в текстах следующих нормативных правовых документов: «Стратегия развития финансового рынка России до 2030 года», «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов», «Стратегия развития образования до 2025 г.».
В соответствии со «Стратегией развития финансового рынка России до 2030 года», «отдельное внимание будет уделено созданию условий для развития новых для российского рынка страховых продуктов с учетом расширяющегося применения искусственного интеллекта и повышения значимости киберрисков», «созданию условий для устойчивого роста финансовой индустрии», вместе с этим, «развитие российского финансового рынка должно быть направлено на повышение финансовой грамотности, уровня и качества жизни граждан».
Все это говорит о том, что подготовка будущих финансистов-страховщиков должна быть направлена на формирование профессиональной компетентности на высоком уровне, позволяющей находить оптимальные решения задач будущей профессии, соответствующие текущему состоянию экономики, учитывающие ее возможные изменения на перспективу.
Учебно-исследовательская деятельность является неотъемлемым элементом формирования профессионально-математической компетентности и ее компонент (мотивационной, когнитивной и деятельностной): подготовка курсовых проектов, написание выпускной квалификационной работы позволяют в полной мере оценить готовность будущего специалиста к работе в выбранной сфере, принимать обоснованные решения на основе детального математического анализа. По причине того, что любое исследование в финансово-страховой сфере не может быть осуществлено без подтверждения продуктивности найденного решения с помощью математического аппарата, знания математических законов, математических моделей, принципов расчетов и проведения статистического анализа-все эти компоненты значимы для будущей профессии. Финансовая математика, изучаемая в рамках подготовки будущих финансистов страховщиков, не только является связующим звеном между математическими дисциплинами и дисциплинами профессионально-математического блока, но и закладывает в процесс ее изучения базу о практическом применении изучаемых математических законов и систем, что делает ее одной из ключевых компонент при реализации учебно-исследовательской деятельности и формирования профессионально-математической компетентности (далее ПМК).
Изложение основного материала статьи. Учебно-исследовательская деятельность будущего финансиста-страховщика в процессе обучения в вузе, в соответствии с учебным планом, на третьем курсе реализуется в формате подготовки курсового проекта по дисциплинам «Финансовый анализ» и «Финансы кредитных организаций». Подготовка проектов по указанным дисциплинам преследует цель привития студентам навыков самостоятельного анализа финансовой деятельности организаций и оценки эффективности работы в условиях рыночной экономики. В соответствии с ФГОС ВО направления 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата, утвержденного Министерством науки и высшего образования РФ 12 августа 2020 г. № 954) и профессиональными стандартами 08.012 «Специалист по страхованию» и 08.008 «Специалист по финансовому консультированию», будущий финансист-страховщик в процессе выполнения курсового проекта должен решить следующие задачи: закрепить, углубить и совершенствовать знания и профессиональные умения, овладеть современной технологией поиска информации и методами ее обработки и использования.
Вопрос поиска и обработки финансовой информации ложится в основу подготовки курсового проекта по обеим дисциплинам, поскольку предполагает развернутый анализ по теме исследования с использованием бухгалтерской отчетности за несколько периодов, позволяющей сформировать правдоподобную картину финансовых результатов организации. Стоит отметить, что уровень ПМК, сформированный к данному моменту должен быть достаточным не только для того, чтобы провести статистическую обработку данных, но и для формирования прогнозных показателей на перспективу с учетом таких факторов, как инфляционное воздействие, формулировку обоснованных выводов и подкрепление их результатами расчетов. Информационной базой исследования выступает бухгалтерская и финансово-аналитическая отчетность объектов исследования учебно-исследовательской работы. Рассмотрим, какой математический аппарат сопровождает подготовку курсовых проектов.
В первую очередь, стоит отметить значимость уровней сформированности к 3 курсу обучения когнитивного и деятельностного компонентов ПМК: изучение дисциплин «Финансовая математика» и «Статистика» на втором курсе обучения позволяют сформировать базу достаточную для подготовки аналитической части работы. На занятиях по дисциплине «Статистика» обучающиеся изучают основные методы обработки информации: построение структурных группировок, расчеты показателей рядов динамики, построение трендовых кривых и определение наличия корреляционной зависимости между показателями.
Темы курсовых проектов во дисциплине «Финансовый анализ» связаны с анализом финансовых результатов деятельности предприятия, оценкой эффективности финансовых вложений, с исследованием объемов выпуска и реализации продукции (работ, услуг) на предприятии, эффективности инвестиций и других показателей работы объекта исследования.
Математические методы при подготовке аналитической части охватывают все темы, изученные ранее на занятиях по дисциплинам математического блока подготовки. Первоначальная обработка данных позволяет сформировать общую картину состояния изучаемого вопроса, раскрывающего отдельный аспект финансовой деятельности объекта управления: выявить недочеты в управлении, изменения, сказывающиеся негативно на финансовых результатах (уменьшение прибыли, увеличение дебиторской задолженности и др.) В некоторых случаях на первом этапе добавляется сравнительный анализ показателей деятельности объекта исследования с усредненными показателями по отрасли или предприятий работающих в этом же секторе экономики. Подобное сравнение определяет место объекта исследования конкурентной борьбе, определяет ключевые направления принятия решений финансового управления для корректировки динамики изменения показателей.
На следующем этапе реализуется корреляционно-регрессионный анализ: выявленные изменения негативные динамики показателей финансовой деятельности должны быть изучены с точки зрения подверженности влиянию сторонним факторам. Поэтому обучающиеся выбирают несколько факторов из каждого сегмента финансовой среды: внутренней финансовой среды, внешней финансовой среды непосредственного воздействия, внешней финансовой среды непрямого воздействия и через расчет линейного коэффициента корреляции дают оценку тесноты связей между факторами. Основываясь на полученных результатах выделяются факторы, оказывающие наибольшее воздействие на финансовые показатели, и для выявленных пар строится уравнение связи и график влияния фактора на финансовый показатель.
Для обработки данных и построения графиков студентами используются программа Ехе1 и программный пакет для статистического анализа 81а11з11са, позволяющий не только оперативно рассчитать искомые величины, но и представить результаты графически. Графическое представление и изменения параметров факторного признака позволяют сделать прогноз по некоторым показателям на перспективу. Стоит отметить, что данные прогноза имеют значительную погрешность, поскольку учет всего многообразия факторов воздействующих сред достаточно сложен для включения его в анализ на данном этапе обучения. Тем не менее, задание, выполненное на реальных показателях деятельности объекта исследования, увеличивают заинтересованность в силу своей практической направленности и возможности составления краткосрочного прогноза.
Работа над темами курсовых работ по дисциплине «Финансы кредитных организаций» обладает спецификой по причине того, что уровень риска в работе организаций финансово-кредитного сектора более высокий и в оценке финансовых результатов и построении прогнозов на будущее необходимо учитывать инфляционное влияние. Тематики работ содержат математическую оценку эффективности, показателей инвестиционного плана, факторный анализ инвестиционной стратегии предприятия при формировании инвестиционной политики кредитных организаций, расчет прогнозных финансовых показателей на краткосрочный и среднесрочный периоды в рамках осуществления финансового планирования и другие направления среднесрочного и долгосрочного планирования. Математический аппарат, используемый для расчетов шире и опирается не только на методы математической статистики, но и на интегральные оценки риска.
Подготовка курсовых проектов по обеим дисциплинам способствует формированию всех компонент ПМК: когнитивный компонент формируется через самостоятельный поиск математических моделей для решения поставленных задач, деятельностный компонент формируется в процессе применения изученного ранее материала, мотивационный компонент формируется благодаря вовлеченности обучающихся в процесс решения профессиональных задач с применением профессионально-математического аппарата.
Результаты работы, проведенной при подготовке проектов, могут быть оформлены в виде статей и представлены на студенческих научно-практических конференциях. Представление результатов своей работы для большой аудитории и возможность поделиться результатами исследования формируют мотивацию и заинтересованность в изучении профессионально-математических моделей на перспективу.
Написание ВКР- итоговый этап формирования ПМК будущих бакалавров профиля «Финансы и страхование». Процесс подготовки ВКР может проходить как в индивидуально, так и в группе, если ВКР реализуется по заказу работодателя. Направления исследований затрагивают управление прибылью предприятия, прогнозирование финансового состояния в аспекте повышения эффективности деятельности предприятия, ресурсного обеспечения инвестиционной деятельности предприятий, оценки финансового состояния предприятия и разработки мероприятий по его оздоровлению, а также оценки финансовых рисков предприятия. Каждое направление подразумевает большой объем расчётов и широкий спектр используемого математического аппарата. Большинство расчётов производится с помощью компьютерных программ, позволяющих не только построить прогноз изменения финансового показателя, но и дать оценку уровня финансового риска, провести учет воздействия инфляции на исследуемые финансовые потоки предприятия-объекта исследования. Аналитическая часть ВКР-наглядная демонстрация уровня сформированной профессионально-математической компетентности: умение применять профессионально-математического аппарата, грамотная последовательность проведения исследования и обоснованные предложения по изменению исследуемых процессов, подтвержденная расчётом эффективности сформулированных решений-показатели высокого уровня подготовки будущего профессионала.
Выводы. Подготовка специалиста высокого уровня-сложная задача, решение которой требует кропотливого и внимательного подхода. Математические знания, получаемые в вузе иногда не сопряжены с профессиональными дисциплинами, что негативно виляете только на замотивированность обучающегося, но и готовность применять математический аппарат в будущей деятельности. По этим причинам уровень сформированности профессионально-математической компетентности, являющейся основой деятельности будущего финансиста страховщика, иногда не достаточен для решения профессиональных задач на высоком уровне. Учебно-исследовательская деятельность, реализуемая в процессе изучения профессиональных дисциплин, позволяет продемонстрировать обширные возможности применения математических моделей при решении профессиональных задач: проведении начального анализа, расчёта прогнозных показателей, оценки влияния инфляции на финансовые операции, расчета параметров инвестиционных моделей и многого другого, что в свою очередь способствует повышению заинтересованности в профессионально-математическом аппарате, готовности самостоятельного изучения и применения математических знаний в будущей деятельности. Опираясь на выше сказанное, можно с уверенностью утверждать, что учебно-исследовательская деятельность представляется как неотъемлемы
элемент формирования компонент профессионально-математической компетентности будущего бакалавра профиля «Финансы и страхование».
Литература:
1. Васильева, Т.В. Вопросы организации учебно-исследовательской деятельности студентов при изучении разделов интегрирования / Т.В. Васильева, О.Н. Шамайло // 65-я международная научная конференция Астраханского государственного технического университета: материалы конференции, Астрахань, 26-30 апреля 2021 года. - Астрахань: Астраханский государственный технический университет, 2021. - С. 654-657. - EDN HXFJKM
2. Винникова, И.С. Организация самостоятельной работы обучающихся экономических направлений подготовки при изучении финансовой математики / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова, А.К. Закария // Проблемы современного педагогического образования. -2018. -№ 60-1. -С. 61-64
3. Кузнецова, Е.А. Межпредметные связи блока математических дисциплин с блоком профессиональных финансово-страховых дисциплин для будущих бакалавров профиля "Финансы и страхование" / Е.А. Кузнецова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2022. - № 4(68). - С. 177-182. - DOI 10.52452/18115942 2022 4 177.- EDN OUNSJH
4. Кузнецова, Е.А. Методическая система формирования профессионально-математической компетентности будущих бакалавров профиля «Финансы и страхование» / Е.А. Кузнецова // Проблемы современного педагогического образования. -2023.-№81-3,-С. 177-179
5. Кузнецова, Е.А. Перспективные направления в подготовке специалистов финансовой сферы / Е.А. Кузнецова // Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе: сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов, Нижний Новгород, 02 апреля 2018 года. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2018. - С. 205-208
6. Лабзина, П.Г. Междисциплинарное взаимодействие как условие развития гибких навыков студентов вуза / П.Г. Лабзина, С.Г. Меньшенина // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, № 2(35). - DOI 10.26795/2307-12812021-9-2-2. - EDN SNAFCM
7. Латышева, Л.П. Об учебно-исследовательской работе студентов и магистрантов на математическом факультете в педвузе / Л.П. Латышева, А.Ю. Скорнякова, Е.Л. Черемных // Математика и проблемы образования: Материалы 41-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов, Киров, 22-24 сентября 2022 года. - Киров: Издательство "Веси", 2022. - С. 116-118. - EDN ALPQEL
8. Недбайлов, A.A. Учебно-исследовательский комплекс в вузе / A.A. Недбайлов // Научно-практические вопросы регулирования рыболовства: Материалы национальной научно-технической конференции, Владивосток, 22-23 мая 2019 года. - Владивосток: Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, 2019. - С. 140-142. - EDN ZQPPPJ
9. Рынкова, С.А. Учебно-исследовательская деятельность как фактор личностного и профессионального развития преподавателей и студентов / С.А. Рынкова // Педагогика. Образование. Практика: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной юбилею кандидата педагогических наук, доцента A.B. Оконешниковой, Якутск, 15 ноября 2019 года / Под редакцией A.B. Оконешниковой. - Якутск: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. - С. 203-205. - EDN YOURPN
10. Храмова, A.B. Современные аспекты преподавания финансово экономических дисциплин / A.B. Храмова, Е.А. Кузнецова // Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе: Материалы IV региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов, Нижний Новгород, 01 декабря 2017 года / Мининский университет. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2017. - С. 265-268
Педагогика
УДК 377
старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация. Актуализация вопроса финансовой грамотности в России вызвала необходимость включения в учебную программу высших учебных заведений курсов, направленных на формирование у обучающихся основных знаний о финансово-экономическом секторе России, процессов, происходящих в нем, своей роли в финансово-экономической жизни страны, а также умений позволяющих грамотно применять полученные знания на практике. Одной из дисциплин, позволяющих достичь поставленные цели, выступает «Финансово-экономический практикум». Отдельного внимания заслуживают подходы при преподавании дисциплины у студентов неэкономических специальностей. Авторами отмечается, что построение практических занятий по обозначенной дисциплине в данном случае должно учитывать практическую направленность заданий, включение ситуационных моделей, позволяющих сформировать практически значимые навыки использования финансовых инструментов, анализа финансовой информации, применения инструментов страховой защиты. Указанные подходы позволяют сформировать наиболее полную поведенческую модель грамотного финансового поведения, обучающегося в будущем.
Ключевые слова: финансовая грамотность, финансово-экономический практикум, инвестиции, налоги, практические занятия, личные финансы, финансовый план, бюджет, неэкономические специальности.