УДК 378.14
DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0009
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ МАГИСТРАТУРЫ
© 2019
AuthorlD: 939207
SPIN: 9396-6336
ORCID: 0000-0002-4051-0369
Безносюк Екатерина Владимировна, ассистент кафедры социальной педагогики и психологии Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Евпаторийский институт социальных наук (297408, Россия, Евпатория, ул. Просмушкиных, e-mail: katti.ya@mail.ru)
Аннотация. В статье рассматривается актуальность целенаправленного формирования у магистрантов направления подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» профессионально-этической компетентности. В ходе исследования установлено, что этическая составляющая на современном этапе не выделяется в отдельный блок изучения, однако, практически в каждом научном исследовании, касающемся вопросов формирования компетентности социальных педагогов, затрагиваются ее отдельные аспекты. В контексте исследования под профессионально-этической компетентностью понимается индивидуально-психологическое образование, которое формируется в ходе профессиональной подготовки и включает в себя сформированность системы специальных профессиональных компетенций, которые позволяют выпускнику успешно выполнять функциональные обязанности, оценивать уровень ответственности за результаты своей деятельности с позиций этики и нравственных ценностей, в том числе в ситуациях морального выбора. Теоретическим обоснованием актуальности формирования у социальных педагогов профессионально-этической компетентности в условиях обучения в магистратуре являются приоритетные направления государственной политики, обоснованные в положениях и требованиях федерального государственного образовательного стандарта высшего образования поколения 3++, в том числе по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 г. №122), профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10), Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Ключевые слова: магистратура, психолого-педагогическое образование, социальный педагог, профессиональная компетентность социального педагога, профессионально-этическая компетентность социального педагога.
FORMATION OF PROFESSIONAL AND ETHICAL COMPETENCE IN FUTURE SOCIAL PEDAGOGES UNDER THE CONDITIONS OF MASTERS
© 2019
Beznosyuk Ekaterina Vladimirovna, Assistant Department of Social Pedagogy and Psychology Crimean Federal University, Evpatoria Institute of Social Sciences (297408, Russia, Yevpatoria, Prosmushkin Str., e-mail: katti.ya@mail.ru)
Abstract. The article discusses the relevance of the purposeful formation of the direction of training for the undergraduates in the training of 44.04.02 "Psychological and pedagogical education" of professional and ethical competence. The study found that the ethical component at the present stage does not stand out in a separate unit of study, however, in virtually every scientific study on the formation of the competence of social teachers, its individual aspects are affected. In the context of the study, professional ethical competence refers to individual psychological education, which is formed during vocational training and includes the formation of a system of special professional competencies that allow the graduate to successfully perform functional duties, assess the level of responsibility for the results of their activities from the standpoint of ethics and moral values, including in situations of moral choice. The theoretical substantiation of the relevance of the formation of professional ethical competence among social pedagogues in the conditions of training in the magistracy are priority directions of state policy, justified in the provisions and requirements of the federal state educational standard of higher education generation 3 ++, including the direction of training 44.04.02 pedagogical education "(approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of February 22, 2018, No. 122), professional standard" Spe ialist in the field of education "(approved by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated January 10, 2017 № 10), Education Development Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025.
Keywords: magistracy, psychological and pedagogical education, social teacher, professional competence of a social teacher, professional and ethical competence of a social pedagoges.
Введение. На современном этапе реформирования системы высшего образования наблюдается противоречие между уровнем традиционной подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности и новыми требованиями «социального заказа» со стороны государства. Одним из показателей качества образования, в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования поколения 3++ направления подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», выступают высокие требования к гуманистической направленности педагогической деятельности, компетентности и уровню нравственно-этической культуры личности социального педагога. В связи с чем актуальным становится изучение вопросов, связанных с сущностью и особенностями целенаправленного формирования у будущих социальных педагогов профессионально-этической компетентности, которая является значимой составляю-42
щей профессионализма и способствует формированию целостного профессионального практического мышления. Профессионально-этическая компетентность также оказывает гуманизирующее влияние на личность социального педагога, все категории, с которыми он взаимодействует в ходе своей профессиональной деятельности, их социальное окружение и, соответственно - на общество в целом.
Сущность и особенности различных аспектов профессиональной подготовки будущих социальных педагогов в условиях образовательной организации, реализующей программу высшего образования изучены в работах О. В. Богатыревой, Е. А. Власовой, М.А. Галагузовой, Ю. Н. Галагузовой, Л. С. Деминой, М. В. Ефимовой, Е. А. Журавлевой, Г. В. Щагиной.
Теоретико-методологический аспект проблемы формирования профессионально-этической компетентности, в том числе социальных педагогов, в современных
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)
педагогические науки
Безносюк Екатерина Владимировна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ...
научных исследованиях является недостаточно изученным. Отдельные направления проблемы формирования профессионально-этической компетентности представлены в трудах Н. И. Агрониной, А. Г. Асмолова, В. Г. Бочаровой, О. Н. Гринвальд, В.В. Курбатова, В. А. Никитина, Н. М. Полевой, Е. И. Холостовой, И. Я. Шаровой, С.Е. Шульпина, В. Д. Шадрикова.
Целью исследования является обоснование актуальности формирования профессионально-этической компетентности у будущих социальных педагогов.
Методами исследования выступают изучение нормативно-правовых, психолого-педагогических исследований по проблеме, их систематизация и обобщение. Качественно-количественная оценка содержательной составляющей понятия «профессионально-этическая компетентность социального педагога» осуществлялась посредством метода контент-анализа.
Результаты. Возникновение профессии «социальный педагог» в 1990 году, ее становление и развитие обусловило не только активную разработку учебных планов и научных исследований, посвященных особенностям профессиональной подготовки будущих социальных педагогов, но и активное формирование профессиональных норм, правил и определение требований по отношению к представителям данной профессии,
В соответствии со словарем терминов по общей и социальной педагогике А.С. Воронина, «социальный педагог» - это специалист по социально-педагогической работе с детьми и родителями, с подростками, молодежными группами и объединениями, с взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений, по месту жительства [1, с. 102].
Описание общих требований к профессиональной подготовке, трудовой деятельности, необходимым личностным и профессиональным качествам социального педагога заключены в трудах Н. Ф. Басова [2], В.Г. Бочаровой [3], М. А. Галагузовой [4], М.В. Шакуровой [5]. Авторы отмечают, что профессиональная деятельность социального педагога охватывает широкий спектр различных сфер жизни человека, в том числе особое внимание сосредоточено на создании благоприятных условий для социализации, устранении негативных явлений среды, защите прав и интересов социальных категорий. Вышеперечисленные функциональные направления профессиональной деятельности социального педагога показывают, что специалист должен уметь и быть готовым работать в постоянно изменяющихся условиях среды.
Качество выполнения рассмотренных функциональных обязанностей социального педагога определяется, по мнению М.А. Галагузовой, наличием сформированной профессиональной компетентности социального педагога, которая также обеспечивается совокупностью профессиональных знаний, умений и профессиональных качеств, позволяющих принимать ответственность за результаты труда и проектировать дальнейший профессиональный рост [4].
В социально-педагогической литературе (Н.И. Аг-ронина [6], М.А. Галагузова [4], Л.Е. Никитина [7]), выделяются следующие качества, необходимые, по мнению авторов, для успешного выполнения профессиональных обязанностей: доброта, альтруизм, толерантность, высокий уровень эмоциональных и волевых проявлений, самоконтроль, самокритичность (М.А. Галагузова); психолого-педагогическая компетентность; гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, бескорыстие и честность, сознательное и разумное использование собственных личностных качеств (Л. Е. Никитина); профессионально-этическая культура (Н.И. Агронина).
С целью обоснования актуальных квалификационных требований к современному социальному педагогу проведем сравнительный анализ квалификационной характеристики, утвержденной в апреле 1991 года
приказом Гособразования СССР и профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (утвержден в 2017 г.) [2, 8]. Сравнительный анализ документов позволяет говорить о том, что с момента появления профессии «социальный педагог» спектр профессиональных обязанностей специалиста значительно сузился. Первая квалификационная характеристика предполагала взаимодействие социального педагога со всеми категориями населения, а профессиональный стандарт, в соответствии с которым в настоящее время ведется профессиональная подготовка, ограничивает сферу профессиональной деятельности социального педагога образовательными организациями. В соответствии с актуальными требованиями профессионального стандарта приоритетными направлениями профессиональной деятельности специалиста являются: консультирование, социально-педагогическая диагностика, социальная адаптация и реабилитация, профилактика, работа по месту жительства, организация досуга и оздоровления, социально-педагогическая поддержка, формирование безопасной информационной среды, сопровождение процесса самоопределения, формирование социальной компетентности, планирование и организация совместной деятельности с институтами социализации.
Несмотря на то, что этическая компетентность не выделяется в отдельный блок профессиональных компетенций, очевидно, что многие включенные в стандарт характеристики и необходимые умения социального педагога требуют соответствия поведения и внешнего вида этическим нормам.
Однако, выпускник бакалавриата, начав свою профессиональную деятельность, зачастую сталкивается с трудностями при реализации основных направлений деятельности. В контексте данного исследования интересной представляется точка зрения И.В Вачкова, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжникова [9], которые в своих исследованиях выделили несколько уровней этических проблем, с которыми может столкнуться молодой специалист на практике, а именно:
- правовой уровень - связан с тем, что нормативные документы, регламентирующие этические основы профессиональной деятельности социального педагога декларативны, построены по принципу «избегания нежелательного» и не дают ответ на вопрос, что считать должным и справедливым;
- моральный уровень: молодой специалист, освоив азы этических норм в рамках обучения по программе бакалавриата, начав профессиональную деятельность, воспринимает этические принципы без учета индивидуализации ситуации и «случая», что может приводить к недоразумениям;
- нравственный уровень: предполагает определенную ценностно-смысловую зрелость, сформированное ценностно-нравственное ядро личности.
Таким образом, рассмотренные квалификационные требования, функциональные обязанности, требования к личностным качествам социального педагога, возможные уровни этических проблем, позволяют говорить о том, что профессия социального педагога требует от специалиста высокого уровня компетентности, умения действовать в нестандартных ситуациях, что также невозможно без соблюдения этических норм и стандартов, которые не являются абстрактной категорией, а закреплены нормативно.
Конкретные требования к профессионально-этическим качествам социального педагога и социального работника регламентированы такими нормативно-правовыми документами как: Международная декларация этических принципов социальной работы (1994 г.), Международные этические стандарты социальной работы (1994 г.), Кодекс этики социального работника и социального педагога (2003 г.) [10], профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания (2017) [8], а также федеральным государственным образователь-
ным стандартом поколения 3++ по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» (2018), в котором описана общепрофессиональная компетенция (ОПК - 1), в соответствии с которой социальный педагог должен быть способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики [11].
Актуальность целенаправленного формирования у будущих социальных педагогов профессионально-этической составляющей подтверждают также основные положения профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», который определяет основную цель вида профессиональной деятельности социального педагога как специалиста в области воспитания. В соответствии с п. 3.3.1. профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» [8] социальный педагог должен уметь применять формы и методы нравственного воспитания обучающихся, проводить мероприятия по развитию у них этической культуры.
Таким образом, мы считаем, что этическая составляющая является неотъемлемым компонентом профессиональной компетентности будущего социального педагога т.к. охватывает все сферы его профессиональной деятельности и является не только профессиональной обязанностью, но в первую очередь внутренним регулятором, через который должна осуществляться вся социально-педагогическая деятельность. Однако, несмотря на достаточно весомые результаты научных исследований в области подготовки будущих социальных педагогов, процесс формирования профессионально-этической компетентности практически не исследовался.
Для определения содержательной характеристики термина «профессионально-этическая компетентность социального педагога» был проведен категориальный анализ понятий «профессиональная компетентность социального педагога», «этическая компетентность», а также близких по терминологическому значению понятия - «профессионально-этическая культура» и «профессионально-этический потенциал».
Контент-анализ понятия «профессиональная компетентность социального педагога» в научных исследованиях О.В. Баркуновой [12] О.Р. Даниловой [13], И.С. Николаевой [14], И.А. Пермагаевой [15] позволил сделать вывод, что профессиональная компетентность социального педагога рассматривается авторами как интегральная характеристика личности, проявлениями которой являются: готовность и способность выполнять социально-педагогические функции в соответствии с предъявляемыми нормами, стандартами и требованиями общества (А.В. Арнаутов, И.А. Пермагаева); высокий уровень овладения обучающимися психолого-педагогическими и специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для эффективного осуществления профессиональных функций (Е.П. Кузнецова); единство теоретико-практической подготовленности, сформированных профессионально важных качеств (О.Р. Данилова); система профессиональных компетенций (О.В. Баркунова).
Синтезирование рассмотренных понятий разных авторов показывает отсутствие в определении профессиональной компетентности социального педагога этической составляющей.
Понятие «этическая компетентность» в научной литературе на современном этапе развития теории и методики профессиональной деятельности социальных педагогов является недостаточно изученным феноменом.
Проблема формирования этической компетентности у будущих специалистов одной из первых была обоснована в диссертационных исследованиях С. Е. Шульпина (1999 г.) [16] и В.В. Курбатова (2010 г.) [17].
Этическая компетентность с позиции В.А. Минина (2011 г.) представляет собой дидактический конструкт, отражающий идеальные представления о личностном 44
новообразовании обучающегося как о неразрывном единстве аксиологического, когнитивного и технологического компонентов [18].
Под этической компетентностью в работах О.С. Анд-рюкова, Л.В. Довыденко и И.Я. Шаровой понимается автоматическое поведение, которое соответствуете этическим стандартам, владение определенными личными профессиональными ценностями. По мнению исследователей, этически компетентный специалист способен сохранять этические стандарты в сложных условиях: при дефиците времени, ресурсов, стрессовых ситуациях. О.С. Андрюкова и Л.В. Довыденко подчеркивают, что этически компетентная деятельность основывается на умении самомониторинга, контроля оценок [19, 20].
Таким образом, проведенный анализ понятия «профессиональная компетентность социального педагога», «этическая компетентность», «профессионально-этическая культура, «профессионально-этический потенциал» позволил в качестве рабочего в данном исследовании принять следующее определение: профессионально-этическая компетентность социального педагога - это индивидуально-психологическое образование, формирующееся в ходе профессиональной подготовки и включающее в себя сформированность системы специальных профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику успешно выполнять функциональные обязанности, оценивать уровень ответственность за результаты своей деятельности с позиций этики и нравственных ценностей, в том числе в ситуациях морального выбора.
В связи с этим можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития науки вопрос формирования профессионально-этической компетентности в процессе профессиональной подготовки будущих социальных педагогов является недостаточно изученным, что способствует возникновению противоречия между теорией и объективными потребностями практики, что и обуславливает актуальность дальнейшего изучения данной темы.
Выводы. Таким образом профессиональная подготовка будущего социального педагога представляет собой целостный учебно-воспитательный процесс высшей школы, включающий взаимосвязанную деятельность субъектов: преподавателя и будущего социального педагога, основанной на компетентностном подходе и происходит во взаимосвязи теоретической и практической составляющих подготовки с целью овладения ключевыми компетенциями, определенными требованиями ФГОС ВО сответствующего направления подготовки. Компетентность представляет собой интегрированную характеристику качеств личности и является следствием обучения, поскольку относится к личности, и формируется в процессе выполнения определенного комплекса действий, в связи с чем, на наш взгляд становится актуальным вопрос изучения профессионально-этической компетентности будущего социального педагога и ее формирования в процессе его профессиональной подготовки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике ГОУВПО УГТУ-УПИ- 2006. - 135 с.
2. Басов Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 256 с.
3. Бочарова В.Г. Социальный педагог : должность, профессия, призвание : научно-методическое пособие /В.Г. Бочарова. - Москва : ИСПС РАО, 2007. - 224 с.
4. Галагузова М. А. Социальная педагогика: учебник для вузов / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. - Москва : Гуманит. изд. центр «Владос», 2008. - 416 с.
5. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.
6. Агронина Н. И. Профессионально-этическая культура социального работника в вузе // Социальная работа и социальная педагогика: опыт, проблемы, перспективы развития: сб. науч. ст. - Балашов - Николаев, 2010. - С. 9-12.
7. Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе: [учеб. пособие] / Л. Е. Никитина. - 2-е изд. - М. : Академ. Проект : Гаудеамус. - 2003
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)
педагогические науки
Безносюк Екатерина Владимировна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ...
(ФГУИПП Вятка). —111.
8. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года № 10н.
9. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие /Под ред. И.Б. Гриншпуна. — 3-е издание, стереотипное. — М.; Воронеж, 2004. — 464 с.
10. Кодекс этики социального работника и социального педагога -членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников», Москва, 2003. — 20 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» [Текст] /Мин-во образования и науки Рос. Федерации. — 2018 г.
12. Баркунова О.В. Формирование профессиональной компетентности будущего социального педагога в процессе педагогической практики : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 /Баркунова Оксана Витальевна; [Место защиты: Шуйс. гос. пед. унт]. — Шуя, 2010. — 213 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/791
13. Данилова О.Р. Формирование профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в учебно-воспитательном процессе вуза посредством волонтерской деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Данилова Олеся Рифкатовна; [Место защиты: Амур. гуманитар.-пед. гос. ун-т].-Комсомольск-на-Амуре, 2011. — 241 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/466
14. Николаева И.С. Развитие профессиональной компетентности социального педагога в процессе профессиональной деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Николаева Ирина Сергеевна; [Место защиты: Магнитог. гос. ун-т]. —Магнитогорск, 2011. — 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1192
15. Пермагаева И.А. Формирование профессиональной компетентности будущего социального педагога для работы с детьми группы риска : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Пермагаева Ирина Александровна; [Место защиты: Нижегор. гос. пед. ун-т]. — Нижний Новгород, 2009. — 260 с.: ил. РГБ ОД, 61 0913/2135
16. Шульпин С.Е.. Этическая компетентность как фактор профессиональной подготовки будущего учителя : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Курган. — 1999. — 183 с.
17. Курбатов В.В. Формирование этической компетентности студентов педагогического вуза в социально-педагогической работе с безнадзорными детьми : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 /Курбатов Вячеслав Вячеславович; [Место защиты: Моск. гор. психол.-пед. ин-т]. — Москва, 2010. — 219 с.
18. Минин В.А. Формирование этической компетентности студентов в процессе обучения в вузе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Минин Валентин Анатольевич; [Место защиты: Поволж. гос. соц.-гуманитар. акад.]. — Самара, 2011. — 198 с.:
19. Андрюкова О.С., Довыденко Л.В.. Формирование этических компетенций: этический практикум // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2014. — С. 183-186
20. Шарова И.В. Формирование профессионально-этической культуры социального педагога : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва. — 1999. — 194 с.
Статья поступила в редакцию 11.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019