Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии № 11 (56), 2015 г.__________________________________________
СибАК
www.sibac.info
1.8. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА В ВУЗЕ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ СКВОЗНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Рыжкова Екатерина Витальевна
аспирант, Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Белгородский государственный институт искусств и культуры
РФ, г. Белгород E-mail: [email protected]
FORMATION OF THE DESIGN COMPETENCE OF THE FUTURE OF TOURISM IN THE UNIVERSITY BACHELORS OF ARTS AND CULTURE ON THE BASIS OF THE METHODOLOGY THROUGH THE DESIGN
Ekaterina Ryzhkov
postgraduate, State budget institution of higher professional education The Belgorod State Institute of Arts and Culture
Russia, Belgorod
АННОТАЦИЯ
Цель статьи заключается в предположении о том, что процесс формирования проектной компетентности будущих бакалавров туризма в вузе искусств и культуры будет эффективным, если: он будет направлен на формирование способности обучающегося разрабатывать и реализовывать профессиональные проекты, и имеющий в своей структуре когнитивный, мотивационный, деятельностный и рефлексивный компоненты; разработана и реализуется педагогическая модель этого процесса, обеспечивающая поэтапный перевод опыта проектной деятельности студента от репродуктивного
57
Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии _____________________________________________№ 11 (56). 2015 г
СибАК
www. sibac info
уровня до креативного уровня; реализуется экспериментальная методика сквозного проектирования в образовательном процессе.
ABSTRACT
The purpose of the article is the assumption that the formation of the design competence of the future bachelors of tourism at the university of arts and culture will be effective if he will be directed to the formation of the ability of the student to develop and implement professional projects, and having in its structure cognitive, motivational, activity and reflective components; developed and implemented pedagogical model of the process, providing the phased transfer of experience from the project activities of the student level to the reproductive creative level; The experimental method is implemented through the design in the educational process.
Ключевые слова: бакалавр туризма; сквозное проектирование; проектная компетентность.
Keywords: Bachelor of Tourism; through the design; engineering competence.
На современном этапе развития России подъём туриндустрии невозможен без участия высококвалифицированных специалистов по туризму, обладающих обширными теоретическими знаниями и практической подготовкой, позволяющей расширять экономическую отрасль страны. Бакалавр туризма - это специалист, обладающий широким кругозором в области разработки и реализации туристского продукта; обладающий качествами, удовлетворяющими требования потребителей; а также навыками в сфере организации комплексного туристского обслуживания, являющегося, по своей сути, проектной деятельностью [1].
Среди требований, предъявляемых федеральным государственным образовательным стандартом к образовательному результату подготовки бакалавра туризма доминируют результаты, составляющие основу проектной деятельности: междисциплинарные знания
и способность к междисциплинарным обоснованиям проектных решений; способность системно и самостоятельно мыслить, выявлять и эффективно решать производственные задачи с использованием проектных алгоритмов; ставить задачи проектирования туристического продуктах, при заданных критериях нормативных требований; способность к использованию инновационных и информационных технологий создания туристического продукта; проектированию программ и туров, турпакетов, экскурсионных программ и других продуктов туристической деятельности [3, с. 3].
58
Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии № 11 (56), 2015 г.__________________________________________
СибАК
www.sibac.info
Выполнение этих требований обусловливает активный поиск междисциплинарных, интегративных средств формирования у студентов опыта проектной деятельности. Одним из таких, на наш взгляд, высоко эффективных педагогических средств является метод сквозного проектирования, обеспечивающий формирование интегративного опыта проектной деятельности студента в процессе изучения целого ряда учебных дисциплин, в привязке к одному профессионально ориентированному проекту.
Данная статья заключается в предположении о том, что процесс формирования проектной компетентности будущих бакалавров туризма в вузе искусств и культуры будет эффективным, если:
• он направлен на формирование способности обучающегося разрабатывать и реализовывать профессиональные проекты, и имеющий в своей структуре когнитивный, мотивационный, деятельностный и рефлексивный компоненты;
• разработана и реализуется педагогическая модель этого процесса, обеспечивающая поэтапный перевод опыта проектной деятельности студента от репродуктивного уровня до креативного уровня;
• реализуется экспериментальная методика сквозного проектирования в образовательном процессе.
Проектная компетентность представляет собой системное, динамическое образование в структуре личности будущего бакалавра туризма, формируемое в педагогическом процессе, обеспечивающее его готовность и способность к решению профессиональных задач проектным методом. Она включает в себя четыре взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента: когнитивный, мотивационный, деятельностный и рефлексивный. В своей совокупности проектная компетенция будущего бакалавра выполняет функцию обобщенного способа профессиональной деятельности.
Модель процесса формирования проектной компетентности будущего бакалавра в образовательном процессе вуза искусств и культуры на основе методики сквозного проектирования отражает внутренние тенденции этого процесса, содержит целевой, содержательный, процессуальный, критериально-диагностический, результативный блоки и основана на системном, компетентностном, деятельностном, подходах, идеях проектного обучения. Особенностью модели является выделение в содержании обучения базового содержания учебных дисциплин профессионального блока, в процессе освоения которым отрабатывается практическая способность студента проектировать соответствующую часть туристического продукта,
59
Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии _____________________________________________№ 11 (56). 2015 г
СибАК
www. sibac info
представленного сквозным проектом. В качестве содержания образования выступают также алгоритмы и содержание проектной деятельности, которыми обучающиеся овладевают в ходе освоения профессиональных дисциплин и сквозного проектирования.
Методика формирования проектной компетентности будущего бакалавра туризма на основе сквозного проектирования предусматривает реализацию трех этапов этого процесса (обучающий, формирующий, интегрирующий), обеспечивающих последовательное преобразование исходного опыта проектной деятельности обучаю -щихся в репродуктивный, продуктивный и креативный профессиональных задач проектным способом [2, с. 7]. Средства решения педагогических задач: овладение алгоритмами проектной деятельности на основе сформированных проектных знаний, умений, навыков решения профессиональных задач проектным способом; интеграция образовательного результата предыдущих этапов, укрупнение единиц опыта проектной деятельности во всё усложняющейся учебнопрофессиональной деятельности; мониторинг уровня сформирован-ности всех компонентов проектной компетентности, создание в образовательной среде ценностно-значимых образов проектной деятельности; проектное обучение; ознакомление с целями, стратегиями, закономерностями, механизмами и способами создания турпродукта от генерирования идей до их комерционализации и воплощения в реальность как целостного проекта.
Нами было разработано определение сквозное проектирование -это процесс целостного обучения в ходе параллельного (горизонтального) и последовательного (вертикального) выполнения учебных проектов по смежным дисциплинам, которые могут быть объединены посредством междисциплинарных заданий в единое целое, для целенаправленного формирования компетентности студентов.
Возрастающая потребность экономики в реализации инноваций сделала актуальной и востребованной такую модель современного специалиста - выпускника вуза, которая характеризуется развитой проектной компетентностью.
Одним из главных условий модернизации системы высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в исследования и проектную деятельность, являющиеся важным ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации, прогнозирования и проектирования.
60
Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии № 11 (56), 2015 г.___________________________________________
СибАК
www.sibac.info
Список литературы:
1. Межвузовский Центр дистанционного образования [Электронный
ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://i-vuz.com/spetsialnosti-i-
napravleniya/turizm.html (дата обращения 15.10.2015).
2. Никитина И.В. Проектная деятельность как средство организации образовательной среды: Автореф. дис. канд. пед. наук - М., 2007. - 24 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм» [квалификация (степень) бакалавр].
КОМПОНЕНТЫ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Улитина Татьяна Ивановна
директор, Трехгорного технологического института — филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»,
РФ, г. Трехгорный E-mail: [email protected]
COMPONENTS AND IMPLEMENTATION PRINCIPLES OF THE SYSTEM OF PEDAGOGICAL STIMULATION OF STUDENTS’ TECHNICAL CREATIVITY IN PROFESSIONAL ORGANIZATIONS
Tatiana Ulitina
director, of Trekhgorny Technological Institute — branch of National Research Nuclear University “MEPhi”
Russia, Trehgornyi
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются компоненты стимулирующей среды, которые составили структуру педагогического стимулирования технического творчества студентов, а также принципы, с учетом которых реализуется разработанная нами модель.
61