In authors' opinion, it is reasonable to examine economic security as interrelated variety of structural elements with relations and connections between them.
Key words: national security, economic security, category, interest, threat, danger.
References
1.Ukaz Prezidenta RF (Russian Federation Presidential Decree) d/d 29.04.1996 No 608 «O gosudarstvennoi strategii ekonomicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii (Osnovnyih polozheniyah)» ("About state strategy of economic security of the Russian Federation (Main Principles)"), Ross.gaz. (Russian magazine),1996, 14 May
2.Ukaz Prezidenta RF (Russian Federation Presidential Decree) d/d 12.05.2009 No. 537 «O strategii natsionalnoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda» (About strategy of national security of the Russian Federation through to 2020), Ross.gaz. (Russian magazine), 2009, 19 May
3.Abalkin L. Ekonomicheskaia bezopasnost Rossii: ugrozy i ih otrazhenie (Economic security of Russia: threats and their rebuffs) Voprosy ekonomiki (Economy questions), 1994, No.12, pp.4-13.
4.Osnovy ekonomicheskoi bezopasnosti (gosudarstvo, region, predpriiatie, lichnost): ucheb.-prakt. posob. (Basis of economic security (state, region, enterprise, person) workbook) / V.I. Vidiapinet al.,ed. by E.A. Oleinikova. -M.: Biznes-shkola «Intel-sintez» (Business school "Intel-synthesis"), 1997, P.278.
5.Ippolitov K.H. Ekonomicheskaia bezopasnost: strategiia vozrozhdeniia Rossii (Economic security: strategy of Russia's revival), M.: RSPB, 1996, P.263.
6.Senchagov V. Ekonomicheskaia bezopasnost kak osnova obespecheniia natsionalnoi bezopasnosti Rossii (Economic security as a basis of Russia national security provision),Voprosy ekonomiki (Economy questions), 2001, No.8, pp. 64-79.
7.Borisevich F.N. Tamozhennaia sostavliaiuschaia ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii (Custom subcomponent of Russia economic security), Sotsialno-gumanitarnye znaniia (Social and humanities knowledge), 2002, No. 1, pp.302-310.
8.Illarionov A. Kriterii ekonomicheskoi bezopasnosti (Economic security criteria), Voprosy ekonomiki (Economy questions), 1998, No. 10, pp.35-58.
9.Arkhipov A.I., Belousov A.R., Bobroinikov V.A. et al. Ekonomicheskaia bezopasnost: Proizvodstvo - Finansy-Banki (Economic security: Production - Finance - Banks), M.: Finstatinform, 1998, P. 662.
10. Gordienko D.V. Osnovy ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstva. Kurs lektsiy: ucheb.-metod. posobie (Basis of economic security of state. Course of lectures: workbook), M.: Finansy i statistika (Finance and statistics); INFRA-M, 2012, P. 224.
11. Federalnyi zakon Rossiiskoi Federatsii (Federal law of the Russian Federation) d/d 28 December, 2010. No 390-FZ «O bezopasnosti» (About security), Ross.gaz. (Russian magazine) - 2010, 29 December.
12. Schneider F., Enste D. Shadow economies: Size, causes and consequences, J. of ecjn.literature, Pittsburg, 2000, Vol. 38, No.1, P. 79.
13. Michurina F.Z. Functional classification of terms: stability as a state and level of quality, Middle East Journal of Scientific Research, 2013, Vol. 14, No.7, pp. 931-939.
14. Marvin A. Schaars; Cooperatives, principles and practices, university of Wisconsin, Madison, 2010, P. 99.
15. Trjascin M.M. Sustainable development management of the regional food market. World Applied Sciences Journal, No.23 (4), 2013. pp. 466-472.
УДК 338.439.02:339.9(470+571)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТИ ВЫЗОВОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
А.Г. Светлаков, д-р экон. наук, профессор, Т.М. Яркова, канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, ул. Петропавловская, 23, г. Пермь, Россия, 614990, E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье отражены актуальные аспекты необходимости укрепления продовольственной безопасности страны и независимости регионов. Актуальность подтверждается характеристикой и констатацией современных условий для России на мировом уровне. Выделен ряд отечественных и зарубежных ученых-исследователей, занимающихся проблемами продовольственной безопасности государства. Поставленная цель исследования, заключающаяся в
разработке комплекса рекомендаций по укреплению продовольственной независимости России в условиях нестабильности и неопределенности внешней среды, позволила обозначить и решить некоторые задачи. В первую очередь, приведен анализ существующих условий членства нашей страны во Всемирной торговой организации (ВТО). Авторы обращают внимание на проблематичность используемых мер государственной поддержки, а, в частности, на их низкий уровень. Уровень государственной поддержки приведен в сравнении со странами Евросоюза и США в разрезе двадцати двух лет. Также отмечены некоторые противоречивые данные по таможенному регулированию и ценовой политике на местных продовольственных рынках. Приведен пример по ввозу свинины из-за рубежа. Отмечены некоторые направления государственного регулирования социальной и аграрной сферы. Представлены результаты функционирования сельскохозяйственной отрасли с учетом ранее действующих мер по государственным программам развития сельского хозяйства. Выявлена положительная динамика развития производства по таким видам продовольствия, как мясо, подсолнечник и свекла. Данные состояния производства в сельском хозяйстве позволили произвести оценку уровня продовольственного самообеспечения и продовольственной независимости. Результаты проведенного исследования дали возможность разработать комплекс мер, способствующих эффективному ведению сельскохозяйственных отраслей и позволяющих укрепить продовольственную независимость и безопасность государства.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, продовольственная независимость, продовольствие, государственная поддержка, ВТО, санкции, сельское хозяйство, продовольственное обеспечение.
Введение. Современные условия экономического развития многих государств мира характеризуются неустойчивостью, получившей особый статус на фоне военных конфликтов в Украине и прочих, имеющих противоречивость и неопределенность внешнеполитических отношений. Следует подчеркнуть, что многие десятилетия Россия освещала важнейшую проблему - проблему продовольственной безопасности. Однако говорить о ней и решать ее следует при наличии продовольственной независимости всех без исключения регионов.
В результате многочисленных реформ в аграрном секторе экономики России, да и в других отраслях, утратился существующий ранее задел, и пришел в катастрофическое состояние имеющийся потенциал быть самостоятельными, и уж ни в коем случае не зависимыми от других мировых держав в области обеспечения населения необходимым продовольствием.
Россия на сегодняшний день оказалась «неугодной» со своими правилами и принципами в области внешнеполитических отношений, развития межгосударственного сотрудничества с целью экономического развития. Об этом факте свидетельствуют так называемые «санкции»-ограничения, в основном вы-
двигаемые странами Евросоюза. Мы не будем углубляться в суть и целесообразность таких действий, но отметим, что это дает России шанс предпринять практические шаги по укреплению важнейшего сектора экономики -агропромышленного комплекса, устойчивое функционирование которого оказывает значительное влияние на социальное и экономическое развитие государства.
Исследование проблем продовольственной безопасности и независимости в нашей стране отражается в научных трудах А.И. Алтухова, А.В. Гордеева, Р.Р. Гумерова, В.Н. Кузина, В.В. Милосердова, В.И. Назаренко, Л.И. Раковецкой, Е.А. Савицкой, М.В. Сапе-гиной, И.Г. Ушачева и других. Вместе с тем, вопросы развития АПК в условиях глобализации находят отражение в трудах зарубежных ученых Chossudovsky M., Deutsch K., Engdahl W., Markusen A., Russet B. и др.
Методика. Однако новые тенденции, возникающие противоречия требуют поиска новых путей решения рассматриваемой в настоящей статье проблемы продовольственной независимости, при этом необходимо опираться на уже существующие подходы, так они имеют высокий уровень научно-практической значимости. Оценка проблематичности членства России в ВТО для аграрно-
го сектора экономики должна основываться на результатах и фактах, отмечаемых во многих источниках научной литературы, а также на статистических данных Росстата и ОЭСР. Также следует проанализировать сложившийся уровень продовольственного обеспечения населения и независимости в России. Реализация поставленных задач позволит добиться поставленной цели - разработать комплекс рекомендаций по укреплению продовольственной независимости России в условиях нестабильности и неопределенности внешней среды.
Результаты. Итак, недостаточный уровень продовольственной безопасности в большинстве стран мира формирует одну из ключевых глобальных угроз для устойчивого развития национальных экономик. Специалисты Всемирного экономического форума в исследовании «01оЬа1Я18к8 2008» отметили, что значительно возросшие риски нестабильности в поставках продовольствия и резкий рост цен формируют угрозу поступательному развитию национальных хозяйств, которая может повлечь гибель более 1 млн. человек, а экономические потери составят 50-250 млрд. долл. США с вероятностью 5-10% [1].
Нестабильность в развитии экономики и повышение устойчивости продовольственной
безопасности в большинстве случаев связаны с внешнеполитическими отношениями, которые зачастую воздействуют на мировую торговлю, в частности, продовольствием и сельскохозяйственным сырьем.
Таким образом, следует учитывать факт того, что продовольственная безопасность и независимость являются важными элементами эффективной системы противодействия внешним и внутренним негативным тенденциям в экономической и социальной сферах. Особенную тревогу в различных слоях российского общества вызвало вступление России в ВТО. Как показывает опыт многих зарубежных стран, отсутствие должного механизма защиты собственного сельского хозяйства может вызвать серьезный кризис многих отраслей АПК, особенно если учесть, что страны Запада оказывают поддержку собственного АПК, в несколько раз превосходящую уровень государственной поддержки в России и в странах СНГ [2]. При этом аграрные условия ВТО для России предусматривают обязательное снижение господдержки села
[3, 4].
Предыдущие исследования авторов позволяют проанализировать объемы господдержки аграрного производства в странах ЕС, России и США (таблица 1).
Таблица 1
Показатели поддержки аграрного производства в России, США и странах ЕС*
Годы Критерии (показатели) аграрной поддержки Страны
Россия США ЕС
1990 г. млрд. долл. США 6,52 60,69 128,48
% от ВВП 2,1 1,06 2,05
на 1 га с.-х. угодий 29,4 146,5 744,8
2000 г. млрд. долл. США 1,96 92,4 97,76
% от ВВП 0,76 0,93 1,21
на 1 га с.-х. угодий 8,9 223,0 566,7
2010 г. млрд. долл. США 3,3 135,49 118,33
% от ВВП 0,22 0,93 0,73
на 1 га с.-х. угодий 15,0 336,2 686,0
2012 г. (по состоянию на 01.01.2012 г.) млрд. долл. США 3,38 146,7 119,99
% от ВВП 0,19 0,97 0,68
на 1 га с.-х. угодий 15,3 364,0 695,1
* Составлено авторами с использованием данных Министерства сельского хозяйства РФ, Росстата, ОЭСР и пр.
В целом следует отметить, что государственная поддержка аграрного производства в России является самой низкой, при этом наблюдается ее динамика снижения с каждым временным периодом, а ее удельный вес от ВВП страны имеет катастрофически малую
величину - 0,19 %, тогда как в США - 0,97%, а в странах ЕС - 0,68 [5].
Помимо традиционных форм государственной поддержки за рубежом активно используют экспортные субсидии, тем самым стимулируя производство продовольствия и
сельскохозяйственного сырья в тех объемах, которые бы позволяли не только обеспечить местные продовольственные рынки, но и увеличивать объемы экспорта продовольствия.
По мнению В. Ballassa, оценку конкурентных преимуществ страны в рамках теории международной торговли Хекшера-Олина (шведские экономисты - Эли Хекшер и его ученик Бертил Олин) можно осуществить с помощью индекса экспортной специализации страны, основанного на принципе сопоставления товарной структуры экспорта внешнеторговых партнеров [6, 7].
Наряду с этими условиями мировой торговли в рамках членства в ВТО, следует выделить важность и негативное влияние для России таможенного тарифного регулирования. Так, в России до вступления в ВТО средний уровень таможенных пошлин составлял 13,5%, при этом по требованиям данной организации в среднем за шестилетний период государство должно их сократить на 36%. Для справки: в Индии данный показатель - 37,6%; Японии - 24,3; Мексике - 18,2; Китае - 15,7; в странах ЕС - 15,1, а в Канаде - 17,3%. Более низкие таможенные пошлины действуют только в США, Австралии, Новой Зеландии и Бразилии [8, 9].
Как отмечает доктор юридических наук, профессор Б.А. Воронин, с момента вступления в ВТО, к примеру, пошлина на ввоз свинины в рамках квоты упала с пятнадцати процентов до нуля. И уже в сентябре 2012 года поставки импортной свинины выросли на 34%, при этом вопреки ожиданиям происхо-
дит рост цен на ввозимое продовольствие [10].
Однако следует отметить, что в настоящее время наблюдаются противоречия в применении правил и принципов данной организации, по отношению к России (особенно в условиях, примененных к России санкций), и другим странам-участницам ВТО - США и странам Евросоюза. Многие другие факты противоречивости принципов и правил ВТО активно обсуждаются научными кругами. Так, В.И. Тарасов в своем докладе на заседании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике отметил, что сфера мировой торговли вступает в новый этап своего развития, который правильнее назвать этапом деглобализации [11]. Такое мнение, выраженное еще в 2011 году, вполне реалистично выглядит на фоне настоящих событий в мировой торговле на фоне вводимых санкций, эмбарго и прочих, на наш взгляд, ничем не обоснованных ограничений.
Социально-экономические преобразования в России стали предпосылками для разработки и реализации государственных программ. Так, в настоящее время особую актуальность имеют: Доктрина продовольственной безопасности РФ, Государственная программа развития сельского хозяйства (20132020 гг.), Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года и др.
В целом нужно подчеркнуть, что при реализации государственных программ развития сельского хозяйства есть существенные результаты (таблица 2).
Таблица 2
Состояние сельскохозяйственного производства в Российской Федерации за период 2003-2012 гг.*
Основные виды сельскохозяйственной продукции и сырья Объем производства, млн. тонн Относительное отклонение 2-го периода к первому, %
усредненный показатель за 2003-2007 гг. (1 период) усредненный показатель за 2008-2012 гг. (2 период)
Зерно (продовольственное) 76,5 86,3 112
Сахарная свекла 24,4 33,8 138
Семена подсолнечника 5,7 7,4 130
Картофель 28,2 28,7 102
Овощи 11,4 13,6 119
Мясо, тыс. тонн 7960 10490 132
Молоко, тыс. тонн 31909 32069 100,5
Яйцо, млрд. шт. 37,1 40,2 108
* Составлено авторами по данным Национального доклада «О ходе и результатах реализации в 2012 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» [6]
Данные таблицы 2 позволяют отметить, что за десятилетний период наблюдается рост производства таких видов продукции сельского хозяйства, как сахарная свекла (рост на 38%); семена подсолнечника (рост на 30%); мясо (рост на 32%). По всем остальным основным видам сельскохозяйственного сырья и продовольствия (зерно, картофель, овощи,
Проведенный анализ позволяет констатировать следующие факты: по восьми анализируемым видам продовольствия уровень продовольственной независимости находится на средней отметке 90,5%. Это вполне приемлемое значение, однако по отдельным видам продовольствия ситуация может характеризоваться как критическая, так, например, по молоку и овощам уровень продовольственной зависимости составляет 35 и 27 процентов.
Выводы. Проведенное исследование дает основание для разработки рекомендаций в области укрепления продовольственной безопасности и независимости России, при этом не противоречит правилам, принципам и условиям Международной торговой организации - ВТО. Необходимо:
1. Разработать и принять систему нормативных и правовых актов, а, в частности, Федеральный Закон «Об обеспечении продовольственной безопасности России» [12]. Та-
молоко) также отмечался рост, который находился в диапазоне от 0,5 до 19%.
Уровень сельскохозяйственного производства оказывает значительное воздействие на состояние продовольственного самообеспечения и, соответственно, на уровень продовольственной независимости (таблица 3).
кой документ имеется во всех развитых странах, а в России при его наличии может быть обеспечено достижение целевых показателей Доктрины продовольственной безопасности РФ до 2020 г.
2. Обеспечение регулирующего воздействия на продовольственные рынки регионов в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением путем регулирования государственных закупок и использования поддерживающих цен для сельхозтоваропроизводителей.
3. Дифференцированная государственная поддержка сельскохозяйственному производству по уровню ВДС регионов.
4. Использование зональной специализации АПК регионов по уровню конкурентоспособности аграрного производства.
5. Использование мер «зеленой» корзины по правилам ВТО, а, в частности, формирование и использование на случай возник-
Таблица 3
Состояние продовольственного обеспечения и уровень продовольственной независимости
в Российской Федерации в 2012 г.*
Виды основного продов ольствия Нормативный объем производства для продовольственного обеспечения населения - з зи яи роив & Й е ол 1 § >К о 1 & а тр о к м е ъ ереходящих запа-порта, в том числе ственное потребление § ^ з | ^ еб не ит Оро м с о ма ь ми сли
ес а 1 1 ко ав © б О ск о иКК £ § 1 О ос п ьви н о в и ^ р рп > &
Мука, тыс. т 15051,4 60265,0 2313,0 47526,6 100
Мясо, тыс. т 10751,0 11630,0 1411,4 2290,4 100
Молоко, тыс. т 48738,0 31917,0 145,0 0 65
Картофель 14334,7 29500,0 н/д 15165,3 100
Овощи 20068,6 14600 н/д 0 73
Сахар 4013,7 7516,6 349,7 3852,6 100
Масло подсолнечное 1720,2 1600,0 100,0 0 86
Яйцо, млн. шт. 37270,2 42000 н/д 4730 100
*Составлено и рассчитано авторами по данным Росстата
новения чрезвычайных ситуаций и для обеспечения малоимущих слоев населения продовольственных запасов регионов.
Все рекомендуемые мероприятия могут способствовать развитию аграрного сектора
экономики, реализации аграрной политики внутри государства и, безусловно, укреплению продовольственной безопасности и независимости в условиях нестабильности и неопределенности во внешней среде.
Литература
1.Global Risks 2008: A Global Risks Network Report. World Economic Forum. Geneva, 2008. 54p.
2.Traid Liberalization and "Revealed" Comparative Advantage / B. Ballassa. - The Manchester School, 1965. Vol. 33.99. 123 p.
3.World Tariff Profiles 2008 / World Traid Organizations and International Traid Centre UNCTAD/WTO 2008. Geneva, 2008. 221 p.
4.Алешина В.А. Продовольственная безопасность и обеспечение экономической стабильности в условиях угроз глобализма // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. №3. С. 45-52
5.Воронин Б.А. Проблемные вопросы функционирования Российского аграрного сектора в условиях ВТО // Аграрный вестник Урала. 2013. №2 (108). С. 50-54
6.0 ходе и результатах реализации в 2012 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы: Национальный доклад /Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2013. 281 с.
7.Таранов П.М., Панасюк А.С. К вопросу о продовольственной независимости России // Вестник аграрной науки Дона. 2010. №4. С. 83-91
8. Тарасов В.И. Проблемы региональной и национальной продовольственной безопасности в условиях интеграции России в Таможенный союз и ВТО // Здоровье - основа человеческого потенциала - проблемы и пути их решения. 2011. Т.6. №1. С. 584 - 592
9.Хамитова И.А., Хамитов Р.З. Меры по обеспечению продовольственной безопасности Российской экономики // Фундаментальные исследования. 2009. №S3. С. 53 - 55
10. Яркова Т.М. Аспекты влияния ВТО на трансформацию развития национального агропродовольственного комплекса // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. №8. С. 26 - 29
11. Яркова Т.М. Механизм управления продовольственными запасами региона // АПК: экономика, управление. 2013. №7. С. 43-48
12. Яркова Т.М., Светлаков А.Г. Управление продовольственными запасами региона в условиях ВТО. Пермь: Изд-во ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2014. 368 с.
BUILDING FOOD INDEPENDENCE OF RUSSIA IN CONDITIONS OF UNCERTAINTY AND UNPREDICTABILITY OF ENVIRONMENTAL CHALLENGES
A.G. Svetlakov, Dr.Econ.Sci., Professor
T.M. Iarkova, Cand.Econ.Sci., Associate Professor
Perm State Agricultural Academy named after Academician D.N. Prianishnikov, 23, Petropavlovskaia st., Perm, 614990, Russia, E-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article reflects most relevant aspects of the need to strengthen the food security of the country and the independence of the regions. The relevance is confirmed by characteristic and statement of modern conditions for Russia at the world level. A number of domestic and foreign scientists concern with the food security of a state. The purpose of the study was to develop a set of recommendations to strengthen food independence of Russia in conditions of instability and uncertainty in the external environment, has helped identify and solve some problems. First, an analysis of existing conditions of our country's membership in the World Trade Organization (WTO) is given. The authors draw attention to the problematic nature of Government support measures, and in particular to their lowlevel. The level of public support is shown in comparison with the European Union countries and the United States in the context of the past twenty-two years. Also, some conflicting data on customs regulation and pricing policies on local food markets are noted in the paper. An example of pork imports from abroad is given. Some areas of State regulation of social and agrarian sector are noted, as well as the
results of the agricultural industry, taking into account the previously existing measures for State programs of agricultural development. The authors have educed positive dynamics of development of production on some types of food such as meat, sunflower and beets.The data on the state of agricultural production enabled the assessment of the level of food self-sufficiency and food independence. The results of the study made it possible to develop a set of measures to facilitate the effective management of agricultural industries and to strengthen food independence and the security of the State.
Key words : food safety, food independence, food, Government support, WTO sanctions, agriculture andfood security.
References
1.Global Risks 2008: A Global Risks Network Report. World Economic Forum. Geneva, 2008, P. 54.
2.B. Ballassa. Traid Liberalization and "Revealed" Comparative Advantage, The Manchester School, 1965, Vol. 33.99, P. 123.
3.World Tariff Profiles 2008. World Trade Organizations and International Traid Centre UNCTAD/WTO 2008, Geneva, 2008, P.221.
4.Aleshina V.A. Prodovolstvennaya bezopasnost i obespechenie ekonomicheskoy stabilnosti v usloviyah ugroz global-izma (Food security and economic stability provision under conditions of globalism threat), Aktualnye problem ekonomiki i prava, 2012, No.3, pp. 45-52.
5.Voronin B.A. Problemnye voprosy funkcionirovanija Rossijskogo agrarnogo sektora v uslovijah VTO (Problematic issues of functioning of the Russian Agrarian sector under WTO conditions), Agrarnyi vestnik Urala, 2013, No.2 (108), pp. 50-54.
6.O hode i rezultatah realizacii v 2012 godu Gosudarstvennoy programmy razvitiya selskogo hozyaystva i reguliro-vaniya rynkov selskohozyaystvennoy produkcii, syrya i prodovolstviyana 2008-2012 gody: Nacionalnyy doklad (About the process and results of the State programme of the agriculture development and agricultural products, row staff and food markets regulation in 2012), Ministerstvo selskogo hozyaystva Rossiyskoy Federacii, M.: FGBNU «Rosinformagroteh», 2013, P.281.
7.Taranov P.M., Panasyuk A.S. K voprosu o prodovolstvennoy nezavisimosti Rossii (To the question of food independence of Russia), Vestnik agrarnoy nauki Dona, 2010, No.4, pp. 83-91.
8.Tarasov V.I. Problemy regionalnoy i nacionalnoy prodovolstvennoy bezopasnosti v usloviyah integracii Rossii v Tamozhennyy sojuz i VTO (Problems of regional and national food security under conditions of Russia's integration in the Customs Union and WTO), Zdorove - osnova chelovecheskogo potenciala - problemy i puti ih resheniya, 2011, Vol.6, No.1, pp. 584-592.
9.Hamitova I.A., Hamitov R.Z. Mery po obespecheniyu prodovolstvennoy bezopasnosti Rossiyskoy ekonomiki (Measures on food security provision of the Russian economy), Fundamentalnye issledovaniya, 2009, No. S3, pp. 53 - 55.
10. Iarkova T.M. Aspekty vliyaniya VTO na transformaciyu razvitiya nacionalnogo agroprodovolstvennogo kompleksa (Aspects of WTO influence on the development transformation of the agro-industrial complex), Ekonomika selsko-hozyaystvennyh i pererabatyvayushhih predpriyatiy, 2013, No.8, pp. 26 - 29.
11. Iarkova T.M. Mehanizm upravleniya prodovolstvennymi zapasami regiona (Mechanism of region's food storage management), APK: ekonomika, upravlenie, 2013, No.7, pp. 43-48.
12. Iarkova T.M., Svetlakov A.G. Upravlenie prodovolstvennymi zapasami regiona v usloviyah VTO (Management of the region's food storage under conditions of WTO), Perm: Izd-vo Permskaia GSHA, 2014, P.368.