ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №3(21)
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
УДК 882 (09)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРАДИЦИЯХ САТИРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ Х1Х-ХХ ВЕКОВ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
© А.Ф.Галимуллина
Статья посвящена преподаванию русской литературы XVIII века на филологических факультетах педагогических вузов. На примере творческого наследия Н.И.Новикова и Д.И.Фонвизина рассматриваются пути формирования у студентов-филологов представлений о традициях сатирической литературы XVIII века в русской литературе XIX века. В предлагаемой методике проведения практических занятий основным является сопоставительный анализ произведений русских писателей как один из эффективных приемов активизации учебной деятельности студентов.
Ключевые слова: традиция, сатира, сатирическая журналистика, комедия, методика преподавания русской литературы XVIII века в вузе.
Глубокому, сознательному усвоению знаний по истории и теории русской литературы, а также выявлению внутренних диалогических взаимосвязей историко-литературного процесса способствует формирование у студентов-филологов представлений о традициях литературы XVIII века в дальнейшем литературном процессе. В данной статье рассмотрим реализацию названной методической проблемы на примере формирования представлений о традициях сатирического наследия выдающихся писателей XVIII века - Н.И.Новикова и Д.И.Фонвизина в русской литературе XIX века.
В исследованиях 1980-2000-х годах дается более объективная оценка мировоззрению и творчеству Н.И.Новикова. Т.А.Бакунина,
М.Н.Логинов, А.И.Горшков, Ю.В.Стенник рассматривают наследие писателя в свете просветительской и масонской идеологии, больший акцент делают на художественном своеобразии его творчества [1; 2; 3; 4; 5]. Чаще всего Н.И.Новикова сравнивают с А.Н.Радищевым, впервые заявившем о неизбежности насильственного революционного преобразования России. Однако следует учитывать, что в этом смысле они были антиподами. Н.И.Новиков искал другой выход, который был основан на гуманистических традициях светского и религиозного мышления, на практической этике благотворительности и филантропии, на борьбе с безнравственностью и бездуховностью современного ему общества, на исправлении нравов в процессе нравственного самосовершенствования человеческой личности.
Гуманизм, милосердие, сострадание, служение
своему Отечеству и своим ближним - вот то, во что верил и что проповедовал Н.И.Новиков.
Данный литературоведческий материал стал основой практического занятия "Традиции сатирических журналов Н.И.Новикова в русской литературе XVIII-XIX веков". Необходимость практического занятия обусловлена актуализацией в современном обществе духовных ценностей, процессом активного освоения литературного наследия XVIII века, эпохи Просвещения, в том числе огромным воспитательным потенциалом, которым обладают материалы об общественной и творческой деятельности Н.И.Новико-ва. На практическом занятии сатирическое наследие писателя рассматривалось в двух аспектах: с точки зрения его значения в динамике развития сатирических жанров и с точки зрения определение роли его сатирического творчества для последующего литературного процесса.
Студенты, готовясь к практическому занятию, разрабатывают следующие темы: 1) Роль русской журналистики в формировании общественного мнения и в развитии литературы XVIII века; 2) Роль Н.И.Новикова в развитии сатирической журналистики; 3) Общественно-политические взгляды и литературная позиция Н.И.Нови-кова; 4) Традиции демократической сатирической прозы XVII века в сатирических журналах Н.И.Новикова; 5) Традиции сатирических журналов А.П.Сумарокова в творчестве Н.И.Новикова; 6) Преемственность традиций сатиры Н.И.Новикова в прозе М. Е. Салтыкова-Щедрина.
При подготовке к практическому занятию студенты самостоятельно проводят исследования
по выбранным темам: читают художественные тексты, изучают учебную и научную литературу, выполняют сопоставительный анализ произведений А.Д.Кантемира, А.П.Сумарокова, Н.И.Новикова, М.Е.Салтыкова-Щедрина. На практическом занятии студенты выступают с докладами, обсуждают их. Таким образом, данный вариант практического занятия позволяет организовать самостоятельную научно-исследовательскую деятельность студентов младших курсов, формирует у них навыки по решению актуальных исследовательских задач историко-литературного плана с опорой на научную литературу, а также умения по решению прикладных задач по истории и теории литературы. Отметим ключевые моменты в ходе практического занятия.
В поисках соответствующих форм для своей сатиры Н.И.Новиков обращался к самым различным источникам. В их числе были европейские сатирико-поучительные журналы Стиля и Аддисона "Зритель" и "Болтун", некоторые виды устной народной сатиры и рукописной демократической литературы, а также наиболее гибкие и живые повествовательные жанры литературы русского классицизма и современных Н.И.Но-викову сатирических изданий, и различные виды деловой письменности.
Формы сатиры Н.И.Новикова были рассчитаны на максимальное расширение читательской аудитории, на открытое приобщение массового читателя к обсуждению животрепещущих вопросов жизни, поэтому они соотносились с доступными каждому формами повседневного культурного обихода. Это газетные сообщения, рецепты больным, толковые словари и письма, и документы, как бы случайно попавшие в руки корреспондентов журналов. Писатель по-новому использует форму пародийных народных лечебников, делая ее средством острых социальных обобщений, по-новому применяет прием написания самих рецептов. Сохраняя обычную дозировку лекарств при их необычном составе,
Н.И.Новиков включает в них не шутовские ко-мически-невероятные в данном контексте предметы, а понятия из области социально-моральных категорий.
Еще одна излюбленная форма сатиры в журналах Н.И.Новикова - "Ведомости", которые создаются при помощи травестирования современных форм газетной периодики, пародирования разделов "Ведомостей". В пародийных объявлениях о "подрядах" сообщается либо о требованиях на различные "исключительные предметы" ("потребно правосудия", "потребно здравого рассуждения"), либо о продаже вещей, не имеющих спроса ("верность отечеству", "нелицепри-
ятие", "правосудия"). Заслуга новиковских "Ведомостей" в том, что они способствовали развитию многих других жанров благодаря гибкости своих очертаний.
Таким образом, Н.И.Новиков стал выразителем просветительских взглядов второй половины XVIII века. Существенная заслуга Н.И.Новикова состоит в том, что он провозгласил и утвердил в своем творчестве идеал свободного независимого писателя, выразителя общественного мнения. В его сознании тесно переплетены идеология масонства с идеями Просвещения. Его общественную деятельность можно охарактеризовать как общественную педагогику, общественное воспитание в широком смысле слова.
Первым продолжателем традиций сатирических журналов Н.И.Новикова стал Д.И.Фонви-зин, который реализовал их в двух аспектах: в тематике и формах сатиры на страницах журнала "Друг честных людей, или Стародум", в сатирических словарях и пародийных грамматиках ("Опыт модного словаря щегольского наречия", "Опыт Российского сословника", "Всеобщая
придворная грамматика"); а также в аспекте продолжившейся полемики с Екатериной II (вопросы к автору "Былей и небылиц", "Повествование мнимого глухого и немого", "Челобитная российской Минерве от российских писателей", письмо сочинителю "Былей и небылиц" от сочинителя вопросов", "Поучение, говоренное в духов день иереем Василием в селе П***").
Студенты должны усвоить, что история русской журналистики XVIII века - существенное звено в развитии русской общественной мысли. По мере роста общественного сознания наступил момент, когда писатели-просветители вступили в конфликт с официальной идеологией феодальнокрепостного государства, сначала по частным вопросам (А .П. Сумароков), а затем по коренным и основным проблемам русской жизни (Н.И.Новиков, Д.И.Фонвизин, И.А.Крылов, А.Н.Ради-щев).
В XIX веке традицию сатирической прозы и журналистики продолжил М.Е.Салтыков-Щед-рин. Писатель, отказываясь от гоголевского юмора, возвращается к более сильным приемам: сатире, иронии, сарказму. Используя сатиру в качестве средства борьбы в полемике со своими идейными противниками, М.Е.Салтыков-Щед-рин становится продолжателем традиции, заложенной Н.И.Новиковым. Преемственность сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина с традицией сатирических журналов Н.И.Новикова раскрывается в общности тематики: 1) сатира на самодержавное правительство; 2) сатира на поведение разных слоев дворянства; 3) вопрос о бедственном
положении народных масс; 4) моральные проблемы общества.
Многие сюжеты, представленные в "Трутне" и "Живописце", были развернуты в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина. Так, желание г.Не-доума "чтобы на всем земном шаре не было других тварей, кроме благородных" реализовалось в сказке "Дикий помещик". Множество малых форм, впервые представленных в русской литературе Н.И.Новиковым, продолжает использовать М.Е.Салтыков-Щедрин: фельетон, портрет, разные формы пародий (пародии на законы, уставы, документы, юбилейные речи, объявления, газетные репортажи).
Сатирическое пародирование форм и образцов официальных документов, ироническое воспроизведение официально-признанных формул, доведение их до полной смысловой противоположности - одна из главных, определяющих черт стиля М.Е.Салтыкова-Щедрина ("Уставы", "Оправдательные документы"). Объектом целого ряда щедринских пародий являются типичные газетные объявления, "светские новости", описание обедов, балов, маскарадов ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил").
Традиции портретной живописи Н. И. Новикова проявляются в сатире М.Е.Салтыкова-Щедри-на при создании галереи антигероев русской жизни ("помпадуров", "градоначальников"). Писатель XIX века наследует также прием зоологи-зации в создании типов отрицательных образов. Иносказательная манера повествования Н.И.Но-викова доводится до совершенства в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина. Так, "История одного города" пародирует форму летописи: за вымышленными событиями и именами глуповцев угадываются исторические события и различные формы правления в истории России.
В творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина выявляется и типологическое сходство с сатирами А.Д.Кантемира, обусловленное единством риторической культуры, риторического мышления, по законам которого создают свои сатирические произведения писатели XVIII и XIX веков. Это сходство на примере романа "Современная идиллия" выявила Т.Е.Автухович: "Салтыков-Щедрин не чужд и смеха гротескного, специфика которого обусловливает резко-неповторимое своеобразие некоторых его "сказок", книги "История одного города". И все же поэтика сатиры Салтыкова-Щедрина - это прежде всего риторическая поэтика, его смех - гневный, бичующий, несмеющийся риторический смех" [6: 50].
Таким образом, преемственность в литературном развитии сказалась в обращении литературы и сатирической журналистики XIX-ХХ ве-
ков к темам, жанрам, приемам, образам, гражданскому пафосу сатирических журналов XVIII века. Традиции стихотворной сатиры XVIII века проявляются в творчестве поэтов-романтиков, молодого А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, в ХХ веке - в поэзии В. В. Маяковского. Стихотворная сатира и сатирическая журналистика XVIII века являются связующими звеньями между стилем сатиры XVII века (повести "Шемякин суд", "Ко-лязинская челобитная", "Повесть о Ерше-
Ершовиче") и сатирой XIX-XX веков, при этом преобладающими художественными приемами сатирической обрисовки героев, а также выявления авторского отношения к ним являются гипербола и ирония.
С национальными сатирическими традициями, кругом идей и образов сатир А.Д.Кантемира, сатирических журналов Н.И.Новикова преемственно связано творчество крупнейшего русского сатирика, комедиографа XVIII века - Д.И.Фонви-зина. Своими лучшими образцами комедия XVIII века подготовила развитие реалистического театра XIX века. Традиции Д.И.Фонвизина, Я.Б.Княжнина, В.В.Капниста унаследовали и развивали комедии А. С. Грибоедова, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского. Жанр комедии становится одним из ведущих жанров реалистической литературы, благодаря своему критическому, обличительному пафосу.
Преемственные связи русской сатирической литературы и комедии выявляются при анализе сквозных тем и мотивов, а также определении специфики их воплощения в русской литературе
XVII-XX веков. К ним относятся проблемы воспитания, галломании, взяточничества. Студенты проводят сопоставительный анализ образов сатир А.Д.Кантемира и комедий Д.И.Фонвизина ("Бригадир", "Недоросль"), А. С. Грибоедова "Горе от ума" и отвечают на вопросы: 1) "Каковы способы изображения характеров у писателей
XVIII-XIX веков: в чем сходство и различие? 2) Как ставится и решается проблема образования и воспитания в сатирических произведениях XVIII-XIX веков? 3) Как проявляются традиция и новаторство в русской сатирической литературе в обличении галломании? 3) Определите сходство и различие способов создания образов отрицательных образов в стихотворной сатире, сатирической прозе и комедии?".
На национальных (татарских) отделениях педагогических вузов можно провести сопоставительный анализ комедии Д.И.Фонвизина "Бригадир" (1769) и комедии Г.Исхаки "Жан Баевич" (1923), который позволит студентам осмыслить проблему невежества, галломании в контексте русско-татарских взаимосвязей. Этому же будет
способствовать сопоставительный анализ комедий "Мещанин во дворянстве" Ж.-Б.Мольера, "Бригадир" Д.И.Фонвизина, "Клоп" В.В.Мая-ковского, "Жан Баевич" Г.Исхаки. Студенты в ходе анализа убеждаются, что проблема мещанства, увлечения чужой культурой в ущерб своей имеет интернациональный характер, но в лучших сатирических произведениях получает и специфические национальные акценты.
Успех сопоставительного анализа зависит от прочности и глубины формирования у студентов представлений о традициях и новаторстве Д.И.Фонвизина в жанре комедии. Наиболее ярко традиции и новаторство проявляется в комедии "Бригадир" (1769) - "первой комедии наших нравов" (В.Г.Белинский). В "Бригадире"
Д.И.Фонвизин обнаруживает "больше чисто эстетический интерес к национальному быту, нравам, характерам, образу мыслей, жизни и способам словесного выражения смыслов, т.е. проявлению русской национальной ментальности" [7: 230]. Проблема традиций комедий Д.И.Фонви-зина в русской драматургии XIX-XX веков становится темой специального практического занятия в рамках историко-литературного курса "История русской литературы XVIII века". Студенты, готовясь к практическому занятию, читают комедию, научную литературу, посвященную творчеству Д.И.Фонвизину, проводят филологический, лингвистический, сопоставительный анализ комедии "Бригадир", отвечают на вопросы и выполняют следующие задания: 1) Раскройте
проблематику и систему образов комедии "Бригадир" Д.И.Фонвизина; 2) Как ставится и каким образом решается проблема воспитания в комедии?; З) Определите композиционное значение каждого акта комедии "Недоросль", а внутри актов - важнейших сцен; 3) Сопоставив образы сатир А.Д.Кантемира и комедии Д.И.Фонвизина "Бригадир", определите сходство и отличие способов изображения характеров у обоих писателей; 4) Подготовьте выборочный пересказ с элементами характеристики образов комедии "Бригадир", акцентируя их отношение к вопросам воспитания и образования, судопроизводства, национальной культуры, родного языка; 5) Выпишите наиболее яркие высказывания персонажей комедии. Обобщив Ваши наблюдения над особенностями речевой характеристики образов, их отзывами друг о друге, авторских ремарок и характеристик в афише комедии, сделайте вывод о ведущих приемах и средствах характеристики персонажей в комедии Д.И.Фонвизина "Бригадир"; 6) Выберете для "режиссерского прочтения" одну из сцен или явлений пьесы: определите мизансцену; расскажите о манере поведения,
движении и жестах персонажей - участников сцены; прокомментируйте основную интонацию их реплик в диалоге или общем разговоре. В чем отличие сценического поведения положительных и отрицательных образов? Аргументируйте свой ответ; 7) К какой группе персонажей относится Акулина Тимофеевна. В чем проявляется новаторский характер данного образа? Раскройте значение образа Акулины Тимофеевны в русской драматургии; 8) На основе изучения научной литературы, посвященной творчеству
Д.И. Фонвизина, и собственных наблюдений над текстом комедии выскажите Ваши предположения о художественном методе автора "Бригадира"; 9) Выполните письменную работу на тему "Традиции комедий Д.И.Фонвизина в русской драматургии XIX-XX веков"; 10) Проведите сопоставительный анализ комедии Д.И.Фонвизина "Бригадир" и "Жан Баевич" Г.Исхаки, выявив сходство и различие в постановке и решении проблем воспитания и антипатриотизма. Практическое занятие организуется в форме беседы с элементами комментированного чтения, студенты могут подготовить небольшие доклады по вышеизложенным вопросам и заданиям.
Студенты обращают внимание на особенности авторской характеристики персонажей комедии "Бригадир" в афише; герои названы по занимаемой до отставки должностям: Бригадир, Советник, Бригадирша, Советница. Бригадир и Советник в прошлом служили, но единственной целью их службы были карьера, корысть. Личность героев не представляет интереса для автора пьесы, отрицательные образы нарочито бездуховны, поэтому имена героев - провинциальных дворян называются только в их репликах: Бригадир -Игнатий Андреевич, Советник - Артамон Влась-ич, Бригадирша - Акулина Тимофеевна, Советница - Авдотья Потапьевна, только молодое поколение наделено "говорящими" именами - сын бригадира - распространенным именем Иванушка (ассоциирующийся с героем сказок - Ивануш-кой-дурачком) и положительные герои: Софья (с греческого переводится как "мудрость") и Добролюбов. Основная проблема комедии "Бригадир" - проблема воспитания дворянина, которая вбирает в себя и другие проблемы (борьба с галломанией, вопросы патриотизма, образования, служения Отечеству, проблема положения женщины в России XVIII века). Приведем фрагмент практического занятия по комедии Д.И.Фонви-зина " Бригадир":
Работа над первым действием комедии начинается выразительным чтением по ролям. Беседу организует вопрос: В чем новаторство комедии Д.И.Фонвизина? Смешна ли первая сцена коме-
дии? Какие темы намечаются уже в первом действии комедии?
В авторских ремарках к первому действию проявляется новаторский характер комедии, в которой с первого явления начинается живое действие: герои заняты своими привычными делами: "Бригадир, в сюртуке, ходит и курит табак. Сын его, в дезабилье, кобеняся, пьет чай. Советник, в казакине, смотрит календарь, Советница в дезабилье и корнете, жеманяся, чай разливает, Бригадирша сидит одаль и чулок вяжет, Софья шьет в тамбуре". В ремарках намечается сходство в поведении Советницы и Иванушки - наигранность ("жеманясь", "кобенясь"). Г.А.Гуковс-кий одним из первых заметил новаторский характер комедии Д.И.Фонвизина: "на сцене начинается жизнь; вернее - жизнь вторгается у него на сцену и, тем самым, конечно, в принципе отменяется классическая схема, потому что это -не гротескная жизнь мира комедии классицизма, не возвышенная, надчеловеческая схема жизни мира трагедии, а просто жизнь людей. Рождается новый метод видения действительности, еще сложно переплетающийся с традиционным наследием классицизма" [8: 344].
Первая сцена комедии намечает основные проблемы комедии: галломания и торжествующее невежество. В комедии противопоставляются две системы взглядов, два мировоззрения, присущие русскому дворянству того времени: просвещенное, гуманное - порядочность, образованность (Софья, Добролюбов) и антикультурное, деспотическое, которое воспитывает невежественных Иванушек, Советниц. В "Бригадире", в отличие от "Недоросля", показано торжествующее невежество, голос положительных героев заглушается хором невежественных образов. Отрицательные герои сходятся в своих представлениях о негативном влиянии образования и чтения.
Продолжая традицию сатир А.Д.Кантемира, Д.И.Фонвизин в репликах Бригадира, Бригадирши, Советника, Советницы и Иванушки использует прием маски, способствующий саморазоблачению героев. Реплика Советника: "Прилежи только делам, читай больше", позволяет каждому герою высказать свое мнение о чтении и книгах. Бригадир: "Читать? Артикул и устав военный ... инструкцию межевую."; Советник: "уложение и указы. Кто их, будучи судьею толковать умеет, тот нищим быть не может."; Бригадирша: "расходные тетрадки. Лучше плуты-люди тебя не обманут. Ты тамо не дашь уже пяти копеек, где надобно дать четыре копейки с денежкой"; Советница: "Боже тебя сохрани от того, чтоб голова твоя наполнена была иным чем, кроме любезных
романов!"; Иванушка "Я сам, кроме романов ничего не читывал.". Авторскую позицию выражает Софья в реплике (в сторону): "Для того ты и дурак".
Проблема галломании, ярко представленная в образах Иванушки и Советницы, также намечается в первых же их репликах: Советница: "Ах, сколь счастлива дочь наша! Она идет за того, который был в Париже. Ах, радость моя! Я довольно знаю, каково жить с тем мужем, который в Париже не был"; Иванушка: "Признаюсь, что я хотел бы иметь и сам такую жену, с которою бы я говорить не мог иным языком, кроме французского". В третьем явлении первого действия Д.И.Фонвизин окончательно разоблачает Иванушку, который не только не любит свое Отечество, но и своих родителей: ". я пренесчастли-вый человек. Живу уже двадцать пять лет и имею еще отца и мать".
Анализ первого действия позволяет отметить ряд особенностей комедии Д.И.Фонвизина, на которые обращают внимание авторы современных исследований:
• "Говорение оборачивается в "Бригадире" сценическим действием. Слова "говорить" и "слышать" наиболее частотные в комедии. Тотальное непонимание людей, говорящих на одном языке как на разных (стилевая разнородность речи) закономерно увенчано символическим мотивом глухоты: хотя в "Бригадире" (в отличие от "Горе от ума") нет буквально глухих персонажей, но отрицательный эффект действия, сложенного из говорения - слышания - непонимания неизбежно вызывает этот образ" [7: 235]. Так, уже в первом явлении первого действия Бригадирша признается: ".пусть Иванушка говорит как хочет. По мне все равно. Иное говорит он, кажется, по-русски, а я, как умереть, ни слова не разумею.".
• " Трудно определить однозначно, о чем эта комедия - о счастьи умных или о горе глупых: последних, во всяком случае, несравненно больше . комедию можно назвать "Горе от глупости" - потому что все глупые в ней несчастны" [7: 236].
• Ведущим принципом конструкции человеческих образов в "Бригадире" характерно словесное определение масок.
• Проблема воспитания - одна из главных в комедии. Отцы: "всю жизнь, в меру своих способностей, служили государству: один - в военной, другой - в статской службе. Однако они так и не осознали необходимости образования для исполнения дворянином своей "должности" [9: 121].
• Дети, подобные Иванушке, еще менее достойны, по мнению Фонвизина, высокого звания дворянина, чем их невежественные отцы. ".всему причиной воспитание", - говорит Добролюбов, и с ним соглашается Бригадир. Модное французское воспитание в сочетании с чтением любовных романов привело к формированию молодого повесы, для которого "кружева и блонды" составляют главное в жизни. Ему чужды интересы отечества, в нем неразвито и чувство долга. Такое поведение, с точки зрения Д.И.Фонвизина, вообще недостойно звания дворянина. Поэтому тема Ивана с его потребительским отношением к жизни раскрывается в комедии остро сатирически [9: 121].
Итак, систематическое проведение на лекционных и практических занятиях курса "История русской литературы XVIII века" сравнительного, сопоставительного анализа произведений писателей XVIII века с произведениями русской литературы XIX-XX веков, выявление типологического сходства с произведениями западноевропейской и татарской литературы, позволяет формировать у студентов-филологов устойчивые представления о традициях русской литературы XVIII века в дальнейшем литературном процессе России, способствует формированию профессиональных компетенций студентов, таких как хорошее знание художественных текстов, владение научным аппаратом и умение на практике
применять различные виды анализа художественных текстов.
Статья выполнена при финансовой поддержке
гранта РГНФ №10-06-29603 а/В и АН РТ №10-0629603 2010 (РГНФ).
1. Бакунина Т.А. Знаменитые русские масоны: Вольные каменщики. - М.: Интербук, 1991. - 140 с.
2. Лонгинов М.Н. Новиков и московские мартинисты. - СПб.: Лань и др., 2000. - 672 с.
3. Горшков А.И. О языке журнальной прозы Н.И.Новикова // А.И.Горшков Язык предпушкин-ской прозы. - М.: Наука, 1982. - С.29-72.
4. Русская сатирическая проза / Под. ред. Ю.В.Стенник. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. - 448 с.
5. Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. - Л.: Наука, 1985. - 360 с.
6. Автухович Т.Е. Сатира и риторика (традиции сатиры XVIII века в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина) // М.Е.Салтыков-Щедрин и русская сатира XVIII-XX веков. - М.: Наследие, 1998 -С.34-51.
7. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. - М.: Высш. шк.; Издат. центр «Академия», 2000. - 415 с.
8. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. -М.: Гос. учеб. пед. изд-во Наркомпросса РСФСР, 1939. - 527 с. (переизд. М.: Аспект-Пресс, 1999. -453 с.)
9. Москвичева Г.В. Русский классицизм: Учеб. по-соб. - М.: Просвещение, 1986. - 191 с.
THE CREATION OF IMAGE OF THE 18th CENTURY SATIRE IN THE LITERARY PROCESS OF THE 19TH-20TH CENTURIES FOR THE STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES
A.F.Galimullina
The article is dedicated to the teaching of the 18th century Russian literature at philological faculties of pedagogical universities. Using the example from the literary heritage of N.I. Novikov and D.I. Fonvisin the author speculates on the ways of forming the image of traditions of the 18th century satire in the 19th and 20th century Russian literature for philological students.
The author offers the methods of organization practical training classes. The main point of these methods is the comparative analysis of the works of the 18th century Russian writers and the 19th-20th century Russian literature, and the works of European and Tatar writers as one of the efficient ways of making philological students more active in the educational process.
Key words: N.A.Novikov, D.I.Fonvizin, tradition, satire, satirical journalism, comedy, methods of the teaching the 18th century Russian literature at university.
Галимуллина Альфия Фоатовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.
E-mail: alfiya_gali@rambler.ru