Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МОЛОДОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ / ENTREPRENEURIAL COMPETENCE / YOUNG ENTREPRENEUR / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / INNOVATIONS IN THE SOCIAL SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Землина Екатерина Михайловна

Цель - раскрыть вопросы, касающиеся формирования предпринимательских компетенций обучающихся в условиях федерального университета. А также показать используемые в вузе формы работы с бизнес-проектами, которые положительно влияют на развитие социальных инноваций и идей студенческой молодёжи. Методы. Анализ педагогической литературы, наблюдение. Результаты. Автором выявлены основные тенденции, определяющие необходимость формирования у студенческой молодежи предпринимательских компетенций. Выводы. Доказана необходимость формирования предпринимательских компетенций студентов федерального университета для реализации инноваций в социальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Землина Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES OF THE FEDERAL UNIVERSITY STUDENTS AS A CONDITION FOR THE IMPLEMENTATION OF INNOVATIONS IN THE SOCIAL SPHERE

The aim of the article is to uncover issues related to the formation of entrepreneurial competencies enrolled in the federal university. And also to show the forms of work with business projects used at the university, which have a positive effect on the development of social innovations and ideas of students. Methods. Analysis of pedagogical literature, observation. Results. The author identifies the main trends which determine the need for the formation of the students’ entrepreneurial competencies. Conclusion. The necessity of formation of entrepreneurial competencies of the Federal University Students for the implementation of innovations in the social sphere is proved.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-15-20

Формирование предпринимательских компетенций студентов федерального университета

V W I

как условие реализации инноваций в социальной сфере

© 2019 Землина Е. М.

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель - раскрыть вопросы, касающиеся формирования предпринимательских компетенций обучающихся в условиях федерального университета. А также показать используемые в вузе формы работы с бизнес-проектами, которые положительно влияют на развитие социальных инноваций и идей студенческой молодёжи. Методы. Анализ педагогической литературы, наблюдение. Результаты. Автором выявлены основные тенденции, определяющие необходимость формирования у студенческой молодежи предпринимательских компетенций. Выводы. Доказана необходимость формирования предпринимательских компетенций студентов федерального университета для реализации инноваций в социальной сфере.

Ключевые слова: предпринимательская компетенция, молодой предприниматель, социальное предпринимательство, инновации в социальной сфере.

Формат цитирования: Землина Е. М. Формирование предпринимательских компетенций студентов федерального университета как условие реализации инноваций в социальной сфере // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 15-20. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-15-20_

The Formation of Entrepreneurial Competencies

of the Federal University Students as a Condition for the Implementation of Innovations in the Social Sphere

© 2019 Ekaterina M. Zemlina

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is to uncover issues related to the formation of entrepreneurial competencies enrolled in the federal university, and also to show the forms of work with business projects used at the university, which have a positive effect on the development of social innovations and ideas of students. Methods. Analysis of pedagogical literature, observation. Results. The author identifies the main trends which determine the need for the formation of the students' entrepreneurial competencies. Conclusion. The necessity of formation of entrepreneurial competencies of the Federal University Students for the implementation of innovations in the social sphere is proved.

Keywords: entrepreneurial competence, young entrepreneur, social entrepreneurship, innovations in the social sphere.

For citation: Zemlina E. M. The Formation of Entrepreneurial Competencies of the Federal University Students as a Condition for the Implementation of Innovations in the Social Sphere. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 15-20. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-15-20 (In Russian)_

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 13. N0. 2. 2019

Введение

На сегодняшний день одним из главных направлений политики государства считается развитие университетского пространства для поддержания предпринимательских инициатив и создания условий для ведения бизнеса. В распоряжении Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [4., с. 88] в качестве ключевого направления развития страны определена поддержка малого и среднего бизнеса в высокотехнологичных секторах, что позволит создать условия для беспрепятственной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. В связи с этим ведется активная деятельность, направленная на разработку и внедрение различных механизмов поощрения и финансирования инновационной активности малых компаний субъектов Российской Федерации, процесса создания новых инновационных центров. Так, в Ростовской области разработан и реализуется проект «Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 г.», ведущей задачей которого является создание в регионе институциональной среды для ведения бизнеса.

В Ростовской области и, в частности, в Южном федеральном университете обучающиеся активно разрабатывают студенческие предпринимательские проекты для социальной сферы, однако, лишь немногие из них находят своё развитие и дальнейшую реализацию, на что есть свои причины. Одной из них можно считать сформированную не в полной мере предпринимательскую компетенцию. Это, в свою очередь, обосновывает необходимость создания условий для ее формирования, а также ведения подготовки студентов к созданию и развитию собственного бизнеса в социальной сфере.

Цель - раскрыть вопросы, касающиеся формирования предпринимательских компетенций обучающихся в условиях федерального университета.

Методы - анализ педагогической литературы, наблюдение.

Результаты

Продвижение и работа над социальными проектами позволяет студентам успеш-

но реализовываться в социуме, а развитие социального предпринимательства подразумевает сочетание в себе различных сфер деятельности - когнитивной, коммуникативной и многих других.

В последние несколько лет прослеживается чёткая тенденция подключения органов государственной власти к развитию молодежных предпринимательских инициатив. Это можно объяснить тем, что ещё несколько лет назад выпускники образовательных учреждений планировали свою будущую карьеру и трудоустройство после вуза в государственные учреждения, либо в крупные компании, корпорации. Однако, за последние годы, по данным исследований, в плане выстраивания карьеры выпускниками многое изменилось. Обращаясь к статистическим данным, порядка 250 миллионов молодых людей по всему земному шару в возрасте от 18 до 30 лет относятся к категории безработных, либо не имеют постоянного места работы, более чем у 30 % опрошенных обнаружено наличие способностей для открытия бизнеса, но, к сожалению, только 10 % из них осмеливаются на реализацию собственного дела. Анализ данных позволяет сделать заключение о том, что перед университетским сообществом ставится задача выстраивания положительного имиджа предпринимателя, формирования предпринимательских компетенций, предоставления всем заинтересованным консультационной поддержки.

В настоящее время в федеральных университетах созданы и продолжают совершенствоваться как уже известные формы, так и новые модели формирования готовности к предпринимательской деятельности, в том числе и в социальной сфере (работа акселераторов и реги-страционно-консультационного пункта, конкурсы студенческих бизнес-проектов, круглые столы, и т. д.). На государственном уровне реализуется поддержка студенческих научных проектов - социальных и инновационных. Навстречу молодым предпринимателям открывают двери государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные и т. д.), технопраки, бизнес-инкубаторы, все различные центры, агентства и прочее.

Бизнес-идеи и проекты поддерживаются грантами и поощряются при участии молодежи в различных конкурсах. Среди самых известных выделяют: конкурс социальных стартапов SAP UP (организатор: SAP СНГ), Всероссийский конкурс «Импульс добра» (организатор: фонд «Наше будущее»), Всероссийский конкурс проектов «Социальный предприниматель» (организатор: фонд «Наше будущее»), конкурс социальных предпринимателей «Навстречу переменам» (организаторы: фонд поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам» при поддержке Tele2, газеты Metro), конкурс социально-предпринимательских проектов Social Impact Award (организатор: Impact Hub Moscow), международная программа студенческих предпринимательских проектов Enactus, Всероссийская некоммерческая программа развития предпринимательства среди молодёжи «Преактум» и многие другие. Грантовая поддержка социальных проектов возможна при подаче заявки в Фонд президентских грантов, Россмолодежь, Welker Media Fellowship, «Потрясающую организацию» и так далее. Студенты могут принимать участие не только от себя лично, но и от студенческих научных обществ и некоммерческих организаций, что подтверждает факт заинтересованности и коллективную сплоченность команд проектов. Кроме того, проходя интенсив в акселераторах и преакселераторах, можно получать инвесторскую помощь и поддержку филантропов. Во всем мире активно работает крупнейшая международная некоммерческая организация - Enactus, участие в которой даёт возможность уже развивающимся и приносящим результаты проектам презентовать их перед представителями бизнес-сообществ, из числа крупнейших компаний и корпораций, а также возможность последующего трудоустройства и участия в проектах компаний. В этих перечисленных и многих других программах поддержки принимают участие студенты вузов и ссузов Ростовской области и, в том числе, Южного федерального университета. Однако, полученной поддержки для развития и реализации социальных проектов недостаточно. Требуется набор сформированных компетенций предпринимателя для успешного развития стартапа.

Политика государства направлена на уже имеющиеся инфраструктуры поддержки предпринимательства, на деятельность в научно-технической сфере, что немало важно, ввиду ориентации многих социальных проектов в сторону инновационного предпринимательства, как некоего трансфера новых технологий в социум с целью не только дальнейшей коммерциализации, но и улучшения жизни населения. Анализ работы организаций Ростовской области, которые создают условия для развития молодёжных предпринимательских инициатив, показывает, что на сегодняшний день у студентов вузов и ссузов есть колоссальные возможности как для личностного роста в предпринимательской сфере, так и для развития своих стартапов. Уже на территории области открыто 12 акселераторов.

Однако, современная общественность требует именно от университетов подключения к социально-экономическому развитию, а это, в свою очередь, вносит ряд изменений в систему вузовского образования и инициирует поиск новых моделей формирования как профессиональных компетенций, так и предпринимательских. Все больше государственные деятели приходят к выводу о том, что вуз должен вести подготовку кадров по социально-предпринимательской или инновационно-предпринимательской моделям. Так, университет кроме основной образовательной программы, в структуру которой включена практика в проектном режиме [1, с. 200204] должен еще реализовывать инновационные социальные и предпринимательские проекты совместно с лидерами бизнеса, корпорациями и работодателями в целом. Такого рода синтез, когда в образовательный процесс включаются лидеры бизнеса (включение в учебные планы курсов по просьбе работодателей, оценка студенческих бизнес-проектов и т. д.) позволяет не только решать совместные проблемы, существующие в обществе, но и готовить кадры, отвечающие законам развития современной экономики, а также развивать и поддерживать студенческие бизнес-инициативы.

В настоящее время Южный федеральный университет уделяет большое внимание проблеме подготовки студенческой молодежи к ведению предприниматель-

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• йЭРи JOURNAL. Уо!. 13. N0. 2. 2019

ской деятельности в социальной и инновационной сферах. Перед университетом стоит ряд задач, которые он старается продуктивно решать. В Программе развития ЮФУ одной из целей является формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок, кроме того, в настоящее время, перед академической средой стоит еще и задача выхода не только на общероссийский, но и на международный уровень, включая и коммерциализацию разработок. При этом именно «инновационную деятельность» как преподавателя, так и студента, наравне с обучением и воспитанием, необходимо возвести «в ранг третьей миссии университетского образования - развития» [2, с. 17].

Объединение образования, науки, техники и экономики, воплощающееся в феномене научных исследований и разработок, является специфической характеристикой постиндустриального общества, которое предъявляет к выпускникам вузов конкретные требования. Среди них в условиях XXI столетия приоритет получают «требования системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, рефлексирующих, самоорганизующих, моральных начал» [3, с. 43]. Идет выявление и отбор обучающихся всех направлений подготовки, способных к предпринимательской деятельности, с целью дальнейшей работы с проектами и для формирования предпринимательских компетенций. Для этого создаются условия и проводятся мероприятия (работа в акселераторах: мастер-классы, митапы, тренинги, воркшопы; подготовка студентов для участия в конкурсах студенческих бизнес-проектов и т. д.), направленные на поддержание и развитие студенческих бизнес-идей, раскрытие практических предпринимательских навыков. Мероприятия позволяют также в режиме делового общения с представителями бизнеса, на личном успешном опыте последних, найти партнеров для развития своих проектов. Это развитие может быть как практическим - отработка знаний и навыков, так и материальным, что также немаловажно.

Обращая внимание на то, что студенческое предпринимательство связано с творческими способностями обучающихся, их

смелостью, креативностью, для внедрения новых форм работы, а также для включения в работу университета по тройной спирали (университет, студенчество, бизнес) в Южном федеральном университете работает акселератор. Его основная цель заключается в организации университетской среды для поддержки и развития проектной деятельности студентов, которая направлена на развитие социального и инновационного предпринимательства. Акселератор направлен на привлечение обучающихся всех ступеней образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) для продвижения бизнес-идей, вовлечения студентов в предпринимательскую среду, создания и развития условий для формирования предпринимательской компетенции у студентов, коммерциализации стар-тапов. Работа выстраивается по нескольким логически связанным направлениям: от идеи к проекту, от проекта к технологии, от технологии к коммерциализации.

Ежегодно студенты принимают участие в международном конкурсе студенческих бизнес-проектов ЕпаЛш. Идеи студентов можно разделить на несколько видов: социально-волонтерские, социально-предпринимательские (больше речь идет о проектах, развивающихся не первый год, которые коммерциализировались). Работа над проектами строится на взаимодействии студентов, представителей университета, лидеров бизнеса. Предварительно выбирается целевая аудитория проектов. Основная задача жюри Епа^ш: определить, какая из команд наиболее удачно использовала свои предпринимательские компетенции. Работа над проектами позволяет студентам развить свои предпринимательские навыки по нескольким направлениям: ребята учатся работать с командой и в команде, создавать и продвигать свой бренд, налаживать связи, заключать сделки, находить и вкладывать инвестиции в проекты и так далее. У многих выпускников Епа^ш, бывших студентов ЮФУ, многие проекты переросли в социальное предпринимательство, остальные же занимают передовые позиции в крупных компаниях, в том числе и международных. На протяжении ряда лет студенты, принимающие участие в данной программе, являются не только победителями региональных, национальных и участниками международных конкурсов,

но и в 80 % открывают свой бизнес, что говорит о формировании предпринимательских компетенций в процессе подготовки. Многие из студентов Южного федерального университета принимают участие в программе «Ты - предприниматель», мероприятия которой представляют собой комплекс поддержки молодых предпринимателей, бизнес-мероприятия, обучающие программы. В Южном федеральном университете проводят круглые столы на тему социального предпринимательства, что позволяет не только вовлекать обучающихся в социальное предпринимательство, но и даёт шанс пообщаться с представителями компаний, фондов, услышать об историях успеха действующих лидеров бизнеса и молодых предпринимателей.

Результаты

Перечисленные мероприятия позволяют сформировать у студентов предпринимательские компетенции, получить инвестиционную поддержку на развитие своих проектов, связи с лидерами бизнеса, а также мотивировать студентов на дальнейшее развитие и совершенствование их бизнес-идей. Это можно объяс-

1. Горюнова Л. В. Проектный режим организации педагогической практики студентов: сборник материалов всероссийской конференции // Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направления подготовки - гуманитарные науки, история), предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2015. С. 200-204.

2. Осипова С. И., Соловьева Т. В. Проектирование студентом индивидуальной образователь-

1. Goryunova L. V. Project mode of organizing the pedagogical practice of students: proceedings of all-russian conference. Razrabotka i aprobaciya novyh modulej osnovnoj obrazovatel'noj pro-grammy bakalavriata po ukrupnennoj gruppe special'nostej «Obrazovanie i pedagogika» (napravleniya podgotovki - gumanitarnye nauki, istoriya), predpolagayushchih akademicheskuyu mobil'nost' studentov vuzov v usloviyah setevogo vzaimodejstviya [Development and testing of new modules of the main educational program of bachelor's degree in the enlarged group of spe-

нить тем, что участвующие в мероприятиях представители бизнес-сообщества дают обратную связь и профессиональную оценку, кроме того, у студентов развиваются коммуникативные навыки и манера делового общения, отрабатываются практические навыки.

Выводы

Формированию предпринимательских компетенций у студентов федерального университета способствует синтез образовательных программ и включение практико-ориентированной подготовки, которая предполагает развитие студенческих бизнес-проектов. Студенты, принимающие участие в конкурсных программах и проходящие акселерацию, кроме формирования предпринимательских навыков, развивают личностные компетенции: работа в команде, склонность к риску, готовность рисковать, коммуникативные и навыки делового общения. Финансовое вознаграждение многих конкурсов и грантовая поддержка позволяет развить продвижение «продуктов» студенческих стартапов на рынок, как минимум региональный.

ной траектории в условиях информатизации образования. М. : НИЦ ИНФРА-М, 2013. 139 с.

3. Подлесных В. И. Реформирование высшего образования на основе замещения технологического уклада (новые подходы и методы). М. : НИЦ ИНФРА-М, 2014. 187 с.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_82134/ [дата обращения: 12.04.2019 г.]

cialties "Education and Pedagogy" (training areas - humanities, history) involving academic mobility of university students in the context of networking]. Rostov-on-Don: SFU Publ., 2015. Pp. 200204. (In Russian)

2. Osipova S. I., Solovyova T. V. Proektirovanie studentom individual'noj obrazovatel'noj traektorii v usloviyah informatizacii obrazovaniya [Designing by the student of an individual educational trajectory in the conditions of education informatization]. Moscow, NITS INFRA-M Publ., 2013. 139 p. (In Russian)

Литература

References

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 2. 2019

3. Podlesnyh V. I. Reformirovanie vysshego obrazovaniya na osnove zameshcheniya tekhno-logicheskogo uklada (novye podhody i metody) [Reform of higher education based on the replacement of the technological structure (new approaches and methods)]. Moscow, NITS INFRA-IM Publ., 2014. 187 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Землина Екатерина Михайловна, ведущий специалист, Центр развития карьеры, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 20.05.2019 г.

4. Order of the Government of the Russian Federation "On the Concept of the long-term socioeconomic development of the Russian Federation for the period up to 2020" of November 17, 2008 No. 1662-p [Electronic resource]. Mode of access: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_82134/ [accessed: 12.04.2019]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Ekaterina M. Zemlina, leading specialist, Career Center, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia; e-mail: [email protected]

Received 20.05.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 372.881.1

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-20-25

Формирование учебной модели грамматической способности студентов неязыковых факультетов в процессе овладения ими иноязычной речью

© 2019 Ильясов И. О. * Мусаева З. И. 1 Курбанова П. Г. 2, Магарамова Д. А. 3

1 Дагестанский государственный педагогический университет, 2 Дагестанский государственный университет, 3 Махачкалинский финансовый колледж, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected],

[email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель данной статьи - анализ подходов, используемых в обучении грамматике и формировании учебной модели грамматической способности студентов неязыковых факультетов в процессе овладения ими иноязычной речью. Методы. Анализ следующих методических подходов к обучению грамматике иностранного языка: сознательно-сопоставительный, сознательно-практический, коммуникативный, ситуативный, функциональный и структурный. Результат. Разработана учебная модель владения грамматикой в иноязычной речи. Вывод. В качестве опытных образцов, в которых реализуются два подхода к обучению грамматике на предмет овладения студентами иноязычной речью, нами предложены комплексы упражнений для так называемого лексикализованного (как варианта сознательно-сопоставительного) и функционально- грамматического обучения.

Ключевые слова: сознательно-сопоставительный, сознательно-практический, коммуникативный, ситуативный, функциональный, учебная модель, грамматическая способность, лексикализованный, грамматический подход, комплекс упражнений.

Формат цитирования: Ильясов И. О., Мусаева З. И., Курбанова П. Г., Магарамова Д. А. Формирование учебной модели грамматической способности студентов неязыковых факультетов в процессе овладения ими иноязычной речью // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 20-25. 001: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-20-25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.