К. Сангинов
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ: СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ
Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правосознание, правовые нормы, правовое знание, молодежь
Главным признаком любого правового государства является обязательное условие формирования высокого уровня правовой культуры населения, в частности молодежи, а также профессиональной культуры в разных родах деятельности. Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры общества. Процесс становления правового государства непосредственно связан с формированием правовой культуры граждан, особенно молодых. Это объясняется ролью молодежи в общественном воспроизводстве. Уровень правовой культуры молодежи является одним из показателей ее развития и важным критерием модернизации общества.
Под правовой культурой понимается совокупность знаний, ценностей и установок личности относительно прав и возможностей их практического осуществления, реализуемых в процессе взаимодействия субъектов правовых отношений. Правовая культура представляет собой сложный комплекс явлений общественной жизни, включающий правовые нормы, принципы, правосознание, правоотношения, правовое поведение в процессе реализации жизненных установок. Каждый из перечисленных элементов отражает различные аспекты правовой культуры, а в совокупности они образуют ее структуру, в которой выделяются два уровня: во-первых, уровень общественных и правовых институтов как некоторых объективных структур, образующих правовое пространство жизнедеятельности молодых людей и создающих условия для реализации их прав. Состояние правовой системы - важнейшая предпосылка и условие формирования и
функционирования правовой культуры. Во-вторых, уровень группового и индивидуального правосознания и поведения молодежной когорты.
Правовая культура - это разновидность общей культуры, которая состоит из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности правовых норм правовой системы. Правовая культура - это проявление прогрессивного, социально полезного и ценного в правовых явлениях правоотношения. В литературах правовая культура изучается вместе с правосознанием. Если правосознание - это восприятие, осознанность необходимости правовых норм и правовой системы индивидом, коллективами и обществом в целом, то правовая культура-это результат, способ деятельности людей, проявление их образа мышления, норм и стандартов поведения, то есть их непосредственные действия в тех или иных общественных отношениях, так как в современном обществе почти все общественные отношения регулируются правовыми нормами.
Правовая культура - это не просто совокупность социальных явлений, а именно качественное состояние, характеризующее уровень развития, эффективность правовой системы. Правовая культура демонстрирует правовые ценности, результаты и достижения общества в правовой сфере, степень развития юридической теории и практики.
Т. Н. Наумова считает, что «правовая культура - одна из форм социально-значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений, выраженная в правовых нормах, институтах и способности оценки данных явлений»(1). То есть это знание, умение и творческий подход людей при практическом применении правовых институтов государства.
По мнению В. П. Сальникова, «правовая культура, по существу, имеет место тогда, когда обеспечивается систематическое воспроизведение единства правовых знаний, убеждений, ценностей и особенно практической деятельности по их реализации в норме поведения, ставшей общим правилом»(2). Следует подчеркнуть, что у Сальникова В.П. речь идет о практической реализации норм права, ставших уже общими правилами, то есть правилами для большинства населения общества.
Правовая культура, как и правосознание, подразделяется на
правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности). При этом высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, прежде всего, в готовности личности к активным, сознательным, творческим действиям в сфере правового регулирования и реализации права, а также в законности поведения (деятельности), что проявляется в убеждениях в необходимости служения закону, как одной из высших ценностей современного демократического общества.
Основы правовой культуры закладываются в подростковом возрасте. В существующем законодательстве выделяются права подростков как категории молодых людей, имеющих особый правовой статус, связанный с незавершенностью физического и духовного развития, с их активной образовательной деятельностью, что требует специальных мер в охране здоровья, специальных гарантий в первые годы самостоятельной работы, регламентации труда, защиты чести и достоинства. Эта специфика проявляется и в исследовании правовых проблем, возникающих в жизни подростков.
В реальной жизни молодые люди часто сталкиваются со множеством препятствий, ограничивающих их права, возможности и равноправие. К ним относятся: несовершенство правовой системы; дискриминация по возрасту (эйджизм); низкий уровень правового образования; слабая правовая защищенность и многое другое. Всё это, в конечном итоге, негативно отражается на возможностях повышения правовой культуры подростков и проявляется в различных формах девиаций в молодежной среде.
Следовательно, проблема состоит в противоречиях, возникающих, с одной стороны, из-за несовершенства правовой системы, обеспечивающей формирование и реализацию прав подростков, а с другой, из-за низкого уровня правосознания и правового поведения многих из них. Объективная сторона этих противоречий определяется характером общественных отношений, присущих тому или иному социуму. Поэтому для понимания социальной природы возникающих противоречий в процессе формирования правовой культуры необходимо их рассмотрение с учетом специфики данного этапа общественного развития.
Сегодня именно молодое поколение в значительной степени является одним из основных источников генерирования
стабильности в обществе. В зависимости от позиции молодежи она становится фактором обеспечения либо его прогресса, либо деструкции; носителем либо актуальных инновационных, либо антигуманных, антисоциальных идей; либо позитивной преобразующей общественной силой, либо замкнутой в своих эгоистических интересах потребностях демографической группой и т.д.
Без наличия устойчивой позитивной ситуации в молодежной среде, гражданской зрелости молодых людей, их высокой социальной активности, надлежащей степени включенности в экономические, духовные, демографические и иные процессы нормальное социальное воспроизводство нарушается, и тогда не только будущее молодежи, но и будущее всего общества находится под угрозой.
Усиление внимания различных властных и общественных структур к молодым людям крайне актуально, так как в социальном отношении современная молодежь достаточно сильно дезинтегрирована, разобщена и погружена в стихию рыночных отношений. Резкое вхождение в рынок, сопровождавшееся глубокой дисфункцией традиционных агентов социализации молодых (семья, школа, трудовые коллективы и т. д.), в конце 90-х гг. привело к массовому усвоению молодежной средой ценностей индивидуализма, эгоизма, к безусловному доминированию материального над духовным, порицанию и даже полному отрицанию коллективного, резкому всплеску различных социальных патологий.
И здесь особенно тревожным являлось и является то, что немалая часть молодежи в силу своей личностной и социальной незрелости и, одновременно, наличия объективной потребности в совершенствовании существующего общественного порядка становится не только пассивным адептом экстремистских политических и религиозных идей, концепций, но и подчас активно участвует в деятельности по их претворению в жизнь, в том числе и нелегитимными, антигуманными, антисоциальными методами. Это проявляется, например, в негативной роли молодежи при участии в экстремистских акциях. В то же время в современной молодежной среде слабо развита культура ответственного гражданского поведения, самоорганизации, низка мотивация к участию в общественно-политической деятельности. Для молодежи характерна определенная неразборчивость в выборе средств достижения целей, категоричность и правовой нигилизм, пассивность, которые, становясь объектами целенаправленных
манипуляций со стороны деструктивных сил, провоцируют асоциальное поведение отдельных групп молодых людей. Для таджикского социума характерна недооценка, а подчас и игнорирование самой возможности реального и потенциального влияния молодежи на ход ряда общественных процессов, а также латентное или явное манипулирование молодыми людьми, осуществляемое различными общественно-политическими силами исключительно в их собственных целях и вопреки реальным интересам молодежи и общества.
Больше всего саму молодежь сейчас беспокоят проблемы наркомании, безработицы и бедности, рост преступности, проблемы морали и нравственности, и т.п.
Но сейчас, когда ход общественных трансформаций начинает приобретать уже более планомерный и социально обоснованный характер, интерес к молодежной проблематике заметно усиливается. А самое главное, что результаты научных исследований проблем молодежи начинают всё более активно использоваться в практике государственного управления, социального управления в целом и непосредственно реализуются в сферах реализации государственной и общественной молодежной политики.
О том, что государство неравнодушно к проблемам молодежи, свидетельствует принятие таких официальных документов, как Концепция целевой программы «Молодежь Таджикистана», Государственная программа «Патриотического воспитания молодежи в Республике Таджикистан», «Программа развития здоровья молодежи в Республике Таджикистан», «Стратегия государственной молодежной политики в Республике Таджикистан» и др. Всё это говорит о том, что молодые люди постепенно вновь становятся полноценными субъектами общественной и политической жизни, то есть реальной движущей силой развития страны, ее опорой и надеждой, ее будущим.
В современном обществе происходит модернизация всех сфер общественной жизни, в том числе правовых норм, правовой системы, а также правоотношений. Такие изменения сопровождаются трансформацией сознания человека, в том числе правового сознания, правовой культуры. Эти социальные процессы не являются и не могут быть синхронными из-за существующей социальной инерции, которая призвана сохранять устойчивость и преемствен-
ность социального развития. В связи с изменившимися социально-политическими условиями необходима качественно новая правовая культура молодого поколения граждан, темпы формирования которой не соответствуют современным требованиям демократизации общественно-политической системы. Это обстоятельство требует научного осмысления трансформаций, происходящих как в правовой, так и в политической сфере общественного бытия.
Следует отметить, что именно молодежь является будущим носителем сегодняшних преобразований в правовой системе общества и из этого следует сделать вывод, что будет целесообразным поиск новых способов и механизмов формирования правовой культуры общества.
В социологии молодежь представлена как «большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления, формирования» (3). То есть можно сказать, что зрелость мировоззрения молодежи в области правовой культуры зависит больше всего от того, как и в каком духе общество будет воспитывать подрастающее поколение.
С другой стороны, существует точка зрения, которая сводится к тому, «что с 18 лет, с момента обретения молодым человеком всех основных гражданских прав, следует говорить уже о зрелом, а не о молодежном возрасте» (4).
И сегодня среди способов формирования правовой культуры основным является правовое воспитание подрастающего поколения нашего общества, что также является частью механизма социализации личности, в частности правовой социализации. В правовом воспитании, это прежде всего, воспитание уважения к Конституции и иным законам, уважение Конституции, ее знание, умение пользоваться главным, так как без этого нельзя построить адекватную атмосферу правового, светского и демократического государства.
Правовое воспитание - это целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующих установки на уважение и соблюдение права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений (5). Правовое воспитание
является сознательно программируемым, целенаправленным процессом развития личных качеств гражданина, таких, как знание основ юриспруденции, обладание навыками социального взаимодействия, способного эффективно, законными средствами отстаивать права человека, свободу и личное достоинство во всех сферах общественной деятельности. Оно должно учить соблюдать правовые нормы, вести активную гражданскую позицию в законотворческом процессе, в утверждении правомерного общественного мнения.
Основным методом воспитательной работы по-прежнему остается тесная взаимосвязь теории с практикой, то есть показательные и разъяснительные работы со стороны работников правоохранительных органов ученикам и студентам о мерах, принимаемых ими с целью выведения социально-правовых институтов из кризиса, борьбе с таким негативным проявлением, как преступность, что также вовлекает молодежь в процесс решении этих проблем, а также влияет на формирование правовой культуры.
Средствами правового воспитания студентов выступают также такие учреждения и социальные институты, как: вуз, семья, печать, радиовещание, телевидение, кино, театр, литература и искусство. Следовательно, необходима модернизация данных учреждении с той целью, чтобы они могли повлиять положительно на молодежь и воспитывать её в духе патриотизма и уважения, принятых обществом ценностей.
Социализирующая роль учебных заведений реализуется, в первую очередь, через деятельность профессорско-преподавательского состава и других учебных структур. Формирование правовой культуры молодежи, в частности, учащихся и студенчества, связано с правовым обучением, правовым просвещением и правовой пропагандой, которые сопровождаются еще и самовоспитанием молодого человека.
Следует также отметить, что в вузе обучение систематизирует и закрепляет правовые знания. Объем этих знаний студенческой молодежи ограничен по ряду таких причин как: наличие малого жизненного опыта, юный возраст, отсутствие опыта выстраивания с людьми взаимоотношений. Правосознание и правоввя культура молодежи находятся в стадии формирования и потому у них присутствует более неустойчивое правовое мировоззрение, чем у
взрослого человека, и следовательно они больше подвержены как позитивному, так и негативному влиянию, что заметно проявляется при выборе и определении их гражданской позиции.
Правовое обучение и воспитание молодого поколения являются важнейшей задачей государства, а сформировавшиеся чувства патриотизма и гражданственности - это обязательное условие и фактор существования и развития гражданского общества и правового государства.
Сегодняшний духовный кризис, крепкие переплетения с миро-воззреними и менталитетом населения с нормами и ценностями традиций и религии влияет на юных негативно, так как это неизбежно связано с колебаниями во взглядах и оценках молодежью социальной деятельности, правомерного и неправомерного поведения.
Формирование правосознания личности как ключевая задача общества неможет и должно происходить стихийно, вне системы социальных институтов государства. Каждому гражданину необходимо иметь определенный уровень правовых знаний. Он должен уважать законы и сознательно их исполнять, а государство, в свою очередь, - создать все необходимые условия для реализации прав и свобод, гарантированных Конституцией.
Именно стихийность, неуправляемость процесса социализации молодых людей в условиях крайне противоречивых реалий современности ведет к росту правового нигилизма, девиантного поведения и молодежной преступности в целом (6).
Особенность правовой социализации заключается в том, что через совокупность норм, отражающих права молодежи в разных сферах жизнедеятельности, она детерминирует и другие важнейшие направления социализации. А именно: профессиональные, познавательные, трудовые, политические, экономические.
Роль и значение социальных регуляторов заключается в том, чтобы права и правовые нормы оставались не просто закрепленными в законах и правовых актах государства, а становились и были естественными и востребованными, а также воспринимались личностью и обществом. Таким образом, ключевой задачей социализации является формирование правовой культуры молодежи как важнейшего условия воспитания свободной, законопослушной, социально активной личности, укрепления законности и правопорядка, повышения уровня управления этими процессами со
стороны государственных органов и институтов гражданского общества. Это требует, в свою очередь, изучения реального состояния правовой культуры молодежи и совокупности социальных факторов, ее формирующих.
Высокий уровень правовой культуры - это прежде всего показатель того, что существуют высокие чувства правосознания граждан воспитанных в духе законопослушания, гражданственной ответственности там, где общество стабильно развивается, а также приоритет правового государства. Но, прежде всего, для этого необходимо наличие развитых способов и механизмов формирования правовой культуры общества. Следует подчеркнуть, что именно правовая социализация, правовое воспитание являются основными методами повышения правовой культуры населения и молодежи, как особого его контингента.
Высокий уровень правовой культуры молодежи даст нашему обществу будущее, так как именно наличие правовой культуры выступает одним из факторов гарантии создания демократического, правового, светского государства, где присутствуют соблюдение прав и свобод человека, уважение прав всех форм собственности, а также чести и достоинства граждан
ЛИТЕРАТУРА:
1. Игнатова И. Б. Формирование правовой культуры студентов БелГУ во внеучебное время. - Белгород, 2001
2. Наумова Т. Н. К вопросу о понятии «правовая культура» // Правовед: Межвуз.науч.-метод, сб. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород. - 2003. - Вып. 4
3. Российская социологическая энциклопедия / под общей ред. акад. РАН Г. В.Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 1998
4. Российский статистический ежегодник 2004. - М.: Информационно-издательский центр "Статистика России", 2004
5. Сальников В. П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. - Л., 1990
Формирование правовой культуры молодежи: сущность и проблемы
К. Сангинов
—210~С НОМАИ донишгох
Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правосознание, правовые нормы, правовое знание, молодежь
В статье уделено особое внимание проблеме правового воспитания студентов. Формирование правосознания личности как ключевая ее задача не может и не должно происходить стихийно, вне системы социальных институтов государства. Каждому гражданину необходимо иметь определенный уровень правовых знаний. Он должен уважать законы и сознательно их исполнять, а государство, в свою очередь, - создать все необходимые условия для реализации прав и свобод, гарантированных Конституцией.
Formation of Youth's Law Culture: Essence and Problems K.Sanginov
Key words: legal culture, legal upbringing, legal consciousness, law norms, law knowledge, youth
In the article special attention is paid to the problem of legal upbringing of students. Formation of individual's legal consciousness as its key goal can't and mustn't go spontaneously, out of the system of social institutes of the state. Every citizen should possess a certain standard of law knowledge. He/she ought to respect laws andfollow them conscientiously; as for the state, it should create cdl necessary conditions for realization of rights and freedoms guaranteed by the Constitution.