Научная статья на тему 'Формирование правового механизма нововведений на рубеже 30-х годов XX века'

Формирование правового механизма нововведений на рубеже 30-х годов XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
114
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лисина Елена Брониславовна

На основе анализа малоизвестных нормативно-правовых актов в статье обосновывается вывод о том, что в 1927-1932 гг. в СССР была теоретически разработана и практически реализована общегосударственная система нововведений. Она не только предвосхитила минимум на полвека появление национальных систем, но и по ряду параметров уже тогда превзошла их.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лисина Елена Брониславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article a conclusion, based on analysis of unrenowned regulatory legal acts is validated, that in the USSR in 1927-1932 a national system of innovations was theoretically developed and practically implemented. It did not only forestall at least for half a century the appearance of national systems, but for a variety of parameters even at that time preceded them.

Текст научной работы на тему «Формирование правового механизма нововведений на рубеже 30-х годов XX века»

ИННОВАЦИИ № 11 (109), 2007

Формирование правового механизма нововведений на рубеже 30-х годов XX века

Е. Б. Лисина,

юрист,

Институт стратегических инноваций

На основе анализа малоизвестных нормативно-правовых актов в статье обосновывается вывод о том, что в 1927-1932 гг. в СССР была теоретически разработана и практически реализована общегосударственная система нововведений. Она не только предвосхитила минимум на полвека появление национальных систем, но и по ряду параметров уже тогда превзошла их.

In this article a conclusion, based on analysis of unrenowned regulatory legal acts is validated, that in the USSR in 1927-1932 a national system of innovations was theoretically developed and practically implemented. It did not only forestall at least for half a century the appearance of national systems, but for a variety of parameters even at that time preceded them.

Проблема обновления всех сфер жизнедеятельности общества и, прежде всего, материального производства стара как мир. Зарождение и прогресс цивилизации были бы невозможны без появления все новых орудий труда, совершенствования приемов их изготовления и применения. На протяжении всей истории переход от старого к новому в любых масштабах, как правило, встречал огромное противодействие в силу разнообразных причин экономического, социального, политического, психологического и иного характера. Тем не менее, процесс генерации идей, их реализации шел, через многочисленные локальные инновационные процессы, представляющие как бы функционирование инновационных систем микроуровня [1, 2].

В Х1Х-ХХ веках стремительное развитие науки и техники, практическое использование их результатов ведущими странами стало осознаваться как область приоритетных государственных интересов. Сам процесс производства, по мнению К. Маркса, все более зависел не только непосредственно от мастерства рабочих, но и от технологического применения науки [3].

Важно было вовлечь в экономический оборот самые современные машины и технологии с конкурентоспособными техническими и эксплуатационными свойствами, позволяющими производить серийно высококачественную продукцию и успешно ее реализовывать в нужные сроки [4].

В истории России в XX веке переплелись как разрушительные, так созидательные факторы, влияющие на этот процесс. Неизбежная ломка отживших форм общественного бытия нередко сопровождалась уничтожением и позитивных тенденций, вызревавших на благодатной исторической почве. Новый строй вызвал всплеск созидательной активности достаточно широких масс населения. Но этот подъем впоследствии не нашел должного конструктивного применения, а для части его носителей он обернулся

катастрофой, поскольку активность масс стала представлять опасность для авторитарного режима.

И тем не менее нет оснований утверждать, что основа научно-технического потенциала, которую заложил Советский Союз в 1920-1930-е годы, обеспечивалась лишь командно-административными методами, включая репрессии.

Необходим был невиданный ранее интеллектуальный ресурс, который следовало сформировать, извлечь и умело им распорядиться. Еще задолго до октябрьской революции лучшие умы России предвидели ход многих событий, создавали для этого необходимый интеллектуальный задел. Так, совсем молодой публицист и философ Д. И. Писарев исключительно точно определил суть социально-экономического уклада, который на Западе лишь спустя полтора столетия получил название общества (экономики) знаний. Он писал: «Соедините знание и труд, дайте знание тем людям, которые по необходимости извлекут из него всю заключающуюся в нем прекрасную пользу, и вы увидите, что богатства страны и народа увеличатся с невероятной быстротой» [5].

Разруха в советской стране, вызванная гражданской войной, иностранной интервенцией, сменой социально-политического и экономического укладов потребовали огромных мобилизационных мер для восстановления и развития производства. Власть активно формировала интерес к техническому творчеству, изобретательству, рационализации, овладению научным опытом, в том числе в области организации труда и управления. Кроме работ таких отечественных ученых, как П. М. Керженцев, А. К. Гастев, П. А. Попов, О. А. Ерманский, А. А. Богданов и др. переводилась и огромными тиражами издавалась американская, английская и немецкая литература, в т. ч. труды Ф. У. Тейлора, Г. Эмерсона, Г. Черча, А. Файоля и др.

Принципиально новым в этой деятельности было то, что государство выступало в роли ее организато-

ра, взяв на государственные структуры, включая хозяйствующие субъекты, все полномочия. Это потребовало формирования иного правового механизма нововведений, нежели существовавший ранее и продолжающий функционировать в тех или иных вариантах в странах с рыночной экономикой.

Именно в этот период впервые закладывались основы государственной научно-технической и инновационной политики, которая с первых шагов осуществлялась на серьезной нормативно-правовой базе, обеспечивающей комплексный подход к анализу и решению вопросов обновления страны на основе рационализации.

В резолюции XV съезда ВКП(б) указывалось, что в центре всего должна стоять самая энергичная, самая напряженная работа по рационализации, которая предполагала, в первую очередь, рационализацию индустрии, а также государственного аппарата, товаропроводящих структур и т.п. Съезд сделал вывод, что кардинальная рационализация не может быть проведена без повышения роли науки и научной техники. Широкое развитие сети научно-исследовательских институтов и фабрично-завоводских лабораторий, решительное приближение академической научной работы к промышленности и сельскому хозяйству, самое широкое использование западноевропейского и американского научного и научно-промышленного опыта, тщательное изучение всех новейших открытий и изобретений, новых индустрий, нового сырья, новых металлов и т. д., а равно новых организационных форм, должны быть поставлены как ключевая задача дня [6].

Фактически вышеназванные направления рационализации с лихвой перекрывали типичные «новые комбинации» Й. Шумпетера, которые оставались ученым продуктом, не нашедшим к тому времени практического спроса. Идеи рационализации легли в основу переустройства экономики огромной страны. Разумеется, Й. Шумпетер в своих представлениях исходил из модели рыночного хозяйства, ему и в голову не могло придти, что реализовываться они смогут лишь при активном участии государства.

Правовой механизм нововведений, целенаправленно формируемый в этот период, включал в себя высшие субъекты права на уровне страны, которыми являлись:

• партийные органы — съезд, конференция Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) (далее ВКП(б)), Центральный Комитет ВКП(б), Центральная Контрольная Комиссия ВКП(б);

• советские органы — съезд Советов, Центральный Исполнительный Комитет СССР, Совет Труда и Обороны СССР, Совет народных Комиссаров СССР, Всесоюзный Совет Народного Хозяйства СССР, народный комиссариат Рабоче-Крестьянской Инспекции СССР, отраслевые наркоматы СССР, Советы Народных Комиссаров союзных республик и их отраслевые органы;

• общественные органы — Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов; Цент-

ральный Комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи.

Во исполнение решений XV съезда ВКП(б), имевших в тот период самый высокий статус среди нормативно-правовых актов, другими государственными и общественными органами был принят пакет документов, обеспечивающих правовую основу решения всего комплекса задач по рационализации.

Ключевое внимание при этом уделялось содействию изобретательству. В этих целях СНК СССР 26.04.1928 г. принимает постановление о мероприятиях по содействию изобретательству, согласно которому во всех союзных и республиканских органах и на предприятиях коренным образом перестраивается или образуется новая сеть органов содействия изобретательству, оказания необходимой помощи, включая реализацию изобретений. Были созданы экспертные комиссии, специальные фонды финансирования. Научно-исследовательским предприятиям и местным органам вменялось участие в реализации изобретений и усовершенствований.

Совнаркомам союзных республик предлагалось «обеспечить срочное расследование дел, возникающих по заявлениям профсоюзных союзов и органов содействия изобретательству о нарушении прав, бюрократизме и волоките в отношении изобретателей» [7].

Во исполнение этого документа СНК РСФСР образовал в составе наркоматов бюро содействия изобретательству с функциями оказания изобретателям необходимой помощи, проведение технической и экономической экспертизы, содействие в получении патентов в СССР и за рубежом, помощи в оформлении договорных отношений, поддержки их реализации, а также премирование изобретателей. Аналогичные бюро были созданы в составе комиссариатов промышленности и торговли автономных республик, краевых, областных, губернских и окружных советов народного хозяйства. Причем эти бюро обязаны были оказывать содействие обращающимся к ним с изобретениями лицам и учреждениям независимо от отраслевой или другой принадлежности.

Для оказания содействия и помощи в оценке реализации изобретений могли привлекаться как государственные и общественные структуры, так и отдельные лица. Штаты бюро устанавливались в предусмотренном законом порядке.

Кроме бюджетных средств бюро финансировались за счет ассигнований и пособий, поступающих от государственных учреждений и общественных организаций для осуществления заданий, даваемых ими бюро; доходов от лабораторий, мастерских, а также консультаций, экспертиз, испытаний, подготовки договоров и т. д. Эти средства расходовались исключительно на выполнение задач бюро, а также оказание материальной помощи изобретателям.

Промышленные предприятия, кооперативные организации, местные органы управления с численностью свыше 100 человек создавали комиссии содействия фабрично-заводскому изобретательству.

Особое внимание отводилось предоставлению различного рода льгот, стимулирующих деятельность

ИННОВАЦИИ № 11 (109), 2007

ИННОВАЦИИ № 11 (109), 2007

изобретателей, их профессиональную подготовку, включая командировки в пределах Союза и за границу. Они также касались условий поступления в вузы и техникумы самих изобретателей и их детей, получения стипендий, устройства на работу в научно-исследовательские центры, льготного налогообложения и пенсионного обеспечения, предоставления дополнительного отпуска, медицинского и курортного обслуживания, получения жилья. На изобретателей, давших государству ценные усовершенствования и изобретения или выполняющих заказы государственных органов, распространялись все льготы, установленные научным работникам [7].

Постановлением СНК СССР от 14.07.1928 г. был определен порядок использования изобретений. ВСНХ СССР предписывалось выделять из всей совокупности заявленных изобретений те, применение которых могло иметь крупное значение для народного хозяйства СССР. За каждым из них руководитель на уровне наркома Союза или республики назначал специальное лицо, ответственное за проведение изобретения в жизнь и за принятие необходимых мер к дальнейшей разработке и его усовершенствованию [7].

Работа над этим изобретением ставилась под контроль Наркомата Рабоче-Крестьянской Инспекции. Договора на приобретение прав на использование таких изобретений заключались автором непосредственно с ВСНХ или соответствующим наркоматом. В случае мотивированного отказа ВСНХ от заключения подобного договора он обязан был сообщить об этом НК РКИ СССР и другим заинтересованным ведомствам. Аналогичное сообщение направлялось в случае более чем полугодичной задержки его реализации.

Устанавливался порядок возмещения расходов на приобретение государством прав за крупные вознаграждения. Патентование изобретений за границей, предусматривалось лишь после подачи заявки в комитет по делам изобретений и с разрешения ВСНХ СССР, а по крупным изобретениям Совета Труда и Обороны.

Нарушение всех изложенных правил влекло за собой уголовную ответственность [7].

Еще одной мерой поддержки и стимулирования рационализации ВСНХ СССР определил создание на базе существующих структур специальных рационализаторских контор, значительно расширив их полномочия, организационные и финансовые возможности. Спецконторам приписывалось «построить свою работу на основе теснейшей увязки с соответствующими научно-техническими советами и научно-исследовательскими институтами с целью широкого внедрения их достижений на производстве» [6].

Признав крайне неудовлетворительной «постановку дела по использованию изобретательских предложений и придавая большое значение изобретательству в деле повышения техники и улучшения организации производства, Объединенный пленум ВСНХ СССР и ВЦСПС 08.03.1928 г. с особой категоричностью подчеркнул необходимость внесения максимального порядка и создания самой благопри-

ятной обстановки в деле проявления и развития творческой инициативы и мысли советского изобретателя, в особенности рабочего изобретателя» [6].

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что предложенные меры в совокупности позволили создать такую систему рационализации, которая во многом предвосхитила появление современных национальных инновационных систем. Ее несомненным достоинством был комплексный подход к инновационному развитию не только технико-технологического сектора экономики, но и к адекватным изменениям в работе административно-хозяйственного аппарата, структур сбыта продукции, включая государственную и кооперативную торговые сети.

В них, также как на предприятиях, создавались соответствующие подразделения. При этом руководитель учреждения должен был контролировать своевременное проведение в жизнь утвержденных рационализаторских предложений, принимать меры к ускорению их проведения и нести ответственность за систематичность ведения рационализации в своем учреждении и за создание условий, обеспечивающих успешность рационализаций [7].

ЦК ВКП(б), ЦКК ВКП(б)), Совнарком СССР, Наркомат РКИ СССР, ВСНХ СССР, ВЦСПС не только определяли программно-целевую и нормативно-правовую подсистемы государственной системы рационализации, но и вносили в нее серьезные уточнения и дополнения.

Так, в директивах ЦКК ВКП(б) отмечалось, что линии на расширение рационализации уже недостаточно, необходимо усилить внимание на снижение себестоимости, повышение качества, лучше использование имеющихся ресурсов. Добиться перемен предполагалось за счет укрепления руководства рационализаторской работой высококвалифицированными кадрами в центре и на местах, организовав специальную подготовку и переподготовку инженернотехнических работников, в вузах ввести преподавание курса современной техники и рационализации производства, командировать делегации хозяйственников, инженеров, технический персонал и рабочих в главнейшие страны Западной Европы и Америки для изучения дел, одновременно послать с этой целью на дополнительную практику, расширить участие в рационализации иностранных специалистов. Наряду с созданием органов по рационализации на предприятиях и трестах расширилась сеть специальных технических организаций на хозяйственном расчете оказывающих консультационные услуги и специализирующихся по отдельным отраслям или вопросам рационализации в форме акционерных обществ [7].

Задачи рационализации увязывались с изменениями в стратегии развития производства, а именно переходом от универсального производства к серийному и массовому, специализацией и кооперированием предприятий, стандартизацией деталей, изделий, технологических процессов.

Органам печати предписывалось усилить освещение научных и практических вопросов производства, отдельных конкретных достижений и недочетов в

рационализаторской работе, с указанием причин. На эти цели выделялись необходимые средства, расширялось число и тематика специальных технических и рационализаторских журналов, изданий курсов, учебных пособий, а также создавались популярные массовые технические журналы. Расширялись и укреплялись фабрично-заводские библиотеки, их комплектование научно-технической литературой, включая иностранную.

В приказе ВСНХ СССР от 26 ноября 1930 г. отмечалось, что «особое внимание должно быть уделено организации обмена производственным опытом между предприятиями через картотеку социалистического обмена опытом. На каждом предприятии предписывалось отобрать из проведенных в 1929-1930 гг. предложений и изобретений те, которые могут быть применены и на других предприятиях, и направляют их в объединения и редакцию социалистического обмена опытом. По всем вновь проводимым предложениям, ценным для обмена опытом, направление материалов в социалистический обмен опытом должно проводиться немедленно после проведения и установления эффективности» [6].

Совершенствовалась практика материального и морального стимулирования рационализаторской деятельности. Например, подчеркивалось, что премирование ни в коем случае не должно носить характера дополнительной зарплаты вне зависимости от усилий или иного работника. Для этого каждая премия должна назначаться за вполне конкретные, точно указанные достижения.

Отношение к изобретательству должно было рассматриваться не как покровительство, а как важнейший фактор развития, исключая самодовольство и волокиту.

В этой работе важная роль отводилась научноисследовательским институтам, созданию необходимых условий для их полнокровной работы, расширению сети фабрично-заводских лабораторий, которые подчинялись непосредственно директору. Особое внимание обращалось на подготовку руководителей и технических специалистов для структур рационализаторской деятельности, а также рабочих кадров через все существующие формы путем введения научно-разработанных методов производственного обучения.

Как правило, нормативно-правовые акты субъектов рационализации содержали нормы прямого действия, однако по наиболее важным направлениям деятельности практически одновременно утверждались типовые положения, инструкции и т. д. Например, в положении о Центральных бюро рационализации в главных управлениях и комитетах ВСНХ СССР четко определялись их цели и задачи, порядок и организация работы. Подобные положения были утверждены для бюро рационализации трестов и предприятий [7]. Устанавливался единый порядок финансирования рационализаторских работ, а также форма об их отчетности [7]. В трестах и на предприятиях создавались фонды содействия изобретательству и экспертные комиссии [7].

В числе мер, предпринятых наркоматом тяжелой промышленности СССР предполагалось выделить в каждой отрасли промышленности по одному предприятию, «на котором сосредоточить разработку, экспериментирование и использование изобретений, имеющих крупное значение для данного производства. На этих предприятиях организовать образцово-показательную работу органов по изобретательству и создать крепкие конструкторские бюро и технические библиотеки с мировой патентной и технической литературой [6].

В виду общности задач по рационализации и изобретательству в 1931 г. бюро по реализации изобретений повсеместно были включены в состав отделов по рационализации. Таким образом, в кратчайшие сроки в стране была создана система рационализации не имеющая в мире аналогов. В нее входили следующие блоки или подсистемы:

• нормативно-правовой блок, обеспечивающий четкое определение прав и обязанностей всех субъектов рационализации, закрепление в нормах права форм и содержания функционирования других подсистем;

• организационно-управленческий блок, включавший партийные, советские, общественные органы сверху донизу и обеспечивающий руководство всеми этими процессами, включая контроль и проверку исполнения, персональную ответственность за результаты;

• программно-целевой блок, включающий определение целей, принципов, задач развития рационализации в общем русле государственной политики, анализ ее эффективности и своевременная корректировка курса;

• мотивационный блок, обеспечивающий комплекс мер формирования и закрепления положительной мотивации всех участников процесса рационализации, создание благоприятного климата на производстве и в обществе в целом, эффективного использования средств морального и материального стимулирования;

• инфраструктурный блок, включивший в себя специально образованные бюро, комиссии по рационализации и изобретательству, начиная от ВСНХ, наркоматов и до предприятий, а также специальные рационализаторские конторы, в т. ч. в форме акционерных обществ как прообраз инновационных центров;

• информационный блок, использующий все возможные в то время средства, включая библиотеки, журналы, газеты, съезды, конференции, а также созданные картотеки социалистического обмена опытом, по сути банки данных для реализации знаний и обмена опытом;

• блок интеллектуального продукта как подсистема, обеспечивающая воспроизводство новшеств и последующую их трансформацию в нововведения;

• кадровый блок, обеспечивающий подбор и расстановку руководителей и специалистов на всех уровнях инфраструктуры, их подготовку, переподготовку и повышение квалификации, а также

ИННОВАЦИИ № 11 (109), 2007

ИННОВАЦИИ № 11 (109), 2007

подготовку студентов, учащихся системы фабрично-заводского обучения в области рационализации и изобретательства;

• финансовый блок, как ключевая подсистема, предусматривающая точное планирование затрат по различным мероприятиям, источникам их финансирования и порядке отчетности.

Не трудно заметить, что по многим позициям сформированная в тот период система рационализации на много лет предвосхитила появление аналогичного опыта в других странах. Так, закрепленные в качестве правовых норм инструкции фактически были первыми образцами стандартов управления, получивших распространении в конце XX века. Картотеки социалистического обмена опытом нечто иное как прообраз банка данных с целью управления знаниями.

Заслуживает внимание прецедент правового регулирования производственных рисков. Соблюдение предложенных процедур, в случае отрицательного результата, снимало ответственность за него с руководителя предприятия и автора. В приказе ВСНХ подчеркивалось, что «оценка инженера должна строиться не на учете отдельных даже ошибок, а на основе суммы всех работ, поэтому отдельные ошибки не должны быть предметом отрицательной оценки или привлечения к ответственности» [6].

Дальнейшее развитие системы рационализации в СССР проходило под влиянием двух тенденций. Заложенные в нее внутренние факторы и потребности развития экономики неизбежно подталкивали ее к совершенствованию. В этом качестве она выполнила стержнеобразующие функции общественно-политической жизни страны. Абсолютизация роли государственного управления в сфере экономики, игнорирование рыночных отношений не могли не сказаться отрицательно и на эффективности использования научно-технического потенциала. И, тем не менее, заложенный 80 лет назад фундамент выдержал испытания временем. Даже к началу 1990-х годов СССР в 1,3 раза превосходил США по числу национальных заявок на изобретения, а по числу выданных национальным заявителям охранных документов в 1,7 раза. А к 2000 году США уже нас опережали по этим показателям в 8-10 раз.

Используя вышеизложенный опыт, Россия может не только восстановить, но и преумножить свой инновационный потенциал, с этой целью необходимо:

• рассматривать ее как важнейшую общегосударственную общенародную задачу;

• подключать к ее решению политический, экономический, научный, управленческий ресурсы государства, общества и бизнеса;

• осуществлять инновационный процесс на строго системной основе;

• признать определяющим фактором инновационного развития сознательное, заинтересованное и конструктивное инновационное поведение людей на всех его стадиях;

• сформировать у каждого гражданина и общества в целом инновационные интересы и потребности, а также благоприятный инновационный климат и инновационную среду как условия эффективного инновационного взаимодействия;

• применять для регулирования инновационной деятельности комплекс норм публичного и частного права, добиваясь тем самым расширения правового поля для инноваций;

• рассматривать модели хозяйственного устройства с преобладанием государственного регулирования и с большей свободой рыночных отношений не как противостоящие, а как взаимодополняющие, открытые для конвергенции.

На взгляд автора, это позволит в полной мере использовать вышеизложенный опыт в целях формирования и эффективного применения национальной инновационной системы.

Литература

1. Б. И. Афанасьева. Инновации в промышленном производстве и праве Западной Европы и России (XV-XIX вв.)//Право и политика, № 3, 2007.

2. И. С.Кузнецова. Развитие национальных инновационных систем: элементарная, линейная, сетевая модели//Инновации, №8, 2007.

3. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. изд. 2, т. 46, ч. 2.

4. И. А. Близнец. Зарождение и развитие правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности//В кн. Сборник трудов профессорско-преподавательского состава. М.: РГИИС, 2002

5. Д. М. Писарев. Соч., т. 11.

6. Из резолюции XV съезда ВКП(б) (декабрь 1927 г.) по состоянию пятилетнего плана народного хозяйства//В кн.: Социалистическая рационализация производства. Систематический сборник директив и постановлений. М.: «Советское законодательство», 1932.

7. Законы о рационализации: Систематический сборник законодательства. Издательство «Техника управления», 1929.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.