Раздел 7. Правоохранительная политика
ТИМКО С.А., кандидат юридических наук, доцент;
satimko@list.ru Кафедра криминологии, психологии и педагогики; Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 644092, г. Омск, просп. Комарова, 7
TIMKO S.A.,
Candidate of Legal Sciences, associate professor, satimko@list.ru
Chair of criminology, psychology and pedagogy;
Omsk Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Komarova Avenue 7, Omsk, 644092, Russian Federation
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ
Аннотация. В статье представлен анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность, направленную на повышение уровня правовой грамотности, развитие правосознания граждан Российской Федерации, усиление взаимодействия государственных органов с общественностью и средствами массовой информации в целях противодействия преступности. Важнейшая роль в противодействии преступности отведена полиции, в связи с чем крайне важно ее участие в информировании населения, пропаганде правопослушного образа жизни, привлечении граждан к совместной работе по предупреждению правонарушений. Ряд подзаконных актов Министерства внутренних дел Российской Федерации регламентирует такую работу. Сделан вывод о заинтересованности государства в развитии общества с высоким уровнем правовой культуры и правосознания, обозначены пути совершенствования нормативно-правовой базы.
Ключевые слова: правосознание; правовая грамотность; информирование; противодействие преступности; правовое просвещение; правовое воспитание.
FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS AND LEGAL ACTIVITY OF A PERSON THROUGH MODERN RUSSIAN LEGISLATION ON COMBATING CRIME
Annotation. The analysis of normative legal acts regulating the activities aimed at increasing the level of legal literacy, developing the legal consciousness of citizens of the Russian Federation, interaction of state bodies with the public and the mass media in order to counter crime is presented in the article. The most important role in combating crime is given to the police. Therefore, its participation in informing the population, promoting law-abiding lifestyle, involving citizens to work together to prevent violations of law are extremely important. A number of subordinate acts of the Ministry of the Interior of the Russian Federation regulate such work. The conclusion is made about the state's being interested in the development of the society with a high level of legal culture and legal consciousness. The ways of improving the legal and regulatory framework are outlined.
Keywords: legal consciousness; legal literacy; informing; combating crime; legal education.
Правосознание - неотъемлемый элемент правовой культуры, характеризующий осознание социальной действительности в правовых категориях и предполагающий знание законодательства, правильное к нему отношение, понимание, использование и применение и таким образом «...определяющий деятельность людей в государственно-правовой сфере.» [1, с. 5]. Подобные знание и отношение в
совокупности с активной жизненной позицией - залог низкой криминализации населения и успешного противодействия преступности. С одной стороны, граждане с высоким уровнем правосознания не склонны нарушать установленные запреты и ориентированы на соблюдение правил и ограничений. С другой стороны, они активно участвуют в предупреждении противоправных деяний, помогают со-
трудникам правоохранительных органов в противодействии преступлениям и административным правонарушениям (выступают в качестве понятых, информируют о готовящихся или совершенных деяниях, участвуют в охране общественного порядка, помогают в работе с девиантами и пр.).
Во второй половине ХХ века государством уделялось большое внимание работе по формированию и повышению правовой культуры советских граждан. После распада СССР такая работа была сведена к минимуму. «Как результат, социальная деградация, деморализация населения, отсутствие элементарного понимания необходимости взаимодействия с органами власти» [2, с. 30], рост преступности, низкая эффективность профилактики преступлений, снижение авторитета милиции.
В настоящее время руководство нашей страны и МВД России все чаще обращаются к вопросу о необходимости активизации усилий государственных органов, должностных лиц, направленных на обучение населения базовым правовым нормам, воспитание уважения к закону гражданской ответственности за состояние правопорядка. Одновременно акцентируется внимание и на важности вовлечения населения в правоохранительную работу, создания для этого качественной нормативной правовой базы (наглядный пример - выступления Президента России В.В. Путина на расширенных заседаниях коллегий МВД России последних лет).
В России создан и отработан определенный механизм правового воспитания населения и взаимодействия с общественностью, средствами массовой коммуникации в целях противодействия преступности. Сегодня эту работу регламентирует ряд нормативных правовых актов. Обратимся к ключевым источникам.
Основы правовой регламентации деятельности по формированию правосознания сформулированы в Конституции Российской Федерации. Например, ч. 3 ст. 15 Основного Закона гарантирует гражданам право ознакомления с законодательством: она предусматривает обязательность официального опубликования принимаемых законов (неопубликованные законы не применяются). Любые нормативные правовые акты, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Часть 1 ст. 48 гарантирует каждому гражданину право на получение квалифицированной юридической помощи (причем в предусмотренных законом случаях она оказывается бесплатно).
Для реализации указанного конституционного права на получение бесплатной юридической помощи, на защиту законных интересов, повышение уровня социальной защищенности, а также обеспечение доступа граждан к правосудию 21 ноября 2011 г. был принят Федеральный закон N 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Он предусмотрел организационно-правовые основы получения бесплатной государственной и негосударственной квалифицированной юридической помощи отдельными категориями граждан в виде правового консультирования; составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях. Отдельная глава посвящена организации деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.
Упорядочить систему оказания квалифицированной юридической помощи (в том числе бесплатной) призвана Государственная программа Российской Федерации «Юстиция»*. Конечной целью реализации этой программы, включающей в себя пять подпрограмм, и рассчитанной до 2020 г., обозначено развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону.
Следует отметить, что Государственная программа Российской Федерации «Юстиция» - единственный документ, в котором сделана ссылка на утвержденные в 2011 году Основы государственной политики Российской Федерации в сфере
* Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция»: постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. N 312: ред. от 23 апр. 2016 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. N 18. Ст. 2158; 2016. N 19. Ст. 2680.
развития правовой грамотности и правосознания граждан*.
Основы явились комплексным документом, направленным на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, на преодоление правового нигилизма в обществе. Они четко закрепили меры государственной политики в области совершенствования российского законодательства; меры по обеспечению необходимого уровня юридических знаний, повышению правовой культуры и вовлечению в правовое просвещение населения лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов; меры в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров; меры в сфере культуры, массовой информации, эфирного и кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности, а также по поддержке институтов гражданского общества.
Одним из ключевых источников противодействия преступности стал принятый 23 июня 2016 г. Федеральный закон N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Предмет нашего обсуждения также нашел в нем свое отражение. В части 1 ст. 15 в качестве одного из видов профилактики правонарушений названа общая профилактика правонарушений, в том числе направленная на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.
Пункт 16 ст. 6 данного закона (следует заметить - заключительный, что не вполне соответствует логике профилактического воздействия) среди основных направлений профилактики правонарушений указывает повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.
Однако в п. 1 ч. 1 ст. 17 первой формой профилактического воздействия названо правовое просвещение и правовое информирование. В рамках индивидуальной работы с гражданами указанная статья определяет реализацию таких мероприятий, как профилактическая беседа; объявление предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения; профилактический учет; внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения; профилактический надзор; социальная адаптация; ресоциализация; социальная реабилитация; помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.
Эти мероприятия направлены на лиц с девиантным, виктимным и с правопо-слушным поведением. Они осуществляются силами сотрудников органов внутренних дел, других заинтересованных субъектов (прокуратуры, Следственного комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и пр.). В ряде случаев помощь полицейским оказывают граждане (индивидуально или в составе общественных формирований). Граждане участвуют в работе с конкретными лицами, а также в охране правопорядка.
В целях совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы предусмотрено привлечение членов общественных организаций к работе по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных и работников уголовно-исполнительной системы**.
Нормативным актом, целью которого явилось создание правовых условий для добровольного участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка, стал Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного поряд-
* Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: утв. Президентом РФ 28 апр. 2011 г. N Пр-1168 // Рос. газ. 2011. 14 июля.
** Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 окт. 2010 г. N 1772-р: ред. от 23 сент. 2015 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 43. Ст. 5544; 2015. N 40. Ст. 5581.
ка». Он закрепил принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, особенности создания и деятельности народных дружин.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» отдельные лица могут с их согласия привлекаться к оказанию содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. При этом специалисты скептически (на наш взгляд, совершенно обоснованно) относятся к тому, что такое сотрудничество обусловлено добровольным желанием безвозмездно помочь правоохранителям, основанным на идеологических убеждениях и чувстве долга. Зачастую это лица с деформированным правосознанием, в связи с чем мотивацией их помощи оказывается возможность освобождения от уголовной ответственности в случае активного содействия раскрытию преступлений, возмещения нанесенного ущерба; стремление улучшить условия своего содержания в исправительном учреждении; материальная заинтересованность и пр. [3, с. 38].
Органы внутренних дел (полиция) -структура, к непосредственной компетенции которой относится противодействие преступности. В связи с этим они должны принимать активное участие в воспитательной, обучающей работе с населением, привлекать его для помощи в выполнении своих непосредственных задач по охране общественного порядка и профилактике преступности. Пункт 34 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» предоставляет полицейским право привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам; поощрять лиц, оказавших помощь полиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей; привлекать для консультаций в установленном порядке специалистов государственных и муниципальных органов, организаций с сохранением за ними заработной платы (денежного содержания)
по основному месту работы (службы). Подобная совместная работа позволяет увеличивать число граждан, участвующих в ней, популяризировать правоохранительную работу, улучшать отношение к полиции.
Для освещения деятельности полиции МВД России (согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона «О полиции») вправе учреждать средства массовой информации*. Последние используются для осуществления информационной, пропагандистской деятельности.
В настоящее время активно функционирует официальный интернет-сайт МВД России. Его деятельность направлена на формирование объективного представления о деятельности МВД России, взаимодействие со средствами массовой информации, оказание информационной поддержки гражданам Российской Федерации**. Граждане могут ознакомиться с актуальной нормативно-правовой, статистической и справочной информацией по направлениям деятельности МВД России; информационными материалами, документами, аудио- и видеоконтентами о деятельности МВД России; антикоррупционной работой в МВД России; информацией о разыскиваемых полицейскими лицах (в том числе с выплатой вознаграждения).
Сайт предоставляет гражданам возможность обращения в подразделения МВД России. Ведется опрос посетителей относительно удовлетворенности работой ОВД (полиции), по окончании которого
* Сегодня в состав Объединенной редакции МВД России входят газета «Щит и Меч», телередакция МВД России, радиостанция «Милицейская волна», журналы «Полиция России», «Профессионал», «Медицинский вестник МВД», международный журнал «Содружество». См.: Объединенная редакция. URL: ИНрБу/мвд.рф/УБтн/ог. В Интернете функционирует официальный сайт МВД России. Ведется активная работа в официальных аккаунтах МВД России в социальных сетях «ВКонтакте», «Инстаграм», сервисе микроблогов «Twitter», видеохостинге «YouTube».
** О вводе в эксплуатацию аппаратно-программного комплекса «Официальный интернет-сайт МВД России»: приказ МВД России от 14 янв. 2013 г. N 15: ред. от 6 авг. 2014 г. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
можно увидеть его результаты. По оценкам специалистов, наиболее часто посещаются гражданами такие разделы, как «Новости» и «Руководство» [4, с. 33].
Для удобства пользователей сайт МВД России, все интернет-сайты территориальных органов МВД России унифицированы.
Расширить аудиторию, облегчить восприятие сообщений, повысить эффективность информирования населения позволяет сотрудничество с государственными и коммерческими СМИ. Для объективного освещения в СМИ деятельности МВД России и его территориальных органов, реализации положений ст. 48 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» и ст. 8 Федерального закона «О полиции» может осуществляться аккредитация журналистов при МВД России и его территориальных органах*.
Свидетельством того, что руководство МВД России придает большое значение в формировании общественного мнения средствам массовой коммуникации, является закрепление приказом МВД России от 31 декабря 2013 г. N 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации» в качестве показателя вневедомственной оценки деятельности территориальных органов МВД России по материалам, размещенным в СМИ и Интернете (рассчитывается как доля негативных информационных поводов (событий), касающихся деятельности территориального органа МВД России и нашедших отражение в СМИ, к общему количеству информационных поводов (событий).
Кроме того, в ходе опросов общественного мнения определяются уверенность граждан в защищенности (безопасности) своих личных и имущественных интересов, а также оценка эффективности деятельности органа внутренних дел как
* Об утверждении правил аккредитации журналистов средств массовой информации при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органах: приказ МВД России от 27 июня 2015 г. N 725. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
государственного органа по защите интересов граждан. Выявленные негативные оценки, тенденции являются ориентиром для совершенствования полицейской работы, а также позволяют расставить акценты в пропагандистской работе.
Признавая силу воздействия средств массовой коммуникации в целях правового воспитания на интеллектуальную и психическую сферы личности, нельзя пренебрегать и традиционными способами информирования.
В частности, развитию системы общественного контроля над деятельностью полиции, обеспечению взаимодействия полиции с гражданами и их формированиями по предупреждению и раскрытию правонарушений, правовому просвещению населения служат отчеты должностных лиц - очные выступления на собраниях граждан. Такая обязанность возложена на участковых уполномоченных полиции **.
Реализовать свои права, а в ряде случаев защитить и восстановить их, проявив активную социальную позицию, граждане могут посредством обращения в органы МВД России. Согласно приказу МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» информирование граждан о порядке рассмотрения обращений в системе МВД России осуществляется по телефону, путем размещения на официальных сайтах МВД России, его территориальных органов и организаций в сети Интернет, на информационных стендах и (или) информационных терминалах.
Обязательными являются сведения о порядке и сроках рассмотрения обращений и нормативных правовых актах, регулирующих вопросы их рассмотрения; график приема граждан; о присутствии на личном приеме членов общественных советов, образованных при МВД России и его территориальных органах; о порядке обжалования действий (бездействия) и
** Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 30 авг. 2011 г. N 975: ред. от 10 марта 2016 г. // Рос. газ. 2011. 30 сент.; 11К1_: http://www.pravo.gov.ru
решений должностных лиц органов внутренних дел, осуществляемых и принимаемых в ходе рассмотрения обращений.
Как справедливо отмечено А.А. Мининой, обращения граждан являются инструментом повышения правосознания граждан, обеспечивают поддержание информационной открытости органов государственной власти [5, с. 75].
Для привлечения внимания населения, а также для обеспечения незамедлительного обращения граждан в полицию приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» нормативно закреплена обязанность полиции наносить информационные надписи о принадлежности к соответствующему подразделению органа внутренних дел, номера телефонов доверия и дежурной части на боковые поверхности транспортных средств полиции (наряду со специальными цветографическими схемами).
Характеризуя деятельность по формированию правосознания населения в контексте противодействия преступности, необходимо назвать приказ МВД России от 17 января 2006 г. N 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений». В нем в качестве одной из основных задач ОВД по предупреждению преступлений закреплено привлечение к этой работе общественных объединений правоохранительной направленности и граждан. Соответственно, это зафиксировано и в качестве одного из направлений деятельности территориальных органов МВД России. Отдельно закреплена обязанность информирования населения через СМИ о способах и средствах правомерной защиты от преступных посягательств.
Конкретизируя работу отдельных подразделений, к компетенции участковых уполномоченных полиции руководство ведомства отнесло:
1) привлечение населения обслуживаемого участка, общественных объединений правоохранительной направленности, граждан и частных охранных организаций к работе по предупреждению преступлений, проведению индивидуальных профилактических мероприятий в
отношении лиц, допускающих правонарушения;
2) установление доверительных отношений с гражданами для получения информации, способствующей предупреждению и раскрытию правонарушений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести;
3) проведение разъяснительной работы среди населения по оборудованию объектов собственности средствами охранной либо тревожной сигнализации.
Инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних проводят встречи с населением, проживающим на обслуживаемой территории, выступают в образовательных организациях, средствах массовой информации по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних, формируют позитивное общественное мнение о деятельности органов внутренних дел.
Сотрудники патрульно-постовой службы полиции осуществляют разъяснительную работу среди граждан по соблюдению ими общественного порядка.
К компетенции ГИБДД отнесено проведение, в том числе с использованием СМИ, разъяснительной работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Сотрудники подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции принимают участие в освещении в СМИ вопросов защиты прав потребителей и борьбы с преступлениями на потребительском рынке.
Сотрудники подразделений информации и общественных связей как подразделений, непосредственно ответственных за информационно-пропагандистскую работу, организуют распространение информации в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет по вопросам предупреждения преступлений.
Аналогичные обязанности более детально определены в приказах МВД России, регламентирующих деятельность указанных выше подразделений, - от 2 декабря 2003 г. N 930 «Об организа-
ции работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения», от 29 января 2008 г. N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции», от 31 декабря 2012 г. N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции», от 15 октября 2013 г. N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации», от 16 июня 2011 г. N 683 «Об утверждении Положения об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации» и др.
Итак, рассмотренное выше свидетельствует о заинтересованности государства в развитии общества с высокой правовой культурой. Законодательная база закрепляет обязанность специализированных и неспециализированных субъектов противодействия преступности осуществлять работу по формированию, повышению правосознания и правовой активности населения. Ее основными формами являются информирование, привлечение к совместной работе, оказание помощи. Более детально это регламентируется подзаконными актами.
Нормативные правовые акты МВД России как основного субъекта борьбы с преступностью предписывают сотрудникам полиции осуществлять информационную, разъяснительную работу с гражданами лично, при проведении сходов, отчетов, бесед в коллективах; особое значение придается использованию сети Интернет.
Для развития активной гражданской позиции населения приказами, инструкциями регламентируется деятельность сотрудников ОВД по привлечению граждан к охране правопорядка, работе с девиантами и маргиналами, профилактике правонарушений.
Однако, несмотря на масштабность, успешность проводимой работы в указанном направлении, налицо большой по-
тенциал совершенствования ее нормативно- правовой базы. Наиболее актуальным является следующее. Необходимо законодательно закрепить направления, формы взаимодействия субъектов, участвующих в формировании правосознания населения (прежде всего это органы внутренних дел, Следственный комитет РФ, прокуратура, суд, органы управления образованием, оразовательные организации, средства массовой информации). Важно закрепить обязанность Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и заинтересованных правоохранительных органов размещать социальную рекламу, направленную на противодействие преступности.
Следует расширить круг лиц, имеющих возможность получить бесплатную юридическую помощь и активнее информировать население о такой возможности. На федеральном уровне должен быть предусмотрен механизм материальной компенсации членам общественных формирований по охране правопорядка (вознаграждения либо льготы, выплаты при причинении вреда здоровью или гибели при исполнении обязанностей по охране общественного порядка).
В заключение укажем, что успешное функционирование любой сферы жизнедеятельности общества - социальной, духовной, экономической, политической - в значительной мере обеспечивается грамотной законодательной регламентацией и соблюдением гражданами установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения, принятых в обществе норм морали и нравственности. Обеспечить подобное поведение позволяет целенаправленная деятельность органов законодательной, исполнительной власти, общественных формирований и других структур по повышению правосознания и правовой активности населения.
В рамках данной статьи мы остановились на ключевых нормативных правовых актах, предусматривающих направления деятельности по формированию правосознания населения. Однако аналогичные предписания, носящие более узкий, частный характер, содержатся и во многих отраслевых документах.
Список литературы
1. Савченко С.А. Роль конституционной правовой политики в формировании правосознания // Ом-будсмен. 2014. N 1. С. 3-9.
2. Киричек Е.В. Взаимодействие полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2015. N 7. С. 28-33.
3. Калягин Ю.С., Тверитинова Е.Н., Есипов А.Г. Правосознание в контексте психологии содействия граждан субъектам оперативно-розыскной деятельности // Юридическая психология. 2014. N 1. С. 36-40.
4. Панфилов И.А. О роли сети Интернет в формировании общественного мнения о деятельности органов внутренних дел // Российский следователь. 2013. N 5. С. 31-33.
5. Минина А.А. Правовое информирование населения как условие повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления // Юридические записки. 2013. N 1. С. 72-77.