Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4
УДК 327
Михаил ВЕДЕРНИКОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО КАБИНЕТА В ЧЕХИИ (2017-2018)
Аннотация. В статье отслежен процесс формирования правительственного кабинета в Чехии после парламентских выборов, которые состоялись 20-21 октября 2017 г. Он сопровождался трудностями, связанными с нежеланием политических оппонентов победившего движения АНО («Акции недовольных граждан») вступить с ним в коалиционное соглашение, ввиду уголовного преследования его лидера А. Бабиша. Автор работы показывает детали переговорного механизма, который привел к возможности формирования кабинета министров, что позволило избежать проведения досрочных выборов.
Ключевые слова: Чехия, АНО, ЧСДП, А. Бабиш, Б. Соботка, парламентские выборы, политический кризис, Я. Гамачек, М. Земан.
Спустя 249 дней после оглашения результатов парламентских выборов в Чехии, в которых с большим отрывом победило движение АНО1, удалось сформировать правительственный кабинет, получивший поддержку большинства в Парламенте. Таким образом, в течение более чем восьми месяцев страна пребывала в ожидании результатов сложных межпартийных переговоров и утверждения новой конфигурации правительства. Необходимо отметить, что для политической культуры Чешской Республики характерны подобные затяжные переговорные процессы, хотя стоит признать, что нынешняя ситуация побила рекорд двенадцатилетней давности, когда правительство М. Тополанека находилось в подвешенном состоянии на протяжении 230 дней.
В конце октября 2017 г. сразу после того, как стали известны итоги выборов, большая часть партий, прошедших в парламент, отказалась участвовать в составлении коалиционного соглашения с АНО по причине нахождения его главы Андрея Бабиша под судебным следствием по делу о незаконной растрате средств фондов Евросоюза. О возможности вхождения в правительство заявили лишь представители «крайне правой, националистической» партии Свобода и прямая демократия (СПД). Однако АНО отказалось от соглашения с этой политической силой2.
31 октября на встрече А. Бабиша и президента Чешской республики Милоша Земана в Ланах последний поручил главе АНО заняться разработкой предварительного состава будущего правительства. Несмотря на то, что подобный шаг не предусмотрен Конституцией, он был необходим для того, чтобы показать поддержку новому правительству со стороны главы государства. В ходе переговоров А. Бабиш также заявил о желании сформировать правительство меньшинства, обосновывая это отсутствием подходящих коалиционных партнёров. М. Земан поддержал данную инициативу . В дальнейшем он активно помогал главе АНО, осо-
© Ведерников Михаил Владимирович - кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра Вишеградских исследований ИЕ РАН. Адрес: Россия, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: vishma@mail.ru. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran420188998
1 Ведерников М. Протестный крен в чешской политике. РСМД. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comme nts/analytics/ protestnyy-kren-v-cheshskoy-politike-vybory-2017/
2 Хотя эксперты отмечают, что в это и последующее время между ними проходили активные переговоры по поводу выработки общих подходов к внутриполитическим вопросам, где их взгляды пересекались.
3 URL: http://www.ceskatelevize.cz/ct24/domaci/2289292-babis-zamiri-do-lan-pro-povereni-zemanovi-predstavi-obrysy-mensinove-vlady.
бенно в тех случаях, когда, кроме него, у Бабиша не оставалось иных «союзников». Тем самым, Земан проявил в себя в качестве медиатора, стороной, помогающей разрешить конфликт между АНО и всеми остальными партиями, отказавшимися изначально участвовать в составлении правительственного кабинета.
Назначение нового правительства могло произойти только после отставки действующего на тот момент кабинета Богуслава Соботки. 29 ноября 2017 г. на заседании парламента, при отсутствии самого премьер-министра, она была одобрена. Днем ранее А. Бабиш представил на ознакомление президенту список предполагаемых участников будущего кабинета. Зе-ман не имел возражений по поводу состава, но заявил о желании предварительно встретиться с кандидатами.
6 декабря 2017 г. А. Бабиш был утверждён президентом в качестве премьер-министра. После консультаций с предложенными кандидатурами 13 декабря было назначено и новое правительство, которое включало в себя 6 представителей движения АНО и 9 беспартийных политиков1. В течение 30 дней правительство Бабиша должно было получить поддержку от парламента. В случае если бы это не произошло, президент, согласно Конституции, имел право на повторное назначение. В обстановке, надвигавшихся президентских выборов, где их результат, а значит и второй срок Земана, на тот момент были под вопросом, президент предварительно подтвердил своё желание предоставить главе АНО дополнительную возможность сформировать правительство. Если бы и эта попытка не увенчалась успехом, президент должен был назначить премьера по предложению председателя парламента, которым на тот момент был Радек Вондрачек из движения АНО. Неуспех этой процедуры привёл бы к роспуску парламента и назначению досрочных выборов2.
Изначально решение о предоставлении вотума доверия правительству должно было стать известным 10 января 2018 г. Однако в этот день депутаты не смогли провести голосование. Оно состоялось 16 января, в ходе которого кабинет А. Бабиша поддержали 78 человек, т.е. только члены движения АНО . СПД, как сила готовая пойти навстречу временно исполняющему обязанности премьер-министра, поставила в качестве условия его поддержки требование участия их представителей в продвижении программы партии на правительственном уровне. Такое условие было недопустимо для АНО.
На следующий день 17 января 2018 г. правительство А. Бабиша подало в отставку, 24 января М. Земан её принял. Тогда же, следуя своим ранее озвученным обещаниям, он предоставил главе АНО ещё один шанс повторить попытку создания нового правительства. Однако он поставил условие, что его назначение на пост премьера должно было быть предварено предоставлением списка из 101 депутатов, готовых отдать свои голоса в пользу нового кабинета. Согласно законам Чешской Республики, правительство в отставке продолжало свою деятельность до момента назначения своего сменщика.
1 URL: http://www.ceskatelevize.cz/ct24/domaci/2317291 -babis-predstavil-prezidentovi-seznam-svych-ministru-jejich-jmena-zatim-nezverejni.
URL: https ://www. irozhlas.cz/zpravy-domov/prezident-milos-zeman-vlada-bez-duvery-andrej -babis_1712072116_ako.
3 URL: https://www.irozhlas.cz/zpravy-domov/premier-andrej-babis-neduvera-poslanecka-snemovna-mensinova-vlada-demise-hnuti_1801161555_haf.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4
В конце января 2018 г. после переизбрания М. Земана были обозначены новые контуры процедуры формирования кабинета. Так, на встрече, которая состоялась 10 февраля между президентом и А. Бабишем, условие сбора 101 подписи потенциальных сторонников было снято. Подобные перемены обосновывались тем, что процесс их поиска привёл бы к логичному получению большинства в рамках парламента. Также премьеру в отставке предоставлялось неограниченное время на составление нового правительства и «свобода действий», что в свою очередь вызвало острую критику со стороны оппозиционных партий1. Стоит отметить, что существование «правительства без доверия»2 не ограничено по сроку законодательством, что открывало возможность для его затяжного пребывания в подобном состоянии. Подобные прецеденты также имели место в современной истории страны. Так, кабинет Иржи Руснока после получения вотума недоверия и ухода в отставку в августе 2013 г. проработал до конца января 2014 г., когда ему на смену пришло новое правительство Б. Соботки.
В начале февраля глава АНО не уставал повторять о желании сформировать «одноцветный кабинет», обосновывая это тем, что такое правительство способно быть более эффективным в проведении намеченных планов, нежели коалиционное, ввиду отсутствия необходимости неизбежных согласований по ключевым вопросам. Однако подобный вариант, испробованный ещё в январе и не получивший поддержку в парламенте, указывал на необходимость поиска альтернатив. Победа Земана на выборах3 предоставила Бабишу свободу действий при ведении переговоров с возможными коалиционными партнёрами, несмотря на их ограниченное количество. Так, накануне съезда Чешской социал-демократической партии (ЧСДП), в ходе которого должен был быть избран новый лидер социал-демократов, Бабиш заявил о готовности сотрудничества с ней, но при условии отсутствия во главе неё своего непримиримого оппонента Милана Хованца. Тем самым он дал сигнал силам внутри партии, которые рассматривали возможность поддержки АНО. О готовности помочь формирующемуся правительству заявила Коммунистическая партия Чехии и Моравии (КПЧМ), представители которой в качестве условий обозначили необходимость включения их программных пунктов в правительственную повестку дня. Что касается участия коммунистов в кабинете, то они отвергли подобную возможность, обосновав это «существенно отличающимся взглядом на вне-
4
шнюю политику» .
После съезда ЧСДП (18 февраля 2018 г.), на котором главой партии был избран Ян Га-мачек, относящийся прагматично к возможному союзу с АНО, появилась возможность проведения переговоров между партиями. 16 марта на встрече её президиума было официально
1 URL: http://www.ceskatelevize.cz/ct24/domaci/2385901-babisovo-neomezene-sestavovani-vlady-podle-kritiku-prezi dent-rezignoval-na-vytvoreni.
2 Состояние правительства, когда его конфигурация и состав не одобрены нижней палатой парламента, ввиду отказа депутатов выразить доверие по отношению к нему. В такой ситуации кабинет министров вынужден фун -кционировать в усечённом правовом положении. Данная расстановка сил ведёт к перестроению правительственного кабинета, поиску новых коалиционных партнёров, с помощью которых возможно получение доверие более чем у половины состава парламента (100 + 1 голос). В случае отсутствия компромисса между политическими силами после трёх попыток составления правительства назначаются досрочные выборы.
3 Ведерников М.В. Президентские выборы в Чехии 2018 как отражение двух тенденций политического развития страны. Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. №1.
4 URL: https://echo24.cz/a/SBx5e/sestavovani-vlady-pokracuje-babis-ma-zatim-nejvetsi-jistotu-v-komunistech.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4
объявлено о возможности вступления в коалиционное правительство, но при условии предоставления партии пяти министерских кресел - внутренних дел, юстиции, финансов, труда и социального обеспечения и здравоохранения. В тот же день КПЧМ выступила с заявлением о поддержке начала переговоров по вопросу создания подобного кабинета. Одновременно с этим её лидер Войтех Филипп заявил, что в случае их неудачи коммунисты поддержат пра-ви-тельство меньшинства А. Бабиша. Подобная помощь стала возможной благодаря выработке общих подходов по некоторым внутриполитическим вопросам, в частности - по размерам по-доходного налога на невозвращённое в рамках реституции церковное имущество.
Результаты переговоров должны были быть оглашены на внеочередном съезде ЧСДП, намеченном на 7 апреля 2018 г. Впрочем, ещё накануне вновь проявились разногласия. Прежде всего, они касались нежелания социал-демократов видеть А. Бабиша внутри правительства и стремления занять пять позиций в правительстве. Данные условия вызвали резкое несогласие у представителей АНО. Они обосновывали его непропорциональностью запрашиваемого представительства по результатам выборов (5 министров на 15 депутатов в парламенте). В свою очередь ЧСДП обосновывало стремление получить именно это количество постов тем, что министерства внутренних дел, юстиции и финансов напрямую были связаны с расследованием уголовного дела, в котором был замешан А. Бабиш. Это не позволило бы никому из политического истеблишмента АНО оказывать влияние на ход расследования. Что касается министерств здравоохранения и социального обеспечения, то социал-демократы настаивали на руководстве ими для исполнения обязательств перед избирателями1.
Постепенно переговоры с социал-демократами зашли в тупик. А. Бабиш выступил с заявлением, в котором поделился с общественностью постигшей неудачей. Отмечая уступчивость АНО, он подчеркнул недопустимость передачи ЧСДП пяти министерских кресел и готовность предоставить им только три портфеля. Вопрос же о другом главе правительства, по его мнению, был недопустимым, так как за эту должность он был готов сражаться «до самого конца»2. В подобных обстоятельствах выступил президент Земан, который порекомендовал Бабишу заручиться поддержкой у СПД и КПЧМ и составить правительство меньшинства. Однако 12 апреля 2018 г. на партийной встрече АНО было отвергнуто предложение о сотрудничестве с националистической СПД. По мнению региональных депутатов, подобный шаг мог оказать существенное влияние на предстоящие муниципальные выборы, намеченные на конец 2018 г. М. Земан критически воспринял это решение, указав на то, что Бабиш изначально обещал в вопросе создания правительства в первую очередь учитывать предложения президента3.
В такой ситуации у движения АНО оставался единственный вариант продолжить переговоры с ЧСДП. В свою очередь это привело к необходимости идти на ранее отклонённые уступки, а именно - удовлетворить требования социал-демократов о пяти министерских постах. Впрочем, список предлагаемых министерств был изменён. Так, из прежнего списка остались
1 Zimola: Od Sobotky cekám disciplínu. Pravo. 17-18.03.2018. S. 7.
2 URL: https://www.irozhlas.cz/zpravy-domov/babis-budu-respektovat-kdyz-prezident-poveri-sestavenim-vlady-jineho-clena-ano_1804090615_gol.
3 URL: http ://forum24.cz/udalo sti/zeman-se-setka-s-babisem-k-j ednani-o -sestavovani-vlady/
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4
лишь две позиции - министра труда и социального обеспечения, а также министра внутренних дел, - на которых категорически настаивала ЧСДП. Последним должен был стать председатель партии Ян Гамачек. Остальные три ведомства, которые были предложены АНО - министерство земледелия, министерство культуры, министерство иностранных дел. 20 апреля 2018 г. в ходе внутрипартийного голосования на встрече президиума ЧСДП было принято решение возобновить переговоры с АНО о создании правительства. Оно было принято с небольшим перевесом (14 голосов «за», 12 - «против»).
7 мая 2018 г. между главами АНО и ЧСДП было подписано предварительное коалиционное соглашение. Согласно нему в случае отставки всех пяти министров, представителей социал-демократов, правительство и премьер-министр должны были бы последовать их примеру. Также говорилось о том, что при осуждении одного из членов кабинета соглашение теряло силу до тех пор, пока этот человек не покинет его состав. В свою очередь ЧСДП не удалось включить в документ требование, касающееся необходимости смещения некоторых членов партии СПД с центральных постов в парламенте1.
11 мая 2018 г. в партийном комитете АНО был единогласно одобрен данный проект договора. А. Бабиш обозначил его как «приемлемый компромисс». Что касается ЧСДП, то решение о его поддержке было вынесено на внутрипартийный референдум, проведение которого было запланировано с 21 мая по 14 июня 2018 г. В нём могли принять участие около 18 тыс. членов партии. Для того чтобы признать голосование состоявшимся необходимо было зафиксировать волеизъявление У потенциальных избирателей (около 4,5 тыс.).
Не дожидаясь итогов внутрипартийного референдума ЧСДП, 6 июня М. Земан во второй раз назначил А. Бабиша премьер-министром и предоставил ему возможность сформировать новое правительство. Политологи указывали на то, что подобным действием президент намеревался ускорить процесс образования нового кабинета и показать серьёзность возникшей ситуации. Политолог Я. Буреш отметил, что подобным способом давления Земан хотел показать, что в случае провала референдума или отказа коммунистов поддержать новое правительство, единственным вариантом для Бабиша осталось бы соглашение с СПД.
15 июня были озвучены итоги внутрипартийного референдума. 58,5% участников голосования выступили за новое коалиционное правительство; 40,2% отказались поддержать кабинет, возникающий при поддержке коммунистов. В процедуре приняли участие 64% членов ЧСДП (11 404 человека). На это событие незамедлительно отреагировали представители оппозиции. Так, глава Гражданской демократической партии (ГДП) П. Фиала написал в микро-блоге Twitter, что это решение заложило основы для «возникновения полукоммунистического правительства под патронатом Земана». Председатель партии Христианско-демократиче-ский союз - Чехословацкая народная партия (ХДС-ЧНС) П. Белобрадек предположил, что А. Бабиш будет во многом зависеть от коммунистов из-за своего неустойчивого положения в связи с продолжающимся уголовным преследованием2. В свою очередь лидер СПД Т. Ока-мура назвал неприемлемым участие ЧСДП в данном соглашении, поскольку «она никогда не выполняла обязательства перед избирателями».
1 URL: https://www.cssd.cz/aktualne/aktuality/principy-koalic-ni-spolupra-ce-ano-2011-a-cssd/
2 URL: https://ct24.ceskatelevize.cz/domaci/2510530-cssd-oznami-zda-vstoupi-do-vlady-z-kuloaru-zni-ze-je-pro.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4
В вопросе о персональном распределении должностей в новом правительстве возникли серьёзные противоречия между М. Земаном и коммунистами, с одной стороны, и ЧСДП, с другой. Прежде всего, это коснулось кандидатуры на позицию министра иностранных дел, на которую был предложен евродепутат М. Похе. Будучи сторонником решительного прозападного курса чешской внешней политики и приверженцем квотированного распределения мигрантов по территории ЕС, он вызвал неприятие со стороны президента и представителей КПЧМ, имеющими противоположные взгляды по этим вопросам. В свою очередь социал-демократы указали на невыполнимость требования по изменению кандидатуры, в связи со значительным количеством уступок, которые уже были сделаны ими в ходе переговорного процесса. Я. Гамачек даже говорил о том, что этот конфликт интересов мог привести к завершению сотрудничества с АНО1. Однако споры в СМИ и обсуждение возможных последствий неприятия кандидатуры М. Похе продолжились, и до последнего не было ясно, каким способом будет разрешено это противоречие.
27 июня 2018 г. М. Земан положил конец развернувшейся дискуссии одобрив предложенный А. Бабишем состав второго, но на этот раз уже коалиционного правительства. Важно отметить, что среди его членов отсутствовал М. Похе, на кандидатуре которого так долго настаивали социал-демократы. Пост министра иностранных дел занял глава ЧСДП Я. Гамачек, который совместил его с должностью министра внутренних дел. Как отмечает политолог М. Зной, подобное решение было принято в результате компромиссного соглашения между АНО и ЧСДП, поскольку согласно Конституции Чешской республики президент не смог бы самостоятельно совершить перестановку в предложенном премьер-министром списке кандида-
тур2.
10 июля 2018 г., накануне голосования в парламенте по вопросу доверия правительству АНО-ЧСДП, состоялось подписание коалиционного соглашения. Глава депутатов ЧСДП Я. Хвойка отметил, что этот документ положил конец нестабильности в ЧР. Помимо прочего, в этот же день между АНО и КПЧМ был заключён договор о поддержке коалиционного правительства при голосовании в парламенте. В тексте указывалось на то, что коммунисты не имели права инициировать голосование по вопросу о недоверии к кабинету в течение его дальнейшего нахождения у власти3. Необходимо отметить, что социал-демократы отказались подписывать документ вместе с коммунистами, не желая связывать себя прямыми, документально засвидетельствованными, обязательствами перед ними. Для них подобный документ знаменовал бы открытый политический союз с силой, которая в Чехии до сих пор считается виновной за 40-летнее пребывание у власти «антинародного» режима Коммунистической партии Чехословакии (1948-1989), ответственной за вовлечение страны в зону советского влияния и проистекающие из этого последствия.
Таким образом, можно говорить о том, что А. Бабишу окончательно удалось заручить-
1 URL: https://ct24.ceskatelevize.cz/domaci/2512177-hamacek-nemame-kam-ustoupit-spor-o-jmena-ministru-muze-vladu-s-ano-zhatit.
2 URL: https://ct24.ceskatelevize.cz/domaci/2521660-prezident-zeman-jmenuje-druhou-babisovu-vladu-vyhrady-komu nistu-ale-trvaji.
3 URL: https://ct24.ceskatelevize.cz/domaci/2533984-ano-podepise-koalicni-smlouvu-i-dohodu-o-toleranci-s-kscm.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4
ся, помимо 78 голосов представителей своего движения, 15 голосами социал-демократов и 15 - коммунистов. Потенциальная поддержка со стороны 108 депутатов открывала для него возможность получения доверия со стороны парламента.
Содействие коммунистов было сопряжено с необходимостью предоставления им определённых гарантий, касающихся проведения в жизнь предвыборной программы партии. Их основные требования сводились к следующему: увеличение минимальной заработной платы и пенсий, сохранение на прежнем уровне денежного участия пациентов в оплате медицинских услуг и лекарств, налогообложение церковных реституций, охрана природных объектов. Помимо социально-экономической повестки дня, КПЧМ активно выступала против участия чешской армии в различных вооруженных миссиях за границей. Они возражали против расширения чешского контингента в Афганистане на 140 человек и отправки 95 новобранцев в Литву, Латвию и Эстонию. В свою очередь частичное отступление перед требованиями коммунистов по данным вопросам со стороны АНО прослеживается в обновлённой программе коалиционного правительства в главе, посвящённой оборонной политике. Так, в отличие от программы АНО за январь 2018, где первоочередной задачей была обозначена деятельность в рамках ООН, новый документ свидетельствовал о приоритетности ООН в решении международных проблем. Помимо этого было решено отложить планы об увеличении расходной части бюджета на оборону до 2% ВВП к 2024 г. Вместо этого финансирование этой статьи было решено приблизить к 1,4% к 2021 г.1 В области международных отношений указывалось на то, что «Чешская Республика будет развивать экономические отношения не только с Россией и Китаем, но и другими странами Азии, Африки и Латинской Америки».
12 июля 2018 г. в чешском парламенте состоялось голосование по вопросу о доверии новому правительству. Как итог, 105 депутатов высказались в его поддержку; 91 были против, 4 - отсутствовали. Парламентское заседание посетил президент, который в самом начале произнёс речь, в которой призывал присутствующих поддержать новое правительство. По мнению М. Земана, его политическая программа содержала долгосрочный инвестиционный план, направленный на развитие инфраструктуры и энергетики. Затем выступил А. Бабиш, который представил шесть приоритетных направлений деятельности правительства. Ими стали пенсионная реформа, цифровая Чехия, отстаивание интересов ЧР в ЕС, стратегическая инвестиционная программа, реформа государства и усиление безопасности. В свою очередь оппозиция не преминула возможностью обрушиться с критикой на представителей АНО и ЧСДП. П. Фиала сказал, что кабинет А. Бабиша представляет политическую угрозу, и поэтому ОДС будет прилагать усилия, чтобы его правление закончилось раньше срока. Член партии ТОП 092 М. Калоусек высказал предположение, что КПЧМ будет иметь большее влияние на АНО, нежели «использованные один раз демократы», и это станет причиной постоянного столкновения интересов. Представитель движения
СТАН3 Я. Фарский
отметил, что А.
1 URL: https://www.cssd.cz/aktualne/aktuality/programove-prohlaseni-vlady-ceske-republiky/
2 TOP 09 (Традиции. Ответственность. Процветание) - чешская правоцентристская политическая партия, основанная в 2009 г. М. Калоусеком.
3 СТАН (Старосты и независимые) - чешское политическое движение, основанное в 2004 г., уделяющее основное внимание проведению политики на уровне муниципалитетов и регионов.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4
Бабиш придерживается правил только тогда, когда ему это выгодно. В этой связи не стоит ожидать от него исполнения обещаний. Т. Окамура в качестве причины нежелания поддерживать новое правительство назвал то, что оно будет проводить в жизнь «пробрюссельскую» политику1.
Говоря о причинах столь затяжного процесса утверждения правительственного кабинета, эксперты отмечают несколько факторов. Прежде всего, они указывают на то обстоятельство, что перед самими выборами политические партии ведут себя независимо, подчас агрессивно по отношению к конкурентам. Однако после их завершения они вынуждены искать друг у друга помощь, находясь в процессе установления вынужденного сотрудничества. В случае если главы политических партий относились к сопернику враждебно, возможность совместного кабинета уменьшается. В этой связи необходимо отметить, что личные отношения между политиками играют важную роль. Так, например, в 2013 г. конфликт между А. Ба-бишем и Б. Соботкой, на тот момент председателем ЧСДП, привёл к тому, что в течение 115 дней проходили переговоры внутри социал-демократической партии относительно его возможной смены для того, чтобы составить дееспособное правительство (но, несмотря на это, он продолжил исполнять свои полномочия).
Другая причина, оказывающая влияние на затягивание сроков создания нового кабинета министров, кроется в том, что Конституция ЧР не ограничивает срок его формирования. Однако специалисты отмечают важность не модификации основного закона страны, а улучшения политической культуры среди чешских политиков, которые подчас используют складывающиеся обстоятельства в свою пользу2.
Список литературы
Babis: Budu respektovat, kdyz prezident poverí sestavením vlády jiného clena ANO. URL: https: //www.irozhlas.cz/zpravy-domov/babis-budu-respektovat-kdyz-prezident-poveri-sestavenim-vlady-jineho-clena-ano_1804090615_gol.
Babisovo neomezené sestavování vlády? Podle kritiku prezident rezignoval na vytvorení funguj-ící koalice. URL: http://www.ceskatelevize.cz/ct24/domaci/2385901-babisovo-neomezene-sestavov ani-vlady-podle-kritiku-prezident-rezignoval-na-vytvoreni.
Podle ocekávání. Babisova vláda duveru snemovny nedostala, podporilo ji jen 78 poslancu. URL: https://www.irozhlas.cz/zpravy-domov/premier-andrej-babis-neduvera-poslanecka-snemovna -mensinova-vlada-demi se-hnuti_1801161555_haf.
Principy koalicní spolupráce ANO 2011 a CSSD. URL: https://www.cssd.cz/aktualne/aktuality/ principy-koalic-ni-spolupra-ce-ano-2011 -a-cssd/
Programové prohlásení vlády Ceské republiky. URL: https://www.cssd.cz/aktualne/aktuality/pro gramove-prohlaseni-vlady-ceske-republiky/
Sestavování vlády pokracuje. Babis má zatím nejvetsí jistotu v komunistech. URL: https://echo
1 URL: https://ct24.ceskatelevize.cz/domaci/2534410-den-d-pro-druhou-babisovu-vladu-ve-snemovne-mela-konecne-ziskat-duveru.
2 URL: https://ct24.ceskatelevize.cz/domaci/2503306-novy-rekord-v-sestavovani-vlady-230-dnu-od-voleb-a-cekani-trva.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4
24.cz/a/SBx5e/sestavovani-vlady-pokracuje-babis-ma-zatim-nejvetsi-jistotu-v-komunistech.
Zeman se dnes setka s Babisem k jednani o sestavovani vlady. URL: http://forum24.cz/udalosti/ zeman-se-setka-s-babisem-k-jednani-o-sestavovani-vlady/
Ведерников М. Каким путём пойдет Чехия? РСМД. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kakim-putem-poydet-chekhiya/ (дата обращения 28.04.2018).
Ведерников М. Протестный крен в чешской политике. РСМД. URL: http://russiancouncil.ru /analytics-and-comments/analytics/protestnyy-kren-v-cheshskoy-politike-vybory-2017/ (дата обращения 28.04.2018).
Ведерников М. Президентские выборы в Чехии 2018 как отражение двух тенденций политического развития страны. Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. №1. URL: http://vestnikieran.instituteofeurope.ru/images/%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5 %D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D1%87%D0%B5%D1%85%D0% B8%D1%8F.pdf (дата обращения 28.04.2018).
Вишеградская четвёрка в Европейском союзе: дилеммы конвергенции. Под ред. Л.Н. Ши-шелиной. М., 2017.
References
ANO podepsalo koalicni smlouvu s CSSD i dohodu s KSCM. Podivejte se, k cemu se strany za-vazuji [ANO signed a coalition agreement with the CSSD and an agreement with the KSCM]. URL: https://ct24.ceskatelevize.cz/domaci/2533984-ano-podepise-koalicni-smlouvu-i-dohodu-o-toleranci-s-kscm.
As expected. Babis's government did not receive the confidence of the House, supported by 78 deputies. URL: https://www.irozhlas.cz/zpravy-domov/premier-andrej-babis-neduvera-poslanecka-snemovna-mensinova-vlada-demise-hnuti_1801161555_haf.
Babis: I will respect when the President entrusts the formation of another member's government. URL: https://www.irozhlas.cz/zpravy-domov/babis-budu-respektovat-kdyz-prezident-poveri-sestav enim-vlady-jineho-clena-ano_1804090615_gol.
Babis's unlimited government formation? According to critics, the president has resigned to creating a functioning coalition. URL: http://www.ceskatelevize.cz/ct24/domaci/2385901-babisovo-neomezene-sestavovani-vlady-podle-kritiku-prezident-rezignoval-na-vytvoreni.
Government building continues. Babis has the greatest confidence in the Communists. URL: https://echo24.cz/a/SBx5e/sestavovani-vlady-pokracuje-babis-ma-zatim-nejvetsi-jistotu-v-komunis tech.
Prezident Zeman jmenoval druhou Babisovu vladu. Hamacek povede vnitro i zahranici [President Zeman named the second Babis' government. Hamacek will lead both inland and abroad]. URL: https://ct24.ceskatelevize.cz/domaci/2521660-prezident-zeman-jmenuje-druhou-babisovu-vla du-vyhrady-komuni stu-ale-trvaji.
Principy koalicni spoluprace ANO 2011 a CSSD [Principles of coalition cooperation ANO 2011 and CSSD]. URL: https://www.cssd.cz/aktualne/aktuality/principy-koalic-ni-spolupra-ce-ano-2011-a-cssd/
Programove prohlaseni vlady Ceske republiky [Program Declaration by the Government of the
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4
Czech Republic]. URL: https://www.cssd.cz/aktualne/aktuality/programove-prohlaseni-vlady-ceske -republiky/
Vedernikov M. Protestnyj kren v cheshskoj politike [Protest tendency in Czech policy]. Rossij-skij sovet po mezhdunarodnym delam [Russian council on international affairs], 2017. URL: http:// russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/protestnyy-kren-v-cheshskoy-politike-vybory-2017/
Vedernikov M. Prezidentskie vybory v Chekhii 2018 kak otrazhenie dvuh tendencij politichesko-go razvitiya strany [Presidential elections in Czech republic 2018 as the reflection of two trends in political development]. Nauchno-analiticheskij vestnik Instituta Evropy RAN [Scientific and analytical bulletin of Institute of Europe of RAS], №1, 2018. URL: http://vestnikieran.instituteofeurope. ru/images/%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0% BE%D0%B2-%D1%87%D0%B5%D1%85%D0%B8%D1%8F.pdf.
Vishegradskaja chetverka v Evropejskom sojuze: dilemmy konvergencii [Visegrad four in European Union: dilemmas of convergence]. Ed. L.N. Shishelina. Moscow, 2017.
Zeman will meet Babis today for talks on government-building. URL: http://forum24.cz/udalosti /zeman-se-setka-s-babisem-k-jednani-o-sestavovani-vlady/
Formation of the government in Czech Republic (2017-2018)
Author. Vedernikov Mikhail, PhD (History), Research Associate, Department for Central and Eastern European Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russi, 125009. E-mail: vishma@mail.ru.
Abstract. The article shows the formation of the government in the Czech Republic after the parliamentary elections which took place on October 20-21, 2017. Since the start, it was accompanied with difficulties associated with the reluctance of political opponents of ANO to enter into a coalition agreement with it due to criminal prosecution of its leader A. Babis. The author traces the details of the negotiating mechanism which led to the formation of the Cabinet that in turn made it possible to avoid pre-term election.
Key words: Czech Republic, ANO, CSDP, A. Babis, B. Sobotka, parlamentary elections, J. Hamacek, M. Zeman, political crisis.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran420188998
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4