Научная статья на тему 'Формирование практических навыков на уроках химии в профильной химической школе'

Формирование практических навыков на уроках химии в профильной химической школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ПРОМЫШЛЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / THE PROFILE CHEMICAL SCHOOL / SYSTEM INDUSTRIAL CLUSTERS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарайшина Э. Г.

Эта статья в основном о введении профилирующих школ с начальным профессиональным образованием в системе промышленных кластеров, а также об усилении эффективности профильными химическими школами, путем увеличения доли лабораторных и практических занятий по химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарайшина Э. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is mainly about introduction of field-oriented schools with initial vocational education in system industrial clusters, as well as about strengthening of efficiency of profile chemical schools by increasing the portion of lab and practical courses in chemistr

Текст научной работы на тему «Формирование практических навыков на уроках химии в профильной химической школе»

УДК 37:001.89

Э. Г. Гарайшина

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ХИМИИ В ПРОФИЛЬНОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ

Ключевые слова: профильная химическая школа, промышленные кластеры, образование.

Эта статья в основном о введении профилирующих школ с начальным профессиональным образованием в системе промышленных кластеров, а также об усилении эффективности профильными химическими школами, путем увеличения доли лабораторных и практических занятий по химии.

Keywords: the profile chemical school, system industrial clusters, education.

This article is mainly about introduction of field-oriented schools with initial vocational education in system industrial clusters, as well as about strengthening of efficiency of profile chemical schools by increasing the portion of lab and practical courses in chemistry.

В последние годы все более актуальной становится идея формирования целостных производственно-интегрированных систем, одним из типов которых являются промышленные кластеры. Благодатная почва для формирования и развития одного из мощнейших промышленных кластеров - нефтехимического - в Республике Татарстан.

Под промышленным кластером исследователями понимается группа географически соседствующих и интеграционно взаимодействующих компаний и связанных с ними организаций, функционирующих в определенной отраслевой сфере и взаимодополняющих друг друга. Предприятия, составляющих кластер, находятся во взаимосвязи таких форм, как добыча и поставка сырья, оборудования; научно-исследовательская и инновационная деятельность; обучение и консультационное сопровождение и др. Именно в рамках кластера возможно укрепление международной конкурентоспособности, так как важной отличительной чертой кластера являются факторы интеллектуальной составляющей и инновационной ориентированности.

Принципиальное значение имеет способность кластеров эффективно использовать внутренние людские ресурсы, научно-информационный капитал. Одно из направлений решения проблемы восполнения существующего дефицита высококлассных специалистов для предприятий и НИИ - введение профильных школ в систему образовательного или промышленного кластера. Реализация начального профессионального образования в профильной химической школе решает следующие задачи: приобретение практических навыков и умений; вовлечение учащихся в процесс модернизации, в доступный научный поиск; начальную профессиональную подготовку востребованных квалифицированных кадров; профессиональное самоопределение учащихся; отбор и структурирование содержания профильной химической подготовки на основе принципов региональности, оптимального сочетания фундаментальности и профессиональной направленности, интенсификации обучения, преемственности, самостоятельности познания, познавательной и творческой активности.

Одной из тенденций развития химического образования за рубежом является поиск баланса между теоретической и практической направленностью содержания курса химии.

В России по сравнению с 80-ми годами наблюдается возрастание интенсивности изучения химии в основной школе в 2-3 раза. Если такая интенсивность обусловлена только увеличением количества теоретических часов, то можно говорить о формализации знаний. Об этом свидетельствуют и результаты опроса студентов Нижнекамского химикотехнологического института, изучающих курс аналитической химии. Если студенты во время занятий, решая задачи по образцу или по алгоритму, еще справляются с заданием на

вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе, молярной концентрации, молярной концентрации эквивалентов, титра раствора и др., то у этих же студентов уже через год те же задачи вызывают затруднение.

Иные результаты наблюдаются у студентов, выпускников профильной химической школы с теоретическим и практическим изучением химии № 35. Все выпускники этой школы успешно справляются с предложенными заданиями как в период изучения курса аналитической химии в институте, так и при проверке остаточных знаний на более старших курсах.

В профильной химической школе программами предусмотрено следующее распределение часов по химии:

8 класс - 5 часов в неделю неорганической химии (всего 170 часов);

9 класс - 5 часов в неделю неорганической химии (всего 170 часов);

10 класс - 6 часов в неделю органической химии (всего 240 часов);

11 класс - 6 часов в неделю в первом полугодии органической химии (всего 102 часа) и 6 часов в неделю во втором полугодии общей химии (всего 102 часа).

Изучению предмета предшествует спецкурс «Химия вокруг нас» в седьмых классах. Программой предусмотрено 2 часа в неделю (всего 68 часов).

Курс неорганической и общей химии строится на квантово-механических, структурных, термодинамических и кинетических представлениях современной науки. В ходе изучения органической химии учащийся должен приобрести знания основных теоретических положений химии, свойств основных классов органических соединений, их конкретных представителей, а также умение прогнозировать течение химических процессов и возможность получения продуктов в зависимости от условий протекания химических реакций.

Доля лабораторных, практических занятий при изучении химии недостаточна для полного усвоения материала. Так, при изучении органической химии из 306 учебных часов только 24 часа приходится на лабораторный практикум, что составляет 7,8 % учебного времени. Проблема решается введением в профильной химической школе с 8 класса курса профессионального обучения. В 90-х годах этот курс составлял 4 часа в неделю. Позднее, в связи с требованиями учебного плана, количество часов по профессиональному обучению было сокращено до 2 часов в неделю.

Программа профессионального обучения ставит своей целью формирование умений и навыков, развитие учебных и профессиональных интересов в области химии, химической технологии, расширение политехнического кругозора ученика. По окончании школы выпускники получают удостоверение лаборанта аналитической химии 2, 3 разряда. Обучение курса профессионального обучения строится по учебным пособиям Л.Н. Захарова «Техника безопасности в химических лабораториях», А.А. Ярославцева «Сборник задач и упражнений по аналитической химии» и А.Я. Гурвич «Химический анализ».

Курс начинается с вопросов по организации труда в химической лаборатории, с изучения на практике химической посуды, ее видов, назначения, мытья и сушки химической посуды, мер безопасности при работе с химической посудой. Учащиеся учатся работать с весами ученическими, технохимическими и аналитическими, с приборами для измерения температуры, давления, плотности. 20 часов уделяется изучению способов выражения концентрации растворов: массовая доля вещества в растворе, молярная концентрация, молярная концентрация эквивалентов. Учащиеся учатся готовить растворы по навеске, по установочному веществу различной концентрации, работать с мерной посудой, решать задачи на смешение растворов. 9 класс начинается с повторения и углубления темы «Способы выражения концентрации». При изучении следующей темы «Методы очистки и разделения веществ» ученики знакомятся с различными методами очистки веществ (фильтрование, дистилляция, перекристаллизация, экстрагирование и др.). Во втором полугодии проводятся

практические занятия по качественному определению катионов и анионов. В 10 классе изучаются количественные методы анализа (титриметрические и гравиметрические), в 1 классе - инструментальные методы анализа (фотоколориметрические, хроматографические, потенциометрические).

В соответствии с прикладным характером предмета определяется и методика преподавания. Она способствует развитию практических умений и навыков, способствует развитию самостоятельности и творческой активности учащихся, постепенному переходу от низкого уровня самостоятельности (репродуктивного) к более высокому уровню (частичнотворческому и творческому).

Анализ знаний учащихся профильной химической школы показал, что введение дополнительных практических занятий, увеличение доли лабораторного практикума по химии подготавливает учащихся к серьезной учебной деятельности, повышает общий уровень их образованности, содействует приобретению навыков самостоятельного получения и применения знаний. Тем самым выпускники получают достаточную подготовку для продолжения образования и для практической деятельности. Именно такая профильная школа решает цель - осуществить подготовку учащегося к продолжению обучения в вузе и выбору будущей профессии.

Тесная взаимосвязь в системе профильная школа-вуз-производство в плане формирования, воспитания и использования интеллектуальных ресурсов усиливает позиции производственного кластера.

Литература

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени профильного образования (приказ МО РФ от 18.02.02 г. № 2783)

2. Бухвальд, Е.М., Виленский, А.В. Развитие кластерных форм организации производства и их

государственной поддержки // Информационно-аналитический сборник. М.: Инститиут

предпринимательства и инвестиций, 2003. - 160 с.

© Э. Г. Гарайшина - канд. пед. наук , доцент НХТИ КГТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.