Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РОДНОМУ ЯЗЫКУ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РОДНОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
универсальные учебные действия / способность к обучению / психологии способна выявить действия ученика его навыки к работе. / universal learning activities / learning ability / psychology is able to reveal the student's actions and his skills for work.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедаханов, Абдумалик Муталлиевич

В данной статье раскрывается формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальных классов при обучении родному языку. В школьном образовании перемещается с усвоения определенной суммы факторов на формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, а также на развитие коммуникативной готовности сотрудничать друг с другом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN TEACHING THEIR NATIVE LANGUAGE

This article reveals the formation of cognitive universal educational actions of primary school students when teaching their native language. In school education, it moves from the assimilation of a certain amount of factors to the formation of the ability and need to independently replenish one's knowledge, to navigate the ever-growing flow of information, as well as to the development of communicative readiness to cooperate with each other.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РОДНОМУ ЯЗЫКУ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ

ОБУЧЕНИИ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

Дедаханов Абдумалик Муталлиевич

Преподаватель Наманганского госуарственного университета

АННОТАЦИЯ

В данной статье раскрывается формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальных классов при обучении родному языку. В школьном образовании перемещается с усвоения определенной суммы факторов на формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, а также на развитие коммуникативной готовности сотрудничать друг с другом.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, способность к обучению, психологии способна выявить действия ученика его навыки к работе.

BOSHLANG'ICH SINF O'QUVCHILARINING ONA TILINI O'QITISHDA KOGNITIV UNIVERSAL TA'LIM FAOLIYATINI SHAKLLANTIRISH

Dedaxanov Abdumalik Mutallievich

Namangan davlat universiteti o'qituvchisi

Ushbu maqolada boshlang'ich sinf o'quvchilarining ona tilini o'qitishda kognitiv universal ta'lim faoliyatining shakllanishi ochib berilgan. Maktab ta'limida u ma'lum miqdordagi omillarni o'zlashtirishdan o'z bilimlarini mustaqil ravishda to'ldirish qobiliyati va ehtiyojini shakllantirishga, doimiy ravishda o'sib borayotgan ma'lumotlar oqimini boshqarishga, shuningdek hamkorlikka kommunikativ tayyorlikni rivojlantirishga o'tadi. bir-biri bilan.

Kalit so'zlar: universal tarbiyaviy harakatlar, o'rganish qobiliyati, psixologiya o'quvchining harakatlarini va uning mehnat qobiliyatini ochib berishga qodir.

ANNOTATSIYA

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

FORMATION OF COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN TEACHING THEIR NATIVE

LANGUAGE

Dedakhanov Abdumalik Mutallievich.

Lecturer at Namangan State University

This article reveals the formation of cognitive universal educational actions of primary school students when teaching their native language. In school education, it moves from the assimilation of a certain amount of factors to the formation of the ability and need to independently replenish one's knowledge, to navigate the evergrowing flow of information, as well as to the development of communicative readiness to cooperate with each other.

Keywords: universal learning activities, learning ability, psychology is able to reveal the student's actions and his skills for work.

ВВЕДЕНИЕ

В связи формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальных классов при обучении родному языку в педагогике появилось новое понятие «универсальные учебные действия» (УУД). Рассмотрим данное понятие более подробно. Согласно определению, начального общего образования.

Универсальные учебные действия - это обобщённые действия, которые порождают масштабную ориентацию учеников в пределах разных областей, а также мотивацию к учебной деятельности. В широком понимании УУД - это способность к обучению либо некоторая способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного присвоения нового опыта. В узком же понимании это универсальные учебные действия совокупность которых с точки зрения психологии способна выявить действия ученика его навыки к работе, которая в свою очередь обеспечит его способность к самостоятельному восприятию новых знаний, умений, опыта. УУД включают: организацию действия которая входит в систему УУД.

Учебные действия которые нигде не повторяются, представляют собой единую систему, у которой развитие каждого из видов УУД определяется его соотношением с другим видом и общей логикой возрастного развития. Особенный характер УУД выражается в том, что он носит над-мета-предметный характер, что обеспечивает этапы усвоения учебного содержания и

ABSTRACT

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

формирования психологических способностей учащегося. Универсальные действия, обеспечивают решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного становления 8 обучающихся, реализуются в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Понятие «универсальные учебные действия» раскрывается в трудах ряда исследователей. А.Г. Асмолов определяет понятие «универсальные учебные действия» как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению навыков и знаний. А.Г. Асмоловым выделено несколько групп УУД.[1]

Группы УУД:

1. Личностные УУД

2. Регулятивные УУД

3. Познавательные УУД

4. Коммуникативные УУД

Классификация УУД, предложенная А.Г. Асмоловым

По мнению Т.С. Котляровой, УУД представляют собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему присвоенных Группы УУД Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД компетенций и ценностей, которые помогают человеку быть активным субъектом и эффективно реагировать на изменения внешней среды [2].

В.А. Шабанова определила понятие «универсальные учебные действия» как совокупность способов выполнения действий обучающимися, которые обеспечивают получение ими новых знаний, формирующих соответствующие умения (например, умения самоорганизации процесса учения). УУД формируются посредством выполнения целенаправленных действий и в результате активизации деятельности самих обучающихся. Универсальные учебные действия открывают перед всеми участниками учебного процесса новые горизонты, которые позволяют самостоятельно получать и усваивать новые знания, умения и компетентности на основе формирования умения учиться.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

1. Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели.

2. Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.

3. Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Представление о функциях, содержании и видах УУД должно быть

положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса. Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения - все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД. Развитие универсальных учебных действий -«сквозная» линия школы, ориентированной на деятельностный подход к образованию. Если в начальной школе происходит становление основных учебных навыков и умений, позволяющих ученику осмысленно действовать в учебном процессе, то далее - в основной школе - эти действия становятся всё более самостоятельными, расширяется их круг. У ученика постепенно, от класса к классу, оформляется собственный стиль учебной деятельности. Появляются внутренние ресурсы выбора способов решения образовательных задач с учетом имеющегося арсенала универсальных учебных действий.

Предложенная А.Г. Асмоловым и его научной группой классификация УУД приемлема для любого уровня школьного образования. Различие должно начинаться в наполнении каждой из четырех групп конкретными действиями, с учетом уже освоенных УУД. Учащиеся овладевают основными видами УУД (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными) в процессе изучения разных учебных предметов и во внеурочной деятельности. Каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.

В младшем школьном возрасте происходит процесс становления воли, обуславливающей дальнейшее развитие всех психических функций. В дошкольном возрасте у ребёнка произвольность выступает лишь в отдельных случаях. В школе вся деятельность по своему существу является произвольной, так как практически всегда нужно регулировать своё поведение или

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

деятельность. За это отвечает сознательная и мыслительная деятельности ребёнка. В процессе восприятия происходит процесс перехода от непроизвольного к целенаправленному наблюдению за тем или иным объектом (субъектом), который подчинен определённой задачи. В этом возрасте также впервые появляются зачатки самосознания, а это проявляется в развитии рефлексии, из-за чего школьник приобретает способность осознавать свои собственные изменения, изменения окружающей среды, перемены у других людей.

Относительно хорошо у ребёнка в таком возрасте хорошо развита наглядно-образная память, но также имеются уже все предпосылки для развития словесно-логической памяти, осмысленного запоминания. Речь младшего школьника уже достаточно хорошо развита и он умеет использовать свои умения. Его речь в переделанной степени подчиняется требованиям грамматики, довольна выразительна. Все вышесказанное касается объективной психологической готовности ребёнка к школьному периоду обучения. Но следует отметить, что важную роль играет и субъективная сторона - желание и стремление учиться в школе, общаться со сверстниками, взрослыми. И здесь очень важны индивидуальные различия детей.

Особенностью развития психических процессов у ребенка младшего школьного возраста является то, что они формируются, преимущественно, в рамках ведущего вида деятельности - учебной. Также на развитие познавательной сферы ребенка продолжает оказывать влияние игра, посредством которой формируется креативность. Таким образом, младший школьный возраст, в силу возрастных особенностей развития психических процессов, является наиболее благоприятным для формирования познавательных УУД.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ситуация в современном школах Узбекистана образования характеризуется поисками новых подходов к повышению качества образования, под которым понимается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особую актуальность данные вопросы имеют на начальной ступени обучения в школе, когда у детей только начинают формироваться учебные навыки. От того, насколько будут сформированы универсальные учебные действия, зависит дальнейшая успешность обучения ребенка в школе.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

REFERENCES

1. Abdulvokhidov, E. (2019). PEDAGOGICAL THOUGHTS REFLECTED IN THE STORY OF CH. AITMATOV "WHITE STEAMBOAT". Theoretical & Applied Science, (10), 432-434.

2. Abdulvokhidov, E. (2021). Chingiz aitmatov's pedagogical concept in the development of pedagogical and publicistic thought. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 11(3), 1050-1057.

3. Файзуллаева, Х. Э. (2020). Работа по фразеологии при изучении имени числительного. Science and Education, 1(2), 574-577.

4. Fayzullayeva, K. H. (2020). E."Metaphor explanation methods when studying artistic" Multidisciplinary Peer Reviewed Journal. Research for revolution. ISSN№-2581-4230. Impact Factor-5.785, 6(7).

5. ERKINZHANOVNA, F. K. Metaphor Explanation Methods When Studying Artistic Text. JournalNX, 6(07), 298-301.

6. MAMADALIEVNA, I. M. What Maked VP Gusin to Use Pseudonyms. JournalNX,, 6(07), 302-304.

7. Исманова, М. М. (2021). ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА В ОЦЕНКЕ В. ПОЛОНСКОГО. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(4), 1076-1080.

8. Vitalevna, C. Y. (2020). Personally-oriented approach in upbringing students in the system of lifelong education. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 10(11), 415-419.

9. Chjen Elena, V. Personally-oriented approach in upbringing students in the system of lifelong education. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Jornal. ISSN, 2249-7137.

10. Vitalyevna, C. Y. (2021). INTERACTIVE METHODS OF TEACHING RUSSIAN LITERATURE IN SCHOOLS WITH UZBEK LANGUAGE LEARNING. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(4), 1169-1174.

11. Irkinovna, A. E. (2021). EDUCATION OF HIGH-LEVEL YOUNG PEOPLE IN THE FAMILY AND INTER-FLOW CONFLICT. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(4), 1072-1075.

12. Fayzullaeva, H. E. (2021). THE POSTMODERN NATURE OF A. BITOV'S NOVEL" PUSHKIN HOUSE". Science and Education, 2(2), 313-315.

13. Nosirov, K. (2021). PEDAGOGICAL THOUGHT IN THE STORIES OF CH. AITMATOV. EPRA International Journal of Research & Development, 6(4), 37-39.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

14. Дедаханова, М. М. (2021). НЕЙРОЛИНГВИСТИКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ УЧЕНИКОВ С 12-15 ЛЕТ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(5), 333-341.

15. Файзуллаева, Х. Э. (2021). Обогащение русской речи студентов общеязыковыми метафорами. Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(4), 1133-1136.

16. Касимова, М. Н. К. (2021). ОТРАЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В РУССКО-УЗБЕКСКИХ СЛОВАРЯХ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(4), 1086-1091.

17. Qosimova, M. N. (2021). "WOMEN'S PROSE" IN MODERN RUSSIAN LITERATURE (ON THE EXAMPLE OF THE WORKS OF T. TOLSTOY AND L. ULITSKAYA). Science and Education, 2(2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.