прошлое точке зрения настоящего времени и тем самым придает реликтам прошлого с помощью формы презентации всегда новый, часто измененный вид», - пишет Г.Т. Грюттер [3, с. 669].
С точки зрения формирования социального опыта важно замечание этого автора, что передача исторического знания на выставках осуществляется не только через демонстрацию объекта, не через пояснительный текст, а через переживание посетителем всех переплетений отношений, в которые связаны экспонаты выставки. Это происходит на фоне собственных знаний и опыта. Посетитель не только расшифровывает намерения создателей выставки, но и связывает ее со своими установками и ассоциациями, получает новое знание и опыт в сфере собственных представлений. Наконец, важно отметить, что в отличие от линейно организованных визуальных форм передачи знаний, таких как, например, фильм, посетитель выставки или музея в значительной мере самостоятельно определяет точку зрения, направление и темп осмотра экспозиции. Поэтому выставка может способствовать изменению потенциала активности зрителя, а ее создатели должны привести в
УДК 377 ББК 74
движение его ассоциации и представления. Таким образом, напрашивается вывод о том, что историческую выставку можно считать успешной только в том случае, если она дала посетителю новый опыт, отличающийся от прежнего, если удалось добиться от него продуктивного восприятия современной ситуации и усмотрения перспектив будущего.
Литература
1. Йейтс Ф. Искусство памяти. - СПб., 1997.
2. Хаттон П. История как искусство памяти. - СПб., 2003.
3. Grutter H. Die historische Ausstellung.
4. Hannig J. Fotografie und Geschichte// Handbuch der Geschichtsdidaktik/ Hrsg. Klaus Bergmann. Seelze-Velber, 1997. Heff E. Museenim Deinst der Schule. - Bonn, 1968.
5. Kraft H. Kindermuseen: Entwicklung und Konzeptionen // Das Museum. Lernort contra Musentempel. - Giesen, 1976.
6. Museum als soziales Gtdachthis? / Hrsg. G. Fliedl. - Klu-genfurt, 1998.
7. Rebetez P. How to visit a museum. - Strasbourg, 1970.
8. Urban A. Das museumals Lernort.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
М.А. Куприянова, аспирант кафедры теории и методики обучения математике МПГУ, [email protected]
Статья содержит сведения об истории изучения вопроса познавательной самостоятельности учащихся, делает попытку разграничить понятия «познавательная самостоятельность», «познавательная деятельность» и «познавательная активность», обобщает основные положения нескольких крупных ученых-методистов, занимавшихся данным вопросом.
Ключевые слова: познавательная самостоятельность, познавательная деятельность, познавательная активность.
COGNITIVE INDEPENDENCE FORMATION IN STUDENTS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM
The article contains information about the history of student cognitive independence studies, it attempts to distinguish between the concepts of "cognitive independence", "cognitive creativity" and "cognitive activity", it summarizes the basic principles set by prominent methodologists who studied this problem.
Keywords: cognitive independence, cognitive creativity, cognitive activity. ^^^^ дной из важнейших проблем современной педагогики гается работа в центрах самостоятельного доступа к материа-
I является вопрос о формировании познавательной самостоятельности учащихся. Данная проблема рассматривалась на протяжении веков многими знаменитыми психологами и педагогами, в частности, великим чешским ученым Яном Амосом Коменским. Автор "Великой дидактики" отмечал, что "природное начало в человеке обладает самостоятельной и самодвижущей силой". Но в обычной школе вплоть до середины XX века обучение носило объяснительно-иллюстративный характер.
В настоящее время во всем мире обнаруживается тенденция к личностно ориентированному обучению. Один из российских ученых-педагогов В.И. Андреев говорит, что только обучение, ориентированное на саморазвитие личности "можно считать образованием гарантированного качества, которое переходит в самообразование. При этом обучение переходит в самообучение, воспитание - в самовоспитание, а личность из состояния развития - в состояние творческого саморазвития".
Проблема познавательной самостоятельности широко обсуждается как в современной отечественной, так и в зарубежной педагогике. В Европе существует термин self-directed learning - учение с самостоятельным определением целей. Способность обучающегося самостоятельно определять цели и средства их достижения - это высшая степень самоорганизации учащихся, называемая автономией. Учащимся предла-
лам (медиатеках), которых становится все больше в США, Европе и России. Целью данной работы является формирование умения ребенка самостоятельно находить и производить отбор учебных материалов, не опираясь только на те, которые были предложены учителем.
Одним из первых педагогов в России, обратившим внимание на проблему познавательной самостоятельности учащихся, был К.Д. Ушинский. По его мнению, самостоятельность -это качество личности, состоящее в самостоятельности мышления. Для формирования и развития самостоятельности необходимо научиться наблюдать, что впоследствии даст возможность самостоятельно мыслить, а затем выражать эти мысли словами. Иными словами, "самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний".
Другой российский ученый, П. Ф. Каптерев, анализируя идеи К.Д. Ушинского, пришел к выводу, что одной из главных задач процесса обучения является самостоятельное мышление обучающихся.
Необходимо отметить, что до 1930-х годов педагогика уделяла мало внимания вопросу познавательной самостоятельной учащихся. Только в 60-е годы прошлого столетия эта проблема стала обсуждаться. Это связано в немалой степени с изменением условий жизни, появлением новых информационных технологий, позволяющих ребенку самостоятельно изу-
чать одну или несколько дисциплин. Появились работы таких педагогов и психологов, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, которые во многом повлияли на создание теории познавательной самостоятельности. Сегодня мы можем наблюдать различные подходы в определении рассматриваемого вопроса.
Несомненно, "познавательная самостоятельность" - довольно сложное понятие, содержание которого требует многоаспектного анализа. Оно отражается в таких проявлениях личности, как саморегуляция познавательной деятельности, взаимодействие познавательного мотива и способов самостоятельного поведения, положительное отношение учащихся к познанию. Такое понимание охватывает все компоненты личности.
В педагогической литературе различают три близких по содержанию термина: "познавательная самостоятельность", " познавательная деятельность" и "познавательная активность".
Познавательная самостоятельность реализуется в процессе обучения через познавательную активность. Исследователи Л.П. Аристова, Л.И. Божович, Н.Ф. Добрынин и некоторые другие определяют активность как взаимосвязь внутренней готовности личности к обучению и внешнее проявление этой готовности.
В работах И.Я. Лернера, Р.А. Низамова, Н.А. Половнико-вой и других познавательная активность определяется как процесс работы учащегося с различными объектами познания, направленный на овладение опытом культуры и расширение системы ценностей личности. Т. И. Шамова определяет познавательную активность как "качество деятельности ученика, проявляющееся в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в его стремлении к эффективному овладению знаниями и способами нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели". Таким образом, познавательная активность здесь приравнивается к познавательной деятельности.
Итак, нетрудно заметить, что вопрос о познавательной активности учащихся вызывает споры между исследователями. Это говорит о его актуальности в настоящее время. Без сомнения, познавательная активность тесно связана со всяким самостоятельным действием.
В современной педагогике, психологии и философии большинство исследователей считают самостоятельность основой творческой деятельности и познавательная самостоятельность может рассматриваться только через познавательную деятельность. Однако несомненным является то, что в процессе учения невозможна лишь самостоятельность. Необходимо участие других людей в обучении, прежде всего, преподавателя. Только такая самостоятельность может быть признана оптимальной.
Существуют внешние и внутренние признаки самостоятельности учащихся.
К внешним относятся: планирование учащимися своей деятельности, выполнение задания без непосредственного участия педагога, систематический контроль за ходом и ре-
зультатом работы, а со стороны учителя - ее последующее исправление, анализ, корректирование, инструктирование, совершенствование и т.д.
Внутренними признаками самостоятельности являются: потребностно-мотивационная сфера, умственные, физические и нравственно-волевые усилия учеников, направленные на достижение цели без посторонней помощи.
Таким образом, понятие "познавательной активности", "познавательная самостоятельность" тоже не имеет однозначного определения.
По мнению М.А. Данилова, познавательная самостоятельность - " потребность и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, видеть вопрос, задачу и найти подход к ее решению".
М.И. Махмутов, А.В. Усова определяют познавательную самостоятельность как совокупность интеллектуальных способностей учащегося и его умения, позволяющие ему самостоятельно учиться.
Т.Н. Шамова, Р.В. Олейник, Г.И. Китайгородская, Н.С. Пурышева считают, что познавательная самостоятельность -качество, в котором проявляется личность воспитанника с его отношением к обучению и стремлением активизировать усилия воли на достижение целей учения.
По мнению Н. А. Половниковой, познавательная самостоятельность - это готовность к быстрому овладению знаниями.
В этих определениях нетрудно найти общие черты. Все исследователи так или иначе говорят о готовности (способности) учащегося к самостоятельному мышлению. А за эту подготовку, несомненно, несет ответственность преподаватель, который обязан помочь учащемуся в становлении его как личности. И одним из средств достижения этой цели является формирование познавательной самостоятельности учащихся.
Нетрудно увидеть, что проблема формирования познавательной самостоятельности учащихся обсуждается многими современными педагогами, психологами, методистами. И несмотря на большое количество исследований в данной области, эта проблема остается очень актуальной на сегодняшний день.
Литература
1. Аристова Л.А. Активность школьника. - М.: Педагогика, 1968.
2. Данилов М.А. Повышение активности и самостоятельности учащихся в процессе преподавания математики и физики / Пути повышения эффективности урока. - Казань: Таткнигоиздат, 1959.
3. Махмутов М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся на основе связи обучения с жизнью. - Казань: Таткнигоиздат, 1965.
4. Половникова Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьников в обучении. - Казань: Таткнигоиздат, 1968.
5. Шамова Т.И. Педагогические основы активизации учения школьников. - М.: МПГИ, 1981.