Научная статья на тему 'Формирование познавательной активности младших школьников посредством групповых занятий'

Формирование познавательной активности младших школьников посредством групповых занятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ / COGNITIVE ACTIVITY / TRAINING / JUNIOR SCHOOLCHILD / GROUP LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаманин Николай Владимирович

В ХХ! веке становится все более очевидным, что для успешной социализации и интеграции в динамично развивающееся общество необходимо развитие познавательной активности на всех этапах жизнедеятельности человека. В статье представлен подход к изучению развития познавательной активности младших школьников. Делается предположение о том, что развитию познавательной активности в младшем школьном возрасте способствуют групповые занятия и их использование не только в игровой, но и в учебной деятельности. Показана важность познавательной активности личности в процессе успешной социализации. Обоснована необходимость развития познавательной сферы личности младшего школьника с точки зрения его успешности его дальнейшего обучения и воспитания (а также самовоспитания). В практической части показана необходимость развития познавательной сферы личности на примере младших школьников Владимирской области. Была предпринята попытка активизации познавательной активности младших школьников при помощи групповых занятий. Проведен формирующий эксперимент для формирования и развития познавательной сферы личности младших школьников. Эффективность предложенной программы и достоверность полученных эмпирических данных подтверждается методами математической статистики. Доказано, что групповые занятия способствуют формированию познавательной активности в младшем школьном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN THROUGH GROUP LESSONS

In the 21st century, it becomes more and more obvious that for successful socialization and integration into a dynamically developing society, it is necessary to develop cognitive activity at all stages of a person's life.The article presents an approach to studying the development of cognitive activity of younger students. The assumption is made that the development of cognitive activity in primary school age is facilitated by group lessons and their use not only in play, but also in educational activities. The importance of the cognitive activity of the individual in the process of successful socialization is shown. The necessity of the development of the cognitive sphere of the personality of the younger schoolchild has been substantiated from the point of view of his success in his further training and education (as well as self-education). In the practical part, the need for the development of the cognitive sphere of the individual is shown on the example of younger schoolchildren of the Vladimir region. An attempt was made to activate the cognitive activity of younger schoolchildren with the help of group lessons. A formative experiment was carried out for the formation and development of the cognitive sphere of the personality of primary schoolchildren. The effectiveness of the proposed program and the reliability of the empirical data obtained are confirmed by the methods of mathematical statistics. It has been proven that group lessons contribute to the formation of cognitive activity in primary school age.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательной активности младших школьников посредством групповых занятий»

Формирование познавательной активности младших школьников посредством групповых занятий

Шаманин Николай Владимирович,

старший преподаватель кафедры психологии личности и специальной педагогики, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» E-mail: [email protected]

В ХХ! веке становится все более очевидным, что для успешной социализации и интеграции в динамично развивающееся общество необходимо развитие познавательной активности на всех этапах жизнедеятельности человека. В статье представлен подход к изучению развития познавательной активности младших школьников. Делается предположение о том, что развитию познавательной активности в младшем школьном возрасте способствуют групповые занятия и их использование не только в игровой, но и в учебной деятельности. Показана важность познавательной активности личности в процессе успешной социализации. Обоснована необходимость развития познавательной сферы личности младшего школьника с точки зрения его успешности его дальнейшего обучения и воспитания (а также самовоспитания). В практической части показана необходимость развития познавательной сферы личности на примере младших школьников Владимирской области. Была предпринята попытка активизации познавательной активности младших школьников при помощи групповых занятий. Проведен формирующий эксперимент для формирования и развития познавательной сферы личности младших школьников. Эффективность предложенной программы и достоверность полученных эмпирических данных подтверждается методами математической статистики. Доказано, что групповые занятия способствуют формированию познавательной активности в младшем школьном возрасте.

Ключевые слова: познавательная активность, обучение, младший школьник, групповые занятия.

Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что реализация образовательных процессов должна базироваться на деятельностной основе, поскольку именно деятельностный подход способствует становлению личности вообще и учащегося как субъекта учебной деятельности в частности. Несмотря на то, что проблема изучения познавательной активности относительно не нова, (ее изучением занимались Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Г.С. Костюк, А.М. Матюшкин, Л.М. Митина, А.М. Новиков, Г.А. Цукерман и др.), в современных реалиях ее развитие приобретает все большую актуальность.

Перед современным педагогом в школе стоит задача не только передачи знаний и выбора методов наиболее эффективного педагогического воздействия в конкретных образовательных условиях, но и оптимизация творческой активности младших школьников, формирование мотивации на самостоятельное изучение, что даст им возможность ориентироваться в различных сферах жизнедеятельности. Современная школа не является гарантом успешной социализации личности, как это было раньше, она является лишь частью социальной среды личности. Поэтому в младшем школьном возрасте современному педагогу необходимо ориентироваться на активизации самостоятельности, творческой активности и самосовершенствовании младшего школьника. Эту задачу невозможно решить без активизации познавательной активности.

Таким образом, познавательная активность в младшем школьном возрасте является одним из наиболее значимых факторов обучения, обуславливающих мотивацию учебной деятельности. Именно в младшем школьном возрасте данный фактор имеет решающее значение, поскольку формирование познавательной активности на этом возрастном этапе обуславливает успешность обучения на следующих этапах образования.

Однако несмотря на то, что познавательная активность является интегральной личностной характеристикой, перед современной образовательной системой также стоит задача воспитания личности, обладающей способностью к эффективному взаимодействию с другими членами общества. Это взаимодействие формируется в раннем детстве и приобретает особую значимость в младшем школьном возрасте, поскольку у младших школьников интересы в большинстве своем имеют индивидуальную направленность (рисование, аппликация, лепка), под воздействием педагога

сз о со "О

1=1 а

—I

о

сз т; о m о от

з

ы о со

начинает формироваться коллективистская направленность. Этому способствует объединение детей в малые группы.

Центральным новообразованием в младшем школьном возрасте является ориентация на группу сверстников. Потребность во взаимодействии актуализируется, именно в группе происходит становление самосознания. По мнению И.В. Дубровиной, способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников для развития у них чувства собственной компетентности, умелости [1]. И данная оценка (как и самооценка) невозможна без участия других.

Особенно ярко потребность в групповом взаимодействии была выражена в период вынужденной самоизоляции. Безусловно, период самоизоляции являлся стрессовым для ребенка, поскольку именно в этот период ребенок после адаптации к групповым формам взаимодействия вынужден вновь приспосабливаться к новым реалиям обучения и воспитания.

Таким образом, формирование познавательной активности младших школьников является важнейшим фактором, обуславливающим становление личности. Наиболее эффективным средством развития познавательной активности в младшем школьном возрасте будут групповые занятия.

В практической части исследования было проведено изучение познавательной активности младших школьников Владимирской области. В исследовании приняли участие 40 испытуемых в возрасте от 7 до 8 лет (18 мальчиков и 22 девочки). Были получены следующие результаты, представленные на рисунках 1-6.

познавательной активности младших школьников с целью получения более детального качественного анализа.

■ Высокий уровень познавательной активности

■ Средний уровень познавательной активности

■ Низкий уровень познавательной активности

Рис. 2. Изучение сформированности познавательной активности младших школьников (А.М. Прихожан)

В результате проведенного исследования установлено, что познавательная активность подавляющего большинства младших школьников (62,5% от общего числа испытуемых) находится на среднем уровне. Следовательно, познавательная активность таких младших школьников выражена умеренно и быстро снижается.

При изучении познавательной активности младшего школьника с помощью методики А.А. Горчинской были получены следующие результаты.

12,50%

10%

10%

7,50%

47,50% ^^^^ ^^

35%

Негативное отношение к

Низкая

школьная

мотивация

Положительное

отношение к школе

Рис. 1. Изучение сформированности школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)

Прежде всего, необходимо отметить, что высокий уровень сформированности школьной мотивации учебной активности не показал ни один испытуемый. Для большинства младших школьников (19 человек или 47,5% от общего числа испытуемых) характерно положительное отношение к школе. Для значительного числа младших школьников характерен низкий уровень развития школьной мотивации (13 человек или 35% от общего числа испытуемых).

Для изучения познавательной активности младших школьников нами была использована методика «Таинственное письмо» А.М. Прихожан. Педагогами были проранжированы полученные результаты и оценен уровень сформированности

Высокая активность ■ Умеренная активность Слабая активность

Рис. 3. Изучение степени выраженности

познавательной активности младших школьников (А.А. Горчинская)

Беседа с родителями в сочетании с результатами проведенной диагностики наглядно подтвердила необходимость развития познавательной активности младших школьников. Как было сказано выше, формирование познавательной активности в условиях групповых занятий наиболее отвечает целям исследования. Для реализации поставленной цели по формированию познавательной активности младших школьников нами был проведен формирующий эксперимент.

Формирующий эксперимент проводился с января по март 2020 года. Особое внимание было уделено разработке занятий и созданию уроков с учетом уровня сформированности познавательной активности, характерной для всех испытуемых, поскольку данное условие является необходимым при проведении именно групповых занятий.

В ходе формирующего эксперимента были проведены уроки занимательного и познавательного характера. На данных уроках были использова-

ны различные виды учебных работ: фронтальная работа, работа в группах и парах, нестандартные уроки, уроки с использованием информационных и коммуникационных технологий для организации совместной деятельности младших школьников. Наблюдая за детьми, было установлено, что групповые формы работы больше нравятся детям, чем индивидуальные формы. Многие дети проявляют активность и инициативу именно при групповой форме работы, они не боятся брать на себя ответственность, многие дети стремятся реализовать соревновательный аспект.

После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный срез с участием того же диагностического инструментария.

60%

60,00% 50,00% 40,00% 30,00%

20,00% -7 50%

10,00% 0,00%

35%

22,50%

0%

47,50%

17,50%

10%

I

Ж

/

/

¥

o<f

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Рис. 4. Сравнительный анализ развития школьной мотивации

Установлено, что школьная мотивация у большинства младших школьников повысилась. Необходимо отметить, что негативное отношение к школе у ребят поменялось. Снизились показатели низкой школьной мотивации, в то время как показатели положительного отношения к школе и хорошей школьной мотивации выросли.

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

<*Г

Рис. 5. Сравнительный анализ сформированности познавательной активности

При изучении уровня сформированности познавательной активности установлено, что низкого уровня познавательной активности после проведения формирующего эксперимента выявлено не было. Высокий уровень познавательной активности вырос с 10% до 50% испытуемых.

Таким образом в результате проведенного исследования установлено увеличение показателей высокой активности с 12,5% до 36%. Показатели же слабой активности снизились с 32,5% до 18,5%.

60,00% 40,00% 20,00% 0,00%

36,00%

12,50%

Я

Высокая активность

55% 45,50%

Умеренная активность

32,50% 18,50%

Слабая активность

первичная диагностика

вторичная диагностика

Рис. 6. Сравнительный анализ степени выраженности познавательной активности

Эффективность проведенных занятий была подтверждена критерием T Вилкоксона, который применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых.

Таким образом, в результате проведенного исследования была доказана эффективность проведенных групповых занятий при формировании познавательной активности младших школьников.

Литература

1. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. - СПб.: Речь, 2005.- 136 с.

2. Дубровина И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / И.В. Дубровина - М.: Просвещение, 2003.- 315 с.

3. Кирюкова, В.И. Проблемное обучение как метод активизации познавательной деятельности учащихся / В.И. Кирюкова // Физика.-2006.- № 20.- 21-25 с

4. Меньшикова, Е.А. Развитие познавательной активности детей (психолого-педагогический аспект) / Е.А. Меньшикова. - М.: Просвещение, 2006.- 115 с.

5. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 2010.208 с.

6. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2011.- 83 с.

the formation of cognitive activity of younger schoolchildren through group lessons

Shamanin N.V.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs

In the 21st century, it becomes more and more obvious that for successful socialization and integration into a dynamically developing society, it is necessary to develop cognitive activity at all stages of a person's life.The article presents an approach to studying the development of cognitive activity of younger students. The assumption is made that the development of cognitive activity in primary school age is facilitated by group lessons and their use not only in play, but also in educational activities. The importance of the cognitive activity of the individual in the process of successful socialization is shown. The necessity of the development of the cognitive sphere of the personality of the younger schoolchild has been substantiated from the point of view of his success in his further training and education (as well as self-education). In the practical part, the need for the development of the cognitive sphere of the individual is shown

СЭ

о

CO "O

1=1 а

—I

о

сз т; о

m о

от

з

ы о со

on the example of younger schoolchildren of the Vladimir region. An attempt was made to activate the cognitive activity of younger schoolchildren with the help of group lessons. A formative experiment was carried out for the formation and development of the cognitive sphere of the personality of primary schoolchildren. The effectiveness of the proposed program and the reliability of the empirical data obtained are confirmed by the methods of mathematical statistics. It has been proven that group lessons contribute to the formation of cognitive activity in primary school age.

Keywords: cognitive activity, training, junior schoolchild, group lessons.

References

1. Baranova, E.A. Diagnostics of cognitive interest in younger students and preschoolers / E.A. Baranova. - SPb .: Rech, 2005.136 p.

2. Dubrovina I.V. Junior schoolboy. Development of cognitive abilities / I.V. Dubrovina - M .: Education, 2003.- 315 p.

3. Kiryukova, V.I. Problem-based teaching as a method of enhancing the cognitive activity of students / V.I. Kiryukova // Physics.-2006. - No. 20.- 21-25 p.

4. Menshikova, E.A. Development of cognitive activity of children (psychological and pedagogical aspect) / E.A. Menshikova. -M.: Education, 2006.- 115 p.

5. Shamova, T.I. Revitalization of the teaching of schoolchildren / TI Shamova. - M.: Pedagogika, 2010.- 208 p.

6. Shchukina, G.I. The problem of cognitive interest in pedagogy / GI Shchukina. - M .: Pedagogy, 2011.- 83 p.

o d

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.