15. Шнайдер І.М. Фондовий ринок України: сучасний стан, проблеми, перспективи /
І.М. Шнайдер. [Електронний ресурс]. - Режим доступу до статті:
http://www.rusnauka.com/10 NPE 2011/Economics/2 83257.doc.htm.
16. Global Financial Stability Report: Grappling with Crisis Legacies (Statistical Appendix). - Washington: IMF, September 2011. - 26 p. [Електронний ресурс]. -Режим доступу: http://www.imf.org/external/pubs/ft/gfsr/2011/02/index.htm.
T. Marena
UKRAINE’S POSITION AT THE GLOBAL STOCK MARKET
Position of the Ukrainian stock market at the global stock market by means of determining the share of national market capitalization in the global capitalization is assessed. Comparison of the stock market development indicators in Ukraine with corresponding data of other countries and global market in general is performed. Differences in trends of national and global stock markets development are determined.
УДК 339.727.22(4-6СС)
Е.А. Медведкина ФОРМИРОВАНИЕ ИОСТКРИЗИСНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЗИЦИИ СТРАН ЕС В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья посвящена теоретико-методологическому обоснованию формирования инвестиционной позиции страны и разработке эффективной инвестиционной политике национальныгх экономик Европейского Союза в условиях кризисныгх выгзовов.
Ключевые слова: инвестиционная позиция, глобализация, глобальная экономика, глобальный финансовый кризис, финансовая безопасность, долговые обязательства, инвестиционная политика.
Актуальность темыг исследования. Мировые инвестиции являются одним из основных факторов экономической глобализации и развития современной мировой экономики. В их динамике все возрастающую роль играют транснациональные корпорации и либерализация экономической политики в разных странах, способствующая развитию рыночных отношений. Углубляющаяся глобализация производственной и финансовой сфер оказала радикальное влияние, изменив масштабы и структуру международных товарных и финансовых потоков.
Основным фактором, который за последнее время повлиял на инвестиционное развитие стран, стал мировой финансово-экономический кризис. Вследствие действия объективных факторов изменились структура и объем капиталовложений в экономику стран мира, уровень и объемы производства, ухудшилось состояние социальных процессов. Текущие тенденции в инвестиционной политике в целом характеризуются дальнейшей либерализацией и упрощением процедур осуществления иностранных инвестиций. В то же время активизировались и усилия по регулированию иностранных инвестиций в интересах достижения целей государственной политики в контексте обеспечения финансовой безопасности.
Работы по данной проблематики принадлежат таким ученым, как О.Белорус, В.Будкин, И.Бураковский, Ю.Козак, Д.Лукьяненко, З.Луцишин, Ю.Макогон, М.Максимова, О.Мовсесян, В.Новицкий, Т.Орехова, Ю.Пахомов, Л.Руденко,
А.Румянцев, Е.Савельев, Б.Смитиенко, В.Чужиков, С .Якубовский и другие.
Цель исследования состоит в обобщении теоретико-методологического обоснования формирования инвестиционной позиции страны и разработке
эффективной инвестиционной политике национальных экономик Европейского Союза в условиях кризисных вызовов.
Основная часть. Инвестиционный позиция страны включает объективные возможности страны (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск). Инвестиционный потенциал страны складывается из восьми частных потенциалов (каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей):
• ресурсно-сырьевой потенциал (средневзвешенная обеспеченность
балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
• трудовой потенциал (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
• производственный потенциал (совокупный результат хозяйственной
деятельности населения в стране, структура экономики, уровень монополизации в экономике);
• инновационный потенциал (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса);
• институциональный потенциал (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
• инфраструктурный потенциал (экономико-географическое положение
страны и ее инфраструктурная обеспеченность);
• финансовый потенциал (объем налоговой базы и прибыльность предприятий);
• потребительский потенциал (совокупная покупательная способность населения) [3, с. 28].
Наиболее значимыми для оценки инвестиционной позиции страны являются показатели, которые отражают уровень социально-экономического развития страны: уровень развития технологий, уровень жизни, темп экономического роста, уровень политической стабильности, емкость внутреннего рынка, размеры внешнего долга, курс национальной валюты, наличие стабильной денежной системы, уровень внутренних накоплений, уровень развития инфраструктуры и т.д. Все перечисленные факторы инвестиционного процесса достаточно тесно связаны между собой. Однако соотношение этих факторов при разных обстоятельствах может быть различным. И именно соотношение этих факторов, во многом обусловлены историческими и природно-географическими особенностями стран, определяют специфику инвестиционных процессов в той или иной макроэкономической системе и, соответственно, особенности национальных моделей инвестиционного развития. Глобальные кризисные процессы и экономическая неопределенность оказывают влияние на общее состояние уверенности и доверия в экономической среде.
Вследствие мирового экономического спада и в особенности европейского долгового кризиса, в 2011 году темпы роста экономики стран еврозоны существенно замедлились. Начиная с сентября 2008 года из-за финансового кризиса и падения потребительского спроса, закрывается множество компаний и производств, что в свою очередь приводит к росту уровня безработицы. Кризис повлиял на все секторы экономики, но особенно затронул финансовый сектор, в том числе банковскую сферу, также из-за сокращения спроса пострадал производственный сектор, а в особенности автомобильная промышленность, производство металлов, химическая
промышленность, строительный сектор.
Первопричиной сегодняшнего долгового кризиса еврозоны является экономический кризис 2008-го. А дальнейшее ослабление евро ставит под угрозу существование Европейского Союза и может привести к проблемам в мировой финансовой системе.
За период с 2002 по 2011 года общая чистая международная инвестиционная позиция стран ЕС уменьшилась в 2,6 раза с -614,401 млн. долл. США до -1625,79 млн. долл. США. Особо низкое значение чистой МИЛ наблюдалось в 2008 году, именно тогда экономика ЕС вошла в рецессию [2].
0
-250
-500
-750
-1000
-1250
-1500
-1750
-2000
-2250
-2500
004 2 00. 5 2 00 00' 7 2 008
9 " 01( 01
-941,2
-1087,017
-1252,682
-1664,41
-1625,79
-1877,919
.-1678,39
-2453,13
Рис. 1. Динамика чистой международной инвестиционной позиции стран ЕС за период с 2002 по 2011 гг., млн. долл. США [5]
В 2008 году общий объем оттока ПИИ из стран ЕС-27 сократился на 30%, а в 2009 году еще на 28%. После резкого снижения на 60% в 2008 году притоки ПИИ в страны ЕС-27 начали восстанавливаться и увеличились на 26%. В 2010 году мировой финансовый кризис продолжал негативно влиять на потоки ПИИ.
На данный момент крупнейшими странами-партнерами ЕС являются США, Канада, Гонконг, Швейцария и другие. Мировой финансовый кризис повлиял и на взаимоотношения Европейского союза со странами-партнерами. Так, за период с 2008 по 2009 году инвестиции ЕС-27 в США упали вдвое с 148200 млн. евро до 79200 млн. евро. Однако, в тот же период инвестиции из США в ЕС увеличились более, чем вдвое.
Инвестиционные потоки в развивающиеся страны, такие как Китай, были менее подвержены колебаниям экономики. Упав в 2008 году до 5200 млн. евро, в 2009 году ПИИ в Китай выросли на 11%. Однако уже в 2010 году инвестиции опять упали на 16%. Внешние потоки инвестиций из стран ЕС-27 в Бразилию снижались в течении 3-х лет, после пика в 2007 году, однако данное снижение было менее выраженным, чем для всех стран ЕС-27.
Наибольшее количество инвестиций уходит из Люксембурга (23,9%) и Великобритании (18,8%). Люксембург имеет 4 основных направления оттока своих инвестиций - Швейцария, США, Бермудские и Багамские Острова. За последние несколько лет значительно сократилась доля традиционных партнеров Великобритании. Так, инвестиции в США, Канаду и Австралию упали почти вдвое, а на их место поднялись Объединенные Арабские Эмираты, Новая Зеландия, Япония и Индия.
30
Рис. 2. Крупнейшие страны-партнеры ЕС по оттоку и притоку ПИИ в 2010 году,
млн. евро [5]
Более 70% ПИИ из стран ЕС-27 уходит в сферу услуг, в которую входят: торговля, отельный и ресторанный бизнес, транспорт и коммуникации, финансовое посредничество, недвижимость и бизнес-услуги. Все это вместе аккумулирует 2374,7 млн. евро ПИИ за границу. Еще 19% оттока ПИИ является сфера производства.
В структуре притока ПИИ в страны ЕС-27, несомненно, лидирует сфера услуг, аккумулируя 83% инвестиций. На производство приходится 13% в состав которой входят: производство товаров, текстильная промышленность, химическая
промышленность, машинное оборудование, машиностроение и другое.
23,90%
34,60% ■ Люксембург ■ Великобритания ■ Франция ■ Германия ■ Испания ■ Швеция
2,90%^ У 18,80% ■Другие
5,50%^^^^
6,40% 7,80%
Рис. 3. Структура оттока ПИИ из стран ЕС-27 в 2010 году, % от общего ЕС-27 [5]
38,6; І/1, 0О/187,1; 6%
■ С/х, охота, рыболовство
■ Добывающая
■ Производство
■ Энергетика
■ Сфера услуг
■ Другие
Рис. 4. Отраслевая структура оттока иностранных инвестиций из ЕС-27
в 2010 году, млн. евро, % [5]
При этом совокупный государственный долг 17 стран Евросоюза, входящих в зону евро, в 2011 году составил рекордные 87,2% ВВП по сравнению с 85,3% в 2010 году и 79,9% в 2009-м. При этом сводный дефицит госбюджета еврозоны снизился в 2011 году с 6,2% ВВП до 4,1% ВВП.
Госдолг всех 27 государств ЕС вырос в 2011 году с 80% ВВП до 82,5%, а бюджетный дефицит тоже опустился с 6,5% ВВП до 4,5% ВВП. Оба показателя по-прежнему существенно выше уровней, допустимых по общеевропейскому законодательству, согласно которому госдолг не должен превышать 60% ВВП, дефицит бюджета - 3% ВВП.
Рис. 5. Динамика долга стран ЕС-17 и стран ЕС-27 в период с 2001 по 2011 гг.,
% от ВВП [5]
14 из 27 государств ЕС имели по итогам 2011 года госдолг выше 60% национального ВВП - столько же, сколько в 2010-м. Бесспорным «лидером» здесь
остается Греция, которая должна в 1,5 раза больше своего ВВП - 165,3%. На втором месте идет Италия (120,1% ВВП, против 119% годом ранее), на третьем - Ирландия (108,2%).
Госдолг больше 60% ВВП имеют также Португалия (107,8%), Бельгия (98%), Франция (85,8%), Великобритания (85,7%), Германия (81,2%), Венгрия (80,6%), Австрия (72,2%), Мальта (72%), Кипр (71,6%), Испания (68,5%) и Нидерланды (65,2%).
180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
Рис. 6. Государственныш долг стран Европейского союза в 2011 году, % от ВВП [5]
Тенденцию к сокращению госдолга продемонстрировали лишь Германия и Австрия. А меньше всех в ЕС в относительном выражении должны Эстония (6% ВВП), Болгария (16,3% ВВП) и Люксембург (18,2% ВВП).
В 2011 году улучшение бюджетной ситуации отмечено в 24 странах Евросоюза, ухудшение - в двух. Худшие показатели бюджетного дефицита (в относительном выражении, как доли ВВП) зафиксированы в Ирландии (13,1%), Греции (9,1%), Испании (8,5%), Великобритании (8,3%), Франции (5,2%) и ряде стран Восточной Европы, включая Польшу. Самый низкий уровень дефицита бюджета отмечен в Финляндии - 0,5% ВВП, за ней следуют Люксембург (0,6%) и Германия (1%).
Ирландия проделала максимальную работу в области бюджетной консолидации, за год, сократив бюджетный дефицит с более чем 32% - до 13,1% ВВП. Успехи Греции и других стран в этой сфере были гораздо более скромными. А вот Венгрия, Эстония и Швеция получили положительное сальдо госбюджета в прошлом году; в Венгрии оно превысило 4% ВВП.
Объем совокупного ВВП еврозоны, по данным Eurostat, в 2011 году достиг 9,42 трлн. евро (12,37 трлн. долларов) в рыночных ценах (рост на 2,8%), Евросоюза в целом
- 12,63 трлн. евро (16,58 трлн. долларов). ВВП США в 2011 году едва превысил 15 трлн. долларов, и госдолг страны оценивается в такую же сумму.
Для противостояния кризису Европейский Союз применил ряд мероприятий, которые сформировали специфическую антикризисную политику:
1. Реформирование финансовой системы. Европа должна иметь разделенный финансовый рынок, основная функция - предоставление ипотечных кредитов, пенсий и займов. Предусматривает создание европейской структуры надзора за работой финансовых компаний.
2. Поддержка приоритетных областей экономики. В основном это общие усилия относительно предоставления инвестиций открытым рынкам на долгосрочные цели. ЕС выделил приблизительно 400 млрд. евро, 3,3% своего ВВП, чтобы стимулировать активность и поддержку граждан.
3. Сохранение людей в сфере занятости. Предоставление обновленной информации о безработице. Проводятся консультации с профсоюзами, деловыми кругами о том, как улучшить ситуацию. Основные приоритеты - мобильность (свободно передвигаться по странам-членам ЕС), привлечение инвестиций, увеличение среднего возраста работников. Мероприятия по повышению потребительского спроса и поощрения инвестиций в инфраструктуру - 1,8 млрд. евро, предназначенных для социального фонда и поддержки работников.
4. Содействие восстановлению глобальной экономики. Необходимость государственных затрат и стимулирование экономики, и предусматривает усиление правил и строгий надзор за финансовой индустрией. Встречи в 20, международных финансовых институтов - мониторинг экономических рисков. Выделено 400 млрд. евро на поддержку экономики в странах-членах ЕС, целевые инвестиции в экологически чистые технологии, для того, чтобы ускорить переход к низко углеродной экономике. Увеличение помощи странам, которые развиваются, и более всего пострадали от глобального кризиса - 800 блн. евро.
Выводы. Финансовые проблемы ЕС можно решить, поскольку экономическая политика и единый европейский рынок формировались достаточно долго, и продолжительное время были относительно стабильны. Уменьшение задолженности, сокращение расходов, жесткая экономия, сбалансирование бюджета, уравновешивание доходов и расходов - это единственный эффективный способ урегулирования кризиса в контексте обеспечения финансовой безопасности в Евросоюзе.
Список использованной литературы
1. Габрилевич А.С. Антикризова політика ЄС: уроки для України / А.С. Габрилевич // Проблеми міжнародних відносин. - 2010. - №1. - с.147-159.
2. Європейське агентство офіційних публікацій [Електронний ресурс] //
Офіційний сайт Європейського агентства офіційних публікацій. - Режим доступу: www.eur-op.eu.int
3. Ковтун Н. Теоретичні засади інвестиційного процесу та інвестиційної діяльності: співвідношення основних понять та категорій / Н. Ковтун // Вісник Київського Національного Університету імені Тараса Шевченка «Економіка».
- 2008. - № 101. - С. 25-29.
4. Мир после кризиса. Глобальные тенденции-2025: меняющийся мир: доклад Национального разведывательного совета США / [под ред. Г. Павловского]. -Москва: Европа, 2009. - 184 с.
5. Официальный сайт Европейского комитета статистики [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu
6. Савельев Є. Передумови поглиблення і прискорення європейської інтеграції України / Є. Савельев // Журнал Європейської економіки. - 2006. - №2. -с.111-118.
7. Ткач О.В. Економічна глобалізація як новий рівень розвитку інтернаціоналізації та міжнародної економічної інтеграції / О.В. Ткач // Економічний простір. - 2010. - №35. - с.64-71.
8. Уманцев Ю. Особенности мирового финансового кризиса / Ю. Уманцев, В. Емец // Финансовый директор - 2009. - №1-2 (76). - С. 13-21.
Є. О. Медведкіна
ФОРМУВАННЯ ПОСТКРНЗОВОЇ ІНВЕСТИЦІЙНОЇ ПОЗИЦІЇ КРАЇН ЄС В КОНТЕКСТІ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ФІНАНСОВОЇ БЕЗПЕКИ
Стаття присвячена теоретико-методологічному обґрунтуванню формування інвестиційної позиції країни й розробці ефективної інвестиційної політики національних економік Європейського Союзу в умовах кризових викликів.
Ключові слова: інвестиційна позиція, глобалізація, глобальна економіка, глобальна фінансова криза, фінансова безпека, боргові зобов'язання, інвестиційна політика.
I. Medvedkina
FORMING OF THE EU РОST-CRISIS INVESTMENT POSITION IN THE CONTEXT OF THE FINANCIAL SECURITY PROVISION
The article is devoted to theoretical and methodological basis of formation of the country's investment position and develop an effective investment policy of the national economies of the European Union in crisis calls.
Key words: investment position, globalization, the global economy, global financial crisis, financial security, debt, investment policy.
УДК 339.56 (477:564.3)(045)
Я.А. Дубенюк
ОСОБЛИВОСТІ ДВОСТОРОННЬОГО ТОРГОВЕЛЬНОГО СПІВРОБІТНИЦТВА МІЖ УКРАЇНОЮ ТА РЕСПУБЛІКОЮ КІПР
Стаття присвячена аналізу показників динаміки та структури зовнішньої торгівлі товарами між Україною та Республікою Кіпр, особливу увагу приділено оцінці місця України в системі зовнішньої торгівлі Республіки Кіпр
Ключові слова: експорт, імпорт, реекспорт, реімпорт, зовнішня торгівля, товарна структура зовнішньої торгівлі.
Актуальність теми дослідження. В сучасних умовах одним із стратегічних завдань України є забезпечення диверсифікації зовнішньоекономічних, зокрема, зовнішньоторговельних зв’язків та поглиблення співробітництва з країнами Європейського Союзу. Одним із стратегічних партнерів України серед країн ЄС виступає Республіка Кіпр, потенціал співробітництва з якою не використовується в повній мір.
Питанням дослідження зовнішньоекономічних зв’язків України присвячено праці таких вітчизняних вчених як Макогона Ю., Козика В., Філіпенка А., Кровяка А., Гетьмана О. Водночас у роботах досліджуються, передусім, інвестиційні аспекти співробітництва України з Республікою Кіпр, та залишаються поза увагою особливості реалізації торговельної співпраці між країнами, оцінка її потенціалу та перспектив розвитку.
Мета і завдання дослідження. Метою дослідження є визначення подальших напрямів розвитку співробітництва між Україною та Республікою Кіпр в торговельній сфері. Задля досягнення поставленої мети слід вирішити наступні завдання. По-перше, проаналізувати показники динаміки та результативності зовнішньої торгівлі між Україною та Республікою Кіпр. По-друге, провести оцінку товарної структури