УДК 37.0+316.6+659
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Малых Юлия Валентиновна.
г. Нижний Новгород, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 140», заместитель директора, [email protected].
Широкова Татьяна Вениаминовна.
г. Нижний Новгород, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 140», директор, [email protected].
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования позитивного имиджа школы как фактора, оказывающего влияние на конкурентоспособность и привлекательность школы для потребителей образовательных услуг. Особо актуален этот вопрос для малокомплектных образовательных организаций, поскольку с переходом на нормативно-подушевое финансирование материальное благополучие школы имеет напрямую зависимость от количества обучающихся в ней детей.
Ключевые слова: имидж, образовательная организация, конкурентоспособность, школа.
CREATING THE POSITIVE IMAGE OF EDUCATIONAL ORGANIZATION
Malykh Juliya.
Nizhny Novgorod, Municipal budget educational institution "School № 140", Vice Principal, [email protected].
Shirokova Tatyana.
Nizhny Novgorod, Municipal budget educational institution "School № 140", Principal, [email protected].
Abstract. The article considers the issue of school positive image creating, as a factor, which influences of a school competitiveness and attractiveness for consumers of educational services. This item is relevant for the educational establishment with a few numbers of students, whereas the changes to per capita financing make its budget dependent on the students number.
Key words: image, educational organization, competitiveness, school.
Проблема малокомплектности становится особо актуальной для образовательных организаций, поскольку переход на нормативно-подушевое финансирование ставит материальное благополучие школы в зависимость от количества обучающихся в ней детей. Поэтому важнейшей задачей сегодня становится создание позитивного имиджа школы для привлечения в неё обучающихся.
Зависимость конкурентоспособности любой образовательной организации от сложившегося имиджа исследуется уже не первый год. Данные вопросы рассматриваются в трудах И. Аликперова, Т.Н. Пискуновой, И. Алёшиной, Р.И. Саубановой и др.
По мнению И. Аликперова, руководители образовательных организаций вынуждены сегодня заниматься увеличением материального благосостояния школы в ущерб стратегическим целям развития организации. В результате чётко спланированной, комплексной, целенаправленной работы администрации по созданию позитивного и устойчивого имиджа образовательной организации не ведётся, хотя именно это является важным инструментом повышения её конкурентоспособности, занятии достойного места в рейтинге лучших учебных заведений [1].
Автор И. Зуевская считает, что необходимость формирования имиджа образовательной организации определяется рядом причин:
- сложная демографическая ситуация (особенно в небольших населённых пунктах) усиливает конкуренцию между образовательными организациями одной территории в борьбе за сохранение контингента и набор обучающихся;
- сложившийся положительный имидж облегчает возможность доступа образовательной организации к лучшим ресурсам из возможных: человеческим, финансовым, информационным и т.д.;
- имея грамотно сформированный позитивный имидж, при прочих равных условиях образовательная организация становится более привлекательной для педагогов, так как предстает способной в большей степени обеспечить социальную защиту и стабильность, профессиональное развитие и удовлетворённость трудом;
- устойчивый положительный имидж дает эффект приобретения образовательной организацией определённой силы - создаётся запас доверия ко всему, что происходит в стенах организации, в том числе и к инновационным процессам.
Это делает работу руководства школы в области прикладной (образовательной) имиджелогии актуальной [3].
Специалисты ВЦИОМ в 2008 году выяснили наиболее важные критерии, влияющие на выбор школы родителями. Всего было опрошено 1600 респондентов в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Так, критерий «Хорошие преподаватели, пользующиеся репутацией у моих соседей, знакомых, родственников» очень важен для 71% опрошенных. Почти 40% не считают близость к дому важным фактором при выборе школы, а руководствуются показателем «Известность школы в регионе, авторитет школы» (68%). [2]
На основании изученных практик формирования успешного имиджа можно сделать вывод о том, что имидж любой организации, в том числе и образовательного учреждения структурирован. Основные элементы структуры имиджа, которые требуют постоянного внимания и проработки:
- Образ руководителя (профессионализм руководителя организации, репутация администрации).
- Качество образовательных услуг, известность в профессиональных кругах и среди общественности; мнение потребителей услуг об организации образовательного процесса, уровне преподавания.
- Уровень психологического комфорта.
- Образ персонала (профессионализм педагогов, их известность и требовательность, отношение педагогических работников к обучающимся).
- Стиль образовательного учреждения (местонахождение, стиль).
- Внешняя атрибутика (внешнее и внутреннее оформление здания).
- Присутствие в социальных сетях.
- Информационная открытость, взаимодействие со СМИ (эффективная работа администрации со СМИ в продвижении своих образовательных услуг).
- Самобытность, история ОО (опыт работы и стаж в отрасли).
- Социальное партнерство.
Эффективными инструментами формирования имиджа школы являются: содержательные PR-мероприятия, такие как дни открытых дверей, экскурсии и презентации; публичные отчеты, публикации в СМИ и т.д.; благоустройство территории школы, работа над интерьером и экстерьером; повышение профессиональной культуры педагогов и всего коллектива школы [3].
В результате выработанный устойчивый, сильный положительный имидж образовательной организации должен стать особым инструментом измерения степени развития всей организации, оценки перспективности её начинаний, профессионализма и зрелости всего педагогического коллектива и уникальности методической работы в школе.
Оценка эффективности проводимых мероприятий субъективна, однако можно выделить и использовать несколько методов:
1 метод. Измерение и подсчёт количественных показателей деятельности по созданию положительного имиджа. Подсчитывается количество подготовленных информационных статей, сколько реализовано пунктов плана, в скольких СМИ были размещены фото- и видеоматериалы, публикации и т.д. Основным минусом данного метода следует отметить то, что он не отражает качественные показатели проведённой кампании.
2 метод. Подсчёт осуществленной «обратной связи». То есть насколько увеличилась осведомленность потребителей о деятельности школы; как изменилось общественное мнение о школе; удалось ли отвлечь внимание общественности от негативной информации или слухов; сколько было получено откликов и т.д.
3 метод. Измерение показателей численности контингента. Насколько выросла численность в сравнении за три года, откуда к нам пришли дети и т.д.
Библиографический список: 1. Аликперов И. Формирование имиджа образовательного учреждения: западный и российский варианты [Электронный ресурс] // Международные
отношения в развитии социально-экономических процессов в странах СНГ : материалы междунар. науч.-практ. конф. 14-15 июня 2001 г. Омск. - Омск, 2001. -Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/53.htm
2. База результатов опросов ВЦИОМ «Экспресс» - всероссийский квартирный опрос ВЦИОМ 24.08.2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/database/baza_rezultatov_oprosa_s_1992_goda (дата обращения: 12.11.2017).
3. Зуевская И.Н. Имидж школы как ресурс ее развития [Электронный ресурс]. - URL: http://upr.1september.ru/article.php?ID=200500704 (дата обращения: 10.11.2017).