УДК 74.200.5 ББК 372.22
Закирова Альфия Борисовна
аспирант
кафедра педагогики и методики начального образования Бирская государственная социально-педагогическая академия
г. Бирск Zakirova Alfiya Borisovna Post-graduate
Chair of Pedagogics and Teaching Methods of Primary Education Birsk State Social-and-Pedagogical Academy
Birsk
Формирование поликультурной компетентности учащихся начальных
классов сельской школы Primary Schoolchildren’s Multicultural Competence Forming at a Rural School
В статье рассматривается сущность поликультурной компетентности, ее критерии и показатели. Целью данного исследования является экспериментальная апробация педагогических условий по формированию поликультурной компетентности учащихся начальных классов, обучающихся в сельской школе. Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в сельской начальной школе, в которой обучаются учащиеся разной этнической, языковой и религиозной принадлежности.
The article deals with the essence of multicultural competence, its criteria and indicators. The purpose of this study is the experimental testing of pedagogical environmental complex for primary schoolchildren’s multicultural competence forming at a rural school. The object of the study is the educational process at a rural primary school with students of different ethnic, linguistic and religious identity.
Ключевые слова: компетентность, поликультурность, поликультурное образование, поликультурная компетентность.
Key words: competence, multicultural, multicultural education, multicultural competence.
Поликультурная Россия, как и другие ведущие страны, является одной из самых многоэтнических и многоязыковых стран в мире, которая состоит из множества народов, различающихся по языку, культуре, национальному характеру и духовному складу.
Поликультурное пространство жизнедеятельности человека стала актуальной проблемой современного мира. Прежде всего, она затронула сферу образования, изменила требования к результатам педагогического процесса современного подрастающего поколения, поставила идеи необходимостью формировать готовность и способность к жизни в открытом обществе, где существует представители разных культурных традиций. В сравнении с
прошлым, настоящая жизнь человека явно изменилась в образе жизни, в характере его труда, быта, общении, семейной сфере. В этой связи, задачей сельской школы становится подготовка всесторонне развитой личности, принадлежащего определенному этносоциуму, культуре, исторической эпохе, природно-географическому региону.
Проблема повышения уровня поликультурности учащихся предполагает обращение к новым способам формирования отношений между представителями различных этносов, что требует готовности к совместной политической, экономической, познавательной и другой деятельности.
Научные исследования по вопросам компетентности и компетентностного подхода представлены в работах таких ученых как А.К. Маркова, И.А. Зимняя, Е.Н. Огарева, А.П. Журавлева, Г.А. Ларионова, А.В. Хуторской и др.
Вопросами поликультурного образования и поликультурности
посвящены труды В.С. Библера, Ю.В. Бромлея, Г. Д. Дмитриева,
А.Н. Джуринского, А.С. Каптерева, Н.Б. Крылова, И.М. Синагатуллина, Л.Л Супруновой, Д. Бенкса, М.Н. Кузьмина, З.А. Мальковой и других. С целью обоснования своей позиции, мы обратились к их творчеству.
Анализ позиций в зарубежных и отечественных исследованиях по
вопросу соотношения понятий «компетенция», «компетентность»,
«поликультурная компетентность» позволил определить трактовку самого понятия. В данном исследовании мы заняли следующую позицию: компетенция
- это в большей мере теоретический аспект готовности (наличие знаний), а компетентность - высокий уровень готовности, который достигается при наличии опыта применения компетенции.
В нашем исследовании мы рассматриваем поликультурную компетентность учащихся начальных классов сельской школы как изначальный, необходимый и постоянно растущий и развивающий уровень направленности личности, его отношение к человеческому многообразию, уровень его теоретических знаний, опыта, приемов взаимодействия в обществе. Это такой уровень компетентности ученика, который необходим ученику и, далее, «выпускнику» начальной школы, чтобы благополучно
взаимодействовать в близлежащем сельском поликультурном социуме, в более широком социальном и образовательном пространстве, и если понадобиться - в международном и глобальном социуме.
Исследования по вопросу состава и структуры компетентности (Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской, И.А. Зимняя) позволили выделить структурные компоненты исследовательского термина: мотивационно-ценностный,
содержательно-ориентировочный и операционно-действенный [1, 2, 3].
Все компоненты в структуре поликультурной компетентности взаимосвязаны между собой. Компетентность не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации, она одновременно связывает мобилизацию направленности личности, знаний, умений и поведенческих отношений. Таким образом, понятие поликультурная компетентность связывает все компоненты между собой и носит интегративный, целостный характер.
Нами были выделены критерии и показатели сформированности поликультурной компетентности учащихся начальных классов (таблица № 1).
Таблица І.
Критерий и показатели исследования
Критерии Показатели
Наличие поликультурных знаний (содержательноориентировочный блок) Совокупность знаний о культурном многообразии мира; об особенностях родного края; о проблемах взаимодействия в поликультурной сфере
Проявление личностных качеств в условиях современного сельского социума в поликультурном пространстве (мотивационноценностный блок) Мотивационный: ориентация на объединяющие людей ценности; осознанное ценностное отношение к представителям других этносов; мотив к позитивному поликультурному взаимодействию
Наличие специфических умений (операционно- действенный блок) Умения и навыки позитивного поликультурного взаимодействия, проявляющиеся в поведении и в совместной деятельности
Целью нашего экспериментального исследования явилась экспериментальная апробация следующих педагогических условий по формированию поликультурной компетентности учащихся начальных классов, обучающихся в сельской школе: а) разработка и реализация модели
формирования поликультурной компетентности учащихся начальных классов сельской школы как системы в единстве ее целевых, содержательных и процессуальных составляющих; б) направленность содержания предметных дисциплин на формирование поликультурной компетентности учащихся; в) введение факультативного курса в содержание образования, способствующий приобщению детей к народной культуре; г) использование разнообразных форм учебной и внеучебной деятельности, использование интерактивных методов организации учебно-воспитательной работы. Конечной целью нашей работы считалось достижение соответствующего уровня сформированности поликультурной компетентности.
Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе обусловили следующие направления:
1) изучение уровня сформированности поликультурной компетентности учащихся начального звена сельской общеобразовательной школы;
2) определение содержания образования при формировании поликультурной компетентности;
3) изучение условий формирования поликультурной компетентности учащихся начального звена сельской школы.
В процессе формирующего эксперимента, ставились следующие задачи: І) реализация научно-методического обеспечения; 2) реализация
факультативного курса; 3) реализация разработанной модели; 4) реализация педагогических условий формирования поликультурной компетентности; 5) использование разнообразных форм и методов на уроках и во внеурочной деятельности; б) отслеживание промежуточных результатов опытноэкспериментальной работы.
Большим потенциалом формирования поликультурной компетентности учащихся начальных классов обладают предметные дисциплины
гуманитарного цикла, такие как родной язык и литературное чтение, культура Башкортостана, история Башкортостана, география Башкортостана. Они играют огромную роль в формировании и развитии личности каждого ученика, раскрывает их способности, формирует мыслящую личность, развивают умственные способности.
Данные дисциплины способствуют формированию национального самосознания учащихся и пониманию ими общечеловеческих и общенациональных ценностей. При методически грамотно организованной работе по формированию поликультурной компетентности учебные дисциплины могут и должны оказаться эффективными, т. к. учащиеся овладевают нормами общения и поведения в поликультурной среде.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что содержание предметных дисциплин велик как в плане теоретического аспекта, связанные с проблемами поликультурности, так и в плане возможного расширения содержания образования для решения проблемы поликультурной компетентности учащихся.
Поэтому требуется не только обогащение предметных дисциплин поликультурным компонентом содержания образования, но и введение междисциплинарных специальных курсов по выбору, способствующее формированию поликультурной компетентности. Таким курсом может служить спецкурс «Моя родина - Башкортостан», который позволяет интегрировать процесс формирования поликультурной компетентности учащихся.
Внедрение в учебный процесс факультативного курса «Моя родина -Башкортостан», во многом способствует формированию поликультурной компетентности младших учащихся в условиях сельского поликультурного образовательного пространства. Центральное место в структуре факультативного курса занимало изучение участниками экспериментальной работы историй, культуры, устного народного творчества народов. В содержание курса входит работа с краеведческим материалом; знакомство с национальным составом Республики Башкортостан и его районов; изучение специальных элементов, касающихся образа жизни, формы культуры и быта, народных обычаев и традиций; выражения чувства привязанности к духовным
ценностям своего народа, а также народа Башкортостана; изучение нормы поведения, привычек, своеобразие вкусов и жизненных потребностей народов Башкортостана.
Курс системы занятий призван способствовать решению задач по утверждению в чувствах и сознании учащихся национальных и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений, а также развитию интереса к историческому прошлому России и Башкортостана, к их традициям. Включение в учебно-воспитательный процесс местный культурноисторический опыт, нормы, традиции, способы и стили жизнедеятельности способствуют формированию самобытной, разносторонне развитой личности.
Помимо факультатива были использованы следующие методы формирования поликультурной компетентности учащихся начальных классов:
- формы организации учебно-воспитательного процесса учащихся: основная форма организации педагогического процесса (традиционные и нетрадиционные уроки); дополнительные формы организации педагогического процесса (внеурочная работа по проблеме, внеклассные мероприятия по поликультурной тематике, учебная конференция, экскурсии по музеям и культурным центрам); вспомогательные формы организации педагогического процесса (факультативные занятия; предметные кружки; туристические и спортивные секции; использование возможностей школьное радио и стенная печать, организация, проведение песенных и танцевальных конкурсов по обозначенной проблеме).
- традиционные новые методы обучения: диалоги (для развития навыков межкультурного общения применялся метод диалога), беседы и обсуждения (помогают учащимся анализировать информацию, излагать свое мнение, слушать других), ролевые игры (игры с поликультурным содержанием помогают детям при усвоении материала, при формировании поведенческого компонента, активизируют деятельность детей на занятии), встречи с представителями других культур, кросс-культурный метод (позволяет изучать параллельно культуры разных народов, путем сравнения выявлять сходства и различия), а также методы реконструкции и демонстрации, частичнопоисковые методы и др.
- средства учебно-воспитательного процесса (творческие и ролевые задания, игры, учебные пособия, дидактический материал, методические рекомендации и др).
При помощи различных приемов и методов формировались элементы поликультурной компетентности, накапливались знания, приобретались и совершенствовались умения и навыки учащихся.
На заключительном этапе были обработаны, проанализированы и систематизированы результаты опытно-экспериментальной работы по формированию поликультурной компетентности учащихся начальных классов сельской школы. На данном этапе мы провели сравнительный анализ уровней сформированности поликультурной компетентности учащихся на различных этапах и обобщили полученные данные.
Сравнительный анализ результатов ЭГ и КГ на заключительном этапе привел нас к следующим выводам и наблюдениям:
- изменились межличностные отношения в экспериментальной группе. При этом меняется психологический климат в коллективе, так как совместная работа учащихся, их участие во всем эксперименте ведет к взаимному уважению и самоуважению;
- сократилось число учащихся, относившихся ранее к низкому уровню сформированности поликультурной компетентности, выявленного на констатирующем этапе (ЭГ);
- увеличилось число учащихся с высоким уровнем сформированности поликультурной компетентности (ЭГ);
- в экспериментальной группе относительно незначительно увеличилось число учащихся со среднем уровнем сформированности;
- в контрольных группах показатели изменились, но в незначительной степени.
Результаты заключительного среза подтвердили наличие положительной динамики развития уровней поликультурной компетентности учащихся начальных классов сельской школы в экспериментальных группах, что полностью согласуется с теоретической частью нашего исследования и подтверждает правильность выдвинутой гипотезы, разработанных
исследовательских документов, эффективность и практическую реализованность разработанной модели.
Библиографический список
1. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер // Высшее образование в России.- 2005.- №4.- С. 23-30.
2. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность [Текст] / И.А. Зимняя // Студенчество. Диалоги о воспитании.- 2004.- №6.- С. 13-14.
3. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование.- 2003.- №5.- С. 55-61.
Bibliography
1. Khutorskoy, A.V. Key Competencies. Designing Technology [Text] / A.V. Khutorskoy // Public Edication. - 2003. - №5. - P. 55-61.
2. Zeer, E.F. Competence Approach to Professional Edication Modernization [Text] / E.F. Zeer // Higher Edication in Russia. - 2005. - №4. - P.23-30.
3. Zimnyaya, I. A. Competence and competency [Text] / I. A. Zimnyaya // Studentship. Dialogues About Upbringing. - 2004. - №6. - P. 13-14.