Научная статья на тему 'Формирование полихудожественной компетентности будущих режиссеров театрализованных представлений в образовательном процессе вуза искусств'

Формирование полихудожественной компетентности будущих режиссеров театрализованных представлений в образовательном процессе вуза искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД / POLYARTISTIC APPROACH / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / POLYARTISTIC COMPETENCE / РЕЖИССУРА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / DIRECTION OF THEATRICAL PERFORMANCES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арановская Ирина Владленовна, Ляшенко Наталия Викторовна

Рассмотрена полихудожественная компетентность как интегративное качество личности, необходимое для осуществления целостной профессиональной деятельности режиссера театрализованных представлений. Раскрыты возможности полихудожественного подхода как методологической основы формирования полихудожественной компетентности будущих режиссеров театрализованных представлений, а также педагогические условия ее формирования в образовательном процессе вуза искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арановская Ирина Владленовна, Ляшенко Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the polyartistic competence as an integrative quality of an individual, necessary for the holistic professional activity of a director of theatrical performances. It describes the potential of the polyartistic approach as a methodological basis for the formation of the polyartistic competence of future directors of theatrical performances, as well as the pedagogical conditions of its formation in the educational process of the University of Arts.

Текст научной работы на тему «Формирование полихудожественной компетентности будущих режиссеров театрализованных представлений в образовательном процессе вуза искусств»

педагогические науки

И.В. АРАНОВСКАЯ, Н.В. ЛЯШЕНКО (Волгоград)

формирование полихудожественной компетентности будущих режиссеров театрализованных представлений в образовательном процессе вуза искусств

Рассматривается полихудожественная компетентность как интегративное качество личности, необходимое для осуществления целостной профессиональной деятельности режиссера театрализованных представлений. Раскрыты возможности полихудожественного подхода как методологической основы формирования полихудожественной компетентности будущих режиссеров театрализованных представлений, а также педагогические условия ее формирования в образовательном процессе вуза искусств.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная деятельность, полихудожественный подход, полихудожественная компетентность, режиссура театрализованных представлений, педагогические условия.

Переориентация отечественного образования на европейские стандарты определяет новые требования к качеству его содержания, в том числе в высшей школе. Поэтому в настоящее время проводится усовершенствование федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, детерминирующей особенностью которых является компетентност-ный подход.

Сегодня компетентностный подход как методология исследования и проектирования системы высшего образования - это ведущий подход во многих научных исследованиях (Е.Б. Апкарова, В.И. Блинов, В.А. Болотов,

A.Г. Глазунов, Ю.В. Громыко, Д.С. Ермаков,

B.Ф. Кривошеев, O.E. Лебедев, О.Д. Прянишникова, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, A.B. Хуторской, Г.А. Цукерман и др.), в которых он бази-

руется на понятиях «компетенция» и «компетентность».

Компетенция определяется как «совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов» [11], как «определенная сфера, круг вопросов, которые человек уполномочен решать» [8], как «обобщенный способ действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности» [4], как «сложное личностное образование» или «индивидуальная характеристика», рассматриваемые в рамках требований к профессии. Однако чаще всего компетенция определяется как составляющая часть компетентности.

Компетентность трактуется учеными как «целостная и систематизированная совокупность обобщенных знаний» [Там же], как «специфическая способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая предметные знания, навыки, способы мышления» [10], как «интегративное свойство личности» [7]. Ряд исследователей (А.К. Маркова, A.B. Хуторской, И.А. Зимняя, Г.П. Щедровицкий) считают, что понятие «компетентность» тесно связано с понятием «профессиональная квалификация», предполагая, что компетентность обладает наличием внутренней мотивации к качественному осуществлению профессиональной деятельности [5; 8; 11; 12]. А.К. Маркова утверждает, что успешное функционирование личности в профессии обеспечивает совокупность профессиональных и индивидуально-психологических качеств и свойств, т. е. профессиональная компетентность [8].

Профессиональная компетентность, в свою очередь, - это многоструктурное, интегрированное свойство личности, определяемое через уровень профессионального образования, индивидуальные особенности человека, его стремление к непрерывному образованию и совершенствованию, творческое и ответственное отношение к делу, профессиональный опыт. Б.С. Гершунский считает, что профессиональная компетентность является компонентом структурной цепочки результативности образования: грамотность - образованность - про-

О Арановская И.В., Ляшенко H.B., 2018

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

фессиональная компетентность - культура -менталитет [3]. Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров, А.И. Щербаков полагают, что базовой характеристикой компетентности является степень сформированности у специалиста единого комплекса знаний, навыков, умений, опыта, обеспечивающего выполнение профессиональной деятельности.

Известно, что профессиональная деятельность в современном обществе представляет собой сложное, внутренне структурированное, многоаспектное явление. Субъектом профессиональной деятельности выступает личность, специалист как носитель профессии, объектом - предметная область. Театрально-зрелищное искусство как предметная область профессиональной деятельности будущего режиссера театрализованных представлений и праздников - это искусство синтетическое, объединяющее в себе различные виды искусств, что требует особого интегрированного, полихудожественного подхода.

Сам термин «полихудожественный подход» появился в 1987 г. в научных разработках и публикациях Института художественного образования РАО. Сущность данного подхода заключалась в организации такого художественного образования, которое позволяло бы освоить внутреннее родство разнообразных художественных явлений в условиях учебно-творческого процесса. Позднее термин «полихудожественный подход» появляется в научных трудах Е.И. Зуйковой, И.Н. Клюева, Т.Г. Пеня, Т.И. Сухова, Б.А. Столярова, Ю.Н. Протопопова, Е.А. Ермолинской, Л.Г. Савенковой, Л.В. Гориной и многих других ученых, где он сопряжен с проблемой педагогической терминологии, представлением о сущности процесса развития личности, а также с выделением понятий «взаимодействие искусств», «комплекс искусств», «синтез» и «интеграция» [6].

реализация полихудожественного подхода сегодня особенно актуальна для обучения не только в школе, но и в вузе. Понятие полихудожественной компетентности было исследовано в отношении профессионального образования педагогов-музыкантов (Э.Г. Отяков-ская), будущих учителей изобразительного искусства в системе высшего художественно-педагогического образования (Г.Ю. Ермоленко). Однако формирование полихудожественной компетентности, как уже было подчеркнуто, особенно актуально для профессиональной деятельности режиссеров театрализованных представлений и праздников.

Отметим, что учебные планы, по которым осуществляется подготовка режиссеров театрализованных представлений и праздников, всегда включают такие дисциплины, как литература, музыка, танец, история театра, история кино, цирковое искусство. Таким образом, основой содержания профессиональной подготовки режиссера должны быть знание им основ музыкальной драматургии и умение работать с музыкальным материалом, знание основ изобразительного искусства и хореографии, обладание навыками киномонтажа, художественного оформления и т. д.

Профессиональная деятельность режиссера театрализованных представлений и праздников обладает определенными особенностями протекания процессов восприятия, освоения и преобразования разнообразных видов искусств в качественно новый синтетический вид искусства - театрализованное представление, массовый праздник, тематический концерт, фестиваль, карнавал, митинг, шествие и др. в свою очередь, режиссура театрализованных представлений и праздников - синтетическая, многоструктурная, целостная форма особого вида искусства, вбирающая в себя черты различных его видов и жанров. Интегрированные театрализованным действием виды и жанры становятся активными внутренними элементами нового вида искусства, теряя свою прежнюю самостоятельность, подчиняясь специфическим законам режиссуры театрализованных представлений и праздников. Следовательно, полихудожественный подход должен быть заложен не только в проектируемые результаты освоения дисциплин, но и в структуру и содержание профессиональной компетентности будущего режиссера театрализованных представлений и праздников. Поэтому, несмотря на то, что непосредственно полихудожественная компетентность не присутствует в структуре профессиональной компетентности будущего специалиста в сфере театрально-зрелищного искусства, изучение особенностей функционирования данного вида искусства позволяет выделить полихудожественную компетентность как основу формирования его профессиональной деятельности [1].

вместе с тем целостное понимание связи профессиональной деятельности и профессиональной компетентности, их сущностных характеристик в сфере искусств и культуры стало возможным только с переходом на новые стандарты. главной отличительной особенностью ФГОС ВО 2015 г. от ФГОС ВО 2017 г. является корреляция с профессиональными

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

стандартами, соответствующими профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу направления подготовки. Однако перечень профессиональных стандартов не является исчерпывающим. ни одна область профессиональной деятельности, к сожалению, не обеспечена профессиональными стандартами в полной мере. Это означает, что наряду с профессиональными стандартами или при их отсутствии используются иные инструменты для определения профессиональных компетенций (форсайт рынка труда, консультации с ведущими работодателями, перспективный анализ профессий и т. д.). Таким образом, совокупность этих компетенций должна обеспечивать выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствующих профессиональных областях.

В содержании ФГОС ВО № 1181 от 6 декабря 2017 г. по направлению подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» областями профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата, могут осуществлять профессиональную деятельность, являются:

- образование и наука (в сфере дополнительного образования детей и взрослых);

- культура и искусство (в сфере режиссуры театрализованных представлений и праздников);

- средства массовой информации, издательство и полиграфия (в сфере режиссуры средств массовой информации) [9].

Профессиональная компетентность как результат освоения программы подготовки определена видами профессиональной деятельности режиссера театрализованных представлений и праздников: режиссерско-постановоч-ной, организационно-управленческой, художественно-просветительской, научно-исследовательской, проектной, технологической и педагогической, в каждой из которых может быть реализована полихудожественная компетентность. Так, в процессе реализации организационно-управленческой деятельности полихудожественная компетентность может послужить основой для отбора новейших информационных и цифровых технологий создания оригинальных, зрелищно-выразительных форм театрализованного представления, формирования навыков организации и управления постановками театрализованных представлений и праздников. В проектной деятельности роль полихудожественной компетентности обусловлена профессиональными задачами - участием в разработке и

обосновании режиссерских проектов, участием в экспертизе, что подразумевает знание не только режиссуры как вида творческой деятельности, но и выразительных возможностей различных видов искусств. В области режис-серско-постановочной деятельности полихудожественная компетентность обеспечит реализацию художественно-целостного режиссерского проекта путем монтажного слияния различных форм и жанров искусства в целостную, композиционно завершенную форму театрализованного представления или праздника.

Вышеизложенное позволяет рассматривать полихудожественную компетентность будущего режиссера театрализованных представлений и праздников как интегративное профессиональное качество личности, формирование которой возможно лишь при определенных педагогических условиях. Под педагогическими условиями чаще всего понимают «совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств процесса обучения, являющихся результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов и приемов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [2, с. 6]. В современной психолого-педагогической литературе педагогические условия рассматриваются как совокупность внешних и внутренних обстоятельств, направленных на достижение поставленных образовательных целей. к внешним, объективным условиям относятся требования общества, отражающие тенденцию развития научного и педагогического знания на современном этапе; к внутренним - теоретическая и методологическая подготовка, опыт.

В качестве системообразующих педагогических условий формирования полихудожественной компетентности будущего специалиста театрально-зрелищного искусства может быть представлена совокупность не только внешних и внутренних педагогических условий, но и интегративных условий. Перечислим факторы формирования полихудожественной компетентности:

- внешние педагогические условия: гуманистическая и личностно ориентированная направленность современного образования, художественно-образное осмысление информации об искусстве и культуре;

- внутренние педагогические условия: реализация учебных программ, созданных на основе взаимодействия различных видов искусств; направленность личности на ценностное отношение к искусству, основанное на ак-

педагогические науки

сиологическом, деятельном и системном подходах; выработка профессионального режиссерского видения всех видов искусств и умений синтезировать их, применение проектных и творческих форм контроля обучения - творческих показов;

- интегративные педагогические условия: формирование опыта режиссерско-поста-новочной, организационно-управленческой, ху-дожественно-просветительской,научно-иссле-довательской, проектной, технологической и педагогической профессиональной деятельности будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников.

Реализация охарактеризованных нами педагогических условий формирования полихудожественной компетентности будущих специалистов в сфере театрально-зрелищного искусства позволяет объединять различные виды профессиональной деятельности режиссера театрализованных представлений и праздников, способствует развитию профессиональных навыков создания целостных режиссерских проектов средствами различных искусств.

список литературы

1. Арановская И.В., Ляшенко Н.В. Сущностные характеристики полихудожественной компетентности будущих специалистов в сфере театрально-зрелищного искусства // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Гуманитарные науки. 2016. № 9. С. 65-72.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. М.: Высш. шк., 2008.

3. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Флинта, 1998.

4. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАН. 2005. № 3. С. 27-40.

5. Зимняя И.А. ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

6. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М.: АПН, 1990.

7. Ляшенко Н.В. Становление профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере театрально-зрелищного искусства на основе полихудожественного подхода (в условиях вузовского обучения) // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2014. № 1(33). С. 113-119.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996.

9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подго-

товки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»: приказ M-ва образования и науки Рос. Федерации от 6 дек. 2017 г. № 1181 [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71751350/ (дата обращения: 12.03.2018).

10. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. M.: Когито-Центр, 2002.

11. Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования // Шр. образование. 2003. № 2. С. 58-64.

12. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. M.:

Шк. культурной политики, 1995.

* * *

1. Aranovskaja I.V., Ljashenko N.V. Sushhnost-nye harakteristiki polihudozhestvennoj kompetent-nosti budushhih specialistov v sfere teatral'no-zrelishh-nogo iskusstva // Sovremennaja nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Gumanitarnye nauki. 2016. № 9. S. 65-72.

2. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod: metod. posobie. M.: Vyssh. shk., 2008.

3. Gershunskij B.S. Filosofija obrazovanija. M.: Flinta, 1998.

4. Zeer Je.F. Kompetentnostnyj podhod k obra-zovaniju // Obrazovanie i nauka. Izvestija Ural'skogo otdelenija RAN. 2005. № 3. S. 27-40.

5. Zimnjaja I.A. Kljuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaja osnova kompetentnostnogo pod-hoda v obrazovanii. M.: Issled. centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2006.

6. Kuz'mina N.V. Professionalem lichnosti pre-podavatelja. M.: APN, 1990.

7. Ljashenko N.V. Stanovlenie professional'noj dejatel'nosti budushhih specialistov v sfere teatral'no-zrelishhnogo iskusstva na osnove polihudozhest-vennogo podhoda (v uslovijah vuzovskogo obuche-nija) // Obrazovanie. Nauka. Innovacii: Juzhnoe iz-merenie. 2014. № 1(33). S. 113-119.

8. Markova A.K. Psihologija professionalizma. M.: Mezhdunar. gumanit. fond «Znanie», 1996.

9. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija -bakalavriat po napravleniju podgotovki 51.03.05 «Rezhissura teatralizovannyh predstavlenij i prazdni-kov»: prikaz M-va obrazovanija i nauki Ros. Federacii ot 6 dek. 2017 g. № 1181 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7751350/ (data obrashhenija: 12.03.2018).

10. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obshhestve: vyjavlenie, razvitie i realizacija. M.: Ko-gito-Centr, 2002.

11. Hutorskoj A.V. Kljuchevye kompetencii kak komponent lichnostno orientirovannogo obrazovanija // Nar. obrazovanie. 2003. № 2. S. 58-64.

12. Shhedrovickij G.P. Izbrannye trudy. M.: Shk. kul'turnoj politiki, 1995.

ИЗВЕСТИЯ вгпу

Formation of the polyartistic competence of future directors of theatrical performances in the educational process of the University of Arts

The article deals with the polyartistic competence as an integrative quality of an individual, necessary for the holistic professional activity of a director of theatrical performances. It describes the potential of the polyartistic approach as a methodological basis for the formation of the polyartistic competence of future directors of theatrical performances, as well as the pedagogical conditions of its formation in the educational process of the University of Arts.

Key words: competence, professional activity, poly-artistic approach, polyartistic competence, direction of theatrical performances, pedagogical conditions.

(Статья поступила в редакцию 05.04.2018)

М.А. ОЛЕЙНИК, Л.В. ПУТИЛОВСКАЯ (Волгоград)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ВОКАЛИСТА

Обосновывается актуальность использования театральной педагогики в процессе профессиональной подготовки педагога-вокалиста. Артистизм педагога-вокалиста понимается как комплекс сценической адаптированно-сти, эмоциональной «заразительности» и качества, характеризующего уровень профессионального мастерства, - «персонажного сознания». Формирование комплекса профессиональных качеств педагога-вокалиста может быть обеспечено единством средств музыкальной и театральной педагогики.

Ключевые слова: педагогический артистизм, театральная педагогика, педагог-вокалист, персонажное сознание, музыкальная интонация.

С одной стороны, актуальность обращения к принципам и средствам театральной педагогики в процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов различных пред-

метных направлений представляется очевидной в силу признания артистизма как важного профессионального качества личности педагога (О.С. Булатова, Н.В. Иванова, Л.А. Ильина, С.В. Мациевская, Т.С. Тюмене-ва и др.). Особенно активно данная педагогическая проблема разрабатывается в области музыкально-исполнительского обучения будущего педагога-музыканта (Л.А. Баренбойм, Д.А. Белухин, О.М. Головенко, С.А. Казачков, Т.М. Короткова, Ю.М. Кузнецов, Л.С. Май-ковская, А.И. Савостьянов). Здесь же следует выделить исследование задач психологической подготовки музыканта к концертным выступлениям и методов преодоления так называемого эстрадного волнения. С другой стороны, перевод исследования данной проблематики в область различных видов музыкального исполнительства локализует процесс формирования основ актерского мастерства преимущественно в сфере сценических выступлений и подготовки к ним, что, на наш взгляд, недостаточно.

Среди значимых качеств педагога-музыканта, определяющих его целостный личност-но-профессиональный облик, мы считаем необходимым выделить педагогический артистизм как показатель уровня его общепедагогической и духовной культуры и профессионального мастерства. Педагогический артистизм понимается нами как совокупность ак-терско-сценических умений педагога, обеспечивающих реализацию его коммуникативной компетентности как комплекса способностей: адаптации к различным ситуациям публичных выступлений и общения, к художественно-выразительному образному воплощению идеи, к особой «заразительности» в публичных выступлениях, свойственной хорошим актерам и т. д. не случайно А.И. Савостьянов, обращаясь к необходимости владения педагогом умениями точной и образной передачи мыслей, подчеркивает сходные задачи общей и театральной педагогики [9].

Для профессиональной подготовки педагога-вокалиста проблема формирования педагогического артистизма представляется нам чрезвычайно значимой, поскольку вся его исполнительская деятельность требует актерского мастерства, реализуемого в направлении «певец - слушатель», тогда как педагогическая деятельность в классе вокальной подготовки подразумевает несколько иную систе-

О Олейник М.А., Путиловская Л.В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.