•х.
>
< X
14-1
s
iC Q
< ct
Ш
a
52
лизующее его духовные и физические силы. Самосознание тесно связано с самоактуализацией, самовыражением, самовоспитанием. Оно стоит в одном ряду с совокупностью таких свойств личности, как сотрудничество, сопричастность и соучастие. Данные качества определяют в целом личность и человека в качестве гражданина.
Основные требования к гражданину и профессионалу - это та кие сформированные представления о гражданских ценностях, как обладание знаниями и умениями анализировать ситуацию, способность к сотрудничеству с другими людьми, осознание таких ценностей, как уважение к своему труду и к профессии, к своему родному городу и колледжу. Студенты колледжа должны проявлять наличие желания участвовать не только в общественной жизни, но и в решении текущихучебных и профессиональных проблем.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что процессы формирования профессионала и гражданина неразрывны и должны рассматриваться в комплексе. В условиях колледжа они должны осуществляться как на уроках, а также в процессе внеурочной деятельности. С этой целью должны использоваться такие современные формы и методы обучения и воспитания, как диспуты и беседы, экскурсии и конкурсы, трудовые десанты и трудовые
месячники, волонтерское движение и проектная деятельность. Применение всех этих методов, несомненно, позволяет максимально полно подойти к решению задач по воспитанию гражданской идентичности. Средства, способствующие формированию у студентов колледжей патриотизма, гражданского самосознания, социальной солидарности, сознательности, законопослушности должны использоваться в комплексе для достижения желаемого результата по формированию гражданской идентичности.
Литература:
1. Баклушинский С.А. Развитие представлений о понятии социальная идентичность. // Этнос. Идентичность / С.А Баклушинский, Е. Белинская. Образование. - М., 1998. - 204 с.
2. Лебедева О. В. Гражданское образование и воспитание в России / О. В. Лебедева. - М.: Академия, 2008,- 138 с.
3. Пахолко О. Д. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию и развитию гражданской идентичности младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. - Пермь : Меркурий, 2014. - С. 214-217.
4. Шапошникова Ю.В. Формирование у студентов способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме на уроках иностранного языка, "http://pedsovet.org/ сотропеп1/ор1юп,сот_т1гееАа5к,у1е\л/Ипк/ Ипк_Ш,139201/^етШ,б/.
FORMATION OF A MULTI-ETHNIC CULTURE OF THE TEACHER AS THE FACTOR OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE KINDERGARTEN
Dobroserdova Violetta Nikolaevna, Under-graduate student, Senior Lecturer, Chair of Preschool Education, Moscow State Pedagogical University, Moscow E-mail: Vioietta [email protected]
This article deals with the problems of the modern preschool education. Author's position in relation to the requirements of the teacher leading the professional activity in a multiethnic environment preschool.
Keywords: muiti-ethnic culture; muiti-ethnic pedagogical culture; muiti-ethnic educational en vironment of preschool institutions.
УДК 373.24 ВАК РФ 13.00.02
© Добросердова В.Н., 2016
ДОБРОСЕРДОВА Виолетта Николаевна, соискатель, старший преподаватель, кафедра Дошкольной педагогики, Московский государственный педагогический университет, Москва Violetta [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КА ЧЕСТВА ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВДОО
Данная статья посвящена рассмотрению проблем современного дошкольного образования. Представлена авторская позиция в отношении требований к педагогу, ведущему профессиональную деятельность в полиэтнической среде дошкольного учреждения.
Ключевые слова: полиэтническая культура; полиэтническая педагогическая культура; полиэтническая образовательная среда дошкольного учреждения.
I
Насущным вопросом современного дошкольного образования является необходимость адекватного использования этнокультур-
ного наследия народов с целью формирования этнотолерантности, межкультурной компетентности у всехучастников педагогического процесса, на основе построения конструктивного межэтнического диалога в полиэтнической среде дошкольного образовательного учреждения.
Построение целостной системы сопровождения ребенка, педагога, в условиях полиэтнической среды образовательного учреждения, семьи, общества, выработка стратегии адаптации детей-мигрантов в данные среды - является основной задачей поликультурного образования в системе дошкольного образования.
Именно в такой системе возрастает роль педагога, обладающего рядом этнокультурных компетенций, сформированной полиэтнической культуры, позволяющий вести образовательную деятельность на высокопрофессиональном уровне, поскольку эффективность образовательного процесса в полиэтнической среде ДОО возможно при условии грамотной организации со стороны педагога профессионально подготовленного к ней. В связи с этим особенно выделяется проблема профессионализма педагога (Н.В. Кузьмина, Д.М. Вечедов, Л.Ф. Лунева, Н.Е. Казакова).
Педагогу необходимо осознавать, что в поликультурной среде, в рамках которой происходит его профессиональная деятельность, беспрерывно осуществляется взаимодействие этнокультур, представители которых стремятся к сохранению ценностей, а также к сотрудничеству с целью укрепления единства гражданского общества.
Таким образом, полиэтническая тематика в системе дошкольного образования становится актуальной. Однако, согласно проведенному исследованию, только 25% дошкольных об-разовательныхучреждений ведут поиск новых подходов к содержанию полиэтнического образования.
Это обусловлено, в первую очередь, неготовностью самого педагога организовывать образовательную деятельность в полиэтнической среде, поскольку для данного процесса педагог должен обладать сформированной полиэтнической педагогической культурой, включающей в себя когнитивную, эмоциональную, деятельностную, мотивационно-ценнос-тную, составляющие, позволяющие педагогу вести образовательный процесс на высокопрофессиональном уровне.
Полиэтническую педагогическую культуру мы рассматриваем как особое новообразование личности педагога, включающее: этнокуль-
турные знания; систему ценностных ориента-ций и отношений; представления; алгоритмы действий внутри полиэтнической среды; сформированные этнокультурные способности; мотивы деятельности; показатели общей культуры, ценностно-смысловые образования личности и система отношений к людям и миру, которые, по мнению Г.С. Кожухаря, должны являться определяющими в системе межэтнического взаимодействия.
Сформированная полиэтническая педагогическая культура определяет профессионализм педагога, способного действовать ответственно в полиэтнической образовательной среде ДОО.
Педагог должен понимать, что от объема передаваемой информации ребенку о культурно-этническом разнообразии мира не будет зависть его подготовленность к межкультурному взаимодействию. Необходима система планомерного полиэтнического воспитания, которая позволит, путем накопления жизненного опыта, сформировать у ребенка определенные качества, получить навыки жизнедеятельности в полиэтническом мире.
Для этого, по мнению Г.В. Палаткиной, квалифицированный педагог в условиях многокультурного, полиэтнического образовательного пространства должен быть компетентным в следующих областях:
- культура и плюрализм: сущность, разнообразие, соотношение и динамика культур;
- коммуникация и культурные барьеры: культура и разнообразие форм восприятия, язык и невербальная коммуникация, языки и разнообразие способов мышления, связанных с культурой;
- культура и полиэтничность: особенности поликультурного образовательного пространства, культурно-демографические характеристики конкретного полиэтнического пространства;
- психосоциальная идентификация и межкультурные связи: культурные различия и становление психосоциальной идентификации, стереотипы, взаимопонимание культур, положение меньшинств, социополитические аспекты " [5].
Полиэтническая педагогическая культура является непосредственной составляющей педагогической культуры, выражающейся в межкультурных отношениях, основанных на ценностных представлениях народов, направленных на усвоение, применение народных идей воспитания, способов педагогической деятельности, обеспечивающих взаимопони-
Ф
1-Н
О си
-О 0-
ш <
1=с
си
1Г
к^ С Ё
53
•х.
>
<
I ш
s ж u
<
et ш
а
54
мание педагога и ребенка, принадлежащего любому этносу.
Педагогическая культура включает в себя "владение преподавателем педагогическим опытом человечества, его совершенство в педагогической деятельности, достигнутый уровень развития его личности" [2с.72].
Содержание полиэтнической педагогической культуры основано на четырех составляющих: этнокультурной идентификации личности; системе понятий и представлений о полиэтнической среде; формировании этнокультурной толерантности; развитии навыков межэтнического общения.
Основой взаимодействия педагога и ребенка, принадлежащего любой этнокультуре, должно стать вхождение в ситуацию, понимание ее с позиции данной этнокультуры. П.В. Степанова описываетпониманиекакспособность видеть ситуацию глазами представителя другого этноса, с его точки зрения.
Приоритетность в полиэтническом образовании будет отдаваться такому педагогу, который сможет применить свой педагогический потенциал, независимо от национальности и вероисповедания как своего, так и воспитанников.
Таким образом, полиэтническая педагогическая культура выступает основной характеристикой педагога-профессионала, обладающего системой этнопедагогических ценностей, творческих способов поликультурной деятельности, личных достижений в создании образцов межкультурной практики с позиций человека культуры.
Показателями сформированной полиэтнической педагогической культурой выступают:
- гуманистическое отношение к представителям любой национальности;
- этнокультурная компетентность и развитое поликультурное мышление;
- компетентность в сфере этнопедагогики и этнопсихологии, владение педагогическими технологиями;
- опыт творческой деятельности;
- этнокультурное поведение;
- этнотолерантность;
- культура межэтнической коммуникации;
- осознание важности этнокультурного многообразия;
- формирование навыков этнокультурного образа жизни, поведения, создание для этого определенных условий;
- преодоление этноцентрического мышления, негативных предрассудков и этностерео-типов;
-формированиеумения критически осмысливать природу этностереотипов и их роль;
- воспитание уважения, на основе интереса, к любой этнокультуре;
- адаптация к полиэтнической среде;
- всестороннее овладение педагогическими ценностями этнокультур;
- умения выделять и вносить в образовательный процесс идеи, отражающие культурное многообразие мира;
- обеспечениеусловий для профессиональной самореализации в полиэтническом окружении ДОО;
- удовлетворение потребности как детей, так и взрослых в культурном и духовном развитии посредством получения полиэтнического образования.
Таким образом, сформированная полиэтническая педагогическая культура представляет собой способность педагога вести профессиональную деятельность в полиэтнической среде дошкольного образовательного учреждения.
Литература:
1. Абсалямова А.Г., Горбачева Ю.С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе. - Уфа : Творчество, 1997.
2. Барабанщиков A.B. Проблемы педагогической культуры преподавателя вуза // Советская педагогика. - 1981,- № 1,- С. 72
3. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. -М.,1999.
4. Коченкова Л. П. Мультикультурная модель современного образования // Концепт. - 2014. - № S11. -С. 16-20.
5. Манойлова М.А. Акмеология этнической толерантности субъектов фундаментального образования. - Псков, 2010. - 300 с.
6. Менская Т.Б. Пол и культурное образование: Программы и методы // Общество и образование в современном мире. - Вып. 2. - М., 1993.
7. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1990. - № б.
FACTORS OF INFLUENCE ON THE FORMATION OF BILINGUALISM LANGUAGE PERSON
Zhukova Svetlana Vyacheslavovna, PhD of Psychological sciences, Associate Professor, Chair of Sub-department Special Pedagogics and Multi-subjects Teaching Techniques, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: [email protected]