УДК 332
ФОРМИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТЕРРИТОРИИ НА БАЗЕ ИНСТРУМЕНТОВ ГЕОМАРКЕТИНГА
Юлия Юрьевна Соловьева
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]
Елена Александровна Жукова
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, магистрант кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы формирования показателей, оказывающих влияние на конкурентоспособность территории.
Ключевые слова: территория; конкурентоспособность, земельные ресурсы, стратегическое управление, стратегия конкурентоспособности.
FORMATION OF INDICATORS OF THE COMPETITIVENESS OF THE TERRITORY TOOL BASED GEOMARKETING
Yuliya Yu. Solovyeva
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Associate Professor of the Department of management and entrepre-neurship, tel. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]
Elena A. Zhukova
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., a student of the Department of management and entrepreneurship, tel. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]
This article discusses the issues of the formation of indicators that have an impact on the competitiveness of the territory.
Key words: territory; competitiveness, land resources, strategic management, strategy for competitiveness.
Уровень благосостояния региона и его рост, с учетом природных, географических, демографических, экономических, социальных особенностей конкретной территории представляют собой социально-экономическое развитие региона. В сложившихся сложных экономических условиях именно повышение уровня конкурентоспособности территории выступает основным фактором развития.
Поэтому определение наиболее и наименее конкурентоспособных участков территории позволит разработать стратегический план использования оптимального использования земельных ресурсов региона [1].
С этой целью проведем адаптацию модели МсК1шеу - метода стратегического маркетинга к конкретным географическим объектам. В данном случае - Куйбышевскому району Новосибирской области.
Так, в качестве стратегической хозяйственной единицы будем считать отдельный вид земель Куйбышевского района (земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, транспорта и иного назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса).
Применяя указанную аналогию в процессе построения матрицы МсЮшеу, получаем следующую иллюстрацию положения разных категорий земель (рисунок).
Привлекательность отросли
высокая
средняя
низкая
Рис. Матрица МсЮшеу для категорий земель Куйбышевского района:
На рисунке: 1 - Земли сельскохозяйственного назначения; 2 - Земли населенных пунктов; 3 - Земли промышленности, транспорта и иного назначения; 4 - Земли особо охраняемых территорий и объектов; 5 - Земли лесного фонда; 6 - Земли водного фонда; 7 - Земли запаса
Итак, в качестве Победителя 1 выступает категория земель сельскохозяйственного назначения. Такое его положение объясняется тем, что земли сельскохозяйственного назначения демонстрирует наибольшие темпы развития и роста, его доля является крупнейшей в общем объеме земель Куйбышевского района. Именно земли сельскохозяйственного назначения характеризуются наивысшей степенью привлекательности и сильными конкурентными преимуществами.
В отношении «резидентов» матричного сегмента «Победитель 1» ведется политика удержания позиций, в них осуществляется активное вливание инвестиционных потоков.
В сегмент «Победитель 2», согласно проведенному анализу, попадают земли лесного фонда. Они обладают высокой степенью привлекательности рынка и средним уровнем преимуществ рынка в целом. Для аналитика, такое
Конкурентная позиция
слабая_^_средняя_^_хорошая
Победитель 1 © Победитель 2 о Знак вопроса ©
Победитель 3 © Средний бизнес © Проигравший 1 © ©
Производитель прибыли Проигравший 2 Проигравший 3
распределение указывает на необходимость определения слабых и сильных сторон рассматриваемой категории земель, и определение на основе этого наилучших и наиболее эффективных направлений инвестирования.
Средней рыночной привлекательностью и высокой конкурентоспособностью среди категорий земель Куйбышевского района обладает такой сегмент, земли населенных пунктов. Действительно, Победитель 3 обладает достаточно большой долей среди общего объема земель. Для этой категории земель, относящейся к данному матричному сегменту необходимо определить наиболее привлекательные сегменты для инвестирования и, в случае необходимости, произвести реинвестирование прибыли, чтобы в дальнейшем извлечь максимальную прибыль [2].
Земли промышленности, транспорта и иного назначения Куйбышевского района характеризуются средней привлекательностью и средними конкурентными преимуществами, именно поэтому они удостоены места в сегменте «Средний бизнес».
Отнесение данной категории именно к этому сегменту связано с ее относительной неразвитостью и, в то же время, растущим спросом. Такое положение определяет осторожную линию поведения: инвестирование должно быть выборочным и только в наименее рискованные направления [2].
Что касается сегмента матрицы «Проигравший 1», то и он не остался без своего лидера. Характерная для данного сегмента средняя привлекательность рынка и низкий уровень относительных преимуществ среди категорий земель Куйбышевского района присуща землям особо охраняемых территорий и объектов и землям водного фонда. Действительно, эти земли имеют достаточно слабый уровень развития и не обладают высокой конкурентоспособностью. Для указанных категорий земель целесообразно отыскать возможности улучшения в областях с низким риском.
Земли запаса являются представителем сегмента «Знак вопроса». Это связано с тем, что для данных категорий земель характерны конкурентные преимущества, но, в то же время, эти земли находятся в категории запаса, поэтому в закономерностях его развития еще остаются некоторые вопросы и непредсказуемость, соответственно, отказаться от его развития нельзя. Такое расположение данной категории земель на матрице говорит о целесообразности направления инвестиционного потока в указанную отрасль для усиления преимуществ [3].
Таким образом, истинность гипотезы о возможности использования общего инструментария и методов исследования таких сфер деятельности, как геомаркетинг и стратегическое управление земельными ресурсами продемонстрирована на примере использования инструмента портфельного анализа (матрица McKinsey) для анализа категорий земель Куйбышевского района. Это еще раз подтверждает реальность применения инструмента стратегического планирования для целей оценки конкурентоспособности территорий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Соловьева Ю. Ю., Китаева С. В. Использование методов портфельного анализа для оценки недвижимости // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Между-нар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск : СГГА, 2014. Т. 1. - С. 192-198.
2. Крутеева О. В. Учет индивидуальных особенностей земельных участков при оценке земель // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2016. XII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 18-22 апреля 2016 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2016. Т. 1. -С. 277-280.
3. Соловьева Ю. Ю. Формирование маркетинговой стратегии территории как фактор инновационного развития // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2016. XII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 18-22 апреля 2016 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2016. Т. 1. - С. 228-232.
© Ю. Ю. Соловьева, Е. А. Жукова, 2017