Научная статья на тему 'Формирование первых коллекций краеведческих музеев национальных районов Южной Сибири в конце 1920-х – начале 1930-х годов'

Формирование первых коллекций краеведческих музеев национальных районов Южной Сибири в конце 1920-х – начале 1930-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
396
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / LOCAL LORE / КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / LOCAL HISTORY MOVEMENT / МУЗЕЙ / MUSEUM / МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / MUSEUM COLLECTION / ЭКСПЕДИЦИЯ / EXPEDITION / ХАКАСИЯ / KHAKASSIA / ТУВА / TUVA / ОЙРОТИЯ / OYROTIYA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зайцева Алла Анатольевна

Рассматриваются проблемы и трудности, с которыми столкнулись южно-сибирские краеведческие музеи при формировании музейных коллекций в 1920–1930-х гг. Анализируются экономические, бытовые и кадровые сложности данного процесса. Исследуются источники поступления экспонатов в фонды музеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of museums of local lore’s first collections in national regions of Southern Siberia in the late 1920s – early 1930s

The article deals with the problem and impediments encountered by the South-Siberian regional museums during the formation of museum collections in the 1920s – 1930s. The author analyzes economic, domestic and staff complications of this process. She also researches sources of the replenishment of museum funds.

Текст научной работы на тему «Формирование первых коллекций краеведческих музеев национальных районов Южной Сибири в конце 1920-х – начале 1930-х годов»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 30 (321). История. Вып. 57. С. 65-68.

А. А. Зайцева

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВЫХ КОЛЛЕКЦИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИХ МУЗЕЕВ НАЦИОНАЛЬНЫХ РАЙОНОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ 1920-х - НАЧАЛЕ 1930-х ГОДОВ

Рассматриваются проблемы и трудности, с которыми столкнулись южно-сибирские краеведческие музеи при формировании музейных коллекций в 1920-1930-х гг. Анализируются экономические, бытовые и кадровые сложности данного процесса. Исследуются источники поступления экспонатов в фонды музеев.

Ключевые слова: краеведение, краеведческое движение, музей, музейная коллекция, экспедиция, Хакасия, Тува, Ойротия.

Исследование процесса формирования музейных коллекций обусловлено актуальностью сохранения историко-культурного наследия, как самой страны, так и ее отдельных регионов. Сегодня, в век информационных технологий, общество практически не интересуется историей своего происхождения, своими истоками. Все меньшей популярностью пользуется посещение музеев. Хотя именно музей хранит свидетельства прошлого, и каждый человек может «прикоснуться» к своей истории.

Основой любого музея являются коллекции, то есть совокупность культурных ценностей, которые характеризуют тот или иной период истории, природу местности, экономику, этнографию народа и т. д. Формирование музейных коллекций в каждом музее происходит по-разному. Одни музеи уже при своем создании имеют какую-то базовую коллекцию, другие же музеи, не имея такого преимущества, начинают собственными силами формировать свои фонды. Коллекции многое могут рассказать об истории создания, деятельности музея, источниках поступления. Исследование процесса формирования музейных коллекций дает возможность ощутить дух времени, узнать специфику музея, определить приоритеты, стоявшие перед ним в тот период и т. д. Анализ источников поступления экспонатов помогает выяснить, какие организации помогали музею в комплектовании фондов, кто был в числе дарителей музея, как сами сотрудники музея решали этот вопрос.

Коллекции краеведческих музеев национальных районов Южной Сибири начали формироваться в первое двадцатилетие советской власти. Это был, по существу, пери-

од накопительства и собирательства вещевого материала, имевшего какую-либо культурно-историческую ценность. Возникновение краеведческих музеев на территории Южной Сибири неразрывно связано с развитием краеведческого движения. Для Сибири оно имело особое значение, т. к. этот регион был практически не изучен, малоизвестен был и его экономический потенциал. Кроме того, планировалось, что краеведение станет своеобразным «проводником» грамотности и культуры для местного населения.

Следует отметить, что процесс формирования первых музейных коллекций происходил в условиях национально-государственного строительства. Краеведческое движение этого периода во многом носило производственный и идеологизированный характер, т. к. развивалось согласно требованиям партии и правительства. Со временем краеведческие музеи, как центры краеведческой работы на местах, должны были стать учреждениями, демонстрировавшими достижения советской власти.

Появлению музеев в каждом регионе предшествовала деятельность краеведческих обществ, которые вели плодотворную работу по сбору материала, относящегося к истории, экономике, культуре края. Можно сказать, что такие общества, по сути, заложили фундамент будущих музейных коллекций. Это объясняется тем, что собранные краеведами материалы передавались музеям при их организации.

Краеведческие музеи в Южной Сибири начали появляться в конце 1920-х гг., за исключением музея Ойротии, который был организован еще в 1918 г. Сравнительный анализ жизнедеятельности музеев Южной

Сибири показывает, что проблема формирования музейных коллекций в Ойротском краеведческом музее не стояла так остро, как, например, в музее Тувинской народной республики (ТНР). Дело в том, что основой для будущего музея в Ойротии явилась коллекция различных материалов и изданий, которая была собрана известными исследователями Алтая - Степаном Ивановичем Гуляевым, а в последующем - его сыном, Николаем Степановичем. С. И. и Н. С. Гуляевы - знаменитые исследователи Алтая, изучавшие этнографию, фольклористику и историю алтайцев. В этой коллекции были собраны различные предметы из самых различных источников. Здесь находились образцы горных пород, археологические находки, материалы по палеонтологии1. Коллекция содержала также архивные материалы и издания по истории Алтайской губернии.

Первоначально Ойротский музей был размещен в с. Улала, но т. к. не был решен вопрос о здании, его переместили в с. Чемал. Временным заведующим был назначен Андрей Викторович Анохин - этнограф, композитор и основоположник национальной музыки алтайцев. Андрей Викторович развернул активную организационно-собирательскую деятельность в окрестных алтайских селах и таким образом значительно пополнил фонды музея2. Однако отсутствие у музея собственного помещения не позволяло должным образом хранить экспонаты и представлять их для обозрения посетителей. В результате переездов из одного помещения в другое часть коллекции Гуляевых, представлявшая культурно-историческую ценность, была утеряна вместе с описями предметов. Удалось сохранить лишь треть бывшей коллекции и библиотеки3. Начавшаяся Гражданская война, можно сказать, остановила не только деятельность, но и само развитие музея.

Лишь только в 1926 г. секция краеведения при областном отделе народного образования (ОблОНО) на одном из своих заседаний поставила вопрос об Ойротском краеведческом музее4. В декабре было проведено обследование состояния музейных коллекций, по результатам которой выяснилось, что коллекции хранились долгое время в «холодном амбаре складов при Отделе Народного Образования и частью без упаковки сложены в ящики, из коих некоторые даже не за-крыты»5. В акте обследования было зафик-

сировано, что экспонаты археологической, антропологической и геологической коллекций «свалены в кучу, ломаются, от старости и изменения температуры разрушаются, и на полу валяются осколки и обломки редкостных экземпляров музея»5. Спустя пару дней после данного обследования вопрос о здании для музея был решен.

В дальнейшем музейные коллекции Ойротского краеведческого музея, так же как и раньше, пополнялись чаще всего материалами разнообразных экспедиций. Это и этнографические экспедиции А. В. Анохина, Г. И. Чорос-Гуркина, и экспедиции по исследованию археологических памятников и полезных ископаемых.

Богатый материал был собран в ходе эт-нографо-экономической экспедиции в районе строительства Катунского варианта Чуйского тракта, который должен был сократить путь до советско-монгольской границы и связать Горный Алтай с Бийском. Экспедиция, кстати, была организована в 1928 г. самим Ойротским музеем6. Цель экспедиции состояла в том, чтобы выяснить экономическое состояние и значение для местного населения различных народных промыслов и кустарных производств. Для музея были приобретены ценные «экспонаты по производствам и быту алтайцев и собраны некоторые данные по материальной культуре»6.

Иное дело в Туве, где краеведческий музей был создан по решению Политбюро Центрального Комитета Тувинской народно-революционной партии в 1929 г. Директором музея был назначен Владимир Петрович Ермолаев - бывший работник Красноярского краеведческого музея, известный фотограф. На плечи Владимира Петровича легла вся тяжесть не только формирования музейных коллекций, но создания всего музея.

Первая художественная коллекция Тувинского краеведческого музея была сформирована при содействии Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС)7. Осенью 1929 г. Правительство Тувинской народной республики (ТНР) командировало В. П. Ермолаева в Москву и Ленинград. Целью командировки было установление связей с научными учреждениями СССР. Представителем ВОКС при консульстве СССР в Кызыле были разосланы письма в эти учреждения с просьбой о помощи в создании музея8.Эти поездки в столицы России

Формирование первых коллекций краеведческих музеев.

67

помогли В. П. Ермолаеву в непосредственной практической деятельности.

В результате принятых мер Тувинскому краеведческому музею были переданы уникальные художественные произведения и экспонаты, среди которых были 55 картин русских и западноевропейских живописцев из Русского музея и Государственного Эрмитажа8. Кроме того, фонды краеведческого музея ТНР пополнились чучелами некоторых животных и насекомых, которые были переданы Зоологическим музеем. Исторический музей и Государственный музей им. В. И. Ленина предоставили ценные фотографии, документы, репродукции и учебные пособия9.

Сам директор музея Тувы, Владимир Петрович Ермолаев, занимался фотосъемкой. Ему удалось заснять уникальные исторические события, происходившие в Туве в 1920-1930-х гг. Таким образом, фонды музея пополнялись большим количеством качественного информационного и фотоиллюстративного материала, а также негативами, которые сегодня хранятся в Национальном музее им. Алдан-Маадыр Республики Тыва.

В Хакасии, как и в Туве, краеведческий музей появился в 1929 г., его директором стал В. А. Рюмин, в прошлом один из членов общества краеведения (было организовано в ноябре 1928 г.). Одним из первых дарителей коллекций был известный в Хакасии педагог и один из составителей хакасской письменности - Кирилл Семенович Тодышев. Именно он подарил музею восьмигранную юрту со всем убранством. Архивные документы свидетельствуют о том, что всего К. С. Тодышев передал 236 предметов быта10. В основном это были шаманские духи и традиционные предметы быта хакасов11. К сожалению, эта уникальная коллекция не дошла до наших дней и погибла в пожаре.

Территория Хакасии издавна славилась своими археологическими памятниками, и создание археологической коллекции было одной из первых задач нового музея. Однако ее осуществление долгое время не было возможным из-за отсутствия в штате музея специалиста-археолога12. На помощь пришел Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова, археолог которого Варвара Павловна Левашова - выпускница МГУ, ученица известного российского археолога В. А. Городцова, оформила первую

археологическую экспозицию Хакасского областного музея краеведения. Ее основу составили материалы раскопок, которые проводила сама Варвара Павловна на территории Хакасии12. В экспозиции было представлено даже таштыкское погребение с раскрашенной гипсовой маской13.

Кроме археологической коллекции музей начал формировать коллекции по экономическому развитию Хакасии советского периода. Эта коллекция должна была стать частью экспозиционного отдела, посвященного социалистическому строительству в Хакасии. Фонды по экономике включали следующие экспонаты: «диаграммы роста страны и Хакасского округа за 10 лет Советской власти, небольшое количество образцов полезных ископаемых округа, таблицы выполнения планов сельскохозяйственных работ»14.

Обогащали фонды музея и промышленные предприятия области. Так, руководство Ивановского рудника передало в дар музею коллекцию золотосодержащих руд. Многие предприятия области передавали образцы своей продукции.

Минусинский музей также продолжал оказывать помощь музею Хакасии в формировании коллекций. Из его фондов были переданы предметы материальной и духовной культуры хакасов, материалы по истории некоторых областных предприятий промышленности.

Таким образом, пути формирования первых музейных коллекций в краеведческих музеях Южной Сибири в 1920-1930-е гг. были во многом схожи. В ходе анализа этого процесса были выделены следующие общие направления: во-первых, многие музейные коллекции формировались благодаря тесному сотрудничеству с крупными музеями из соседних регионов и центральными музеям; во-вторых, фонды краеведческих музеев Хакасии, Ойротии и Тувы пополнялись силами самих сотрудников в ходе различных экспедиций; в-третьих, коллекции формировались за счет дарителей из числа местной интеллигенции и краеведов-любителей.

При формировании музейных коллекций краеведческие музеи Хакасии, Ойротии и Тувы столкнулись с рядом проблем и трудностей. Это было связано с политической и экономической обстановкой в стране после начала Гражданской войны. Все это отрицательно сказывалось на музейном строитель-

стве. Перед всеми краеведческими музеями в исследуемый период стояла острая проблема отсутствия собственных помещений или нехватка площадей для хранения ценных экспонатов. Многие коллекции (например, коллекция Гуляевых) были утеряны, расхищены или уничтожены. Сказывалась нехватка профессиональных музейных кадров: некому было проводить инвентаризацию экспонатов и следить за сохранностью коллекций. Несмотря на все эти трудности, краеведческие музеи национальных районов Южной Сибири сумели сформировать собственные коллекции и тем самым заложили основу для своего дальнейшего развития.

Примечания

1 Захарова, Т. В. Становление культурного облика Горного Алтая в начале ХХ в. : от научной коллекции к краеведческому музею // Этносоциальные проблемы регионов Сибири : сб. науч. тр. Горно-Алтайск : ГАГУ, 2009. С.31-32.

2 Там же. С. 32.

3 Еркинова, Р. М. А. В. Анохин и Г. И. Чорос-Гуркин у истоков формирования музейных коллекций // Анохинские чтения : материалы Пятой науч. конф., посв. 90-летию НМА (3031 окт. 2008 г.). Горно-Алтайск, 2008. С. 6.

4 Комитет по делам архивов Республики Алтай (КПДА РА). Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 4. Л. 1 об.

5 КПДА РА. Ф. Р-64. Оп. 1. Д. 6. Л. 1.

6 Там же. Д. 5. Л. 1.

7 Существовало с апреля 1925 по 1958 г.

8 Хертек, А. С. Первая художественная коллекция Тувинского Государственного музея

// Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий : изучение, сохранение и использование : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (9-10 сент. 2009 г., г. Кызыл) : в 2 ч. Ч. II. Кызыл : КЦО Аныяк, 2009. С. 55.

9 Хертек, А. С. В. П. Ермолаев - первый директор музея // Национальный музей Республики Тыва : юбилейн. альбом к 80-летию музея. Красноярск : Поликом, 2009. С. 13.

10 Архив Хакасского национального краеведческого музея им. Л. Р. Кызласова. Ф. 11. Ед. хр. 9.

11 Чалкина, М. Ф. Этнографическая коллекция Хакасского областного краеведческого музея, подаренная К. С. Тодышевым // Проблемы сохранения и развития историко-культурного наследия народов Саяно-Алтая : материалы регион. науч.-практ. конф. (2022 сент. 2006 г.). Абакан : Хакас. книж. изд-во, 2006. С. 110.

12 Данькин, Е. Н. Археологические исследования Хакасского республиканского краеведческого музея : история и современность // Музей в ХХ1 в. : проблемы и перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ч. II / сост. А. О. Дыртык-оол. Кызыл : Тип. КЦО «Аныяк», 2005. С. 28.

13 Севастьянова, Э. А. У истоков // Хакасия : живая старина в научно-популярных статьях, интервью и очерках (1928-2006 гг.). Абакан : Хакас. книж. изд-во, 2006. С. 205.

14 Половникова, И. Н. Из истории Хакасского областного музея краеведения // Учен. зап. ХакНИИЯЛИ. Вып. ХШ. Абакан : Хакас. отд-е Красноярского книжного издательства, 1969. - С. 180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.