УДК 37.015
Н.Н. СУХОВА
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДОЛОГИИ КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В 30-40-Е ГОДЫ ХХ СТОЛЕТИЯ
В представленном материале дается аналитический обзор основных направлений формирования педологии как учебного предмета для педагогических учебных заведений в период 1930-1940-х гг. В качестве источников использованы учебные программы и учебники по педологии, труды педологов 1930-1940-х гг., статьи из журнала «Педология», документы Наркомпроса, архивные материалы.
Ключевые слова: педология, становление и развитие, формирование, учебные программы и учебники, психолого-педагогическая литература, учебные пособия.
The submission provides an analytical overview of the pedology main directions formation of as a school subject for teacher training institutions in the period of1930-1940years. The sources used in the curriculum and textbooks on pedology, pedology 1930-1940years, articles from the magazine «Pedology» Narkomprosa documents, archival materials.
Keywords: pedology, formation and development, formation, training programs and textbooks, psychological - educational literature, teaching aids.
В современной педагогической литературе, особенно в педагогической публицистике, вплоть до сегодняшнего дня можно встретить много сетований по поводу расправы с педологами и педологией наподобие той, которая была учинена над генетикой и кибернетикой. Каких-либо других, более основательных доводов в защиту педологии не приводится.
Продолжительное время проблема, связанная с развитием педологической науки в советской России в 19301940-х гг. либо замалчивалась, либо педологии давалась отрицательная оценка в духе постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» от 4 июля 1936 г.
© Сухова Н.Н., 2016
В рамках одной статьи невозможно рассмотреть весь комплекс проблем, связанных со становлением и развитием педологии как науки, поэтому педология будет рассмотрена как учебный предмет. Такой подход дает возможность ограничить предмет анализа только архивами и учебной литературой.
В качестве источников использованы учебные программы и учебники по педологии для педагогических институтов, статьи из журнала «Педология», издававшегося в 1928-1932 гг., труды отдельных педологов, в частности родоначальника педологии в советской России, известного ученого-педолога П.П. Блонского, который за непродолжительный период написал три учебника по педологии и в 1936 г. подгото-
вил третье издание, оставшееся неизданным [5, с. 1-19].
В 1930-е гг. П.П. Блонский интенсивно занялся разработкой педологии как науки и совершенствованием ее преподавания в педагогических учебных заведениях. Объясняя мотивы, которые побудили его заняться педологией, он писал следующее: «С 1924 г. я считаю себя не педагогом, а педологом. Когда я очень остро почувствовал, что стал исписываться, что педагогические статьи мои становятся все бессодержательнее и примитивнее, я решил обратиться, как к живому источнику, к педологии. Для меня это было вполне естественно, так как к педагогике я пришел от психологии и теперь отходил как бы на прежние позиции. Когда я отдался педологии, то многие порицали меня за отход от педагогики. Но бывшей зимой Всесоюзный педологический съезд показал мне, как своевременен был мой отход. Буквально с каждым месяцем все больше и больше педагогов обращаются к педологии, и я этому только радуюсь. Изучение детского возраста, бесспорно, даст педагогам много новых сил и много нового содержания. Выражаясь парадоксально, я ушел из педагогики, чтобы не потерять окончательно педагогики» [2, с. 44].
Стремительный взлет педологии как отрасли научного знания относится к началу XX столетия. Возникают педологические центры в США, Германии, России. Разработку педологии в России начали В.М. Бехтерев, А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо и др. В работе съездов и конференций, проводившихся по психологии и педагогике в дореволюционные годы, все большее место начинают занимать и вопросы педологии.
Сразу после Октябрьской революции в советской России развивается сеть педологических учрежде-
ний. Педологией увлекаются крупные педагоги и психологи 1920-х годов: П.П. Блонский, М.Я. Басов, А.Б. Зал-кинд и др. Создается значительная литература, возникают новые педологические центры, проводятся съезды и конференции [3, с. 21].
Изначально педология возникла как совокупность психологических, анато-мофизиологических и биологических знаний о развитии ребенка с рождения до окончания им школы.
Следует отметить, что у педологов того времени не было единства мнений по многим принципиальным вопросам. Наиболее острые из них были связаны с построением педологии, точнее принципом отбора знаний и формированием системы науки. В этих вопросах было много неясного, по ним велись острые споры между представителями различных подходов, так как взгляды их существенно расходились. Все зависело от того, какой областью знаний о ребенке занимался до этого теоретик педологии, каким опытом практической работы с детьми обладал и т.д.
Наиболее объективно систему педологии, ее проблемы и подходы к их решению, все ее достижения и просчеты можно понять, познакомившись с построением учебного курса [1, с. 332].
Если сопоставить систему построения психологии и педологии как учебных предметов, то можно увидеть, что они во многом дублируют один и тот же учебный материал. Однако курс психологии отражал в основном общие вопросы. В нем отсутствовал материал, раскрывающий психологию детства, отрочества, юности, а также психологические особенности организации учебно-воспитательного процесса. Зато все эти вопросы были отражены в курсе педологии. Они раскрывались
50 ВЕСТНИК РМАТ № 4 • 2016
с использованием данных биологии, анатомии и физиологии, медицины.
В содержании курса педагогики 1930-1940 гг. также не освещались те вопросы, которые давались в содержании курса педологии. Из этого следует, что педология как учебный предмет выполняла свои специфические задачи: она вооружала будущих учителей знаниями о ребенке, его развитии, влиянии на процесс развития различных факторов и сил.
Жаркие споры, которые велись между психологами и педологами, с одной стороны, и педагогами - с другой, больше всего касались вопросов теории, своеобразия предмета педологии, ее методологических основ. Знакомство с научной и учебной литературой по педологии достаточно убедительно подтверждает, что за годы ее существования как в нашей стране, так и за рубежом педология так и не сумела по-настоящему решить эти вопросы. Тем не менее, анализ системы учебного курса педологии показывает, что в нем собраны и систематизированы такие знания о ребенке, которые несомненно могли помочь учителю глубже понимать его, профессионально решать вопросы воспитания и развития ребенка.
Из общих вопросов, разработанных педологией в этот период, вызывает большой интерес проблема выявления соотношения педологического и хронологического возраста в развитии ребенка. Глубоко и последовательно дается характеристика возрастного развития, начиная с внутриутробного детства и заканчивая новорожденным и грудным возрастом.
Впервые в психолого-педагогической литературе встречается подробное описание развития ребенка на втором году жизни, данное под общим за-
головком «Малютка». Материал по этим периодам завершается приложением тестов. Судить об их качестве следует специалистам, но само стремление автора дать инструмент для измерения хода развития детей в этом возрасте представляется прогрессивным не только для того времени, но и для наших дней. Именно в этом возрасте, как показывают современные научные исследования и практика, намечаются как отставание, так и опережение в развитии человека.
Достаточно глубоко П.П. Блонский раскрывает процесс развития дошкольника, младшего школьника и подростка. В характеристике этих возрастных периодов выделяются переходные ступени, вскрываются общие и своеобразные черты развития ребенка, дается подробная характеристика развития психики, содержательно и глубоко раскрываются виды цельности, отношения детей с окружающими людьми и обществом [1, с. 156].
Привлекает внимание стремление автора дать дифференцированную характеристику недоразвитого и очень развитого ученика, дезорганизатора (термин того времени - Н.С.) и ленивого ребенка.
Во втором издании учебника слабее, по сравнению с программой, разработаны вопросы педологии в школе. Этой проблеме посвящена специальная работа П.П. Блонского «Педология в массовой школе».
Вопросы, обозначенные в этом разделе программы, представляются очень актуальными. Взять, например, проблему комплектования классов. Она остро стоит уже давно. Педология не отмахнулась от нее и пыталась ее решить.
В учебных пособиях и другой литературе по педологии можно также увидеть
зарождение нового подхода к изучению педагогических дисциплин - вместо схоластического заучивания материала формулируются задания, выполнение которых предполагает использование диагностических методов, применяемых в педологии.
Кроме того, существенно продвинулась проблема практического использования теоретических наработок в области педологии: педологами за достаточно короткий срок были разработаны и доведены до практического использования разнообразные методики измерений, а также создана и функционировала разветвленная служба педологических кабинетов в крупных городах страны, где осуществлялось обследование детей, вызывавших трудности в обучении и воспитании.
Однако для преподавания педологии и обеспечения кадрами многочисленных кабинетов нужны были квалифицированные кадры. Их не хватало, приходилось готовить и преподавателей, и практических педологов на краткосрочных курсах. Это не могло не сказаться на качестве их работы. Кроме того, не получил завершения процесс формирования педологии как области научного знания, а ее данные уже стали использоваться на практике.
В 1936 г. после выхода в свет постановления ЦК ВКП(Б) «О педологических извращениях в системе Нарком-просов» педология была упразднена. В постановлении в качестве аргументов ее несостоятельности были приве-
дены самые слабые ее стороны, которые сами специалисты в области педологии считали недостаточно разработанными. В негативном свете были представлены разработки педологов-практиков и на этом основании была осуждена сама наука [4, с. 173]. Кроме того, если теоретическая работа проводилась людьми высокообразованными, достигшими высоких результатов в развитии различных отраслей наук о человеке (психологии, физиологии, педагогике и детской психиатрии), то ничего подобного нельзя было сказать о массовой практике. У многих практических работников был энтузиазм и желание помочь учителю в решении его проблем, но не хватало знаний. Используя методы обследования больших масс детей, педологи поверили в то, что только они лучше психологов и педагогов знают учащихся. Это приводило к нарушению взаимопонимания между педологами, с одной стороны, психологами и педагогами - с другой.
За рубежом все достижения педологии, в том числе и те, которые имелись в нашей стране, обогатили педагогику и психологию, продолжали совершенствоваться.
От педологической службы наши коллеги за рубежом подошли к созданию психологической службы. Они взяли на вооружение все то, что было продуктивного в организации педологических кабинетов в 1930-1940-е гг. Это позволило им достичь больших успехов в организации просвещения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блонский П.П. Педология: учебник для гия. 1931. № 5-6. С. 3-28.
высш. пед. учебных заведений. М, 1934.334 с. 4. Народное образование в СССР: Сб. доку-
2. Блонский П.П. Избранные педагогические ментов (1917-1973 гг.). М, 1974.559 с. произведения. М, 1961. 695 с. 5. Программы педагогических институтов:
3. Басов М.Я. О некоторых задачах пред- Педагогика. Вып. 5. М, 1933. 19 с. стоящей перестройки педологии // Педоло- 6. Ф. 13. Оп. 1. Ед. хр. 89.