Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _
УДК 37.018.46 О. С. Коркина
Формирование педагогической культуры воспитателя сельской дошкольной образовательной организации в условиях стандартизации системы дошкольного образования
Коркина Олеся Сергеевна - заведующая отделом дошкольного образования БУ ОО ДПО «Институт развития образования» (Орел, Россия)
В статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры воспитателя сельской дошкольной образовательной организации, освещаются базовые противоречия, возникшие в сельских детских садах в условиях стандартизации дошкольного образования. Исследуются особенности социокультурной среды села, которая более консервативна, традиционна и постоянна, для нее характерна целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство. В ходе исследования были выявлены специфические особенности и проблемы сельских дошкольных образовательных организаций Орловской области в условиях стандартизации системы. К ним относятся: малокомплектность, отсутствие в штате специалистов коррекционной направленности, низкий уровень материально-технического, финансового обеспечения и развивающей предметно-пространственной среды. Также был выявлен низкий уровень педагогической культуры сельских воспитателей. В статье проанализированы различные подходы к определению современными учеными понятия «педагогическая культура», что позволило обозначить ее структурные компоненты. В качестве структурных компонентов педагогической культуры воспитателя сельской дошкольной образовательной организации выделены: ценностный, когнитивный, инновационно-технологический и личностно-творческий. Для исследования уровня сформиро-ванности педагогической культуры сельских воспитателей в соответствии с заданным критериями были использованы диагностические методики: тест-опросник для измерения потребности в достижениях Ю.М. Орлова; методика измерения эмпатийности педагога И.М. Юсупова; оценка способностей к саморазвитию и самообразованию Н.В. Немовой, тест «Креативность» Н.Ф. Вишняковой. Структурные компоненты педагогической культуры рассматриваются в статье в качестве интегративных свойств личности сельского воспитателя. Автором описаны методика и результаты исследования уровня показателей компонентов педагогической культуры сельских воспитателей, представлено их обсуждение, проанализированы результаты, намечены дальнейшие перспективы работы.
Ключевые слова: педагогическая культура, сельская дошкольная образовательная организация, сельский воспитатель, уровни и показатели педагогической культуры.
Developing the Pedagogical Culture of the Rural Preschool Educator in Terms of the Standardization of Preschool Education System Olesya S. Korkina, Head of Preschool Education Department "Institute of Education Development", Orel, Russia This article deals with the issues of developing pedagogical culture in the rural preschool educator in terms of the standardization of preschool education system, highlighting the basic contradictions caused by the standardization of preschool education in rural kindergartens. It explores the particularities of the sociocultural village environment, which is more conservative, traditional and consistent and is distinguished by the integrity of national identity, as well as inner spiritual wealth. The study identifies specific particularities and issues of rural preschools in the Oryol region in the context of the standardization of the preschool education system. These include: not being comprehensive, not having enough educators equipped for children with special needs, lack of technical and financial support, and that the early childhood environment is insufficiently developed. A low level of pedagogical culture in rural preschool educators has also been revealed. Different approaches by modern scientists to the definition of "pedagogical culture" were analyzed, which enabled researchers to identify its structural components. The following structural components of the pedagogical culture of the rural preschool educator were identified: value-based, cognitive, innovative, technological, and personal-creative. The following diagnostic methods are used to examine the level of development of pedagogical culture of rural preschool educators according to the given criteria: A test-questionnaire for evaluating the need for achievements (Orlov Y., 2001); techniques for measuring the empathy of teachers (Yusupov I., 2002); evaluation of the capability for self-development and self-education (Nemova N., 2011); the test "Creativity" (Vishnyakova N.F., 2012). The structural components of pedagogical culture are interpreted in the article as integrative properties of the personality of the rural educator. The author presents the methodology and results of the study on the level of indicators for the components of pedagogical culture in rural preschool educators. The discussion is presented, findings are analyzed, and further prospects of work are outlined. Keywords: pedagogical culture, rural preschool, rural preschool educator, levels and indicators of pedagogical culture.
Введение
Педагогическую культуру воспитателя логично рассматривать в современном контексте модернизации образования в России, происходящей параллельно с реформированием производственных и распределительных отношений в обществе, с развитием всех его социальных институтов. Требования к системе дошкольного образования определены ФГОС дошкольного образования. Одним из них является обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования.
Реальным фундаментом обеспечения качества дошкольного образования является высокая педагогическая культура работников, осуществляющих реализацию образовательной программы дошкольного образования (Оверчук Т.И., 2002). В данном контексте
очевидна актуальность исследуемой нами проблемы формирования педагогической культуры воспитателя сельской дошкольной образовательной организации (далее ДОО), обусловленная следующими противоречиями между:
• высокими требованиями к уровню педагогической культуры воспитателя сельской ДОО и возможностями традиционной системы повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования;
• традиционными моделями повышения уровня педагогической культуры воспитателя сельской ДОО, не удовлетворяющими современным подходам к профессиональной и общекультурной подготовке воспитателей, и новыми требованиями к кадровым условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, регламентированными ФГОС дошкольного образования и профессиональным стандартом «Педагог» (воспитатель, учитель).
Анализ кадровых условий реализации образовательной программы дошкольного образования в Орловской области
Образовательный процесс в ДОО Орловской области осуществляют 3757 воспитателей, 2486 из них работает на селе. Высшее образование имеют только 65% педагогов сельских ДОО. При этом образовательный уровень воспитателей детских садов городских муниципальных образований несколько выше, чем аналогичный показатель по муниципальным субъектам области, 88% и 51% соответственно (см. рис. 1).
Рис. 1. Образовательный ценз педагогов дошкольного образования Орловской области
В реальной ситуации около 60% воспитателей, работающих на селе, имеют средний возраст 46-48 лет, что больше аналогичного показателя среди педагогов дошкольного образования Орловской области в целом (см. рис. 2), то есть вырисовывается тенденция старения воспитателей сельских ДОО и проблема обеспечения детских садов молодыми профессиональными кадрами (Коркина О.С., Котькова Г.Е., Котьков Н.Н., 2015).
Рис. 2. Возрастной ценз педагогов дошкольного образования Орловской области
Характеристика ДОО как компонента социокультурного пространства села
По утверждению С.Г. Вершловского, сельские условия обладают некоторыми особенностями, традиционно противопоставляемыми городским как более отвечающим профессиональным и личностным потребностям педагога. Они «предрасполагают к профессиональной самостоятельности и проверке профессиональных убеждений в широком контексте педагогической и общественной деятельности» (Вершловский С.Г., 1988).
В рамках менталитетно-трансценденталь-ного подхода рассмотрим феномен менталитета субъектов сельской территории. По мнению Б.С. Гершунского, понятие «менталитет» используется чаще всего для характеристики своеобразия, специфики отношения к внешнему миру со стороны индивидов и человеческих сообществ, которые различаются в национально-этнических и (или) социальных отношениях (Гершунский Б.С., 1998).
Исследуя менталитет сельских жителей Орловской области, мы убедились в том, что социокультурная среда села более консервативна, традиционна и постоянна, в связи с этим определенное влияние на развитие личности воспитателя сельского детского сада оказывают родители воспитанников и односельчане. На селе, по сравнению с городом, в большей степени сохранилась целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство. В этой связи, воспитатель становится субъектом данной среды. Следует отметить, что на селе все еще сохраняется уважение к семейным традициям, к старшим, к людям труда, потребность в осуществлении взаимопомощи, а опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера. Однако, на селе усугубляется и ряд проблем. Как показывает практика, подавляющее большинство муниципалитетов не способно обеспечить нормативный уровень финансирования детских садов. На селе зачастую отсутствует спонсорская поддержка со стороны родителей (законных представителей), вследствие низкого профессионального уровня педагогических кадров, ограничены возможности участия ДОО в конкурсах и грантовых программах, победа в которых приносит дополнительные финансовые вливания, что способствует укреплению материально-технической базы. В связи
с невозможностью обеспечения высокого уровня психолого-педагогических условий реализации образовательной программы, отсутствием узких специалистов: педагогов-психологов, учителей-логопедов, дефек-тологов в малокомплектных сельских ДОО воспитатель должен уметь оказать квалифицированную коррекционную помощь детям с особыми образовательными потребностями в рамках своей педагогической культуры.
На фоне особенностей трудовых функций сельского воспитателя проявляется проблема формирования его педагогической культуры, что и стало объектом нашего исследования. Основываясь на статусе дошкольного образования как первого уровня общего образования и требованиях профессионального стандарта «Педагог» к квалификации должности «Воспитатель», понятие «педагогическая культура воспитателя» мы идентифицируем с понятием «педагогическая культура учителя», как достаточно исследованном явлении в педагогической теории.
Различные подходы к определению понятия «педагогическая культура»
Введение понятия «культура» в гуманитарных исследованиях нового тысячелетия, по нашему мнению, связано с государственной политикой в сфере образования и определено спецификой педагогической деятельности и постоянным ростом запросов к личности педагога. Выявление сущности культуры как общественно-исторического феномена способствует адекватному пониманию сущности одной из ее разновидностей - педагогической культуры. В науке существует значительное количество исследований данного понятия.
В научных трудах В.Л. Бенина понятие «педагогическая культура» трактуется как интег-ративная характеристика педагогического процесса, включающая единство как непосредственной деятельности по передаче накопленного социального опыта, так и результатов этой деятельности, закрепленных в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от данного поколения к другому (Бенин В.Л., 1994.). По мнению И.Е. Видт, педагогическая культура - это исторически развивающая программа социального исследования, включающая в себя социально-педагогический идеал, адекватные ему
формы, методы его достижения, субъекты педагогической культуры, структурированные в определенное педагогическое пространство (Видт И.Е., 2002). В работе Н.Е. Воробьева, В.К. Суханцева и Т.В. Ивановой педагогическая культура рассматривается как «интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в сферу профессии. Педагогическая культура -это синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культуротворческих способностей» (Воробьев Н.Е. и др.,1992). По мнению авторов, учитель, обладающий высокой педагогической культурой, имеет хорошо развитое педагогическое мышление и сознание, обладает творческим потенциалом и является сосредоточением всемирного культурно-исторического опыта. В.С. Кукушин определяет педагогическую культуру как сущностную характеристику личности и деятельности педагога, систему педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя (Кукушин В.С., 2002). Е.В. Бондаревская представляет педагогическую культуру как часть общечеловеческой, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности, осуществления образовательно-воспитательных процессов (Бондаревская Е.В., 1999). А.В. Барабанщиков рассматривает педагогическую культуру как определенную ступень овладения учителем педагогическим опытом человечества, степень его совершенства в педагогической деятельности, достигнутый уровень развития его личности именно как педагога, а также его стремление к непрерывному совершенствованию своей деятельности (Барабанщиков А.В., 1981). Мы разделяем позицию автора относительно того, что педагогическая культура выражается отношением педагога к своей деятельности, пониманием ее сути, своей роли и места в образовательном процессе, характера специальной подготовки, стиль повседневной педагогической деятельности, общения, поведения, отношения к самосовершенствованию и прочее.
Аналитическое сопоставление результатов исследований педагогической культуры разными авторами выявило, что в целом все они сходятся на том, что педагогическая культура учителя является важной частью его общей
культуры, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике профессиональной деятельности.
Нами представлен довольно широкий спектр исследований феномена педагогической культуры отечественными авторами. Однако следует признать, что проблема формирования педагогической культуры воспитателя сельской ДОО исследована недостаточно.
Системный анализ педагогической культуры воспитателя сельской дошкольной образовательной организации
Предпринятый нами системный анализ педагогической культуры воспитателя сельской ДОО дает возможность обозначить ее феномен как со стороны структурных компонентов, так и со стороны функциональных связей и отношений и дать свое определение данному качеству личности сельского воспитателя.
Под педагогической культурой сельского воспитателя мы понимаем интегративное качество личности, представленное единством ценностных, когнитивных, инновационно-технологических, личностно-творческих компонентов, обусловленных процессуальными характеристиками педагогической деятельности в условиях сельского социума, в совокупности выражающих личную профессиональную позицию воспитателя, обеспечивая продуктивность его профессиональной деятельности и возможность творческой самореализации и самоактуализации.
Исходя из определения, в качестве структурных компонентов педагогической культуры воспитателя сельской ДОО мы выделили: ценностный, когнитивный, инновационно-технологический и личностно-творческий. Основываясь на данных компонентах как инте-гративных качествах личности сельского воспитателя, мы осуществили опытно-экспериментальную проверку исходного уровня сформированности показателей структурных компонентов педагогической культуры у сельских воспитателей, а также уровня тех же компонентов по мере обучения педагогов по образовательной программе дополнительного профессионального образования «ФГОС дошкольного образования: организация и содержание образовательного процесса в ДОО».
Процесс исследования
Участники
В исследовании приняли участие сельские ДОО, активно пропагандирующие свой педагогический опыт, имеющие профессиональную методическую службу: МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №19» д. Жилина Орловского района, «Отделение по дошкольному воспитанию №24» п. Стрелецкий МБОУ Стрелецкая СОШ» Орловского района, МБДОУ «Змиевский детский сад комбинированного вида №1» Свердловского района Орловской области, а также малокомплектные детские сады: филиал по дошкольному образованию МБОУ СОШ д. Малая Куликовка Орловского района, МБДОУ «Детский сад №12» д. Малая Куликовка Орловского района, МБДОУ «Детский сад №3» д. Паюсово Орловского района, филиал по дошкольному образованию МБОУ СОШ лицей №1 п. Змиев-ка Свердловского района Орловской области. На констатирующем этапе были сформированы экспериментальная (33 воспитателя) и контрольная группы (35 воспитателей).
Характеристика исследования и анализ результатов
Для получения данных об исходном уровне сформированности структурных компонентов педагогической культуры воспитателей контрольной и экспериментальной групп была проведена диагностика, по результатам которой изучались проявления каждого формируемого компонента педагогической культуры.
Уровень состояния ценностного компонента педагогической культуры воспитателя сельской ДОО определялся посредством анализа анкет, заполненных испытуемыми, и теста ОТеЦ И.Г. Сениной. Основная доля воспитателей обеих групп имела средний уровень развития показателей ценностного компонента педагогической культуры. Ключевыми ценностями для воспитателей сельского детского сада являются ценности семьи (51,6%), профессиональная деятельность (54,5%), стремление к достижениям и высокое материальное положение (51,6%). Вынесенные воспитателями на первый план ценности семьи и материального благополучия, с нашей точки зрения, остаются во все времена самыми важными как для женщины-матери, так и для женщины-воспитателя. Вместе с тем, интуитивно женщина-воспитатель осознает, что достичь материального благополучия невозможно без ценностей
профессиональной деятельности (27,3%) и стремления к достижениям (57,6%). Однако при этом не столь значительными для сельского воспитателя оказались такие ценности, как саморазвитие (21,3%) креативность - (21,3%), сфера обучения и образования (18,2%), то есть именно те, которые в составе ценностного компонента педагогической культуры воспитателя должны быть одними из первых. В результате анализа анкет было выявлено, что сельские воспитатели не стремятся к саморазвитию и самоактуализации, слабо реализуют собственный профессиональный потенциал и творческие способности, вяло преодолевают профессиональные стереотипы.
После того как воспитатели экспериментальной группы прошли обучение по образовательной программе дополнительного профессионального образования, нами было проведено повторное анкетирование и получена следующая картина состояния ценностного компонента. Уменьшилось количество воспитателей, имеющих низкий уровень осознания ценности профессиональной деятельности до 3,0%, равно как и необходимости саморазвития, до 6%. Увеличилось количество воспитателей с преобладанием гуманистических ценностей до 30,3%. Те же количественные и качественные показатели в контрольной группе по указанным критериям практически не изменились, а потому не являются значимыми.
Для получения объективного уровня развития когнитивного компонента использовалась методика М.С. Билеменко «Тест оценки уровня знаний в области педагогики». Выявлено, что самое большое количество воспитателей сельского ДОО (72,7%) испытывают проблемы в профессиональной деятельности в связи с отсутствием базовых знаний в области психологии и педагогики и слабым владением нормативным документом - ФГОС дошкольного образования. В большей мере педагоги обладают знаниями методик дошкольного образования (63,6%), что, с нашей точки зрения, объясняется ежедневным их применением для организации обучения детей в контексте содержания образовательной программы и сложившейся педагогической практикой за период профессиональной деятельности. Воспитатели недостаточно уверенно ориентируются в современных образовательных технологиях. Так, 54,5% педагогов не имеют о них четкой информации, только 36,4% воспитателей смогли назвать некоторые технологии, имея смутное
представление об их содержании и эффективности, а 9,1% сельских воспитателей и вовсе не сумели их определить в процессе просмотра непосредственной образовательной деятельности с обучающимися. По нашему мнению, выявленное состояние уровня показателей когнитивного компонента объясняется отсутствием в сельских ДОО ведения исследовательской деятельности в составе инновационных площадок, выступающих одним из ключевых механизмов повышения профессионального уровня квалификации педагогов.
После обучения процент воспитателей с низким уровнем знания современных педагогических технологий сократился с 54,6% до 6,06%; 57,6% воспитателей показали средний уровень владения педагогическими технологиями, а 36,4% воспитателей достигли высокого уровня. Кроме того, педагоги из двух экспериментальных сельских ДОО: МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 19 д. Жилина» Орловского района и «Отделение по дошкольному воспитанию №24» п. Стрелецкий МБОУ «Стрелецкая СОШ» Орловского района - становились два года подряд победителями муниципального и лауреатами регионального этапов конкурса «Воспитатель года» (2015, 2016). Это также свидетельствует о значительном повышении уровня не только когнитивного, но других структурных компонентов педагогической культуры сельских воспитателей.
С целью измерения стартового уровня инновационно-технологического компонента педагогической культуры, мы опирались на методику, предложенную И.В. Никишиной, и адаптированную нами диагностическую карту «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности». Стартовый замер выявил, что только 8,1% сельских воспитателей обладают высоким уровнем инновационно-технологического компонента педагогической культуры, в то время как 50,6% педагогов имеют низкие показатели по данному критерию. По нашему мнению, такой уровень данного компонента педагогической культуры воспитателей объясняется несколькими причинами: отсутствием в штате сельских малокомплектных дошкольных организаций высококвалифицированных методистов сферы дошкольного образования; удаленностью ДОО от высших образовательных организаций и, соответственно, профессорско-преподавательского состава, способного осуществлять научное руководство инновационной деятельностью педагогов; отсутствием у воспитателей здоровой профес-
сиональной амбициозности и стремления к саморазвитию и самоактуализации.
Контрольные замеры интересующих нас параметров инновационно-технологического компонента педагогической культуры сельского воспитателя выявили положительную динамику, особенно относительно инновационной деятельности. Так, количество сельских воспитателей, заинтересовавшихся и принявших участие в инновационной деятельности, увеличилось до 62,18% со средним уровнем и до 23,52% с высоким уровнем развития данного показателя. Соответственно, количество воспитателей с низким уровнем участия в инновационной деятельности снизилось до 14,3%. Данная картина свидетельствует о результативности содержания образовательной программы Орловского института развития образования и правильности выбранных технологий сопровождения инновационной деятельности воспитателей со стороны тьютора-специалиста системы дополнительного профессионального образования.
Для оценки исходного уровня качественного формирования педагогической культуры сельских воспитателей в соответствии с заданными критериями были подобраны ряд диагностических методик: тест-опросник для измерения потребности в достижениях Ю.М. Орлова, методика измерения эмпатийности педагога И.М. Юсупова, оценка способностей к саморазвитию и самообразованию Н.В. Немовой, тест «Креативность» Н.Ф. Вишняковой.
В результате входного замера потребности в достижении цели было выявлено, что у большей части воспитателей сельских ДОО данный показатель составляет 11 баллов, что свидетельствует о среднем уровне потребности. При этом значимым для них является сам процесс профессиональной деятельности, а не ее результат. По нашему мнению, данная ситуация объясняется низкой мотивацией воспитателей на результат своей профессиональной деятельности, отсутствием у них здоровой рейтинговой амбициозности, недостаточно развитой процедурой независимой оценки качества дошкольного образования конкретной сельской дошкольной образовательной организации.
В результате реализации программы обучения сельские воспитатели пересмотрели свое отношение к профессиональным достижениям, необходимым им не только для повышения собственного профессионального имиджа, но и для углубления и расширения теоретических знаний. Увеличилось количество педагогов
со средним (с 33,3% до 42,4%), повышенным (21,2%) и высоким уровнем (15,1%) потребности в достижениях.
Эмпатийность воспитателей сельского ДОО до обучения имела средний уровень развития и составила 75,8%, что соответствует нормальным показателям. Однако анализ состояния качественного развития эмпатийнос-ти педагогов по уровням показал, что только 7,3% сельских воспитателей (на момент начала исследования) в большей мере способны к сопереживанию. В результате реализации образовательной программы уровень эмпатийнос-ти сельских воспитателей возрос (с 75,8% до 81,8% - средний, с 9,1% до 15,2% - высокий). Мы имеем возможность констатировать, что данные качества являются нормой для сельского жителя. Сельские воспитатели деликатно предпочитают не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенными, что она будет принята, стараются не допускать конфликтов и находить компромиссные решения, нуждаются в социальном одобрении своих действий.
Исследование способностей к саморазвитию и самообразованию выявило, что большая часть педагогов имеют средний уровень таких способностей (54%). Такая ситуация, с нашей точки зрения, объясняется несколькими причинами: 1) возрастным цензом (большее количество сельских воспитателей относится к предпенсионному возрасту (что как бы естественно снижает их познавательную активность); 2) неумением пользоваться современными ИКТ (что ограничивает их познавательные возможности); 3) низкой оснащенностью сельских детских садов современными техническими средствами.
Кроме того, исследование показало, что сельские воспитатели не уверены в собственных познавательных способностях. Реализованный нами долгосрочный практи-ко-ориентированный проект «Методическое сопровождение профессиональной самореализации педагогов ДОО», имеющий целью развитие профессионального мастерства и профессиональной мобильности сельских воспитателей, раскрывающий новые возможности саморазвития и самореализации, повышающий ценность и конкурентоспособность педагогического труда, позволил изменить негативное восприятие воспитателями своих личностных качеств в сторону позитивного самоощущения. Так, воспитателей с очень низким, низким и ниже среднего уровнем саморазвития в числе педагогов экспериментальной группы не выявлено. Увеличилось количество воспитате-
лей со средним (60,5%), высоким и чуть выше среднего (по 6,1%) уровнем способностей к саморазвитию, что в целом, безусловно, возымеет положительное воздействие на повышение уровня квалификации сельских воспитателей.
По данным изучения уровня творческой активности сельских воспитателей большая часть педагогов (две трети испытуемых) имеет средние показатели креативности в целом по тесту, практически треть - низкие. И лишь незначительное количество респондентов (не более 3%) имеет высокие значения отдельных из них (например, по таким параметрам, как «Любознательность» и «Чувство юмора»).
Поскольку в контексте общего уровня творческих способностей педагогов сельских ДОО наибольший интерес для нас представляет профессиональная сфера обучающихся воспитателей, мы отдельно и более пристально исследовали такой показатель, как «творческое отношение к профессии», измеряемый данной методикой. К сожалению, уровень интересующего нас показателя оказался еще ниже (низкий - 54,5%, средний - 45,5 %), ни у кого из воспитателей не оказалось высоких результатов. Творческая пассивность воспитателей сельского детского сада, с нашей точки зрения, объясняется не только низким уровнем их самооценки и неуверенностью в собственных профессиональных способностях, но и привычкой сельского педагога к тихому, спокойному и размеренному образу жизни (воспитатели являются жителями тех же сел, где расположены дошкольные образовательные организации). Анализ результатов оценки развития показателей личностно-творческого компонента педагогической культуры воспитателей сельского детского сада выявил, что у большинства педагогов невысок процент проявления стремления как к саморазвитию, так и к проявлению творческой активности. По нашему мнению, эти два качества взаимообусловлены, и низкий уровень их развития у педагога оказывает негативное воздействие на качество образовательного процесса.
По мере обучения сельских воспитателей появилась положительная динамика их креативности, как по отдельным исследуемым параметрам (эмпатия: увеличился высокий уровень с 9,1% до 15,2%; любознательность: сократился низкий уровень с 36,4% до 24,2%), так и прирост по усредненному показателю креативности (низкий уровень сократился с 36,4% до 30,2%), выросло количество педагогов со средними показателями (66,7%).
Интересовавший нас в большей мере, чем другие параметры, компонент «Творческое отношение к профессии» после проведенной работы имеет также положительную динамику (с 54,5% испытуемых с низким проявлением креативности эта цифра снизилась до 39,4%). Увеличилось количество воспитателей, имеющих средний уровень по данному параметру (с 45,5% до 60,6%), однако высокого уровня творческого мышления и творческого отношения к профессии у этой категории воспитателей выявлено не было.
Как видим, разработанная программа с отдельным модулем для воспитателей малокомплектных детских садов обеспечила положительную динамику формирования исследуемых структурных компонентов педагогической культуры воспитателей сельской дошкольной образовательной организации.
Выводы
1. Сопоставительный анализ существующих в научно-педагогической литературе подходов к понятию «педагогическая культура» позволил выделить структурные компоненты педагогической культуры воспитателя сельской дошкольной образовательной организации, к ним относим: ценностный, когнитивный, инновационно-технологический и личностно-творческий и дать определение понятию «педагогическая культура» сельского воспитателя: «интегративное качество личности, представленное единством ценностных, когнитивных, инновационно-технологических, личностно-творческих компонентов, обусловленных процессуальными характеристиками педагогической деятельности в условиях сельского социума, в совокупности выражающие личную профессиональную позицию воспитателя, обеспечивая продуктивность его профессиональной деятельности и возможность творческой самореализации и самоактуализации».
2. Анализ полученных результатов оценки показателей исходного и контрольного уровней компонентов педагогической культуры воспитателей сельского детского сада подтверждает, что существующие модели повышения квалификации воспитателей сельской дошкольной образовательной организации в межкурсовой период не могут в достаточной степени реализовать потребности педагогов в формировании их педагогической культуры. Необходима перестройка непрерывного образования сельского воспитателя, базирующе-
гося на персонифицировании и индивидуализации его образовательной траектории. По нашему мнению, ресурсом непрерывного образования может быть тьюторское сопровождение формирования педагогической культуры сельского воспитателя в межкурсовой период, которое ни в коей мере не заменит существующие модели повышения квалификации, а органично интегрирует с ними. ■
Литература
1. Барабанщиков А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов (к вопросу о сущности педагогической культуры) // Советская педагогика. - 1981. - №1. -С. 71-77.
2. Бенин В.Л. Педагогическая культура: ее содержание и специфика. - Уфа, 1994. - С. 144.
3. Билеменко М.С. «Тест оценки уровня знаний в области педагогики». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/ vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/03/22/ ekzamenatsionnye-iriateNaly-po-piTi-03-pedagogicheskaya (Дата обращения:
07.09.2014).
4. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность // Педагогика. -1999. - №3. - С. 37-43.
5. Вершловский С.Г. Учитель о себе и о профессии. - Л., 1988. - С. 22.
6. Видт И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы // Педагогика. - 2002. - №3. - С. 3-7.
7. Вишнякова Н.Ф. Тест «Креативность» [Электронный ресурс].Режим доступа: http:// nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/201 2/1 1/08/pedagogicheskaya-kreativnost-kak-vedushchiy (Дата обращения:
18.04.2015).
8. Воробьев Н.Е., Суханцева В.К., Иванова Т.В. О педагогической культуре будущего учителя // Педагогика. - 1992. -№1-2. - С.66-70.
9. Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Московский психолого-социальный институт; ФЛИНТА, 1998.
10. ГрунтЕ.В.,ЛымарьА.Н. Особенности профессиональной культуры, как феномена культуры / Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Материалы Х международной конференции. - Екатеринбург, 2007. - С. 121-128.
11. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы / Под ред. Т.И. Оверчук - М., 2002.
12. Коркина О.С., Котькова Г.Е., Коть-ков Н.Н. Социальное образование на переломе эпох / Коллективная монография. - Орел: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2015.
13. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. - Ростов-на-Дону: Март, 2002. - 224 с.
14. Морева НА, Дмитриев ЮА., Кротова Т.В. Характеристика педагогической культуры воспитателей и родителей детей дошкольного возраста // Наука и школа. -2015. - №3.
15. НемоваН.В.Оценка способностей к саморазвитию и самообразованию. [Электронный ресурс] http://www.testio.ru/prof/psi-test/31-test-123.html (Дата обращения: 22.04.2015).
16. Николаев ВА. Профессионально-педагогическая культура современного учителя / Актуальные проблемы формирования педагогической культуры учителя сельской школы; сборник научных и методических работ, представленных на региональную научно-практическую конференцию. Под ред. Г.Е. Котьковой. - Орел: ФГБОУ ВО ОГУ имени И.С. Тургенева, 2016. - 377 с.
17. Орлов Ю.М. Опросник «Потребность в достижении». [Электронный ресурс] http:// studopedia.ru/9_1 74071_oprosnik-potrebnost-v-dostizhenii-yum-orlova.html (Дата обращения: 20.04.2015).
18. Проблемы развития сельской школы в контексте перемен современного социокультурного пространства / Воспитательные ресурсы социокультурного пространства села: Монография. Под общей редакцией Г.Е. Котьковой. - Орел: ФБГОУ ВПО «ОГУ», 2014.
19. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. - М., 1996. - 205 с.
20. Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Вариативные модели организации дошкольного образования. - М.: Педагогическое общество России, 2012.
21. Юсупов И.М. Методика «Диагностика уровня эмпатии» [Электронный ресурс] http:// docpsy.ru/testy/diagnostika-motivatsii/5058-metodika-diagnostika-urovnya-empatii-i-m-yusupova.html (Дата обращения: 18.04.2015).
Статья поступила в редакцию 22.07.2017 г.