Научная статья на тему 'Формирование педагогической компетентности родителей как условие развития социально-адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья'

Формирование педагогической компетентности родителей как условие развития социально-адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3498
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕМЬЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS / SOCIALLY-ADJUSTED PERSONALITY / INTERACTION / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / A FAMILY / DISABLED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винтаева Т. Н., Вареницина Г. Г., Тарабыкина А. А.

В статье раскрываются направления, содержание процесса взаимодействия дошкольных образовательных организаций и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в аспекте становления его социально-адаптивной личности. Формирование педагогической компетентности родителей рассматривается автором с позиций современных тенденций развития российского дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винтаева Т. Н., Вареницина Г. Г., Тарабыкина А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PARENTS’ PEDAGOGICAL COMPETENCE AS THE FACTOR CONTRIBUTING TO DISABLED CHILD’S SOCIAL ADJUSTMENT

The article reveals the trends, the content of the interaction of preschool educational institutions and families raising a disabled child, in the context of his social adjustment. Development of parents’ pedagogical competence is considered by the author in terms of the modern trends in the Russian pre-school education.

Текст научной работы на тему «Формирование педагогической компетентности родителей как условие развития социально-адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Вопросы психологии и коррекционно-развивающего обучения

УДК 372.3/.4

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

DEVELOPMENT OF PARENTS' PEDAGOGICAL COMPETENCE AS THE FACTOR CONTRIBUTING TO DISABLED CHILD'S SOCIAL ADJUSTMENT

© 2015

Т.Н. Винтаева

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

T.N. Vintayeva Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

Г.Г. Вареницина, А.А. Тарабыкина МБ ДОУ детский сад комбинированного вида №120 «Сказочный»

(Россия, Тольятти)

G.G. Varenitsina, A.A. Tarabykina MB PEI Kindergarten of combined type №120 «Skazochnyy» (Russia, Togliatti)

В статье раскрываются направления, содержание процесса взаимодействия дошкольных образовательных организаций и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в аспекте становления его социально-адаптивной личности. Формирование педагогической компетентности родителей рассматривается автором с позиций современных тенденций развития российского дошкольного образования.

The article reveals the trends, the content of the interaction of preschool educational institutions and families raising a disabled child, in the context of his social adjustment. Development of parents' pedagogical competence is considered by the author in terms of the modern trends in the Russian pre-school education.

Ключевые слова: педагогическая компетентность родителей; социально-адаптивная личность; процесс взаимодействия; дошкольная образовательная организация; семья; дети с ограниченными возможностями здоровья.

Keywords: pedagogical competence of parents; tional organization; a family; disabled children.

Формирование социально адаптированной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья требует учета возрастных, психолого-педагогических особенностей детей, организации эмоционально положительного общения со сверстниками и взрослыми, максимально возможной индивидуализации, а значит, создания развивающей среды, отвечающей особым образовательным потребностям ребенка, насыщения психолого-педагогического процесса различными ви-

socially-adjusted personality; interaction; preschool educa-

дами деятельности, моделирующими способы адаптивного поведения ребенка в различных ситуациях (Е.Б. Айвазян, А.В. Павлова, Г.Ю. Одинокова; Т.А. Репина и др.) [1; 2]. Успешному личностному и социальному развитию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья способствует активное участие в образовательно-воспитательном процессе родителей детей. Сотрудничество с родителями - важнейшее звено концепции современного образования. Родители являются

первыми и основными воспитателями детей, и невозможно обеспечить становление социально-адаптивной личности ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в достижении этой цели.

Семья во многом может помочь образовательной организации, однако часто родители не владеют должной коммуникативной культурой, педагогическим компетенциями, необходимыми для формирования социально-адаптивной личности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи актуален поиск резервов и эффективных условий формирования социально-адаптивной личности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) нацелен на главный результат - обеспечение позитивной социализации ребенка [3]. Построение продуктивного взаимодействия с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в целях достижения максимально возможной социализации и интеграции каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс - приоритетная задача Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Необходимости подготовки родителей к воспитанию детей в семье, повышению педагогической компетентности родителей в отечественной педагогике уделяли внимание многие ученые. В настоящее время существует значительное число публикаций по организации работы с родителями детей с ОВЗ [4; 5 и др.]. Единство семейного и дошкольного общественного образования в работе детского сада регламентируется основными законодательными документами. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей «несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность» Н.В. Бочарова, Т.Н. Касимова [6]. Определяющим

фактором в контексте «семьи и дошкольной организации» является личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и достижений, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе формирования социально-адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья [7, с. 4].

Сегодня актуальны новые формы взаимодействий родителей и педагогов. Детский сад становится открытой системой. Придать дошкольной организации «открытость внутрь» - значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями [7; 8]. Одна из форм открытости дошкольной организации - организация работы психолого-педагогической гостиной.

Детский сад «Сказочный» г.о. Тольятти реализует образовательный проект «Программа инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной организации». Интеграцией охвачены воспитанники с синдромом Дауна и задержкой психического развития. В рамках реализации задач проекта встал вопрос о необходимости повышения педагогической компетентности всех участников психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями, в том числе и родителей как здоровых детей, так и детей с ОВЗ.

Психолого-педагогические гостиные - одна из форм организации психолого-педагогического сопровождении семей воспитанников с ОВЗ. В работе гостиной неоценима помощь педагогов и родителей, содействующих друг другу в понимании возможностей ребенка, в решении его специфических потребностей и проблем, в оптимизации его развития.

Это особенно актуально для групп детей с задержкой психического развития и синдромом Дауна. В структуре дефекта детей с нарушениями интеллекта отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрело-

сти. У детей с умственной отсталостью формирование деятельности происходит с большим опозданием и с разнообразными отклонениями на всех этапах развития.

Для организации совместного занятия родителей и детей необходима особая подготовка: дети с нарушениями интеллектуального развития нуждаются в доступных формах обучения, родители часто не справляются с особыми образовательными запросами своих детей, затрудняются в выборе необходимого оборудования, приемов включения ребенка в совместную или самостоятельную деятельность.

Изучение особенностей и проблем семьи, имеющей ребенка с нарушениями интеллекта, показало, что подавляющее число родителей испытывают чувства вины, стыда, безнадежности и жалости к себе. По-разному определяется и стратегия выхода из сложившейся ситуации. Нами было отмечено несколько стратегий поведения в семье имеющей ребенка с ОВЗ. Чаще всего это гиперопека; в других случаях возможности детей чрезмерно завышаются, к ним предъявляются требования без учета их психофизического состояния; выявлены семьи с явным или скрытым эмоциональным отвержением ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Вышеописанные стили воспитания имеют негативные последствия для ребенка и не способствуют развитию его личности.

Наиболее благоприятной является ситуация, когда родители объективно оценивают и воспринимают особенности ребенка и принимают его таким, каков он есть. Эти особенности могут определить и учесть их в своей работе только педагогически компетентные родители. Понятию «педагогическая компетентность родителей» [9] близко по содержанию понятие, предложенное И.В. Гребенниковым, -«педагогическая подготовленность родителей», под которой понимается определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей [Цит. по: 10].

В дошкольной образовательной организации применяются разнообразные формы взаимодействия с семьёй, но часто родители остаются недостаточно заинтересованными, не включенными в психолого-педагогический процесс. Посещение психолого-педагогических гостиных позволяет родителям научиться по-новому понимать своих детей, усвоить методы совместной деятельности, получить новые знания, которые можно будет использовать в домашних условиях.

В процессе реализации раздела программы инклюзивного образования «Психолого-педагогическая гостиная в детском саду: сопровождение семьи воспитанников с ОВЗ» педагогическим коллективом выстраивалось образовательное пространство дошкольной организации, в котором происходило формирование педагогической компетентности родителей здоровых детей и детей с ОВЗ.

Нами решались следующие задачи.

1. Определить основные направления и содержание взаимодействия специалистов дошкольной организации с семьями здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья по формированию педагогической компетентности педагогов и родителей.

2. Включить родителей здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в разнообразные формы психолого-педагогического просвещения и обучения в рамках психологической гостиной ДОУ.

3. Обеспечить материально-технические ресурсы для реализации разнообразных, в том числе интерактивных форм взаимодействия с родителями.

4. Обеспечить трансляцию полученного опыта педагогическому и родительскому сообществу через методический и научно-практический семинар, интернет-ресурсы.

Деятельность по формированию психолого-педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках психолого-педагогической гостиной мы реализуем в три основных этапа:

1 этап - проектно-аналитический, на котором нами была сформирована теоретическая и методическая база для построения программы формирования педагогической компетентности родителей воспитанников с нормальным и нарушенным развитием. Реализация задач первого этапа рассматривается через:

- изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме проекта;

- обобщение практического опыта работы учреждений для детей с нарушением интеллектуального развития через участие в семинарах, конференциях, форумах;

- отбор диагностического инструментария для изучения и оценки уровня педагогической компетентности родителей воспитанников и готовности педагогического коллектива к реализации проекта;

- первичную диагностику;

- аналитическую обработку и систематизацию полученного экспериментального материала.

На данном этапе составлен подробный план мероприятий, нацеленный на обучение, просвещение и консультирование родителей по проблемам семейного воспитания, развития и компенсации дефекта.

Педагогом-психологом и дефекто-логом проведена диагностика семей, помогающая выявить стиль воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, заключены договоры с родителями и сотрудниками, проведен ряд мероприятий по обогащению предметно-пространственной среды детского сада.

Результатом работы на первом этапе проекта стало определение основных направлений и содержания взаимодействия специалистов дошкольной организации с семьями здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья по формированию их педагогической компетентности.

Педагогическая подготовленность проявляется в педагогической деятельности. С.С. Пиюкова описывает педагогическую деятельность как ряд составляющих, включающих конструктивную, организаторскую и коммуникативную деятельность [10]. По мнению автора, конструктивная деятельность заключается в осознании родителем цели воспитания, в вы-

боре его форм и методов. В нее также входит составление плана собственной деятельности по воспитанию.

Организаторская деятельность позволяет реализовывать конструктивную на практике. Она включает:

- организацию жизни и занятий детей, обеспечивающих их социально-личностное становление;

- организацию своей собственной деятельности и отдыха.

Коммуникативная деятельность родителей предполагает способность устанавливать оптимальные межличностные отношения как между родителями, так и между родителями и детьми, самими детьми, членами семьи и окружающими людьми.

Взаимодействие всех этих видов педагогической деятельности в значительной степени обуславливает педагогическое мастерство родителя.

Опираясь на исследования Н.А. Хру-стальковой, С.С. Пиюковой [9; 10] и других авторов, мы пришли к заключению, что формирование педагогической компетентности родителей должно носить структурный характер и быть направлено на развитие ряда взаимосвязанных компонентов: личностный, гностический, конструктивный, организаторский, коммуникативный, рефлексивный.

Личностный компонент определяет способность родителя к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию. Это главный педагогический «инструментарий» достижения психолого-педагогического результата. В личностный компонент входит педагогическая направленность, педагогические способности, качества личности. Истинно педагогическая направленность родителя состоит в устойчивой мотивации на формирование максимально развитой личности ребенка средствами педагогического взаимодействия. Во взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями здоровья наиболее ценными являются эмоциональность, общительность, пластичность и гибкость родителя, способность понимать детей и руководить ими, проявлять любовь, интерес и эмпатию к детям, а также

педагогическая наблюдательность и находчивость, содержательность и яркость речи, педагогический такт и педагогическая требовательность, распределение внимания [10].

Для успешной реализации родителя в педагогической деятельности, в особенности во взаимодействии с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, важны не отдельные способности, а совокупность ряда педагогических способностей. Среди них особое место занимают коммуникативные и перцептивные способности.

Коммуникативные способности позволяют родителю, находясь в обществе взрослых или детей, делится с ними мыслями, устанавливать оптимальное взаимодействие. Перцептивные способности наделяют родителя зоркостью, наблюдательностью, вниманием, интуицией. Диагностические способности наделяют родителя готовностью к исследованию и оценке индивидуально-типологических особенностей личности ребенка, изучению его направленности, характера протекания психических процессов, выявлению интересов, склонностей и т.д. Прогностические способности позволяют родителям предупреждать возникновение вероятных проблем в социально-личностном развитии ребенка, направлены на обеспечение более полного развития способностей и совершенствования сохранных функций. В педагогическом процессе становления социально-адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья родители должны обладать способностью к поиску, отбору необходимой информации, специальных знаний, необходимых для успешной кор-рекционно-развивающей работы. Это гностический компонент педагогической способности. Для семейного воспитания родителями необходимы психологические знания, позволяющие познать всю сложность развития ребенка с ограниченными возможностями на том ли ином этапе, понять его индивидуальные, отличительные особенности. Гностический компонент включает и формирование педагогических знаний - о путях, формах, способах и средствах эффективного коррекционно-развивающего воздействия на ребенка.

Конструктивный компонент включает способность ставить стратегические, перспективные цели и определять способы их реализации в комплексном психолого-педагогическом процессе, а организационный - готовность родителя организовывать собственную деятельность и деятельность ребенка. В условиях семейного воспитания важно уметь привлечь внимания ребенка, развивать у него устойчивый интереса к познавательной деятельности, труду и другим видам деятельности, разумно использовать поощрения и наказания, создавать атмосферу совместных переживаний.

Педагогически компетентный родитель может самостоятельно определять зону ближайшего развития собственного ребенка, создавать занимательные ситуации для развития познавательных процессов, положительных эмоциональных реакций, волевых усилий и др.

Рефлексивный компонент определяет способность родителя оценить эффективность педагогического процесса; важно сформировать у взрослых потребность в постоянной обратной связи, которая позволит им своевременно получать информацию об эффективности образовательного процесса, о соответствии цели и полученных результатов. Рефлексивные умения включают способность родителей к самоанализу, самоконтролю, саморегуляции. Они особенно значимы на этапе контрольно-оценочной деятельности, когда необходимо подвести итоги воспитательной деятельности.

Второй этап - опытно-экспериментальный. На этом этапе нами реализовы-вались задачи формирования у родителей здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья названных компонентов педагогической компетентности через разнообразные формы психолого-педагогического просвещения и обучения в рамках психологической гостиной дошкольной организации. Решение поставленных задач осуществляется через:

- организацию работы учителя-дефектолога, психолога, логопеда, психолого-медико-педагогических консилиумов;

- разработку комплекса занятий, направленных на формирование педагогической компетентности родителей;

- разработку инструментария методического обеспечения индивидуальных программ развития;

- разработку «узкими» специалистами парциальных коррекционно-разви-вающих программ;

- обучение педагогического коллектива дошкольной организации работе с новыми технологиями;

- активное включение родителей и детей в интегрированный педагогический коррекционный процесс;

К эффективным средствам формирования педагогической компетентности родителей можно отнести просвещение, обучение и консультирование. Одним из важных условий повышения уровня педагогической компетентности родителей является психолого-педагогическое просвещение. В ходе психолого-педагогического просвещения родители получали информацию об особенностях социального и личностного развития их ребенка, о продуктивных способах взаимодействия с ним. Психолого-педагогическое просвещение обеспечивает передачу как психолого-педагогических знаний, так и опыта гуманистических отношений [10; 11].

В работе психолого-педагогической гостиной наиболее часто используются такие формы просвещения, как лекции-дискуссии, семинары, психолого-педагогические практикумы, конференции.

В своей деятельности по проекту основной акцент нами сделан на обучении как одном из средств формирования педагогической компетентности родителей. Оно предполагает не только передачу знаний, но и формирование умений и навыков развивающей деятельности в условиях семьи.

Обучение родителей шло по трем направлениям, рекомендуемым С.С. Пию-ковой:

- обучение родителя как воспитателя;

- обучение родителя как учителя своего ребенка;

- обучение родителя как союзника, партнера.

Разделы обучения родителей:

1. Образовательный, который необходим для формирования у родителей адекватного восприятия особенностей ребенка, принятия его психофизического своеобразия, учета темпа и характерологических черт. Мероприятия данного

направления осуществляются в индивидуальной и подгрупповой форме через семинары, мастер-классы, групповые дискуссии, «мозговой штурм», а также занятия в системе «ребенок - родитель - специалист».

2. Психотерапевтический. Он необходим для снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирования позитивного мировосприятия. Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме с использованием современных методов психологического консультирования.

Гармонизация эмоциональных проявлений, склонность к сотрудничеству, позитивный образ будущего, стремление к конструктивным изменениям у взрослых и стабилизация психоэмоционального состояния и у детей - результат психотерапевтического воздействия.

3. Социально-тренинговый. Необходим для формирования у родителей адекватных и эффективных форма поведения в различных социальных ситуациях и отношениях. На тренинговых занятиях моделируются разнообразные социальное ситуации и вырабатываются новые формы позитивного социального поведения. Благодаря им родители преодолевают социальную тревогу и неуверенность, приобретают гибкость, рациональность поведения и реагирования.

В ходе реализации проекта при участии педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателей групп компенсирующей направленности родители овладевают эффективными способами взаимодействия с детьми, совершенствуется общение родителей и детей, укрепляются их психоэмоциональные контакты.

Включение родителей и педагогов в совместный просмотр и обсуждение видеофрагментов коррекционно-развиваю-щих занятий со специалистами, работающими с детьми с ОВЗ, позволило расширить педагогический арсенал участников сопровождения.

Принципы взаимодействия с родителями в рамках психолого-педагогической гостиной: добровольность, доступность, индивидуальный подход, практический деятельный подход, системность, отношения на основе взаимодоверия и доброжелательности.

Третий этап - обобщающий. Задача - анализ и обобщение теоретического и практического опыта работы в рамках проекта; внедрение положительного опыта в практику работы коррекционно-образовательных учреждений аналогичного профиля. Решения задач заключительного этапа осуществлялось через:

- рефлексивную деятельность педагогов и родителей;

- экспертизу продуктов исследования;

- необходимые корректировки в разработанных программах;

- оформление и публикацию результатов проекта.

Итоги деятельности проекта позволили:

1. Построить образовательное пространство ДОУ, содействующее формированию педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Определить основные направления и систематизировать содержание взаимодействия специалистов дошкольной

организации с семьями здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья по формированию их педагогической компетентности.

3. Включить родителей здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в разнообразные формы психолого-педагогического обучения в рамках психологической гостиной дошкольной организации.

4. Приобрести и апробировать материально-технические ресурсы для реализации разнообразных, в том числе интерактивных форм взаимодействия с родителями.

5. Через трансляцию полученного опыта расширить круг родителей и педагогов, активно участвующих в процессах интеграции воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и обладающих педагогическими компетенциями, необходимыми для гармоничного развития ребенка.

6. Сформировать у родителей воспитанников педагогические компетентности воспитателя, учителя и партнера собственного ребенка.

•к к к

1. Айвазян Е.Б., Павлова А.В., Одинокова Г.Ю. Проблемы особой семьи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - №3. - С. 72-80.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Безлюдный А.И. Родительско-детские отношения как стратегия семейного воспитания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - №2. - С. 42-46.

3. Бочарова Н.Б. Взаимодействие семьи и детского сада в формировании познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста средствами русского народного декоративно-прикладного искусства [Электронный ресурс] : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - М., 2014. -197 с. - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/rsl01006000000/rsl01006759000/rsl01006759615-/rsl01006759615.pdf. (дата обращения 27.12.2015).

4. Касимова Т.Н. Взаимодействие семьи и образовательных учреждений как социально-педагогических партнеров [Электронный ресурс] : Автореф. дис. ... канд. пед. Наук. - Омск, 2006. - 19 с. - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/rsl01003000000/rsl01003301000/rsl01003301570-/rsl01003301570.pdf. (дата обращения 27.12.2015).

5. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : метод. пос. - М. : Просвещение, 2008. - 240 с.

6. Матюшкова Е.А. Развитие компетентности учителей в сфере педагогического взаимодействия с родителями учащихся в системе работы службы практической психологии образования [Электронный ресурс] : дис. ... канд. псих. наук : 19.00.07. - Брянск, 2010. - 211 с. - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/rsl01004000000/rsl01004714000/rsl01004714961/rsl01004714961.pdf. (дата обращения 27.12.2015).

7. Пиюкова С.С. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-pedagogicheskoi-kompetentnosti-roditelei-priemnykh-detei#ixzz3zWQMhED. (дата обращения 27.12.2015).

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html (дата обращения 27.12.2015).

9. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М. : Педагогика, 2008. - 531 с.

10. Сазонова В.В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни слабовидящих дошкольников [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. - М., 2011. - 23 с. - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/rsl01004000000/rsl01004914000/rsl01004914000/rsl01004914000.pdf. (дата обращения 27.12.2015).

11.Хрусталькова Н.А. Формирование педагогической компетентности родителей профессионально-замещающей семьи [Электронный ресурс] : дис. ... докт. пед. наук : 13.00.01. - Саранск, 2009. - Режим доступа: http://dibase.ru/article/24022009_khrustalkovana/ (дата обращения 27.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.