Научная статья на тему 'Формирование педагогического мастерства преподавателя вуза'

Формирование педагогического мастерства преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1471
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА / МЕТОДИЧЕСКАЯ ШКОЛА / АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА / ТРЕНИНГ / TEACHER'S PROFESSIONAL COMPETENCE / AUTHOR'S METHODOLOGY / HIGHER SCHOOL PEDAGOGY / PEDAGOGICAL SKILLS / TEACHING MASTERY / PEDAGOGICAL SCHOOL / METHODICAL SCHOOL / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дрёмова Нина Борисовна, Конопля Александр Иванович

В статье представлен опыт работы Курского государственного медицинского университета по формированию педагогического мастерства преподавателей. Выделены основные направления этой работы в рамках факультета повышения квалификации и кафедр вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PEDAGOGICAL SKILLS OF HIGHER SCHOOL TEACHERS

The article presents the experience of Kursk State Medical University on the formation of pedagogical skills of teachers, covers the main directions of the work of the Faculty for Qualification Improvement and university departments. Due to the activities of 13 pedagogical schools at KSMU the lectures can raise their professional competences and master their pedagogical skills on the basis of innovative educational models, new pedagogical technologies, author’s programs, and a special training “Formation and devekopment of teaching mastery”.

Текст научной работы на тему «Формирование педагогического мастерства преподавателя вуза»

Юбилей

127

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

ДРЁМОВА Нина Борисовна - д-р фарм. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, Курский государственный медицинский университет. E-mail: [email protected]

КОНОПЛЯ Александр Иванович - д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой биологической химии, Курский государственный медицинский университет. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье представлен опыт работы Курского государственного медицинского университета по формированию педагогического мастерства преподавателей. Выделены основные направления этой работы в рамках факультета повышения квалификации и кафедр вуза.

Ключевые слова: педагогика высшей школы, педагогическое мастерство, преподаватель вуза, профессиональная компетентность педагога, педагогическая школа, методическая школа, авторская методика, тренинг

Модернизация отечественного высшего образования выдвинула высокие требования к личности преподавателя вуза и его профессиональному уровню. В результате преобразований ожидается значительное повышение качества образования и всей деятельности вуза.

Современный преподаватель вуза должен обладать целым рядом культурных и профессиональных компетенций, владеть новыми теориями и технологиями не только в своей предметной области, но и в педагогической и инновационной. Он должен следить за всеми значительными нововведениями в образовательной среде и быть способным к постоянному динамичному профессиональному саморазвитию. Вузовский педагог должен владеть, по мнению многих исследователей, такими видами компетенций, как методическая, коммуникативная, организационная, рефлексивноисследовательская, акмеологическая и психологическая. Все они в комплексе формируют профессиональную компетентность как функцию образования и опыта педагога, в то время как педагогическое мастерство является функцией педагогического искусства и таланта [1]. В свою очередь, для педагогического мастерства важно наличие таких качеств, как личностная вовлеченность в педагогический процесс, мотивиро-

ванность и ответственность, позволяющие развивать в себе способность к творческим педагогическим новациям. Преподаватель должен быть готов осваивать новый педагогический опыт и внедрять прогрессивные педагогические технологии, создавать авторские методические разработки.

Эти серьезные задачи возлагаются и на преподавателей медицинских и фармацевтических вузов. Как правило, молодой преподаватель приступает к учебному процессу еще в период обучения в аспирантуре,

128

Высшее образование в России • № 1, 2015

где осваивает специальность педагога. Однако для формирования педагогического мастерства и стиля педагогического общения этого недостаточно.

Так что же такое «педагогическое мастерство »? Профессор Ю.М. Орлов предложил такое определение: «Педагогическое мастерство - это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя, обеспечивающий эффективность процесса обучения и воспитания ». (В начале 80-х годов прошлого столетия одному из авторов довелось дважды быть на ФПК в ММА им. И.М. Сеченова и получить большое удовлетворение от педагогического мастерства профессора). Многие педагоги высказывают суждение о том, что сущностью педагогического мастерства является педагогическое призвание, под которым понимается умение находить в педагогической деятельности не обязанность, «а радость, испытывать в ней постоянную потребность и устойчивый интерес» [2]. Педагогическое мастерство преподавателя реализуется, по мнению большинства ученых-педагогов вуза, в решении двух основных задач высшей школы: развитие личности студента и совершенствование учебного процесса, причем значимой его частью является педагогическое общение со студентами.

В Курском государственном медицинском университете проблеме формирования педагогического мастерства преподавателя уделяется большое внимание. Это главная задача деятельности факультета повышения квалификации преподавателей, организованного и успешно работающего с 1970-х гг. по настоящее время. Естественно, ее решение входит и в обязанность коллективов кафедр, заботящихся о своем профессиональном реноме. Остановимся на некоторых направлениях этой деятельности.

Большое значение для педагогического мастерства преподавателей кафедр имеют созданные в вузе педагогические и методические школы (положения утверждены на заседаниях Ученого совета вуза). Под

«педагогической школой » понимается самостоятельное направление научно-педагогических и методических исследований в конкретной области научного знания, сформировавшееся в структурном подразделении университета и обеспечивающее качественный учебный процесс подготовки специалистов. Как правило, это неформальный коллектив ученых-преподавателей (в него могут входить преподаватели разных кафедр), возглавляемый авторитетным уче-ным-педагогом, под руководством которого ведутся исследования в области педагогики высшей школы.

В настоящее время в вузе действуют 13 педагогических школ. В качестве их миссии утверждено формирование инновационной педагогической компетентности профессорско-преподавательского состава КГМУ. Задачи включают в себя: реализацию комплекса мероприятий по разработке и внедрению инновационных образовательных моделей и педагогических технологий в учебный процесс; разработку авторских программ, обновление и совершенствование своих педагогических и профессиональных компетенций. Особое внимание уделяется стимулированию выработки индивидуального стиля творческой педагогической деятельности, развитию педагогической культуры и инновационного стиля мышления. Преподавателю предоставляется возможность создания оригинальных или творчески адаптированных методик преподавания с элементами развивающего обучения, с использованием современных средств коммуникации. Опытные преподаватели проводят мастер-классы, участвуют в конференциях разного уровня, выступают с докладами по результатам их научнопедагогической творческой деятельности.

Отдельным направлением деятельности научно-педагогических работников является разработка методического обеспечения учебного процесса в рамках методических школ. Последние объединяют кафедры по модульным направлениям подготовки и

Юбилей

129

представляют собой комплекс мероприятий, способствующих обеспечению учебного процесса учебно-методической документацией, повышению методического мастерства преподавателей, совершенствованию аудиторной и самостоятельной работы студентов. Руководство методической школой осуществляет авторитетный ученый-преподаватель, как правило, председатель методической комиссии на уровне факультетов. В коллектив методической школы входят и представители других образовательных учреждений. Цель школы - разработка и внедрение методических концепций построения новых и модернизации реализуемых основных образовательных программ, в т. ч. в рамках модуля или укрупненной группы направлений подготовки и специальностей. В этой деятельности используются новые подходы, в частности: компе-тентностный, студенто-ориентированный, практико-ориентированный; современные технологии обучения, направленные на повышение качества образовательного процесса в КГМУ. Результатом деятельности

школы можно считать новые издания методической направленности.

Деятельность по формированию педагогического мастерства преподавателей вуза получила существенное развитие с организацией на ФПК в рамках освоения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» тренинга по этому направлению. Подготовлена авторская программа тренинга «Формирование и развитие педагогического мастерства » в объеме 60 час. (30 час. - практические занятия, 30 час. - самостоятельная работа). Все слушатели (50 человек ежегодно) посещают этот тренинг, в ходе которого осваивают современные инновационные образовательные технологии, в т. ч. новации в лекторском искусстве, активные методы обучения (деловые игры), метод кейсов как технологию контекстного обучения, модульное обучение, самопрезентации и составление портфолио, приемы ар-тпедагогики, технологии контроля качества знаний (тестовый и рейтинговый). Кроме того, они знакомятся с современными проблемами высшего профессионального и ме-

130

Высшее образование в России • № 1, 2015

дицинского образования, в частности с образовательными стандартами, компетентно-стным подходом в образовании, направлениями совершенствования образования в России и за рубежом. К участию в проведении таких тренингов приглашаются педагоги-новаторы, которые с удовольствием передают свой опыт. Интересно проходят тренинги по деловым играм и кейсам, когда все присутствующие принимают активное участие в подготовке презентаций своих докладов.

Известно, что креативность является основой инновационного образования, что послужило стимулом к освоению во время тренинга специально подготовленной темы по артпедагогике. Артпедагогика объединяет в себе достижения педагогики и искусства и начинает оформляться в самостоятельное педагогическое направление с собственной методологией и технологией [3]. У студентов, которым при разборе симптомов болезни демонстрируются картины или читаются стихи и проза известных художников, поэтов, писателей, не только формируется профессиональный врачебный интерес, но и эстетическая и художественная культура. Артпедагогика позволяет развивать у студентов интеллигентность, творческую направленность устремлений, особую одухотворенность в отношении к миру и другим людям, особенно страдающим и больным. Искусство расширяет художественный кругозор и самого педагога, что способствует росту его педагогического мастерства.

Важным элементом в формировании педагогического мастерства преподавателя вуза является также оперативное обновление содержания дисциплины в соответствии с достижениями в конкретных научных областях за счет использования в учебно-воспитательном процессе научных результатов самих ученых-педагогов. Ведущиеся в вузах научные исследования и их результаты рассматриваются в настоящее время как фактор повышения качества подготовки специ-

алистов. Это обусловлено тем, что именно в высшей школе сконцентрирован значительный научный потенциал и именно вузовские ученые вносят наибольший вклад в развитие всех направлений современной науки. В нашем университете серьезное внимание уделяется отслеживанию новейших научных достижений и их своевременному включению в содержание преподаваемого материала, в том числе на лекциях, практических занятиях, в ходе выполнения студентами научно-исследовательской работы. Обновление своих знаний является значительным компонентом профессионального имиджа вузовского педагога.

Одним из важных педагогических качеств преподавателя вуза считается в настоящее время постоянное самообразование и самосовершенствование -совладением современными информационными технологиями и созданием с их помощью новых интеллектуальных продуктов. К числу последних отнесены авторские методики или авторские курсы по актуальным проблемам дисциплины или по специальности в целом. Основная цель разработки таких материалов заключается в проявлении преподавателем своих творческих способностей и креативного мышления в выборе направлений и тем для углубленного изучения актуальных проблем здравоохранения.

Авторская методика (курс) рассматривается как программа, основанная на оригинальной концепции построения и содержания учебного курса и не имеющая аналогов. На данном этапе развития образования разработка авторских технологий является формой инновационного образовательного проекта, позволяющего внедрять новации в учебный процесс вуза. Для оказания помощи преподавателям в рамках ФПК кафедрой педагогики подготовлен тематический цикл «Разработка авторских курсов и технологий обучения». Во время его прохождения преподаватели под руководством куратора осваивают технологию разработки рабочих программ таких цик-

Юбилей

131

лов. Таким образом педагоги совершенствуют свою методологическую культуру и педагогическое мастерство.

Помимо авторской программы, преподаватель разрабатывает и методическое обеспечение её реализации (учебно-методические комплексы) с использованием принципов модульного подхода. При этом предполагается применение активных и инновационных методов, различных форм дифференцированного и дистанционного обучения, компьютерных программ и др. Работа по подготовке таких комплексов многогранна и трудозатратна, однако она способствует формированию у преподавателя профессиональных педагогических компетенций на основе освоения различных педагогических приемов, методов, технологий, творческого креативного потенциала, потребности в саморазвитии.

Разработка авторских курсов вызвала большой интерес у ряда теоретических и клинических кафедр, что позволило объединить педагогов-новаторов в творческий коллектив - центр инновационных образовательных технологий. В настоящее время фонд авторских программ для сту-

дентов насчитывает свыше 30 методических разработок.

В контексте темы уместно обратиться к латинской пословице «Arte et humanitate, labore et scientia!» (Искусством и человечностью, трудом и знанием!). На эти четыре столпа опирается наше педагогическое мастерство, а итог зависит от самого преподавателя.

Литература

1. Абдалина Л., Бережная И. Профессиона-

лизм педагога: компоненты, критерии оценки // Высшее образование в России. 2008. № 10. С. 146-148.

2. Васькова Л.Б., Важеевская Н.Е. Педагоги-

ческое общение в структуре педагогического мастерства // Педагогическое общение. Преподаватель - студент в процессе подготовки провизоров: (методология, эксперимент, результаты) / Под ред. С.А. Кривошеева. М.: РУДН, 2010. С. 3-63.

3. Соколова Т.А., Лопаткина И.В. Оптимиза-

ция уровня и качества профессиональной деятельности и общение педагогов в процессе освоения артпедагогических технологий // Методист. 2006. №6. С. 33 - 41.

FORMATION OF PEDAGOGICAL SKILLS OF HIGHER SCHOOL TEACHERS

DREMOVA Nina B. - Dr. Sci. (Pharmacy), Prof., Head of the Department of Pedagogy, Kursk State Medical University, Kursk, Russia. E-mail: [email protected]

KONOPLYA Aleksandr I. - Dr. Sci. (Medicine), Prof., Head of biochemistry department, Kursk State Medical University, Kursk, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The article presents the experience of Kursk State Medical University on the formation of pedagogical skills of teachers, covers the main directions of the work of the Faculty for Qualification Improvement and university departments. Due to the activities of 13 pedagogical schools at KSMU the lectures can raise their professional competences and master their pedagogical skills on the basis of innovative educational models, new pedagogical technologies, author’s programs, and a special training “Formation and devekopment of teaching mastery”.

Keywords: higher school pedagogy, pedagogical skills, teaching mastery, teacher’s professional competence, author’s methodology, pedagogical school, methodical school, training

References

1. Abdalina L., Berezhnaya I. (2008) [Professionalism of a lecturer: components and assessment criteria].

Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 10, pp.146-148. (In Russ.)

132

Высшее образование в России • № 1, 2015

2. Vaskova L.B, Vazheevskaya N.E., Krivosheev S.A. (ed.) (2010) [Pedagogical communication in the

structure of pedagogical skills]. Pedagogicheskoe obshchenie. Prepodavatel’-student v protsesse podgotovki provizorov: (metodologiya, eksperiment, rezul’taty) [Pedagogical communication. Teacher - student in training of pharmacists (methodology, experiment, and results): monograph]. Moscow: People’s Friendship University Publ., pp. 3-63. (In Russ.)

3. Sokolova T.A., Lopatkina I.V. (2006) [Optimizing the level and quality of professional practice and

communication of teachers in the process of learning art-pedagogy technologies]. Metodist [Methodist]. No. 6, pp.33-41. (In Russ.)

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

ШУЛЬГИНА Татьяна Алексеевна - доцент, проректор по воспитательной работе, социальному развитию и связям с общественностью, Курский государственный медицинский университет. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье изложены подходы к формированию социокультурной среды вуза и управления ею в контексте компетентностного подхода, выделены критерии ее эффективности, определено место мониторинга в управлении социокультурной средой. Предлагается эмпирическая интерпретация теоретических положений.

Ключевые слова: социокультурная среда вуза, управление социокультурными процессами, компетентностный подход, воспитание

Полноценная реализация целей образования в рамках компетентностного подхода возможна только при комплексном воздействии на личность обучаемого с учетом широкого социокультурного контекста. Специфическая роль образования в современном динамично развивающемся мире определяет необходимость целенаправленного формирования в первую очередь общекультурных компетенций обучающихся, что и выступает главной целью управления социокультурной средой вуза [1]-

Если традиционная система образования ориентирована на «прямую» социализацию - непосредственное воздействие социокультурных факторов на студента, то в рамках компетентностной образовательной модели формирование компетенций

осуществляется через собственный опыт студента, который корректируется социокультурной средой 1 вуза. Социокультурная среда вуза может регулироваться лишь с привлечением «мягких» управленческих методов, при которых формируется сеть партнерских отношений на всех уровнях системы. Элементами этой системы выступают все субъекты образовательной деятельности. К ним относятся студенты, преподаватели, администрация вуза и т.д. Социокультурная среда вуза создает предпосылки для реализации субъектной позиции студента на самых разных уровнях и является зримым проявлением единства воспитания и обучения.

Вместе с тем социокультурная среда в высшем учебном заведении, способная вы-

1 «Социокультурная среда - конкретное, непосредственно данное каждому обучающемуся социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это совокупность различных (макро- и микро-) условий его жизнедеятельности и социального (ролевого) поведения, это его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, это конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума» (Цит по: [2, с. 132]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.