Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 212-216 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 2, pp. 212-216
Научная статья УДК 37.017.4
https://doi.org/10.18500/1819-7671 -2021 -21 -2-212-216
Формирование патриотизма у подрастающего поколения в современной школьной среде
С. В. Кузьмина
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83
Кузьмина Светлана Владиславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики музыкального образования, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3490-5567
Аннотация. Статья посвящена проблеме возвращения патриотической работы в современную систему школьного воспитания. Цель исследования - изучить особенности формирования патриотизма как незыблемой ценности в воспитании подрастающего поколения. Сравнительный анализ понятий «патриотизм», «гражданственность», «национализм», «интернационализм» показал, что исторически воспитание патриотизма у детей и молодежи пересекается с формированием гражданственности, организацией дружественных межэтнических отношений. Научная новизна работы заключается в междисциплинарном ретроспективном рассмотрении вопроса с привлечением идей воспитания гражданственности и патриотизма личности в коллективе советских педагогов А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Подчеркивается важность коллективных форм патриотической работы в школьной среде (беседы о гражданственности, общественно полезный труд, коллективное исполнительство народной музыки). Доказано, что патриотизм находит преломление в понятиях «гражданственность», «интернационализм». В противоположность национализму патриотизм не идеализирует нацию, а оценивается через призму «критической» совести. Эффективность формирования патриотизма у подрастающего поколения определяется инициативой всего педагогического коллектива школы, в том числе умением учителя музыки духовно наполнить урок художественным материалом патриотической направленности и разнообразной музыкой поликультурного мира, налаживать доброжелательные межэтнические отношения среди учеников во внеучебной деятельности. Ключевые слова: патриотизм, школьное воспитание, подрастающее поколение, межэтнические отношения, музыкальное искусство
Для цитирования: Кузьмина С. В. Формирование патриотизма у подрастающего поколения в современной школьной среде // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 212-216. https:// doi.org/10.18500/1819-7671 -2021 -21 -2-212-216
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0) Article
https://doi.org/10.18500/1819-7671 -2021 -21 -2-212-216
Formation of patriotism among the younger generation in the modern school environment S. V. Kuzmina
Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410002, Russia Svetlana V. Kuzmina, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3490-5567
Abstract. The article is devoted to the problem of returning patriotic education to the modern school system. The purpose of the research is to study the features of patriotism formation as an unshakable value in the upbringing of the younger generation. A comparative analysis of the concepts of «patriotism», «citizenship», «nationalism», «internationalism» has shown that historically the education of patriotism in children and youth intersects with the formation of citizenship, national identity, and the organization of friendly interethnic relations. The scientific novelty of the work consists in the interdisciplinary retrospective consideration of the issue involving the ideas of education of citizenship and patriotism of the ndividual in the team discussed by Soviet teachers A. S. Makarenko, V. A. Sukhomlinsky. The importance of collective forms of patriotic education in the school environment (conversations about citizenship, socially useful work, collective performance of folk music) is emphasized. As a result, it is determined that patriotism is reflected in the concepts of «citizenship» and «internationalism». In contrast to nationalism, patriotism does not idealize the nation, but is evaluated through the prism of «critical» conscience. The efficiency of formation of patriotism among the younger generation is determined by the initiative of the school teaching staff, including the ability of music teachers to fill the lesson of art with spiritual material of nature and a variety of multicultural music world, to organize friendly inter-ethnic relations among students during extracurricular activities. Keywords: patriotism, school education, younger generation, inter-ethnic relations, musical art
© Кузьмина С. В., 2021
С. В. Кузьмина. Формирование патриотизма у подрастающего поколения
For citation: Kuzmina S. V. Formation of patriotism among the younger generation in the modern school environment. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 2, pp. 212-216 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-2-212-216 This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)
На сегодняшний день политические и социально-экономические изменения во всем мире выдвигают перед Россией задачи укрепления стабильности государства, создания духовно развитого общества. Произошедшие в 90-х гг. XX в. под лозунгом демократизации общества реформы и деидеологизация страны, а затем и системы образования привели к резкому снижению внимания к воспитанию подрастающего поколения. Воспитательная работа в образовательных учреждениях стала проводиться формально. На смену советскому воспитанию, патриотическому по сути, пришли идеи индивидуального подхода в обучении, ориентации на личностные интересы. Проявление среди молодежи эгоцентризма, неуважительного отношения к отечественной истории и к старшему поколению, асоциальное поведение, отказ от производственного труда свидетельствуют об утрате патриотизма.
Такое проецирование в систему образования внешне демократических идей по существу является отражением глубокого внутреннего кризиса, препятствующего духовному возрождению российского общества. В данной ситуации актуально возвращение в систему образования традиций патриотического воспитания, не раз спасавших Россию в трудные времена. Представляется чрезвычайно важным возвращение воспитательной работы в образовательные учреждения всех видов, ставящей первоочередной задачей формирование у подрастающего поколения осознания себя как патриота Отечества.
Кто же такой патриот? Единого определения пока не существует. Однако большинство отечественных ученых сходятся во мнении, что патриоту присуще чувство соборности, ибо Россия развивалась как великое многонациональное государство, которое было и останется гарантом стабильного и цивилизованного саморазвития. Патриот любит своих близких, чувствует привязанность к родной земле, гордится своим народом, знает его историю, язык и культуру.
В современном философском словаре под редакцией И. Т. Фролова патриотизм трактуется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, проявляющееся в любви к Родине, в верности ей и признании ее прошлого и настоящего, в стремлении встать на защиту интересов своей страны [1, с. 415].
С. Н. Филипченко выдвигает формирование патриотизма в качестве важнейшей задачи современного образования, закладывающего
основы социализации личности, становления ее гражданских убеждений. Изучая аксиологический характер патриотизма, педагог указывает на его культурную самоценность. С другой стороны, культурные ценности способствуют формированию патриотических чувств [2, с. 108.]. Диалектическая взаимосвязь этих понятий привела автора к возможности применения понятия «патриотическая культура», вобравшего в себя знания об истории и традициях, идеологии своей страны, любовь к Родине, национальную гордость, патриотический долг, преемственность поколений в следовании патриотическим традициям.
Ценность воспитания патриотизма у молодого поколения как залог стабильной жизни формировалась еще в древности и укреплялась на протяжении веков в отдельных обществах, нуждавшихся в сохранении своей территории, природных богатств, традиций, безопасности. Так, в Древнем Китае идеей государственности становится учение Конфуция, согласно которому основополагающим в жизни каждого человека должно стать почитание старших, традиций, любовь к своей стране, народу и семье. Ведь благо государства гарантировало его существование.
Философы Древней Греции размышляли о человеке с точки зрения его отношения к государству. Для Перикла идеалом человека стал полноправный гражданин, богатый духовной культурой и отличающийся гражданской сознательностью, умело сочетающий свои и государственные интересы и отстаивающий его этические устои. Демокрит считал, что в человеке необходимо воспитать нравственность и умеренность во всем, а идеальный результат его воспитания проявляется в развитом умении действовать в соответствии с общественным долгом.
Сформулированный Античностью идеал всесторонне развитой личности нашел воплощение в передовых идеях «гражданского» гуманизма эпохи Возрождения. Мыслители Л. Бруни, Л. Валла, Л. Альберти считали основной функцией воспитания формирование социальной личности - физически и духовно здорового, активного и жизнестойкого гражданина, действующего на благо общества.
В период Французской революции появилось само слово «патриот», которое дословно переводится с французского языка как «сын отечества». В это время возникли идеи «национального воспитания» Ж. А. Кондорсе, Л. И. Лепелетье
в целях национального возрождения Франции путем «создания нового народа». Они призывали воспитывать детей в духе трудолюбия, преданности Отечеству для формирования таких «детских нравов», которые трансформировались бы в «национальные нравы», и новое поколение смогло бы обновить нравы всего французского общества.
Любовь к Родине - центральное нравственное понятие в русских философских концепциях. Просветители А. Н. Радищев, А. П. Куницин считали патриотизм основой духовной жизни человека. Размышляя о гражданском долге, они отмечали, что членам общества необходимо сочетать личную свободу и идеи равенства с достижением общего блага. Патриот как гражданин своего государства должен любить Отечество и даже пожертвовать жизнью во имя него.
Чувство патриотизма проявляется у человека через любовь к родным местам, гордость за свой народ, желание сохранять и приумножать богатство Родины. Такое ощущение неразрывности со своей страной необходимо прививать молодежи с ранних лет, что особо подчеркивали К. Д. Ушинский и В. Г. Белинский. Они отмечали, что патриотические чувства у детей следует формировать посредством воспитания у них трудолюбия, ответственности, гуманности, народности.
В педагогических исследованиях советского периода по проблеме патриотического воспитания встречается понятие «советский патриотизм», характеризуются суть, методы и средства его формирования у детей и молодежи. Освещаются прикладные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения на примере трудовых и боевых заслуг советского народа, взаимосвязь патриотического и эстетического воспитания учащихся в коллективе.
Тезис о воспитании человека-гражданина, способного отзываться на социальные проблемы общества, стоит во главе угла Концепции воспитания гражданственности и патриотизма личности в коллективе и через коллектив советского педагога А. С. Макаренко. Узловым пунктом его воззрений на патриотическое воспитание подрастающего поколения явилось единство воспитания и жизни общества, коллектива и личности, когда обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника». Новатор своего времени, А. С. Макаренко выдвигает идею единого воспитательного коллектива из педагогов и учеников, чей общественный труд является питательной средой развития личности, патриотического воспитания.
Несмотря на воспитание подростков путем жесткого мужского подхода и дисциплины на армейском уровне, для А. С. Макаренко ценность человека как личности была превыше всего. Свой подход к воспитанию будущих граждан он выстраивал по принципу равновесия между требовательностью к человеку и проявлением настоящего гуманизма [3, с. 36]. Также бережно
A. С. Макаренко относился к богатствам народной души и этого требовал от своих учеников. Полагая, что в народной музыке, в коллективном музыкальном исполнительстве проявляется характер нации, он применял в воспитании народные игры и танцы, игру в оркестре, пение в хоре.
Продолжателем идей А. С. Макаренко стал
B. А. Сухомлинский, чья педагогическая позиция к решению проблемы «коллектив и личность» определялась тезисом: цель воспитания - человек, а коллектив - действенный инструмент в ее достижении. Ясно видевший важность воспитания у молодежи стремления к беззаветному служению Родине, В. А. Сухомлинский оценивал эффективность патриотического воспитания степенью глубины овладения личностью идеей Родины [4, с. 436].
Особое значение имеет взгляд педагога на действенно-трудовой характер патриотического воспитания. В. А. Сухомлинский считал основной воспитательной задачей школы подготовку учащихся к простому ежедневному труду в интересах общества, формирующему личность гражданина. А начинать трудовое воспитание он предлагал с учения как основного вида деятельности школьника.
Слово, книга, искусство - вот, по мнению В. А. Сухомлинского, основные средства воспитания у детей человечности, гражданственности. Беседы о гражданственности, призывающие подростков оставить после себя память о совершенных героических или милосердных поступках, постепенно переводили их чувства в нравственные убеждения, воплощаясь в ежедневной помощи односельчанам и становясь их обычным делом. Так через яркие рассказы о подвигах людей, верных Отчизне и ставших примерами для подражания, через эмоциональное «проживание» человеческих бед, через посильный труд строилось воспитание достойных граждан своей страны в средней школе села Павлыш [5].
Однако мировая история свидетельствует о том, что чувство патриотизма у населения формируются не всегда естественным историческим путем в ходе адаптации молодежи к социокультурным условиям жизни. Часто преданность Родине используется властью в политических целях. Со временем социальные противоречия
С. В. Кузьмина. Формирование патриотизма у подрастающего поколения
породили проблему взаимоотношений классового и национального в понимании патриотизма, когда любовь к Отечеству подменяется следованием личным интересам, направленностью на ценности определенных классов. Но они могут возвысить личность лишь при условии уважительного отношения к другим народам, не перерождаясь в идею национальной исключительности (национализма).
С одной стороны, в современном общество-знании патриотизм понимается как нравственное качество человека, сформированное у него благодаря специфике образа жизни и культурных традиций его народа. С другой стороны, многие политологи определяют патриотизм через призму верности отдельным политическим силам, следующим интересам лишь своей нации. Такой извращенный патриотизм ведет к межэтническим конфликтам. Кое-где он перерождается в крайние формы национализма: сионизм, нацизм, шовинизм, сепаратизм. В этом случае патриотизм служит прикрытием для национализма. Для А. Конт-Спонтвиля «патриотизм ценен только в том случае, если подчинен разуму, носящему универсальный характер» [6, с. 396]. Ученый понимает патриотизм как любовь к родине, свободную от нетерпимости к чужому, незнакомому.
У патриотизма и национализма есть общее и различное. К общим положениям можно отнести любовь к родному языку, культуре, истории; одинаковое отношение к космополитизму (мировоззрению мирового гражданства) как их прямой противоположности. В отличие от национализма, патриотизм имеет многовековую историю, ставит превыше всего Родину, для него все народы равны. Понимание соотношения данных понятий крайне актуально сегодня, когда национализм разобщает общество по этноконфессиональному признаку.
Анализ научной литературы отражает внутреннюю связь между патриотизмом и интернационализмом - общечеловеческой дружбы и солидарности с народами всех стран. Согласно философии марксизма целью интернационализма является взаимопонимание и сближение наций при сохранении их суверенитета, самобытности национальной культуры, религиозных традиций и т.д. Сегодня мы сталкиваемся с последствиями утери значимости интернационализма, бытовавшего в советском обществе: с агрессивностью и нетерпимостью к людям других национальностей, убеждений, иного социального положения, «межэтнической напряженностью». И. А. Махрова, С. Н. Филипченко указывают, что формирование позитивного межнационального общения, воспитание у подрастающего поко-
ления уважения к истории и культуре своего и других народов является первостепенной задачей школьного образования [7].
Массовая патриотическая работа в школьной среде должна быть инициирована администрацией и осуществлена всем педагогическим коллективом. Учитель русского языка и литературы углубляет знание учениками роли языка во взаимопонимании культур, знакомит их с богатым отечественным литературным наследием, внесшим большой вклад в мировую художественную культуру. На уроках истории, обществознания педагоги формируют уважение и интерес к отечественной истории, воспитывают чувства гражданственности и интернационализма, прослеживая исторические и культурные связи России с другими странами. Знания, полученные при изучении предметов «Мировая художественная культура» и «Музыка», способствуют воспитанию у учащихся ценностного отношения к культуре и традициям поликультурного мира.
На учителя музыки возлагается особая ответственность в вопросе ознакомления школьников с русскими традициями и обычаями малых народностей России через лучшие образцы музыкального искусства. Преподаватель инициирует межнациональное общение в ходе внеурочной деятельности учащихся в танцевальных, хоровых, оркестровых, фольклорных коллективах, на праздниках национальных культур, в коллективных проектах патриотической направленности (изготовление альбомов, газет, видеофильмов, литературное творчество). Самые интересные работы вносятся в «Школьную книгу творчества», школьную газету. Конкурсы на лучшее сочинение попевок на народные тексты, придумывание загадок о национальных инструментах, составление кроссвордов по жанрам фольклора и сценариев к народным сказкам - все это стимулирует интерес школьников к активному освоению национальной музыки, укрепляет их гражданские позиции.
Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Патриотизм находит отражение в понятиях «гражданственность», «интернационализм». В противовес национализму патриотизм не идеализирует нацию, а оценивает все через «критическую» совесть. Патриот - гражданин своей страны, действующий в рамках закона и умеющий осознанно сочетать свой личный интерес с интересами своего общества и иных социумов. Формирование патриотизма, имеющего очевидную воспитательную ценность для подрастающего поколения, осуществляется, в первую очередь, в школьной среде посредством коллективных форм воспитательной работы: общественно полезной трудовой деятельности,
бесед о гражданственности, народных игр и танцев, игры в оркестре, пения в хоре. Эффективность патриотической работы со школьниками определяется инициативой всего педагогического коллектива школы, в том числе умением учителя музыки духовно наполнить урок художественным материалом патриотической направленности, восприятием и исполнением разнообразной музыки поликультурного мира, способностью выстраивать доброжелательные межэтнические отношения среди учеников во внеучебной деятельности.
Список литературы
1. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М. : Республика, 2001. 719 с.
2. Филипченко С. Н. Формирование патриотической культуры студентов // Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика, 2011. Т. 11, вып. 4. С. 106-109.
3. Макаренко А. С. Педагогические сочинения : в 8 т. Т. 4. Педагогические произведения 1936-1939 гг. М. : Педагогика, 1984. 396 с.
4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. / сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. М. : Педагогика, 1979. Т. 1. 560 с.
5. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. / сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. М. : Педагогика, 1980. Т. 2. 384 с.
6. Конт-Спонвиль А. Философский словарь / пер. с фр. Е. В. Головиной. М. : Этерна, 2012. 752 с.
7. Махрова И. А., Филипченко С. Н. Формирование культуры межнационального общения школьников
в условиях МОУ «Национальная (татарская) гимназия» // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 1/1 (82). С. 270-273.
References
1. Filosofskiy slovar'. Pod red. I. T. Frolova [I. T. Frolov, ed. Philosophical Dictionary. 7th ed.]. Moscow, Respublika Publ., 2001. 719 p. (in Russian).
2. Filipchenko S. N. Formation of patriotic culture of students. Izvestiya of Saratov University. New series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2011, vol. 11, iss. 4, pp. 106-109 (in Russian).
3. Makarenko A. S. Pedagogicheskiye sochineniya: v 8 t. T. 4. Pedagogicheskiye proizvedeniya 1936-1939 gg. [Pedagogical Essays: in 8 vols. Vol. 4. Pedagogical Works 1936-1939]. Moscow, Pedagogika Publ., 1984. 396 p. (in Russian).
4. Sukhomlinsky V. A. Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya: v 3 t. [Selected Pedagogical Essays: in 3 vols. Compilers O. S. Bogdanova, V. Z. Smal]. Moscow, Pedagogika Publ., 1979, vol. 1. 560 p. (in Russian).
5. Sukhomlinsky V. A. Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya: v 3 t. [Selected Pedagogical Essays: in 3 vols. Compilers O. S. Bogdanova, V. Z. Smal]. Moscow, Pedagogika Publ., 1980, vol. 2. 384 p. (in Russian).
6. Conte-Sponvil A. Filosovskiy slovar' [Dictionnaire Philosophique. Translated from French by Е. V. Golovi-na]. Moscow, Eterna Publ., 2012. 752 p. (in Russian).
7. Makhrova I. A., Filipchenko S. N. Formation of the culture of interethnic communication of schoolchildren in the conditions of the national (Tatar) gymnasium. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Samara State University], 2011, no. 1/1 (82), pp. 270-273 (in Russian).
Поступила в редакцию 21.11.2020, после рецензирования 28.11.2020, принята к публикации 15.03.2021 Received 21.11.2020, revised 28.11.2020, accepted 15.03.2021