УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА СРЕДСТВАМИ PR
О.Н. Горячева
Аннотация. Важность формирования гражданской позиции неоднократно подчеркивалась докладчиками на совещаниях разных уровней. Учитывая то, что патриотизм как идеологическая ценность в современном мире подверглась значительным деформациям в осмыслении, представляется возможным исправление ситуации через PR-деятельность общественных организаций. Привлекая молодежь к участию в event-мероприятиях, можно популяризировать патриотические организации и эффективным способом продвигать идеи социальной справедливости, формируя гражданскую позицию.
Ключевые слова: гражданская позиция, патриотизм, PR-деятельность, общественная организация, event-мероприятия, связи с общественностью.
FORMATION OF PATRIOTISM MEANS OF PUBLIC RELATIONS
O. Goryacheva
Abstract. The importance of forming a civic position was repeatedly emphasized by the speakers at meetings of different levels. Considering the fact that patriotism as an ideological value in the modern world has undergone significant deformations in comprehension, it seems possible to correct the situation through the PR activities of public organizations. Attracting young people to participate in event-events can be popularized by patriotic organizations and an effective way to promote ideas of social justice, forming a civic position.
Keywords: civil position, patriotism, PR-activity, public organization, special event, public relations.
Патриотическое воспитание стало приоритетным направлением в работе с современной молодежью. О важности формирование гражданской позиции говорили на секционном заседании августовского совещания работников образования и науки Республики Татарстан, темой которого стало «Формирование гражданской активности и патриотизма как приоритетное направление государственной политики в сфере образования». Эта же мысль отражена и в Концепции развития образования РФ до 2020 г. [4]. На рубеже XX - XXI вв. именно патриотизм как идеологическая ценность подверглась значительным деформациям в осмыслении. В российской философской традиции патриотизм обладал неким социокультурным, государствообразующим смыслом. Многие мыслители (Н.М. Карамзин, Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев и др.) видели в патриотизме основу Русской идеи, развитой В.В. Розановым, Н.А. Бердяевым, В.И. Вернадским, Л.Н. Гумилевым и другими. Патриотизм советского периода был неразрывно связан с классово-идеологической позицией. Понимание необходимости формирования национальной идеи послужило поиску подходов к возрождению патриотизма, который можно наблюдать в трудах Э.С. Кульпина, А.С. Дугина, С.Г. Кара-Мурзы, Э.Я. Баталова и др.
В процессе изучения способов формирования и поддержания положительного имиджа и
анализа комплекса специальных мероприятий, направленного на достижение целей по популяризации общественных организаций, стало очевидно, что эффективным методом формирования патриотизма может стать проведение event- мероприятия в рамках формирования гражданской позиции.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последнее время к теме патриотического воспитания личности всё чаще обращаются педагоги, политологи, социологи, заостряя внимание на необходимости формулировки национальной идеи и развитии духовно-нравственного потенциала россиян. До сих пор остается справедливым замечание А. Кивы: «Национальная идея - это обруч нации. Как только он лопается, нация либо впадает в глубокую депрессию, либо распадается, либо становится жертвой какой-то реакционной идеи и даже человеконенавистнической идеологии» [2, с.32]. В современной России все большую популярность получают общественные организации - основанные на членстве общественные объединения, созданные для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан [9, Ст.8]. В интернет-поисковике удалось найти
общественные организации г. Набережные Челны, см. табл. 1, в той или иной степени связанные с воспитанием патриотизма и формированием гражданской позиции.
Таблица 1. - Военно-патриотические общественные организации г. Набережные Челны [5]
№ п/п Название организации Год основания
1. Пост № 1 Деятельность: 1. патриотическое воспитание; 2. несение вахты памяти 1975
2. Набережночелнинская местная организация регионального общественно -государственного объединения «ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ» (ДОСААФ) РТ. Деятельность: ведение программ патриотического и спортивного воспитания граждан, подготовки молодежи к труду и защите Отечества решает задачи по созданию и развитию первичных организаций ДОСААФ РТ, взаимодействию с органами местного самоуправления, общественными, спортивными объединениями 1983
3. Музей истории и боевой славы автомобильных войск. Деятельность: сохранение истории автомобилестроения, военных машин. Память о подвигах водителей на фронте. Долгое время был единственным подобным музеем в России 1986
4. Молодая гвардия Единой России. Деятельность: 1. патриотическое воспитание молодежи; 2. формирование активной гражданской позиции; 3. подготовка резерва молодых общественников, политиков; 4. формирование мотивации к прохождению военной службы; 5. сохранение и приумножение патриотических традиций; 6. формирование интернационализма и толерантности; 7 сохранение исторического наследия, развитие национальной самобытности, традиций взаимодействия народов Татарстана; уважение к культуре народов России 2010
5. Военно-исторический музей «На пути к Победе» при МАОУ ДОД «Городской дом творчества детей и молодежи № 1». Деятельность: популяризация истории ВОВ 1991
6. МУ Центр молодежных (студенческих) формирований по охране общественного порядка «ФОРПОСТ». Деятельность: 1. создание в учебных заведениях и на предприятиях города формирований по охране общественного порядка; 2. привлечение молодежи к охране общественного порядка; 3. взаимодействие с органами внутренних дел по вопросам предупреждения правонарушений среди молодежи 2001
7. Военно-патриотический центр «Патриот» в г. Набережные Челны, детско-молодежная общественная организация. Ликвидирован в 2013 г. Деятельность: военная подготовка, организация стрелковых мероприятий 2004-2013
8. Детская молодежная общественная организация «Военно-патриотический клуб «Штурм» в г. Набережные Челны. Деятельность: организация спортивных мероприятий 2007
9. Объединения поисковых отрядов «Полевая Почта Герат» Входит в объединение «Отечество» РТ. Деятельность: 1. поиск и торжественное захоронение останков воинов ВОВ; 2. поиск и уведомление родственников, найденных воинов Красной Армии; 3. сбор, систематизация и анализ материалов о частях и соединениях Красной Армии; 4. гражданско-патриотическое воспитание молодежи 2010
10. Музей Боевой Славы. Деятельность: 1. реставрация редких экземпляров; 2. проведение экскурсий; 3. информационная работа 2010
11. Общероссийский народный фронт. Деятельность: формирование интереса к изучению истории родного края, своей малой Родины 2011
Общественная организация - это некоммерческая организация, которая согласно ГК РФ является юридическим лицом, не ориентированным на получение прибыли, а РЯ-деятельность в ней заключается в популяризации идей. При разработке миссии, определяющей глобальную причину существования
некоммерческой организации, формируется её
имидж. Проекты организации должны вызывать одобрение целевой аудитории, вызывая эмоциональный отклик. Молодежной
организации следует акцентироваться на разностороннем развитии личности,
формировании командного духа, открытости организации сообществу, востребованности и
нужности обществу, развитии индивидуальности [8, с.12].
Общественным организациям особенно трудно привлечь к себе внимание, поэтому им приходится использовать специальные мероприятия, представленные в табл. 2, чтобы
На основе проведения специальных мероприятий компания сможет лучше информировать целевую аудиторию,
сформировать особое отношение к пропагандируемым ценностям. Системность в event-политике позволяет объединить разрозненные мероприятия и достичь поставленных целей. К специальным PR-мероприятиям обращаются, если нет достаточно основательных новостных поводов, способных заинтересовать СМИ. Выбор специального мероприятия зависит от особенной целевой аудитории или продукта, требуемого масштаба акций, сезона или выделенного бюджета. Марков А.А полагает, что чаще всего «они играют вспомогательную роль и являются составной частью другой крупной и масштабной PR-акции, длящейся несколько дней или недель [6, с.61-62].
Организация специального мероприятия состоит из 4-х этапов: аналитического, планирования, реализации и оценки эффективности.
Аналитический этап состоит из фаз определения проблемы, фокусированного исследования, анализа проблемы, характеристики и моделирования ситуации.
Этап планирования специального мероприятия состоит из фаз определения и формулировки целей PR-кампании, разработки стратегии, тактического планирования
рассказать о себе и сформировать положительный образ. ЕуеШ>менеджмент, как правило, воспринимается как элемент PR-деятельности организации, помогающий в продвижении специальных мероприятий, направленных на достижение некой цели.
(планирование тактик) и формирования единого плана PR-кампании, его согласование и одобрение.
Этап реализации включает в себя выбор места и его подготовку к мероприятию, распространение информации в СМИ, подбор персонала и участников.
Оценив эффективность, можно сделать выводы об успешных действиях, элементах PR-кампаний и принять решение о проведении подобных мероприятий в будущем.
Специальные мероприятия привлекают новых участников, становятся эффективным способом продвижения идей социальной справедливости и снимают напряженность между членами гражданского общества. Структурные и нормативно-правовые особенности деятельности общественных организаций обусловливают и характер PR - деятельности, так, например, Т. Козлов полагает, что «общественные организации, которые не специализируются на проведении event-мероприятия, чаще всего руководствуются целями создание/поддержание положительного имиджа; привлечение целевой аудитории; повышение узнаваемости организации» [3, с.56].
Целевой аудиторией общественных организаций, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание, являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без
Таблица 2. - Классификация Музыканта В.Л. видов event-менеджмента [7, с.98]
Критерии Виды событий Формы событий
классификации
тип политические митинг, демонстрация, инаугурация
маркетинговой корпоративные презентация, выставка
среды социальные благотворительный концерт
культурные концерты, фестивали
спортивные спортивные соревнования, сборы
характер научные семинары, конференции
взаимодействия формальные/неформальные зависят от типа маркетинговой среды
участников
масштабы целевой международные саммит, конференция
аудитории государственные инаугурация
корпоративные официальный праздник
микрособытия корпоративная вечеринка, промо-акция
маркетинговые события, закрепляющие полученные деловая встреча
задачи результаты
события, направленные на отчетная конференция и другие мероприятия,
кардинальные изменения завершающие цикл действия
гражданства, от 14 до 80 лет, разделяющие цели организации.
Наиболее распространенной формой PR-работы общественных организаций Челнов является встреча с молодежью в учебных заведениях. Второе место по популярности занимает проведение различных акций накануне государственных праздников. Значительна роль проектной работы по подготовке материалов на конкурсы, форумы, встречи с ветеранами, издание воспоминаний.
В качестве event-мероприятия, помогающего в создании положительного имиджа организации, можно предложить разработку и проведение детско-юношеской военно-спортивной игры «Гроза» (по аналогии с игрой «Зарница»). Участниками мероприятия являются учащиеся школ города не моложе 14 и не старше 17 лет. Предполагаемое количество участников 50 человек. Мероприятие планируется проводить осенью или весной в теплую погоду.
Мероприятие имеет следующую программу:
1) Встреча участников.
2) Инструктаж, подготовка к игре.
3) Проведение построения, деление на команды.
4) Команды отправляются по станциям:
- тир (страйкбольные автоматы, стрельба по бумажным мишеням);
- метание гранат (муляж) в обруч;
- переноска «раненого» на носилках;
- разминирование (распутывание веревки);
- беседа с персонажем (раненый солдат);
- беседа с солдатом (партизанский связной);
- прохождение веревочной полосы препятствий;
- скалодром;
- инструктаж по использованию противогазов и сдача норматива;
- викторина на знание Конституции РФ, памятных дат из истории России.
5) Согласно плану, команды последовательно проходят 10 станций.
6) Проводится подсчет баллов, заработанных командами.
7) Проводится построение; награждается победившая команда.
При составлении плана реализации мероприятия следует ориентироваться на схему 4Р [10, с.138].
1) Первое «Р» - Place / Location (место).
Лесопарковая зона, в которой есть большое пространство для проведения общего сбора участников, полосы препятствий, скалодром, и другие спортивные тренажеры, которые могут быть полезны для проведения спортивных игр.
Оформление места проведения «Грозы» включает в себя баннер с названием, на фоне которого можно делать фотографии, лента, ограничивающая территорию каждой отдельной станции, и указатели с номерами станций.
2) Второе «Р» - Promotion (реклама и информирование).
Информирование будущих участников должно проходить в 2 этапа. На первом этапе следует разослать положение о мероприятии на электронные почты школ города с приложенной формой заявки. Это нужно сделать за месяц до проведения мероприятия, чтобы участники успели отправить заявки. Когда наберется нужное количество заявок, следует отправить школам-участникам еще одно письмо с подробной информацией о времени проведения и об условиях участия. Это необходимо сделать за неделю до мероприятия.
Для информирования СМИ следует сообщить местным газетам и телеканалам о проведении данного мероприятия. Это можно сделать по электронной почте или позвонив по телефонам этих СМИ.
3) Третье «Р» - Presentation (представление информации на мероприятии).
Для проведения данного мероприятия необходимо мультимедийное оборудование, микрофоны.
4) Четвертое «Р» - Personnel (персонал).
Из персонала для проведения мероприятия понадобятся следующие люди:
- ведущий;
- 5 командиров команд для помощи участникам;
- 10 инструкторов, закрепленных за станциями;
- звукооператор;
- фотограф;
- медицинский работник;
- помощники организаторов.
Все должности кроме оказания медицинской помощи, выполняются активистами организации.
5) «F» - Follow-up (действия после мероприятия).
В заключение игры «Гроза» следует раздать участникам анкеты для оценки проведенного мероприятия. Там они смогут оставить свои данные, что послужит способом информирования их о следующих мероприятиях.
1. Укажите свой пол и возраст.
2. Оцените мероприятие по 5-бальной шкале (где 5 - это отлично, а 1 — плохо).
3. Что Вам больше всего понравилось?
4. Что Вам не понравилось?
5. Какие будут предложения?
Далее следует проанализировать анкеты, чтобы оценить эффективность специального мероприятия.
Таким образом, данное мероприятие может помочь в формировании объединения активных молодых людей, задумывающихся о будущем своей страны, что, в конечном счете, способствует развитию национальной идеи, которая, по мнению Ефименко Н.А., «смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях» [1, с.126]. Проведенное event-мероприятие в перспективе способно
сформировать положительный имидж военно-патриотических организаций, привлечь внимание граждан и СМИ к формированию гражданской позиции.
Рекомендации, сформулированные для практической деятельности, могут быть использованы в работе общественных организаций Челнов, для совершения перехода от традиционного подхода «воспитание
патриотизма» к стратегии формирования «гражданской позиции».
Литература:
1. Ефименко Н.А. Патриотическая культура в системе общероссийских ценностей / Н.А. Ефименко // Теория и практика общественного развития. -Краснодар. - 2011. - № 2. - С. 126-128.
2. Кива А. Национальная идея - обруч нации / А. Кива // Ориентир. - 1996. - № 12. - С. 32.
3. Козлов Т. Брендинг / Т. Козлов. - М.: Дашков и К, 2013. - 229 с.
4. Концепция развития образования РФ до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.mari.ru
5. Культурные учреждения Набережных Челнов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naberezhnyechelny.tradeis.ru/kultura/cat/obshhestven пуе_о^апкаси
6. Марков А. А Теория и практика связей с общественностью / А.А. Марков. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011. - 163 с.
7. Музыкант В.Л. Коммуникации в маркетинге / В.Л. Музыкант. - СПб.: Инфра, 2012. - 198 с.
8. Обидина Е.Ю. Имидж молодежной организации и комплекс ее коммуникаций / Е.Ю. Обидина. - Ижевск, 2008. - 237 с.
9. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об общественных объединениях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
10. Шишкин Д.П., Гавра Д.П., Бровко С.Л. PR-кампании: методология и технология / Д.П. Шишкин, Д.П. Гавра, С.Л. Бровко. - СПб.: Роза мира, 2004. - 187 с.
Сведения об авторе:
Горячева Ольга Николаевна (г. Набережные Челны, Россия), кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры массовых коммуникаций, Набережночелнинский институт КФУ, e-mail: [email protected]
Data about the author:
O. Goryacheva (Naberezhnye Chelny, Russia), candidate of philology, associate professor, department of Mass Communications, Naberezhnye Chelny Institute KFU, e-mail: [email protected]