Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
Педагогика
2. Bordovskiy, G. A. Izvozchikov, B. A. Educology as a science on education // VVS. -191. - № 3.
3. Ginetsinsky, V. I. Fundamentals of theoretical pedagogy. - Saint-Petersburg, 1992.
4. Valivach, P E. Educological theory of professional education of Military Naval electrical
engineers in Russia. - Saint-Petersburg, 2004.
5. Prokoptsov, V. I. Educology: an entirely new science of education. - Saint-Petersburg, 2002.
6. Valivach, P. E. Basic historical stages in the development of professional Military Naval
education management in Russia as a component of education science // Proceedings of Methodological university conference. - Saint-Petersburg, 2004.
7. Recommendations of the conference “Natural science education in higher schools of Russia” // Higher education in Russia. - 1993. - № 1.
8. Proceedings of Saint-Petersburg state forest academy // Contemporary problems of higher school development. - Saint-Petersburg, 2004.
9. Olivera, K. E. On the theory of comparative pedagogy // Perspectives. Problems of education. -1989. - № 2 (66).
10. Kinelev, V. G. State policy of higher education development // Higher education in Russia. -1993. - № 1.
11. Matros, D. S., etc. Education quality management on the basis of new information technologies and educational monitoring. - Moscow, 2001. - P. 127.
12. Valivach, P. E. Applying new information technologies on the basis of the modern electrotechnical training device “Tobol” as an approach to combat training improvement of Military Naval electrical engineers.
- Saint-Petersburg, 2008.
1 В соответствии с целевой установкой электротехнические дисциплины «имеют целью подготовить военного специалиста к эксплуатационной и организационно-управленческой деятельности».
УДК 37.035.6(574)
Г.Н. Голядкин*, А.А. Куприн**
Формирование патриотизма и гражданственности молодежи на основе исторических ценностей и роли Российского государства
Сегодня в стране все более крепнет понимание того, что успешное развитие российского общества возможно лишь в том случае, если его граждане, особенно подрастающее поколение, проникнутся социально значимыми ценностями, среди которых важнейшее место занимают идеи патриотизма.
Ключевые слова: патриотизм; патриотическое воспитание; формирование патриотических чувств; основы патриотизма.
G.N. Goljadkin*, A.A. Kuprin**. Formation of patriotism and civilization of youth on the basis of historical values and a role of the Russian state.
Today in the country the understanding of more and more gets stronger that successful development of the Russian society is possible only in the event that its citizens, especially rising generation, will like socially significant values among which the major place is occupied with ideas of patriotism.
Keywords: patriotism; patriotic education; formation of patriotic feelings; patriotism bases
Исторический опыт убедительно свидетельствует, что патриотизм, патриотическое воспитание молодежи представляют собой одну из основ стабильности любого общества.
Это сегодня очень актуально для нашей страны, для ее молодых граждан, а особенно для воспитанников, курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых структур, в т.ч. органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. На этот процесс не должны влиять ни
* Голядкин, Геннадий Николаевич. Главный редактор журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России», полковник милиции. Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. (812) 730-26-96. E-mail: gerz_mvd@ mail.ru.
** Куприн, Андрей Анатольевич. Аспирант Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 149. Тел. 8-909-583-81-69. E-mail: [email protected].
* Goljadkin, Gennady Nikolaevich. Editor-in-chief of magazine «The bulletin of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia», the colonel of militia. Russia, St.-Petersburg, street of Pilot Piljutov, 1. Ph. (812) 730-26-96. E-mail: [email protected].
** Kuprin, Andrey Anatolevich. The post-graduate student of St.-Petersburg university GPS of the Ministry of Emergency Measures of Russia. Russia, St.-Petersburg, the Moscow avenue, 149. Ph. 8-909-583-81-69. E-mail: [email protected].
смена экономических формаций или политической системы общества, ни изменения в государственной системе и иных структурах. Отсутствие четко спланированной и проводимой государственной идеологии в области патриотического воспитания грозит ростом бездуховности, утерей самосознания, уважения к стране и ее национальным ценностям. Всё это в конечном счете ведёт к снижению уровня национальной безопасности и обороноспособности страны.
События последних лет со всей очевидностью показали, что экономическая дезинтеграция, социальное расслоение общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, резко снизив воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов воспитания и поддержания патриотизма.
Стала все более заметна утрата нашим обществом духовно-нравственного потенциала, традиционного российского патриотического сознания. Это тем более тревожно, что продолжается неослабевающее, негативное по своей сущности воздействие на молодежь прозападных «ценностей», формирующих маргинала, лишенного Родины, а не патриота.
Сложилась, по существу парадоксальная ситуация, когда прежняя мировоззренческо-идеологическая система, на которой воспитывалось не одно поколение молодежи, оказалась практически демонтированной, а новая - четкая, доступная и интегрированная в систему отношений - еще не сложилась. В своем стремлении избавиться от всего «совкового», особенно от ставшей вдруг ненавистной для многих «идеологии», вместе с водой выплеснули и ребенка, порушив то, что с таким трудом строилось десятилетиями... Теперь недавние «разрушители» сетуют на утрату идеалов, всеобщий «пофигизм» и снижение авторитета как государства в целом, так и многих его составляющих.
Вместе с тем сохранение общественной стабильности, восстановление национальной экономики, укрепление обороноспособности страны и - шире - укрепления могущества России настоятельно требуют готовности российских граждан к служению своему Отечеству. Вот почему в современных условиях в масштабах всей страны на первый план вышла задача поиска новых и активизации имеющихся методов и приемов патриотического и военно-патриотического воспитания.
Наибольшую остроту приобрел вопрос о преодолении имевших место идеологизированных подходов к теории и практике формирования патриотизма при обязательном сохранении накопленного положительного опыта. Как тут не вспомнить слова Н.Г. Чернышевского: «Как все высокие слова, как любовь, добродетель, истина, слово “патриотизм” иногда употребляется во зло не понимающими его людьми для обозначения вещей, не имеющих ничего общего с истинным патриотизмом»1.
Сегодня в стране все более крепнет понимание того, что успешное развитие российского общества возможно лишь в том случае, если его граждане, особенно подрастающее поколение, проникнутся важнейшими социально значимыми ценностями, среди которых не последнее место занимают идеи патриотизма.
В первой половине 2005 г. активно разрабатывались нормативно-правовая база и целостная концепция патриотического и военно-патриотического воспитания. Конкретным воплощением этого стала принятая Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422 государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»2, обозначившая приоритеты государства в данном направлении. Нелишне заметить, что это уже вторая такая программа (первая была реализована в 2001-2005 гг.). Это своего рода патриотические «пятилетки», и реализация заложенного в них потенциала позволит перебороть социальную апатию, поселившуюся в умах значительной части молодежи, направив ее в нужное нам русло.
План мероприятий Постановления Правительства Российской Федерации по реализации Государственной программы представляет собой объединенный общим замыслом и целью, увязанный по срокам выполнения и исполнителям комплекс нормативно-правовых, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания.
Для достижения указанной цели плана мероприятий государственная программа предусматривается решение следующих задач:
- совершенствование механизма, обеспечивающего эффективность системы патриотического воспитания;
- формирование патриотических чувств и сознания молодежи на основе исторических ценностей и роли российского государства в мире, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, за принадлежность к профессии защитника правопорядка;
- воспитание личности сотрудника и военнослужащего, воспитанника, курсанта и слушателя как гражданина и патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны, прав и законных интересов ее граждан;
- развитие комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания молодежи;
- участие в реализации мероприятий государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Немаловажное значение имеет исследование опыта патриотического воспитания на славных боевых традициях органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, как одного из источников возрождения престижа Министерства внутренних дел России и авторитета милиции, т.е. обращение к лучшим традициям российского воинства. Возрождение этих традиций, правдивая и объективная
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
Педагогика
оценка деятельности прошлых поколений будет только способствовать формированию у защитников Отечества национальной гордости и патриотических чувств. И недаром особенно активное участие в реализации пунктов названной программы принимает Министерство внутренних дел.
Именно на этом построен и на это рассчитан План мероприятий по реализации государственной программы, утвержденный Министром внутренних дел России Р.Г Нургалиевым. Особый акцент в нем сделан на совместную работу с общественными организациями и СМИ. Уже давно следовало бы обратить особое внимание на деятельность общественных организаций, средств массовой информации в работе по формированию и развитию личности гражданина и защитника. Они играют огромную роль в военно-патриотическом воспитании военнослужащих, молодежи и подрастающего поколения. Именно в их деятельности реализуются установки, закрепленные государством в нормативно-правовой базе этой работы.
Очевидно, что исследование эволюции формирования концептуальных основ и основных направлений патриотического воспитания молодежи необходимо проводить на основе комплексного изучения имеющихся источников и материалов, анализа событий, которое представляет собой решение ряда научных задач, имеющих важное теоретическое и практическое значение, в т.ч. и для отечественной науки.
Вопросы патриотического воспитания юношества (многих юношей ждет служба в армии, а часть из них свяжут свою жизнь с правоохранительными органами) на всех этапах развития России привлекали внимание государственных деятелей и политиков, ученых и специалистов, религиозных деятелей и представителей искусства. Активная разработка проблем патриотизма на достаточно глубоком теоретическом уровне началась еще в XIX веке. Символической точкой отсчета этого процесса стала Отечественная война 1812 г., победа в которой была одержана благодаря огромному патриотическому подъему русского народа.
Историческое и философское осмысление патриотизма в этот период осуществлялось различными течениями и направлениями общественной мысли, но наиболее активно и плодотворно разрабатывалась эта проблема в русле русской идеи3. Именно представителями данного направления отечественной философской и социально-политической мысли были разработаны теоретические основы патриотизма, важнейшие методологические положения, связанные с пониманием его природы, сущности, роли и места в условиях российской действительности4.
В те годы политические основы патриотизма глубоко не исследовались и не анализировались, хотя немало научных работ и литературных произведений, посвященных патриотической проблематике, были частично связаны с проблемой военно-патриотического воспитания5 .
На советский период развития нашей страны приходится особый размах исследований патриотической проблематики, характеризующихся опорой на марксистско-ленинскую теорию общественного развития и тесной связью с проблемами интернационализма6. Особенно широко различные аспекты проблемы патриотического воспитания молодежи (в т.ч. армейской и милицейской) рассматривались многими авторами в 70-80-х гг.
Так, ряд ученых исследовали генезис советского патриотизма, в философско-социологическом ключе рассматривая подходы к формированию у советских людей патриотического сознания, мотивации и управления военно-патриотическим воспитанием личного состава правоохранительных органов, Вооруженных Сил и допризывной молодежи7.
С конца 80-х гг., в условиях перехода к демократическому обществу, начинается переосмысление системы социально-ценностных ориентиров развития страны. Значительно меняется тональность работ, посвященных проблемам патриотического воспитания. В исследованиях многих ученых предпринимается попытка анализа противоречий интересов личности и общества, роли патриотического воспитания в подготовке молодежи к службе в армии и органах внутренних дел8 .
В 90-х гг. появился целый ряд работ исторической тематики, рассматривающих различные аспекты патриотического и военно-патриотического воспитания9 .
Многие ученые посвятили свои труды проблеме молодежной политики в условиях кардинальных преобразований российского общества, рассматривают актуальную в современных российских условиях проблему становления патриотизма и гражданственности у молодого поколения России.
В целом анализ научно-исследовательской литературы показал, что проблеме патриотизма, особенно военно-патриотической работы, патриотического воспитания молодежи сегодня уделяется явно недостаточное внимание. В изучении его природы, сущности, содержания, с учетом важнейших изменений и динамики развития происходящего в нашем обществе, сделаны лишь первые шаги. Поэтому в период интеграции российского общества рассмотрение данной проблемы является одной из важнейших задач отечественной науки10.
Формирование патриотических качеств молодежи должно и начинается с создания нормативно-правовой базы патриотического воспитания, где главная роль принадлежит государству, организации всестороннего патриотического воспитания на различных уровнях в системе получения образования; государственно-организационной работы, осуществляемой специальными воспитательными структурами; массовой патриотической работы, проводимой на различных уровнях основными субъектами патриотического воспитания; деятельности средств массовой информации и других творческих коллективов, в той или иной мере направленной на решение проблем формирования патриотизма.
Исследование данной проблемы должно основываться на научных принципах и методах исторического познания, которые позволяют рассматривать историческую действительность во всей ее многоплановости, исследовать патриотическое воспитание как изменчивый объективный процесс,
что нацеливает на поиск движущих сил патриотического развития, определяющих эффективность проводимой деятельности в сфере подготовки воспитания молодежи.
В заключение хотелось бы сказать следующее. Завершается 2009 год, а мы говорим о Государственной программе и о Плане МВД по ее реализации на 2005-2010 гг. Казалось бы большая часть мероприятий выполнена, почти все галочки поставлены, осталось «отметиться» только на 65-летии Великой Победы... Стоило ли затевать этот разговор «о главном», если Программе и Плану осталось «жить» полгода?
Стоит. И стоит потому, что завершение Программы и выполнение Плана не означают окончания воспитательной работы патриотической направленности. Это не кампанейщина, не разовое мероприятие
- это долгая кропотливая работа, которой длиться еще не одно десятилетие. Выполним план этой «пятилетки» - «сверху» не замедлят прислать новый. Для того чтобы вытащить нашу молодежь из ямы равнодушия, бездуховности, придется затратить еще немало сил. И если некоторые формы воспитательно-патриотической работы перестали, как говорится, «удовлетворять современным требованиям», наше дело - искать новые, альтернативные, способные привлечь и увлечь молодежь, превратить патриотизм для новых поколений из слова в мировоззрение, в образ жизни.
Думается, работа по воспитанию из «поколения пепси» поколения патриотов - дело каждого из нас, и через годы «Россия вспрянет ото сна» бездуховности и равнодушия. Но, чтобы было что жать завтра, сеять нужно сегодня.
Список литературы
1. Аристов, А. Воспитание гражданина, патриота и интернационалиста // Военный вестник. - 1990.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». - М., 2005.
3. Гаврилюк, Д. Ф. Боевые традиции, их место и роль в формировании готовности к защите Родины: Дис... канд. филос. наук. - М., 1987.
4. Карамзин, H. М. О любви к Отечеству и народной гордости // Соч. - Т. 3. - СПб., 1948.
5. Кириллина, В. H. Проблемы патриотического и интернационалистского воспитания советской молодежи в условиях обострения идеологической борьбы на международной арене: Дис. канд. фил. наук. - М., 1986
6. Нахушев, В. Ш. Развитие советского патриотизма в условиях совершенствования национальных отношений на современном этапе социалистического общества. - М., 1984.
7. Чернышевский, Н. Г. Избранные философские сочинения: В 2 т. - Т. 1. - М., 1950. - С. 575.
8. Флоровский, Г. В. О патриотизме праведном и греховном // На путях. - Кн. 2. - Берлин, 1922. - № 5.
Literature
1. Aristov, A. Education of the citizen, the patriot and the internationalist // Military bulletin. - 1990.
2. A government program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2006-2010».
- Moscow, 2005.
3. Gavriljuk, D.F. Fighting traditions, their place and a role in formation of readiness for native land protection. - Moscow, 1987.
4. Karamzin, N. M. About love to Fatherland and national pride // Composition. - Vol. 3. - SPb., 1948.
5. Kirillina, V.N. Problems of patriotic and internationalist education of the Soviet youth in the conditions of an aggravation of ideological struggle on international scene. - Moscow, 1986.
6. Nakhushev, V.S. Development of the Soviet patriotism in the conditions of perfection of national relations at the present stage of a socialist society. - Moscow, 1984.
7. Chernyshevsky,N.G. The Selected philosophical compositions: In 2 volumes. - Vol. 1. - Moscow, 1950.
8. Florovsky, G.V. About patriotism just and sinful // On ways. - Book. 2. - Berlin, 1922. - № 5.
1 Чернышевский Н. Г. Избранные философские сочинения: В 2 тт. Т. 1. М., 1950.-С. 575.
2 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». М., 2005.
3 Карамзин Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости // Соч. Т. 3. СПб, 1948.
4 Белинский В.Г. Собр. соч. В 8 т. Т. 6. М., 1995.
5 Флоровский ГО. О патриотизме праведном и греховном. На путях. Кн. 2.Берлин, 1922.
6 Нахушев В.Ш. Развитие советского патриотизма в условиях совершенствования национальных отношений на современном этапе социалистического общества, 1984.
7 Кириллина В. Н. Проблемы патриотического и интернационалистского воспитания советской молодежи в условиях обострения идеологической борьбы на международной арене: Дис... канд. фил. наук. М., 1986.
8 Гаврилюк Д.Ф. Боевые традиции, их место и роль в формировании готовности к защите Родины: Дис... канд. филос. наук. М., 1987
9 Аристов А. Воспитание гражданина, патриота и интернационалиста // Военный вестник. 1990. № 5.
10 Таранцов М. А. Исторический опыт реализации молодежной политики государства и общества в условиях смены общественно-политической системы и социально-экономических реформ. Конец 1980-х-1990-е гг.. М., 1999.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009