Научная статья на тему 'Формирование парадигмы антинаркотической политики'

Формирование парадигмы антинаркотической политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
338
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НАРКОСИТУАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / NARCOTIC DRUGS / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / DRUG POLICY / DRUG SITUATION / PREVENTION / REHABILITATION / IMPROVEMENT OF ANTI-DRUG LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ионова Марина Валерьевна

В статье рассматриваются проблемы совершенствования современной антинаркотической политики России в контексте новых вызовов и угроз в сфере незаконного оборота наркотиков. Автор акцентирует внимание на необходимости использования научных исследований проблемы наркомании с целью подготовки комплексной программы противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психоактивных веществ, включающей ряд правовых средств, повышающих ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ионова Марина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE PARADIGM OF AN ANTY-DRUGS POLICY

The article examines the problems of improving modern anti-drug policy of Russia in the context of new challenges and threats in the sphere of illicit drug trafficking. The author draws attention to the need to use scientific research on the problem of drug addiction in order to prepare a comprehensive program for combating crime in the illicit trafficking of narcotic drugs and psychoactive substances, including a number of legal tools that increase its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Формирование парадигмы антинаркотической политики»

УДК 343.97 : 343.85 : 343.575.4

ББК 67.51

Ионова Марина Валерьевна Ionova Marina Valeryevna

заместитель начальника курса факультета подготовки специалистов по программам высшего образования Ростовского юридического института МВД России.

Deputy Head of a Course of the Faculty of Professional Raining on Higher Education Programs of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Е-mail: marina.ionova.85@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПАРАДИГМЫ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ The formation of the paradigm of an anty-drugs policy

В статье рассматриваются проблемы совершенствования современной антинаркотической политики России в контексте новых вызовов и угроз в сфере незаконного оборота наркотиков. Автор акцентирует внимание на необходимости использования научных исследований проблемы наркомании с целью подготовки комплексной программы противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психоактивных веществ, включающей ряд правовых средств, повышающих ее эффективность.

Ключевые слова: наркотические средства, психоактивные вещества, антинаркотическая политика, наркоситуация, профилактика, реабилитация, совершенствование антинаркотического законодательства.

На сегодняшний день в Российской Федерации помимо общеизвестных трудностей политического и экономического характера существует проблема уровня столь же глобального, затрагивающая интересы всего населения страны. Этой проблемой является массовое употребление наркотических средств, психотропных и психоактивных веществ, что само по себе представляет угрозу для национальной безопасности. В последнее время отмечается тенденция удешевления различного рода наркотических препаратов, наибольшую опасность из них представляют психоактивные вещества синтетического происхождения. Традиционные наркотики, такие как героин и кокаин, заменены синтетическими, что способствует возможности синтезировать неподконтрольные аналоги. Следует отметить, что новые наркотические и психоактивные вещества не обладают постоянным химическим составом, а используемые в них элементы настолько

The article examines the problems of improving modern anti-drug policy of Russia in the context of new challenges and threats in the sphere of illicit drug trafficking. The author draws attention to the need to use scientific research on the problem of drug addiction in order to prepare a comprehensive program for combating crime in the illicit trafficking of narcotic drugs and psychoactive substances, including a number of legal tools that increase its effectiveness.

Keywords: narcotic drugs, psychoactive substances, drug policy, drug situation, prevention, rehabilitation, improvement of anti-drug legislation.

опасны, что смерть наркопотребителя в некоторых случаях наступает после разового употребления. По последним данным, озвученным Президентом РФ на заседании Совета безопасности в 2017 году, согласно соцопросам, наркотики в России употребляют около 7,5 млн человек, из них 2 млн делают это регулярно. Общее количество официально зарегистрированных наркоманов около 600 тысяч. Как было отмечено, за последние пять лет эта цифра не меняется, но при этом число несовершеннолетних наркоманов выросло на 60 % [1].

Современное российское антинаркотическое законодательство представляет собой сложную систему взаимосвязанных правовых норм, содержащихся в значительном количестве нормативных правовых актов различного уровня, в том числе международных конвенциях и договорах [2].

Сложная наркоситуация в стране требует серьезной антинаркотической политики по

всем возможным направлениям деятельности, которая должна соответствовать интересам общества.

Необходим более качественный мониторинг наркоситуации, что является приоритетным направлением антинаркотической политики. Для выявления уровня и структуры, а также масштабов распространения наркотической и психотропной продукции организована работа по изучению отношения граждан Российской Федерации к проблеме наркотической зависимости [3].

Проведенные исследования показывают, что население страны в большей степени обеспокоено проблемами, которые затрагивают каждого конкретного человека: общество беспокоят такие проблемы, как состояние дорог, высокий уровень безработицы, низкий уровень заработной платы, медицинского обслуживания, проблемы в сфере жилищно-коммунальных услуг и так далее. Общество также волнуют проблемы алкоголизма населения в целом и повышения уровня преступности, но уже в меньшей степени.

Проблема наркомании беспокоит общество в наименьшей степени, безусловно, исключение составляют те семьи, которых эта проблема коснулась, а основная часть населения не видит остроты проблемы ввиду недостаточной удовлетворенности основными жизненными потребностями.

Общество полагает, что проблема алкоголизма является наиболее актуальной, но наркомания представляет еще большую опасность, особенно опасны новые синтетические наркотики и психоактивные вещества. Только всеобщее понимание и осознание реально существующей проблемы алкоголизма и наркомании может помочь преодолеть трудности в данной области. Государство заинтересовано в нормализации наркоситуации страны, поскольку это влияет и на продолжительность жизни в целом, и на уровень здоровья и работоспособности населения, а также на формирование морально-нравственного облика человека.

Легкодоступность наркотических средств и психоактивных веществ существенно снизила возрастной порог потребителей данных препаратов, кроме того, действие рекламы влияет на сознание людей таким образом, что

формируется толерантное отношение к наркотическим препаратам, а зачастую возникает интерес попробовать и испытать на себе действие «легких» наркотиков. Проблема наркомании не актуализирована должным образом, возможно, в этом и заключена государственная политика по профилактике наркомании, так как лица, не имеющие интереса к наркотическим препаратам, вытесняют эту проблему из собственного сознания, а лица, столкнувшиеся с данной проблемой, в профилактике уже не нуждаются.

Специалисты отмечают повышение толерантности к наркотизму, причиной тому служит ряд факторов: изменение социально-экономической среды, расслоение общества, отсутствие доступности бюджетных секций для организации досуга подростков и так далее.

Необходимо эффективное формирование здорового образа жизни, доступность его ведения, творческие и общественные организации также имеют большое значение для привития интереса к жизни, особенно в подростковый период.

Желание познавать, заниматься творчеством, общественно полезным трудом и любить Родину, быть готовым ее защищать - это истинные ценности, которые формируются с детства.

Формирование толерантного отношения к нетерпимым вещам недопустимо, так как это прививает вседозволенность. Границы толерантности определены международными правовыми актами, конституцией и другими законами Российской Федерации, в них предусмотрены права и свободы человека и гражданина, которые не должны нарушать права и свободы других лиц. Однако толерантность переходит дозволенные границы и приобретает масштабы, превращающие разумное в угрожающее не только правам и свободам человека и гражданина, но и всего общества в целом. Сегодня «толерантность обладает мощным криминогенным потенциалом» [4].

На фоне российско-украинского конфликта произошло обострение отношений России и Запада, что приводит к началу гибридной войны. Именно внедрение в сознание толерантного отношения к ряду вещей является серьезным информационно-пропагандистским оружием, которое выступает эффективным

средством в информационной войне с целью морально-нравственного разложения граждан России. Можно полагать, что западная мода на наркоманию направлена на российских граждан с целью их самоуничтожения в будущем.

Официальные источники отмечают снижение общего уровня преступности относительно прошлых лет, однако наркопреступления занимают существенную часть всех совершаемых противоправных деяний, особенно высоки их показатели в подростковой среде.

Можно отметить стремительный рост преступности несовершеннолетних в сфере наркобизнеса. Подростки привлекаются к ответственности не только за угоны, кражи и другие имущественные преступления, но и за актуальные на сегодняшний день преступления, которые связаны с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, а также сильнодействующих и ядовитых веществ (ст. 228-234 УК РФ). За последние три года отмечается тенденция роста данной категории преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Налицо малая эффективность всех принимаемых мер в сфере борьбы с наркопреступностью. Усилена уголовная ответственность за преступления, совершаемые в данной области, но традиционные пути решения этой проблемы не приносят ожидаемых результатов. Используя различные оценочные признаки преступления, затрудняется единообразное их установление на практике, зачастую ввиду неверных формулировок. Так, квалифицированный состав, который заключен в п. «а» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ определяет места совершения сбыта наркотиков, такие как: административные здания, сооружения административного назначения, помещения, используемые для развлечений и досуга. Все перечисленные места не единообразны и весьма многочисленны в правовом определении, а понятие «помещение, используемое для развлечений или досуга» законодательно должным образом до сих пор не закреплено [5, с. 168-172].

Вся система уголовно-правовых методов стимулирования желания избавиться от наркотической зависимости и пройти реабилитацию в нашей стране малоэффективна и малодоступна большинству наркозависимых, сис-

тема слабо ориентирована на российскую действительность [6, с. 11].

Законодательно установлена уголовная ответственность за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, но население не информировано об ответственности, которая предусмотрена за совершение преступлений данной категории (особенно лица в возрасте от 14 до 15 лет).

Формы и методы изобличения наркопреступников и привлечение их к сотрудничеству с правоохранительными органами существуют, но антинаркотическая работа с ранее осужденными лицами за преступления рассматриваемой категории остается на низком уровне, ей уделяется внимание формально, хотя именно эта категория лиц могла бы составить основу групп противодействия преступлениям в сфере незаконного оборота наркотических средств и психоактивных веществ.

Вся работа по борьбе с наркопреступностью относительно эффективна, уничтожение наркотикосодержащих кустарников, закрытие притонов, задержание сбытчиков и прочее оказывает определенное влияние как на цены наркотической и психоактивной продукции, так и на рынок сбыта в целом. Крупномасштабные акции влекут значительные финансовые ресурсы, решения по противодействию наркобизнесу принимаются размытые: усилить контроль, обязать улучшить, укрепить и так далее. Работа, направленная на противодействие наркотизму, должна быть ориентирована не на промежуточный, а на конечный результат. Необходима комплексная научная проработка рассматриваемой проблемы в стране, возможно, именно ее отсутствие не дает ожидаемых результатов и сводит на нет усилия различных организаций и общественных формирований, которые ведут борьбу с последствиями, а не причинами. Таким образом, вся проводимая работа может дать противоположные ожидаемым результаты.

Критерии принятия на учет наркозависимых достаточно размыты, а наркозависимые в большинстве случаев полагают, что в помощи не нуждаются и правонарушителями не являются, именно это и определяет латент-ность данного вопроса, а методика решения проблемы отсутствует.

Понять механизм воздействия наркотических препаратов на психику человека сложно, разграничить понятие «больной» и «преступник», рассматривая личность наркозависимого лица, еще сложнее. Лечить, наказывать, наказывать и принудительно лечить? Как правильно действовать? Безусловно, необходимо понимать различный уровень общественной опасности наркозависимых, нельзя уравнять курителя спайса и потребителя инъекционных наркотических препаратов, так как последние представляют большую опасность ввиду потенциальной возможности распространения СПИДа.

Философский и медико-биологический аспекты тоже имеют значение. Так, если в приоритете антинаркотической политики затрагиваются вопросы здоровья, то акцент внимания в последствиях употребления наркотических средств должен делаться на таких недугах, как предраковые заболевания легких, импотенция, шизофрения, атрофия мозга, эпилептические припадки, психозы, разрушение крови в 20 раз быстрее, нежели от употребления алкоголя. Не менее важен психофизиологический аспект зависимости, который толкает наркомана на преступления, предательство и унижение своего человеческого достоинства.

Период наступления полной наркотической зависимости индивидуален, но в большинстве случаев составляет несколько месяцев, ряд наркотических препаратов полностью подчиняют себе волю человека после принятия одной-двух доз, что так же необходимо учитывать, как факт, способствующий или же препятствующий борьбе с наркоманией.

Важно учитывать и недостаточно развитые механизмы добровольного лечения. Так, если наркозависимый решил отказаться от приема наркотиков, он в большинстве случаев вынужден прибегнуть к помощи врача, который подпольным образом будет применять меры для снятия абстинентного синдрома, что, разумеется, будет стоить не малых денег. Целесообразней организовать выездные бригады наркологических диспансеров, которые могли бы гарантировать анонимность.

Распространители и потребители наркотической продукции идут в ногу со временем, боясь быть разоблаченными, проявляют осто-

рожность в своих действиях. Главный страх наркозависимого - абстинентный синдром, именно в этой связи, формируя окружение из себе подобных, он ощущает некую защищенность и получает негласную гарантию поступления наркопродукции в группу зависимых, что потенциально снижает угрозу абстинентного синдрома. Несмотря на существенное снижение цен на наркотические средства и их легкодоступность, наркотики все же стоят немалых денег, для добычи которых подростки идут на преступления.

На законодательном уровне не выявлены действенные механизмы борьбы с наркоманией, что затрудняет решение вопросов о дальнейшем его совершенствовании. Основной блок антинаркотической политики должны составлять мероприятия по совершенствованию деятельности правоохранительных органов. Кроме выявления распространителей наркотической продукции, должны быть решены вопросы причины потребления. Суровые карательные меры должны применяться не к потребителям наркотических и психоактивных веществ, а прежде всего к их изготовителям и распространителям. Необходимо полностью блокировать каналы утечки наркотических средств и психоактивных веществ из фармацевтических и лечебных учреждений, улучшить и сделать более доступным лечение наркозависимых лиц в специализированных учреждениях. Возможно, анонимное лечение явилось бы более эффективным, введение обязательной ежегодной диспансеризации во всех учебных заведениях может стать эффективным способом выявления проблемы на раннем этапе. Также данная работа должна включать пропагандистские и воспитательные мероприятия, содержание которых должно быть направлено на информирование всех социальных групп населения о причинах и последствиях наркотической зависимости, патологическом действии наркотиков на организм, негативных генетических изменениях и так далее.

Безусловно, пошагово проблема наркотизации страны решается из года в год, но необходимо выработать новую парадигму антинаркотической политики. Толерантное отношение к наркотизму недопустимо, но желание и понимание необходимости преодоления наркотической зависимости лица, употребляющего

наркотические средства и психотропные вещества, необходимо.

До реорганизации ФСКН России выработала политику реабилитации и ресоциализа-ции лиц, которые употребляют наркотики в немедицинских целях. Сейчас она успешно применяется Главным управлением по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации. Федеральный закон от 25 ноября 2013 года № 313-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на стимулирование наркозависимых лиц для прохождения лечения и социальной реабилитации, что явилось новой системой координат [7].

Принудительное и добровольное лечение -это две большие разницы, здесь следует понимать, что профилактика наркомании требует комплексного подхода.

Значительная часть подростков не информирована о легкодоступности наркотических и психотропных препаратов, поэтому, проводя профилактическую работу с данной категорией, необходимо учитывать этот факт и организовывать ее таким образом, чтобы не вызвать лишний интерес к проблеме наркотизма.

Литература

1. URL: www.kremlin.ru/events/president/ news/54401.

2. Варданян А. В., Айвазова О. В. Оборот наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях системы здравоохранения как объект научного анализа // Философия права. 2012. № 4 (53).

3. Методика и порядок осуществления мониторинга, критерии развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах. URL: http://forumantinarko.ru

4. Милюков С. Ф. Крах толерантности и мультикультурализма как вызов российской криминологии. URL: htpp://www.criminologyc-lab.ru /home/ 3 - last - sessions 201-2015-06-08-11-03-06.html.

5. Ступина С. А. Некоторые вопросы квалификации сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в помещениях, используемых для развлечений или досуга // Актуальные вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков: материа-

Новая парадигма антинаркотической политики должна содержать в себе следующее обязательные элементы:

- комплексную концепцию борьбы с наркобизнесом;

- ликвидацию толерантного отношения к наркотизму путем активного привлечения СМИ;

- обязательную ежегодную диспансеризацию во всех учебных заведениях;

- необходимость проведения профилактических мероприятий с учетом уровня профилактики (здоровые люди, группа риска, злоупотребляющие);

- при квалификации преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств учет того факта, что данное преступление совершено против жизни и здоровья;

- конкретизирование признаков преступления;

- проведение систематических мониторин-гов с целью принятия эффективных управленческих решений для противодействия нарко-тизму в стране;

- содержание осужденных за наркопреступления отдельно от других лиц с целью проведения качественной антинаркотической политики с момента осуждения.

Bibliography

1. URL: www.kremlin.ru/events/president/ news/54401.

2. Vardanian V. A., Aivazov O. V. Traffic in narcotic drugs and psychotropic substances in healthcare institutions as an object of scientific analysis // Philosophy of law. 2012. № 4 (53).

3. The methodology and procedure for monitoring, criteria for the development of the drug situation in the Russian Federation and its subjects: URL: http://forumantinarko.ru

4. Milyukov S. F. The Collapse of tolerance and multiculturalism as a challenge to Russian criminology. URL: htpp://www.criminologyc-lab.EN /home/ 3 - last - sessions 201-2015-06-08-11-03-06.html.

5. Stupina S. A. Some issues of qualification of sale of narcotic means, psychotropic substances or their analogues in the premises used for entertainment or leisure activities // Actual problems of counteraction to a drug trafficking: materials of all-Russian scientific-practical conference. Khabarovsk, 2013.

лы Всероссийской научно-практической кон- 6. Milyukov S. F., Kozhukhova I. V. Human-

ференции. Хабаровск, 2013. ization of criminal legislation concerning drug-

6. Милюков С. Ф., Кожухова И. В. Гумани- dependent persons by encouraging them to treat-зация уголовного законодательства в отноше- ment and rehabilitation: the experience of critical нии наркозависимых лиц за счет побуждения analysis // Narcocontrol. 2014. № 14.

их к лечению и реабилитации: опыт критиче- 7. Federal law of November 25, 2013,

ского анализа // Наркоконтроль. 2014. № 14. № 313-FZ «On amendments to certain legislative

7. Федеральный закон от 25 ноября 2013 года acts of the Russian Federation» // Collected legis-№ 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные lation of the Russian Federation. 2013. № 48. законодательные акты Российской Федера- Art. 6161.

ции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 48. Ст. 6161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.