ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 373
Евгения Олеговна Кучина
г. Челябинск Елена Владимировна Львова
г. Челябинск
Формирование ответственного отношения к окружающей среде у дошкольников с использованием изобразительного искусства
В статье обуславливается необходимость своевременного экологического образования, а также рассматриваются формы его реализации для детей дошкольного возраста, в том числе, при использовании изобразительного искусства. Результатом обобщения информации в статье является предложение использования в процессе реализации экологического образования изобразительного искусства для эффективного формирования ответственного отношения детей дошкольного возраста к окружающей среде. Предложенные формы воспитывают не только экологические, но также и эстетические взгляды, и умения, которые позволят внести весомый вклад в формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
Ключевые слова: экология, изобразительное искусство, дошкольник, экологическое воспитание, экологическое образование, изобразительное искусство.
Evgeniya Olegovna Kuchina
Chelyabinsk Elena Vladimirovna Lvova
Chelyabinsk
Forming a responsible attitude to the environment in preschoolers with
using visual arts
The article stipulates the need of timely environmental education, also discusses the forms of implementation of environmental education for children in preschool age, including the use of visual arts. The result of the generalization of information in the article is the proposal to use the visual arts in the process of implementing environmental education for the effective formation responsible attitude to the environment of preschool children. The proposed forms bring up not only ecological, but also aesthetic views and sk ills that will make a significant contribution to the formation of a fully and harmoniously developed personality.
Keywords: ecology, visual arts, preschooler, environmental upbringing, environmental education, art.
Являясь частью живой природы, человек не может не замечать устоявшуюся тенденцию к ухудшению экологического состояния планеты Земля. Изменение данного направления или, по крайней мере, приостановка запустившегося процесса разрушения окружающей природной среды требуют от людей всей планеты осознанного понимания сложившейся проблемы и ответственного отношения к естественной природе. Значение сформировавшихся на сегодняшний день экологических проблем сложно переоценить, в связи с чем возникает необходимость формирования ответственного отношения к окружающей среде среди граждан. Взрослые люди в большинстве своем сложно обучаемы, и не потому что не способны, а потому что не хотят ничего менять в устоявшемся течении жизни. В то же время, детский ум, мягкий и податливый, открыт для воздействия, и задача родителей и воспитателей - сделать это воздействие полезным не только для самого ребенка, но и для общества, для всей планеты.
Загрязнения воды, почвы и воздушных масс хорошо известны жителям большинства регионов России, что ведет за собой неизменно негативные последствия -ухудшение состояния здоровья граждан и общего качества жизни, а также снижение продолжительности жизни. Приведенные последствия характеризуют влияние
124
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (43) 2019
ISSN 2542-0291
злоупотребления природными ресурсами и безответственного отношения к природе со стороны человека и на него, в то время как от пагубного воздействия страдает вся планета - различные экологические зоны, растения, все живые существа. Сложившаяся ситуация породила относительно молодое, но принципиально важное направление в образовании - экологическое образование, призванное продемонстрировать человеку его тесную связь с природой и зависимость от нее, проиллюстрировать закономерности окружающей среды и способы ее сохранения в благоприятном виде [4. с.6].
Многие исследователи придерживаются мнения, что экологическое воспитание и обучение необходимо начинать с дошкольного возраста. Среди таких авторов можно выделить Л.И. Егоренкова, разработавшего пособие для эффективного формирования первого этапа в непрерывном экологическом воспитании; З.Ф. Аксенову, опубликовавшую методическое пособие, которое раскрывает основные аспекты экологического образования дошкольников по авторской программе «Войти в природу другом»; С.Н. Николаеву, также подготовившую пособие по предоставлению экологического образования учащимся дошкольных организаций с предложением методов и форм организации воспитательно-образовательного процесса. Формирование ответственного отношения к окружающей среде в дошкольном возрасте обусловлено тем фактом, что предметное окружение ребенка-дошкольника разнообразно и многогранно, и его неотъемлемой частью являются различные природные аспекты -времена года, погодные явления, растения, животные и мн. др. [1. с.12]. Естественный процесс познания мира, активно протекающий в дошкольном возрасте, может быть направлен грамотным вмешательством родителей и воспитателей-педагогов. Так, благодаря эффективному, адекватному и своевременному влиянию возможно формирование здорового экологического мировоззрения у воспитанников, которое будет прямо или косвенно направлять все сферы их дальнейшей жизнедеятельности.
Экологическое воспитание дошкольников подразумевает ознакомление детей дошкольного возраста с природой и различными ее проявлениями. Наиболее целесообразно отбирать подходящие методы, методики и приемы, опираясь на возрастные особенности дошкольников. Следовательно, необходимо учитывать два основных критерия при выборе педагогических инструментов - их наглядность и возможность практического включения воспитанников [2. с.16]. На сегодняшний день, согласно приведенным критериям, один из наиболее распространенных инструментов -непосредственное окружение детей явлениями и объектами природы. При таком подходе воспитанники оказываются окружены живыми организмами и природными объектами, на которых демонстрируются и объясняются принципы и закономерности окружающей среды [5. с.29]. Благодаря этому возможно наглядно продемонстрировать взаимосвязанность частей природы между собой, где одной из таких частей должны выступать сами дети. Наглядность и практическое применение объектов природы позволяет повысить интерес воспитанников к предмету изучения, что повышает эффективность всего процесса экологического воспитания.
Как правило, в современных организациях дошкольного образования применяются различные формы экологического воспитания, в том числе:
- игры, в том числе сюжетно-ролевые;
- целевые прогулки на природе;
- наблюдения за сменой времен года и сезонными изменениями в природе;
- совместное с педагогом-воспитателем формирование уголка природы и дальнейшее за ним наблюдения;
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 3 (43) 2019
125
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
- просмотр художественных и документальных фильмов о природе;
- создание книг-самоделок на экологическую и природную тематику;
- создание гербария;
- чтение детской художественной литературы экологической направленности;
- экологические праздники и прочие мероприятия;
- беседы на природные-экологические темы;
- сбор коллекций семян, камней и проч.;
- изобразительная деятельность по экологической-природной тематике и др. [6. с.29].
Учитывая, что эффективная реализация экологического воспитания требует наглядности, можно предположить, что использование изобразительных средств и вовлечение детей дошкольного возраста в непосредственную изобразительную работу с предметами природы является эффективным методом формирования ответственного отношения к окружающей среде у дошкольников. В качестве изобразительных инструментов формирования ответственного отношения к природной среде могут быть использованы следующие направления деятельности:
- художественное изображение явлений и объектов природы;
- аппликация, лепка на природные темы и с использованием природных материалов;
- иллюстрирование воспитанниками художественных произведений, фильмов о животных и природе и пр.;
- создание тематических сборников, книг;
- посещение выставок, картинных галерей;
- совместное с воспитателем создание тематической выставки работ, уголка живой природы;
- художественное изображение сезонных и быстропротекающих явлений природы и др.
Перечень возможных способов применения изобразительного искусства в процессе предоставления экологического образования воспитанникам дошкольных организаций может пополняться в зависимости от проявления педагогической фантазии воспитателей и расширения возможностей современных технологий. Тем не менее, даже того, что уже существует на сегодняшний день достаточно, чтобы постепенно, но уверенно формировать адекватное восприятие окружающей среды, понимание взаимосвязи человека и природы, а также деятельности человека и ее последствий, которые могут быть и резко отрицательными.
При применении изобразительного искусства в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста происходит становление эстетических и нравственных критериев. Воспитывается интерес к живой природе. Приобщаясь в практической работе к миру природы, изучая плавный изгиб травинки, стебелька, движение ветки, прожилки на листиках, дети сознают красоту и ценность жизни [3. с.38]. Это позволяет не только внести вклад в формирование ответственного отношения к окружающей среде, но оказывает благотворное влияние на формирование эстетического восприятия мира, что дает возможность детям сейчас и в будущем видеть прекрасное всюду, в том числе, и в окружающей живой природе, беречь и приумножать природу родного края.
126
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (43) 2019
ISSN 2542-0291
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников : пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошк. учреждений, учителей нач. кл. / Л.И. Егоренков. - М. : АРКТИ, 2001. - 146 с.
3. Львова, Е.В. Пленэр как эффективная форма художественного образования / Е.В. Львова // История, археология и искусство: новые задачи и проблемы исследования : сб. науч. тр. по материалам I Междунар. науч.-практ. конф. - Нижний Новгород, 2017. - С. 37-45.
4. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб заведений / С.Н. Николаева. - М. : Академия, 2001. - 184 с.
5. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. - М. : Академия, 2002. - 336 с.
6. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF / сост. Е. Кузнецова. - М. : Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил.
REFERENCES
1. Aksenova, Z.F. Vojdi v prirodu drugom. Ekologicheskoe vospitanie doshkol'nikov [Enter the nature of a friend. Environmental education of preschoolers]. Moscow: TC Sfera, 2011. 128 p.
2. Egorenkov L.I. Ekologicheskoe vospitanie doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov: posobie dlya roditelej, pedagogov i vospitatelej detskih doshk. uchrezhdenij, uchitelej nach. kl. [Environmental education of preschoolers and primary schoolchildren]. Moscow: ARKTI, 2001. 146 p.
3. L'vova, E.V. Plener kak effektivnaya forma hudozhestvennogo obrazovaniya [Plein air as an effective form of art education] // Istoriya, arheologiya i iskusstvo: novye zadachi i problemy issledovaniya: sb. nauch. tr. po materialam I Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [History, archeology and art: new tasks and problems of research]. Nizhnij Novgorod, 2017, pp. 37-45.
4. Nikolaeva S.N. Metodika ekologicheskogo vospitaniya doshkol'nikov: ucheb. posobie dlya studentov sred. ped. ucheb zavedenij [The methodology of environmental education of preschool children]. Moscow: Akademiya, 2001. 184 p.
5. Nikolaeva, S.N. Teoriya i metodika ekologicheskogo obrazovaniya detej: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Theory and methodology of environmental education of children]. Moscow: Akademiya, 2002. 336 p.
6. Kuznecova E. (ed.) Ekologicheskie stihi i skazki klubov druzej WWF [Ecological poems and tales of WWF friends clubs]. Moscow: Vsemirnyj fond dikoj prirody, 2006. 104 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Е.О. Кучина, студентка, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия, e-mail: egik_g@mail.ru.
Е.В. Львова, старший преподаватель кафедры педагогов профессионального обучения и предметных методик, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия, e-mail: lvovaev@cspu.ru, ORCID: 0000-0001-9945-2733.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
E.O. Kuchina, Undergraduate student, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, e-mail: egik_g@mail.ru.
E.V. Lvova, Senior Lecturer, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, e-mail: lvovaev@cspu.ru, ORCID: 0000-0001-9945-2733.
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 3 (43) 2019
127