Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 1 (1), с. 325-327
325
УДК 327.7
ФОРМИРОВАНИЕ «ОСОБЫХ ОТНОШЕНИЙ»
МЕЖДУ РОССИЕЙ И БЕЛАРУСЬЮ В 1991-1994 гг.:
ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ
© 2013 г. А.И. Сусяев
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
susyaev@mail .ги
По1тупила в редакцию 25.12.2012
Анализируется взаимодействие России и Беларуси в начале постсоветского периода с акцентом на причины и предпосылки формирования «особых отношений» в 1991-1994 гг. События, происходившие в Беларуси, рассматриваются для подтверждения объективного характера данного феномена, который предопределил дальнейший ход интеграции двух стран.
Ключевые 1лова: «особые отношения», интеграция, «союзный миф», «национальное возрождение», либерализация, лояльность, национальная идентичность, политическая элита, советские жизненные стандарты, денежная система.
Для понимания современного состояния российско-белорусской интеграции и, соответственно, её перспектив необходимо оценить взаимодействие Москвы и Минска в начале постсоветского периода. Именно в 1991-1994 гг. была заложена модель сотрудничества двух стран, основные параметры которой сохраняются и сегодня.
Нижняя граница указанных хронологических рамок связана с подписанием 8 декабря
1991 г. Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, констатировавшего, что «Союз ССР, как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование» [1]; верхняя - с победой в 1994 г. А. Лукашенко на первых выборах президента Беларуси (должность была введена Конституцией того же года [2]).
Процесс становления Республики Беларусь в качестве независимого государства после распада СССР имел ряд особенностей, впоследствии обусловивших возникновение «особых отношений» с Россией. Их можно разделить на две группы.
1. И1ториче1кий и националъно-этниче1кий факторы. Беларусь была в меньшей степени затронута процессами «национального возрождения» по сравнению с другими республиками бывшего Советского Союза. В первую очередь это было связано с отсутствием исторического запроса на создание национального государства.
В ходе многовекового совместного существования русского и белорусского народов сложилась общность исторических судеб, культур, уклада хозяйственной жизни, родственность
менталитета. Белорусы наряду с украинцами являются одним из наиболее близких русским народов в генетическом и языковом отношении. При этом они традиционно лояльны как в политическом, так и в лингвистическом плане. В Беларуси не наблюдалось явного сепаратизма и тенденций к отделению от России, как, например, в ряде регионов Украины, и в наименьшей степени проявлялся национализм. Белорусы никогда не стремились отказываться от русского языка как государственного: абсолютное большинство населения БССР отдавало детей в русские школы, делопроизводство в госучреждениях велось преимущественно на русском языке.
Несмотря на то что большая часть жителей Республики считали себя этническими белорусами (77.86% по переписи 1989 г.), а доля этнически русских составляла 13.22% [3], представления о самобытности или «особом пути» Беларуси были довольно смутными и не пользовались значительной поддержкой населения, сознававшего себя частью «большой России» и являвшегося в основном русскоязычным. Поэтому на момент распада СССР белорусский народ, не имевший отрицательных стереотипов в отношении русских, был наиболее пророссийски настроен.
С течением времени доля русских в Беларуси существенно снизилась (8.3% по переписи 2009 г.), но и сегодня 72% населения Республики в повседневной жизни используют именно русский язык [4].
2. Политико-экономиче1кие факторы. Беларусь, не имеющая широкой базы сырьевых ре-
326
А.И. Су1яев
сурсов, выполняла функцию «сборочного цеха» Советского Союза. 80% белорусских предприятий были ориентированы на финальный цикл производства и зависели от общесоюзного рынка как в плане поставок сырья, так и в отношении сбыта продукции [5]. Такая ситуация не позволяла руководству БССР проводить самостоятельную политику без оглядки на Москву и осуществлять либерализацию экономической системы, которая могла быть жизнеспособной только в условиях государственного регулирования и существовавшей модели взаимоотношений с союзным центром. Кроме того, довольно высокий уровень жизни в Беларуси обусловливал общую удовлетворённость экономическим положением и отсутствие стремления населения к переменам.
Вследствие вышеуказанных причин, в период распада Советского Союза БССР была заинтересована не в формировании новой, национальной идентичности, а в максимальном сохранении советской, обеспечивающей прежние жизненные и экономические стандарты. В этом смысле Беларусь оказалась «наиболее советской» республикой бывшего СССР, поскольку выживание страны представлялось возможным лишь в рамках консервативной стратегии развития. Поэтому белорусская элита заняла наиболее жёсткую позицию в отношении происходивших процессов децентрализации и национального возрождения, восприняв инициированные М. Горбачёвым перемены как контрпродуктивные. Режим В. Кебича (премьер-министр Беларуси в 1991-1994 гг.) оказался в довольно затруднительной ситуации: поскольку демократизация по союзному образцу привела бы к крайне негативным последствиям для экономики БССР, он был вынужден сосредоточить свои усилия на максимальном сохранении статус-кво. Осуществив умеренную либерализацию и ряд преобразований в сфере восстановления национальной символики и государственной силы белорусского языка, В. Кебич выбрал экономическую политику наименьшего сопротивления. Она была сведена к трансформации плановой системы - снабжению белорусской экономики дешевыми российскими ресурсами, в первую очередь энергетическими, в обмен на готовую продукцию и лояльное отношение к Москве [5].
Выбранный курс некоторое время поддерживал работоспособность экономики, однако не мог обеспечить стабильность на длительный срок: нараставший износ основных фондов повышал издержки, а «фактор лояльности» не компенсировал их. Уровень жизни в Беларуси, в
1992 г. бывший самым высоким в СНГ, через
год стал падать обвальными темпами, и к 1994 г. Республика вошла в состояние глубокого экономического кризиса [6]. На этом фоне уровень доверия к В. Кебичу неуклонно снижался, а в белорусском обществе очень скоро оформился запрос на возврат в советскую социальноэкономическую действительность. Это вынудило белорусскую элиту прибегнуть к идее «восстановления СССР» как во взаимоотношениях с Россией, так и во внутриполитическом пространстве.
В 1993 г. по инициативе Минска было подписано Соглашение об объединении денежной системы Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации [7], а в 1994 г. -Договор об объединении денежной системы Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации и условиях функционирования общей денежной системы [8], допускавшие различные толкования и в итоге оказавшиеся нежизнеспособными.
Укрепление в общественном сознании Беларуси «союзного мифа» способствовало тому, что в ходе избирательной кампании 1994 г. основная борьба за введенную должность президента Республики развернулась между пророс-сийскими кандидатами - В. Кебичем и А. Лукашенко. Харизматичный директор совхоза сумел убедить белорусов в том, что именно он способен восстановить союз с Россией, которая отождествлялась в общественном сознании с СССР, и вернуть советские жизненные стандарты. Победе А. Лукашенко способствовал его талант искусного политика, по некоторым данным добившегося согласия на участие в выборах от московской элиты, опасавшейся победы лидера Белорусского народного фронта З. По-зняка [9]. После проведения голосования в Беларуси окончательно оформился режим, взявший курс на интеграцию с Россией и соответствующую политику, выполняющую запрос населения на восстановление утраченных связей.
Что касается самой России, то ее политическая элита того времени не придавала особого значения интеграции с Беларусью, поскольку это не было залогом ее выживания. Москва отдавала приоритет развитию сотрудничества с США и европейскими странами, от которых ожидала помощи в осуществлении реформ, способных максимально быстро перевести российскую экономику на рыночные рельсы. Поэтому в процессе сближения с Минском она действовала скорее вторым номером, не оказывая активной поддержки инициативам белорусской стороны, но и не сопротивляясь им. Для российской элиты интеграция с Беларусью обрела ценность несколько позднее, когда она стала важным политическим активом.
Население же России испытывало шок от распада СССР и экономической ситуации, сложившейся в результате неумелого копирования западных моделей руководством страны, а оно было озабочено в первую очередь собственным будущим, которое объективно не зависело от успеха российско-белорусского взаимодействия. Однако в российском общественном сознании белорусы традиционно воспринимались как часть единой восточнославянской общности, поэтому необходимость воссоединения никогда не вызывала вопросов.
Таким образом, для определенного в данной статье первого этапа российско-белорусских отношений посла распада СССР характерны следующие черты:
• в период 1991-1994 гг. был заложен фундамент «особых отношений» между Россией и Беларусью;
• причинами формирования «особых отношений» стали осознание минской политической элитой их безальтернативности для поддержания экономики в работоспособном состоянии и самосохранения, а также запрос населения Республики на возврат в советскую действительность;
• инициатива сближения исходила от политического руководства Беларуси;
• в основу взаимодействия была положена старая модель обеспечения белорусской экономики дешевыми энергоресурсами и рынком сбыта в обмен на политическую лояльность, что определило противоречивый характер российско-белорусской интеграции;
• период завершился приходом к власти в Беларуси А. Лукашенко, по сей день являющегося главой Республики. Во многом с его личностью связано возникновение «президент-
ского фактора» в российско-белорусских отношениях, которые стали чрезмерно зависимы от политической воли руководителей двух стран.
Список литературы
1. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (08.12.1991 г.) // http:// www.cis.minsk.by/page.php?id=176 (дата обращения:
18.11.2012 г.).
2. Конституция Республики Беларусь
(15.03.1994 г.) // http://zakanadaustva.narod.ru/
constitution1994.html (дата обращения: 18.11.2012 г.).
3. Шахотько Л.П. Динамика численности и структуры населения Беларуси // http://demoscope. ru/weekly/2011/0469/analit01.php (дата обращения:
18.11.2012 г.).
4. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь // http://belstat.gov.by/homep/ru/perepic/2009/itogi1.ph p (дата обращения: 18.11.2012 г.).
5. Коктыш К. Постсоветская трансформация Белоруссии // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 2. С. 72.
6. Шимов В. Экономика Беларуси на рубеже веков: тенденции развития // Экономическая наука современной России. 2001. № 3. С. 114-115.
7. Соглашение об объединении денежной системы Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации (08.09.1993 г.) // http:// www.lawrussia.ru/texts/legal_836/doc83a858 x944. htm (дата обращения: 25.11.2012 г.).
8. Договор об объединении денежной системы Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации и условиях функционирования общей денежной системы (12.04.1994 г.) // http://www.belmos.ru/print.php?type=leg<ype=s&i d=48 (дата обращения: 25.11.2012 г.).
9. Ивашкевич С. Как Лукашенко стал белорусским и не стал российским президентом // http://maxpark. com/ community/politic/content/1623 331 (просмотрено 12.11.2012 г.).
ESTABLISHMENT OF «SPECIAL RELATIONS» BETWEEN RUSSIA AND BELARUS IN 1991-1994:
CAUSES AND PREMISES
A.I. Susyaev
The article examines interaction between Russia and Belarus at the beginning of the post-Soviet period with the emphasis on causes and premises of the establishment of «special relations» in 1991-1994. The author considers developments in Belarus to prove the objective character of this phenomenon, which predetermined the course of the two states’ further integration.
Keywords: «special relations», integration, «union myth», «national renaissance», liberalisation, loyalty, national identity, political elite, Soviet standards of living, monetary system.